Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Строение черепа и лица.



 

Скелет головы состоит из 2 частей:

1.     Черепной коробки (верхне-задней части головы).

2.     Скелет лица (передней нижней части головы). ЧЕРЕПНАЯ КОРОБКА состоит из костей: лобной, двух височ-ных, затылочной и двух теменных, каковые, соединяясь своими зазубренными краями, образуют швы.

На лобной кости лобные бугры обозначены у юношей резче, чем у пожилых людей тогда как у последних наиболее выдаются надбровные дуги. Скелет лица имеет выпуклости и впадины.

ВЫПУКЛОСТИ: 1) лобная, 2) две скуловые, 3) надбровные дуги,  4) носовая с хрящем, 5) подбородочная.

ВПАДИНЫ: а) две височные, б) две глазные, в) две подску- ловые, г) две носовые, д) две челюстные, е) носогубные и ж)подбородочные.

 Гримирующийся должен знать, когда именно, в каких случаях следует уменьшать посредством грима или увеличивать те или иные естественные впадины и выпуклости соответственно возрасту, здоровью или характеру изображаемого лица.

МУСКУЛЫ (МЫШЦЫ) ЛИЦА. Форма лица образуется впадинами и выпуклостями от лицевых костей, сокращающихся мускулов (мышц), несокращающихся их концов (сухожилий, как бы веревок, посредством которых мускулы прикрепляются к костям), от находящегося сверх мускулов соединительно-тканного слоя с подкожной клетчаткой и от большего или меньшего количества подкожной жировой ткани.

Сухожилия, в сущности, не меняют формы, но когда сокращаются мускулы, то сухожилия натягиваются, как веревки, и, становясь более заметными, яснее обрисовываясь, приподнимают кожу.

Закругленность лица зависит от большего или меньшего развития подкожной клетчатки и жирового слоя.

Большинство мускулов головы расположены на лице. Их можно подразделить на две группы: жевания и выражения.

Первые двигают нижнюю часть лица, вторые же выражают на лице переживания (эмоциональные движения) - чувства, страсти и мысли.

Мускулы выражения (мимические) очень тонки, их называют кожными, как двигающие кожу; они прикрепляются с одной стороны к скелету, а с другой - к коже, перемещая и изменяя форму складок и морщин кожи. Их сокращение обнаруживается перемещением и изменением форм и складок век, губ и т. д.

Если линиями обозначить на рисунке глаза, нижнюю часть носа и губы (т. е. схематически), то давая направления линиям вверх или вниз можно получить три основных переживания ( эмоциональных движения)

1)    покоя,

2)    печали,

3)    радости.

Часто достаточно сокращения и одного мускула, чтобы выразить то или иное чувство.

Так, например, боль можно выразить, единственно, только сокращением мускула, поднимающего и сдвигающего брови.

Мимика — язык переживаний человека со всем их разнообразием. И потому язык равно понимается и маленьким ребенком и чужестранцем. Мимика столь же необходима в сценической игре, как слово, движение и жест. Конечно, нельзя играть на сцене с лицом ничего не выражающим, как нельзя на сцене вместо мимики, выражающей переживание, заниматься пустым гримасничаньем.

 Мы не рекомендуем заниматься мимическими упражнениями только по мимическим схемам, так как мимика во многом зависит от прирожденной способности и природной подвижности того или иного лица. Знать же сокращением каких именно мускулов выражается то или иное сценическое переживание необходимо для гримирующегося. В этом отношении некоторые мимические схемы, могут быть, безусловно, полезными.

Мы даем руководство не по мимике, а по гриму. О мимике говорим в связи с гримом. Знание мимических схем, безусловно, должно служить основанием для грамотной гримировки. Так, например, вы должны изображать на сцене жизнерадостного человека, с вашего лица, как говорится, не сходит улыбка, а вы вдруг проводите межбровную складку и опускаете углы рта, сделав грубо-условные морщинки. Вспомните одну из основных схем и вам станет понятным, что так гримироваться т. е. опускать углы рта, не следовало. Это можно было бы сделать в том случае, когда лицо должно было бы выражать не радость, а печаль.

Все части лица как их видом и формой, так и движениями мускулов выражают характер человека. Человек плаксивый по характеру так часто делает плаксивое выражение лица, что эта мимика становится его привычной мимикой, отражающей его характер.

