4.Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в условиях ДОУ и адаптивной школы для детей с нарушением зрения.
Одним из важных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования у дошкольника с нарушением зрения социально-адаптивных форм поведения и деятельности является коррекционное занятие. Занятие обеспечивает дошкольнику с нарушением зрения помощь в овладении специальными навыками, компенсирующими в определенной степени последствия зрительного дефекта, помогает в формировании единой, целостной картины мира и стройной системы взаимосвязей, даёт возможность самореализации и успешной адаптации в социальной среде.
В настоящее время в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения организуются и проводятся специальные коррекционные занятия следующих видов:
- 1. Развитие зрительного восприятия.
- 2. Развитие осязания и мелкой моторики.
- 3. Ориентировка в пространстве.
- 4. Социально-бытовая ориентировка.
- 5. Коррекция нарушений речи.
- 6. Ритмика.
- 7. Лечебная физкультура.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в процессе непрерывной образовательной деятельности (НОД), совместной со взрослым, и в процессе самостоятельной деятельности детей. Коррекционно-развивающая работа предполагает привлечение родителей (законных представителей) к решению коррекционно-развивающих и реабилитационных задач.
Коррекционно-развивающая работа реализуется в следующих направлениях:
- -социально-коммуникативное развитие;
- -познавательное развитие;
- -речевое развитие;
- -художественно-эстетическое развитие;
- -физическое развитие.
В рамках НОД проводятся следующие коррекционные занятия:
- 1. Развитие зрительного восприятия. ( На занятиях по развитию зрительного восприятия работа тифлопедагога направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине; на формирование умений выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета; на формирование навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий. )
- 2. Ориентировка в пространстве. (На занятиях по ориентировке в пространстве следует формировать точные пространственные представления, уточнять представления о предметах окружающего мира. Большое место уделяется обучению ориентироваться на основе представлений, расширению практического опыта ориентировки в окружающем)
- 3. Социально-бытовая ориентировка. (На занятиях по социально-бытовой ориентировке при обследовании предмета необходимо подключать все виды восприятия для формирования более точных и полных предметных представлений. Целесообразно научить детей способам целенаправленного восприятия, последовательного знакомства (по алгоритму, плану-символу) с объектами окружающей действительности, приучая ребенка активно получать и уточнять информацию о себе и своих сенсорных возможностях, о предметах и явлениях реального окружения. Для развития навыков социально-бытовой ориентировки важно научить детей обращаться с предметами ближайшего окружения, определять их свойства, качества и назначение по существенным признакам, на основе овладения приемом сравнения. )
- 4. Развитие осязания и мелкой моторики (индивидуальное или как часть вышеперечисленных подгрупповых коррекционных занятий). (Занятия по развитию осязания и мелкой моторики проводятся с целью формирования у дошкольников с нарушениями зрения представлений о предметах окружающего мира и компенсаторных способов оперирования ими на основе тактильно двигательных ощущений. )
В структуру коррекционно-образовательного процесса также включается образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
|