Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учитель: Ребята! С именем какого князя связано строительство храма Святой Софии в Киеве? (Работа со слайдом) Приложение 1



Учитель ИЗО: Посмотрите, внимательно, ребята, на реконструкцию храма Святой Софии. Какие архитектурные детали, используемые в культовом строительстве, вам известны? В архитектурных сооружениях каких стран они применялись?

(Ответы учеников)

В храме Святой Софии зодчие используют новые приемы: перекрытия по закомарам, пилястры, расчленяющие стены, купола на барабанах. Большой каменный квадрат окружен с севера, запада и юга двумя рядами открытых галерей. Их на Руси называют папертями.

Все части здания связаны между собой, подчинены единому ритму и гармонии. Ритм -соразмерность, закономерное сочетание, рождается из чередующихся одинаковых архитектурных элементов. Это полуциркульные арки – галереи, которые повторяются затем в арках верхних окон, и завершается закомарами, сводом, на котором держится крыша.

Словарная работа: обучающиеся вносят записи в словарь.

Пилястра – пристенная полуколонна, прямоугольная в основании.

Закомара – полукруглое завершение стены.

Работа со слайдом

Глядя на примеры архитектурных построек, выберите сооружения, относящиеся к эпохе Киевской Руси и, по возможности, назовите их.

2-й киевлянин: В нашем храме идут богослужения, здесь мы обсуждаем важные вопросы, князья вступают на престол, здесь же находится библиотека. Наш митрополит Илларион – первый русский митрополит в “Слове о законе и благодати” говорил о нашем Храме: “Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земном от востока до запада”. Вровень стоит наш храм с вашей великой Софией.

Войдем внутрь святой Софии!

Огромное пространство храма делят двенадцать мощных крестообразных столбов. В двенадцать широких окон основания центрального купола диаметром 8 метров льется солнечный свет и кажется, что купол парит в воздухе. Посмотрите, здесь мастера поместили фигуру Спасителя нашего Иисуса Христа Вседержителя. Блистает мозаика золотом, сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего здесь до 130 оттенков. Мерцающая живопись! Сильна наша держава, если может позволить себе эту роскошь, богатство, красоту! В простенках храма изображены святые, а в центральной апсиде – Богоматерь Оранта (Молящаяся) в фиолетовых одеждах, красных сапожках. Она молится, воздев руки к небу. Огромные глаза, тонкий нос, удлиненный овал лица, одухотворенность облика – она парит в вышине, являя собой самое преданное служение Богу. “Оранта” – по-нашему Заступница, мы называем ее “нерушимая стена”– для нас она не только “мать всего сущего”, но и заступница, ограждающая нашу Русь от бесчисленных врагов.

1-й киевлянин: Под ногами расстилаются узоры мозаичных полов.

Здесь в Софии нас окружают ангелы и святые, здесь мы особенно близки к Богу.

Храм украшен и фресками. Штукатурка быстро сохнет, поэтому мастера должны быть искусны, чтобы быстро и точно наносить краску. Здесь изображен ваш император, колесницы на ипподроме, а рядом, вровень с ним наш князь Ярослав со своей семьей. Здесь, на южной стене – младшая дочь Ярослава – Анна, которая стала французской королевой, на западной стене изображены Елизавета – она сейчас королева Норвегии, старший сын Ярослава Владимир, а рядом – Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав – сыновья Ярослава.

Посмотрите, здесь изображен и кулачный бой, и ряженные, и скоморохи, сцены охоты. Краски яркие, искусно подобранные.

Наши храмы богато украшены иконами, ведь в деревянном храме нельзя создать фреску или мозаику. А возводят у нас большинство деревянных храмов. Поэтому искусство иконописи пришлось нам по душе. Иконы появились во времена раннего христианства. Евангелист Лука, художник по профессии, написал несколько образов Божьей Матери.

Старая легенда гласит: девушка расставалась со своим любимым, который уходил на войну, и, как только дорога скрыла его, она взяла небольшой плоский камень и начертала на нем дорогой ей лик, чтобы никогда не расставаться. “Изображение”– по-гречески – “икона”.

Учитель: В 787 году на Вселенском соборе дали определение, что есть икона. На иконах изображается не божество, которое непостижимо и невидимо для нас, но его человеческий образ. Образ воплощает добродетель или порок. Икона учит нас отличать добро от зла, помогает нам спастись от адских мук. Человеческое тело скрыто одеждами, ведь подлинная красота в душе человека, его лике, глазах.

В иконописи мы следуем византийским образцам-канонам. Но у нас иконы живут чувствами. Изображают сомнения, надежды, огорчения, в них живет наше восхищение природой. Для простых людей иконы – книги, рассказывающие о верности, любви, терпении, преданности и вере. Когда мы смотрим на Власия, то вспоминаем свою единственную лошаденку, когда смотрим на грозный лик Ильи, думаем о земле, жаждущей дождя. У Николы мы просим о помощи, чтобы уберечься от пожаров. Параскева Пятница ведает торговыми делами, мы ставим ей церкви на торговых площадях, а ярмарки устраиваем по пятницам.

Учитель: Каждое изображение на иконе имеет свой смысл, свое значение. Если изображен человек с рукой, прижатой к щеке, – это знак печали, а протянутая вперед рука с раскрытой ладонью обозначает повиновение и покорность.

Все действующие лица икон озарены нимбами: золотым или цветным сиянием вокруг головы. “Нимб – слово греческое и означает оно “облако”, “туча”.

Нимб – это символ святости и божественности.

Свое значение имеет цвет. По темно-вишневому плащу узнаем Богоматерь. По светло-малиновому цвету – апостола Павла, по желтому, охристому определяем апостола Петра.

Краски как азбука: красный цвет – цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый – выражение юности, жизни; белый – причастности к высшему званию.

2-й киевлянин: У нас есть свой иконописец – монах Киево-Печерского монастыря Алимпий.

Учился он у ваших греческих мастеров, когда они расписывали алтарь Успенского собора. Алимпий помогал им и учился. При этом случилось чудо!

Образ Богородицы “сам вообразился и просветился паче Солнца”, из уст Богородицы выпорхнул белый голубь, облетел весь храм и скрылся.

Тогда наш Алимпий постригся в монахи и продолжал заниматься своим искусством: “иконы писать хитр бе зело”. За многие добродетели игумен поставил Алимпия священником и проводил Алимпий ночи, на пение и молитву “упражняшеся”, а днем писал неустанно новые иконы и подновлял старые, обветшавшие, не ради корысти, а из чистой любви к своему искусству. Трудится он в поте лица, не щадя себя. Вот какой у нас иконописец!

Учитель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и назовите виды изобразительного искусства, с которыми мы встречались сегодня на уроке. (Работа со слайдом).

1-й византийский гость: Много интересного увидели мы в Киеве, на краю земли! Кто бы мог подумать, что здесь на Руси почитают византийское искусство и создают свое, новое. Воистину, славна земля Русская, славен град Киев!

Учитель: Закончилось наше путешествие в Древний Киев. Что вам понравилосьв нашем древнем городе? Кто создавал памятники искусства?

А теперь, проверим, как вы усвоили материал. Вашему вниманию предложен текст, в котором необходимо найти ошибки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.