Поэтому необходимо выяснить в роли, какое преобладает привычное мимическое движение лица, и соответственно ему давать грим. Но вместе с тем делать это не очень грубо, чтобы лицо могло выражать и иные переживания, иначе получится однообразная гримаса. Кроме того, следует помнить, что схемы переживаний условны, так как обычно резкие мимические выражения маскируются совершенно им противоположными. Под маской добродушия иногда скрывается и жестокий человек. А бывает и так, что человек с суровым выражением лица, но оказывается мягким и добрым. Если мимика отражает переживания, свойства характера и темперамент, то грим должен это усиливать. При этом надо помнить, что необходимо в своем лице подчеркивать гримом, а что наоборот замаскировать соответственно сценическому образу. Поэтому-то гримирующийся и должен прежде псе го знать свое лицо.

Схемы нужны для проверки своей привычной мимики. Привычная мимика артиста в жизни может не соответствовать роли. К примеру: исполнитель в жизни человек плаксивый, поэтому у него и в радостные минуты лицо выражает неполную радость, а с налетом грусти. Для изображаемой роли это выражение может быть не только не подходящим, но и нарушающим характер роли.

ЧЕРЕП

1. Лобная кость. 2. Височная. 3. Скуловая. 4. Верхняя челюсть.

5. Нижняя челюсть. 6. Надбровная дуга. 7. Полукружная височная линия

8. Надпереносье. 9. Передняя носовая кость. 10 Собачья ямка.

11. Подбородочный бугор.

1. Лобная кость. 2. Теменная кость. 3. Височная линия. 4. Височная кость

5. Затылочная кость. 6. Сердцевидный отросток. 7. Скулоав дуга.

8. Скуловая кость. 9. Верхняя челюсть. 10. Нижняя челюсть.

11. Угол нижней челюсти. 12. Передняя носовая кость. 13. Носовая кость.

Кости затылочная и теменная обычно покрыты волосами, и их характерная форма редко выступает, но с особенностями их строения приходится считаться при изображении лысой головы. B этом случае следует обратить внимание на форму затылочной кости, которая определяет выпуклость задней части черепа, или круто спускающейся вниз или оттягивающейся назад; при этом теменные кости выявляют свою более выпуклую часть, так называемый теменной бугор.  

Резкое изменение и подчеркивание этих особенностей строения черепной коробки передается в гриме посредством клееных жестких париков.  

Височные кости образуют боковые части мозгового черепа, граничат спереди с лобной костью, сверху с теменными, сзади  с затылочной и снизу с отростком скуловой дуги. Это пространство образует так называемую височную впадину.  

Височная впадина. Знание ее границ, умение подчеркнуть или маскировать имеет большое значение в гриме. Особенное значение имеют расположенный у виска отросток скуловой дуги и граница между лобной и височной костями, так называемая «лобная полукруглая линия, которая при лысой голове выявляет весь свой характерный вид и представляет собой почти замкнутый круг вокруг слухового отверстия.  

Лобная кость, являясь фронтальной, принимает участие в формировании лица, и все особенности ее строения отчетливо видны. Лобная кость похожа на выпуклую створку раковины. Верхняя часть кости несколько выступает вперед, образуя два симметричных выступа - лобные бугры и внизу от отростка нос и над глазничными впадинами два как бы «полулунной» формы валика  надбровные дуги. Величина надбровных дуг и лобных бугров бывает различна (в общем они бывают менее сильно развиты у женщин). Между надбровными дугами и лобными буграми образуется ромбовидная площадка, имеющая иногда вид довольно отчетливо видимой впадины, так называемое надпереносье. Книзу от надпереносья, лобная кость переходит в отросток, который, соединяясь с костями носа, образует переносье, имеющее форму то широкого, то узкого, более вогнутого и т. д.  

Среди различных форм переносья следует отметить так называемый греческий профиль. Сущность его состоит в том, что линия профиля лба, почти не вдаваясь у корня носа, прямо переходит в прямую спинку носа; кроме того вся линия приближается к вертикальной. Имело ли греческое искусство для своего профиля лица прообраз в действительности? По мнению Кампера, греческий профиль в своей самой совершенной форме есть плод фантазии древних скульпторов, не имеющий ничего подобного себе в природе. По мнению других, встречаются и среди современных дам обитателей Кавказа и Армении отдельные лица с более или менее отвесной линией (профиля носа и лба и с чуть намеченной впадиной переносья.  

Верхнеглазничный край лобной кости по краям переходит в скуловые отростки, соединяющиеся со скуловыми костями, образуя скуловые дуги.  

Характерные особенности височных и лобной костей в гриме передаются, главным образом, живописными приемами.  

Кости лица составляются из следующих частей: верхняя челюсть, нижняя челюсть, скуловые кости и кости носа.  

Верхняя челюсть имеет отростки: скуловой, зубной и носа, последний вместе с костями носа образует костный его остов, книзу от которого лежит грушевидное отверстие. Зубной отросток своей величиной, а также формой и характером расположения зубов влияет на характер верхней губы.  

На самом теле верхней челюсти имеется углубление - щечная ямка, которая является как бы основанием впадины под скулами и отчетливо видна у худощавых людей. Скуловые отростки, соединяясь со скуловыми частями, вместе со скуловыми отростками лобной кости образуют скуловые дуги 

Скуловые дуги определяют ширину лица и придают определенный характер общей пластической форме лица. Верхними своими краями скуловые дуги образуют нижние границы глазничных впадин.  

Общий выступ скулы натягивает кожу лица, образует под скулой впадину, более или менее сильно выраженную у худощавых людей, у полных же людей, у которых выступ скуловой кости округлен, отчетливо видна только граница между щекой и виском.  

Нижняя челюсть представляет собой тело, от которого отходят боковые ветви, которыми нижняя челюсть сочленяется в суставной ямке с верхней челюстью. На теле нижней челюсти мы имеем подбородочный бугор, определяющий форму подбородка лица.  

Ветви нижней челюсти отходят от тела под углом, который отчетливо выступает у шеи. Этот угол меняется с возрастом человека, приближаясь и прямому в зрелом возрасте; в старости, при выпадении зубов и смещении челюсти линия ветвей нижней челюсти принимает новое характерное косвенное направление.

Череп определяет конструктивную форму головы человека и является жесткой основой, к кот которой прикрепляются мышцы, - сложная система лицевых мускулов, управляющая мимическими движениями лица.

Мышцы лица подразделяются на два группы:

1) жевательные мышцы,  

2) мимические мышцы.  

1) Жевательных мышц, прикрепленных снаружи и имеющих пластическое значение, всего две - жевательная и височная.  

Жевательная мышца представляет мясистую четырехстороннюю массу, начинается от скуловой дуги и прикрепляется к углу нижней челюсти. Благодаря своей толщине мышца образует резко выраженный рельеф к углу нижней челюсти. От этого щеки у худощавых людей кажутся как бы ввалившимися, а у полных, благодаря скоплениям жира, щеки принимают шарообразный вид. Сокращаясь, жевательная мышца поднимает нижнюю челюсть и производит акты жевания. Мышца сокращается также при всяком усилии, крике, при выражениях угрозы, гнева 

и т. д. Это сокращение мышцы обрисовывается на боковых частях лица в виде ярко выраженного утолщения щек. Резко очерченная форма жевательной мышцы придает физиономии выражение энергии.  

Височная мышца занимает все пространство височной кости и оканчивается на венечном отростке нижней челюсти. Влияет на пластическую форму височной впадины, скрывая иногда границу перехода от лобной к височной кости.  

2)Мимические мышцы прикрепляются с одной стороны к скелету, а с другой - к коже. Сокращаясь, они перемещают и изменяют форму складок и морщин кожи. Сокращение каждого мускула лица образует на коже одну или несколько складок, направление которых перпендикулярно направлению мышцы.  

  К мимическим мышцам относятся: лобные, пирамидальная, сдвигатели бровей, круговые глаз, большие и малые скуловые, поднимающие верхнюю губу и крылья носа, поперечная носа, круговая рта, треугольные и квадратная подбородка и кожная мышца шеи.  

Лобная - нижний край прикрепляется к коже бровей, оттуда, поднимаясь вертикально вверх, на уровне корня волос переходит в сухожильную пластинку надчерепной мышцы. Сокращаясь, тянет кожу лба снизу вверх, поднимает при этом брови и образует поперечные складки на лбу. Сопровождает мимические выражения внимания, удивления и т. д.  

Пирамидальная - нижним концом прикрепляется к костям носа, а верхний теряется в коже между бровями. Является как бы антагонистом лобной мышцы и, сокращаясь, тянет вожу надбровного пространства книзу, образует короткие поперечные, складки, спускает немного внутренние концы бровей. Сопровождает выражения гордости, угрозы, вызова и т. д.  

Сдвигатели бровей - прикрепляются на лобной кости над надбровными дугами, отсюда натравляются кнаружи и немного вниз и прикрепляются к глубокой. поверхности кожи бровей. Сокращаясь, притягивают брови внутрь и немного вверх, как бы переламывая в точке присоединения, наподобие занавески, которую шнурок приподнимает и прикрепляет к неподвижной точке. На коже лба образуются складки, расположенные концентрически над этим изломом бровей, на средней части лба. Сопровождают выражения страдания, боли.  

Круговая мышца глаз - окружает орбиту глаз. Разделяется на мышцу век и орбиты. Мышцы век, сокращаясь, смыкают их. При слабом сокращении веки только прищуриваются, сопровождая выражение презрения.  

Круговая мышца орбиты разделяется на верхнюю и нижнюю. Нижняя, сокращаясь, оттягивает несколько нижнее веко и образует морщину при соединении со щекой, дополняя выражение смеха.  

Верхняя часть круговой мышцы орбиты находится под кожей брови. Волокна ее идут в том же направлении, как и бровь, описывая дугу, вогнутую вниз, концы ее присоединяются к соответствующим краям глазницы. Сокращаясь, она. выпрямляет свой изгиб, а так как она прикреплена к коже бровей, то изменяет и изгиб брови, делая ее более прямолинейной. Сопровождает выражения размышления, думы.  

Большая скуловая - начинается от скуловой дуги и, направляясь косвенно вниз, прикрепляется к внутренней поверхности кожи углов рта. Сокращаясь, оттягивает утлы рта вверх и наружу. Растягивая рот, изменяет его прямолинейный характер, при этом боковая половина рта направляется косвенно вверх; нижний конец носогубной складки также поднимается вверх, описывает кривую, концентрическую с углом. рта, а остальная часть носогубной складки переходит в кривую с выпуклостью вниз. Кожа щек, собранная к скуле, становится более выдающейся и у наружного угла глаза образует расходящиеся морщинки (гусиные лапки). Сопровождает выражение смеха.  

Малая скуловая мышца - начинается от щечной поверхности скуловой кости и прикрепляется в толщине носогубной складки. Сокращаясь, изменяет носогубную складку так же, как и большая скуловая, но менее сильно (участия в смехе не принимает). Сопровождает выражение плача.  

Мышца, поднимающая верхнюю губу - начинается от нижнего края глазницы, идет вертикально вниз и прикрепляется частью к крылу носа, частью к верхней губе, недалеко от серединной ее части. Сокращаясь, оставляет угол рта неподвижным и придает каждой половине линии губ косвенное направление вниз и наружу, в то же время приподнимает крыло носа и расширяет ноздри. Сопровождает выражение плача.  

Поперечная мышца носа - прикрепляется к коже щеки на уровне боковых частей носа; отсюда она направляется поперечно по боковой поверхности носа, достигает спинки его и тонким сухожильным растяжением, составляющим ее неподвижную точку, соединяется с такой же мышцей другой стороны носа. Сокращаясь, образует на боковых поверхностях носа ряд вертикальных складок. Сопровождает выражения презрения, отвращения и т. д.  

Мышца, поднимающая угол рта - начинается на собачьей ямке верхней челюсти, а оканчивается в коже угла рта. При сокращении она поднимает угол рта и исполняет роль антагониста мышцы, опускающей угол рта.  

Круговая рта - окружает отверстие рта, образуя толщу губ. Сокращаясь, видоизменяет форму их, подтягивая губы или вытягивая их вперед. Сопровождает акт жевания.  

Треугольная мышца - образует маленький треугольник, основание которого прикрепляется к нижней челюсти снаружи подбородочного бугра, вершиной своей прикрепляется к углу рта. Сокращаясь, опускает угол рта, придавая линии туб косвенное направление вниз и наружу; тянет вниз нижний конец носогубной складки, так что делает ее почти прямой, а нижний конец носогубной складки обрисовывает небольшой изгиб, обхватывающий угол рта. Сопровождает выражения грусти, презрения и т. д.  

Квадратная - несколько скрыта основаниями предыдущих треугольных мышц, прикрепляется к передней части нижней челюсти, направляясь вверх, теряется в нижней губе. Сокращаясь, опускает нижнюю губу, несколько выворачивая ее. Сопровождает выражение отвращения.  

Подкожная мышца шеи - начинается от верхней части кожи груди, направляется вверх, прикрепляется к коже подбородка нижней губы, угла рта и щеки.  

Самые верхние ее волокна почти горизонтальны и протягиваются от кожи в области уха к углам рта (так называемая мышца смеха - Санторини).

Сокращение подкожной мышцы шеи, и производя само по себе определенных выразительных движений, присоединяется к сокращению других мышц при переходе мимического выражения в предельную стадию своего проявления (испуг — ужас, гнев — ярость; смех — конвульсивный смех.

Рассматривая мимический аппарат лица, можно выделить такие мышцы, сокращение которых является главным при том или ином мимическом выражении (например: лобная — «мускул внимания», пирамидальная — «мускул гордецов», скуловая «мускул смеха», треугольная — «мускул презрения» и т. д. ), и мышцы, дополняющие выражение (таковы, например, части круговой мышцы глаза, малая скуловая, подкожная мышца шеи и т. п. ).

Так как мимические выражения являются всегда следствием определенных сокращений мышц, мы можем совершенно точно установить, какие мышцы создают данное мимическое выражение и сокращение каких мышц является основным, а каких дополняющим. Актер должен это знать совершенно точно, чтобы суметь подчеркнуть в гриме основной характер выражения. Наконец, анализируя мимические выражения, актер должен обратить внимание на те индивидуальные особенности, которыми отличается мимика его лица. Например, при гневе у всех людей брови нахмуриваются, но у одних это нахмуривание выражается в резком изломе бровей, тогда как у других брови становятся только более прямыми: у первых в межбровном пространстве образуются две-три вертикальные складки, у вторых - одна складка, но очень глубокая, и т. п.

Не все мимические выражения подчеркиваются гримом, обычно не рисуют на лице крайние, проявления мимики: ужас, ярость, или быстро сменяющиеся мимические выражения: восхищение, испуг, плач и т. п.

Мы рассмотрим только два основных мимических выражения (гнев, печаль), так как с ними актеру главным образом приходится иметь дело в гриме. Но это, однако, не значит, что другие мимические выражения изучать не нужно и что они не имеют никакого отношения к гриму. Напротив, возможности грима достаточно обширны и разнообразны, перечислять их излишне, так как совершенно не требуется фиксировать гримом тю или иное мимическое выражение полностью, достаточно подчеркнуть или выделить лишь отдельные элементы его в соответствии с конкретными задачами образа, создаваемого актером.

ГНЕВ выражается в мимике лица сильным нахмуриванием лба (сокращение сдвигателей бровей, пирамидальной мышцы и верхней части «рутовой мышцы глаза), при котором внутренние концы бровей сдвинуты и опущены книзу. В межбровном пространстве вследствие этого образуются резко выраженные вертикальные складки. Переносье выдается из-под нависших бровей. Верхние веки сильно нависают над глазами. Губы плотно сжаты, причем но-согубная складка несколько вытягивается по своему направлению. Щеки кажутся более впалыми, так как впадины щек подчеркиваются сильно выступающими при своем сокращении жевательными мышцами. Центр мимического выражения в верхней части лица.

ПЕЧАЛЬ. Это эмоциональное состояние в мимике лица выражается бледностью кожи и общим мышечным расслаблением, от которого все черты лица кажутся как бы опустившимися книзу и удлиненными. Брови нередко принимают косюе направление, при котором внутренние концы бровей подняты кверху (положение бровей обратное нахмуриванию). Это положение бровей образуется вследствие одновременной работы сдвигателей бровей и средней части лобной мышцы. На лбу при этом образуются характерные подковообразные морщины. Верхнее веко, несколько нависая над глазом, приподнимается вверх параллельно направлению бровей. Переносье, вытягиваясь кверху, удлиняет нос.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.