Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вы — эксперт, если: — заметили, что главными признаками маньеризма являются: вытянутые фигуры, странные жесты, скрытые символы, экзотические костюмы персонажей, яркие, контрастные тона, появляющиеся на пастельном фоне. Вы отметили и насыщенность композице



Вы — эксперт, если: — заметили, что главными признаками маньеризма являются: вытянутые фигуры, странные жесты, скрытые символы, экзотические костюмы персонажей, яркие, контрастные тона, появляющиеся на пастельном фоне. Вы отметили и насыщенность композицей и «эстетизацию» отдельных элементов — к примеру, линий руки, силуэта, отдельного яркого пятна в композиции!

Вы — профан, если: — не можете отличить маньеризм от барокко. Принципиальная разница: в маньеризме больше жеманных жестов, меньше помпезности, праздности, богатства в убранстве, и в действе на картине есть некий смысл. Не просто жест ради жеста, а розы ради роз. Улавливаете?

Причины возникновения

 

Прекрасные «манеры» на полотнах живописцев, возникая среди последователей Леонардо да Винчи, воцарились в придворных кругах Италии к средине XVI века. А благодаря путешествиям художников-живописцев по Европе, «новая мода» довольно быстро распространились и во Франции, Испании, Германии. Идеалы эпохи Возрождения тогда уже начали терять свою актуальность. Это период, когда гармония духовной и физической красоты, воспетая Ренессансом, была утеряна — художники приступили к поискам новых методов и приемов. Маньеризм стал началом новой эпохи в искусстве. Это придворный стиль «с претензией». Искусство не стремилось быть понятным и жизнеутверждающим. Художники хотели показать, что живопись — это не для всех, а только для элиты, поэтому в картинах много скрытых символов, которые нельзя понять без определенной базы знаний.

Маньеристы создавали красивые таинственные витиеватые шедевры без определенного назначения. Их искусство не воспитывало, не образовывало, не украшало — оно рождало вопросы и позволяло зрителям блеснуть интеллектом, подчеркнуть собственную уникальность.

Эль Греко имел собственный уникальный стиль, но можно определенно сказать, что он в своем творчестве он очень многобрал из маньеризма.

Итак... Испания, конец 16-17 век.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос )

( 1541-1614)

Эль Греко – великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.

Про художника Эль Греко обычно мало говорят и мало знают. А между тем его картины прекрасны, необычны и уникальны. Их необычность состоит, как мне кажется, прежде всего в их узнаваемости. В о времена Эль Греко (1541-1614) редкий художник мог похвастаться собственным уникальным стилем, отличавшим его от остальных. Яркий стиль – это все-таки привилегия 20 века. Мы ни с кем не сможем спутать Модильяни, спутать Шагала или Климта. Так же сложно спутать с кем-то полотна знаменитого Эль Греко. Удлиненные аскетические лица, которые он постоянно изображал в своих картинах, точные четкие черты, их ясность и выразительность больше характерна для скульптуры. Но в то же время все персонажи живые, эмоциональные, с яркими черты характера.

Эль Греко очень часто изображал святых и мучеников на своих полотнах. Но они получались у него какими-то особенными – не скорбными и страдальческими как у Тициана (кстати, Эль Греко был его учеником). В этих лицах есть что-то более глубокое, одухотворенное, какое-то внутреннее сияние. Мне кажется, что Иисус, которого принято видеть с тенью мученичества, скорби и страдания в его лице, был таким, как его изобразил Эль Греко, – с какой-то внутренней силой и непоколебимой верой в себя, спокойным, просветленным, даже в момент самой сильной скорби.

 

Все персонажи картин Эль Греко худы и аскетичны, с тонкими чертами лица, большими глазами, исполненными какой-то внутренней радости, света и спокойствия, а иногда твердости и несокрушимой уверенности. А их прекрасные утонченные пальцы, длинные шеи и красивые фигуры? Даже от простых людей почему-то веет какой-то святостью. Удивительно, потому что обычно бывает наоборот – святые на полотнах великих мастеров частенько пышнотелые и довольные, больше походят на простых смертных, причем не самых благочестивых. Говорят, что такого эффекта правдоподобной «святости» Эль Греко помогло добиться то, что он в юности учился на иконописца. Это веяние сохранилось во всех его картинах – особенные лица людей, яркие краски одежд, темный, скупо обозначенный фон. Такая техника во времена Эль Греко была новшеством (ее окрестили маньеризмом), потому что большинство художников рисовало по четко очерченным канонам, отчего стиль их письма было сложно отличить друг от друга.

Наверное, Эль Греко помогло выделиться не только проникновение иконописи в его живопись, но и довольно экзотическое для художников тех времен происхождение. Как не сложно догадаться из имени, он был греком, а точнее уроженцем острова Крит. Прозвище Эль Греко он получил в Европе из-за слишком сложного произношения его настоящего имени – Доминикос Теотокопулос. Но все свои картины художник подписывал именем реальным. Это один из тех немногих живописцев, который был богат и известен уже при жизни. У него было большое влияние среди сильных мира сего. Подтверждением тому является хотя бы тот факт, что Эль Греко проживал с женщиной вне законного брака, как с собственной женой, и имел от нее сына, который потом тоже стал хорошим художником. Но, несмотря на столько успешную жизнь, Эль Греко все равно умер не слишком богатым человеком, прожив, кстати говоря, немалую для тех времен жизнь – более 70 лет.

 

 

Погребение графа Оргаса

Апостолы Пётр и Павел

 

Благовещение

 

Дама в мехах

 

Христос, несущий крест

 

Мальчик, раздувающий лучину

 

Мария Магдалина

 

Молитва святого Доминика

 

 

Поклонение пастухов

 

Снятие пятой печати

 

Святой Франциск в экстазе

 

Святой Людовик король Франции


Вид Толедо

 

План конспекта:

1. Маньеризм
-определение
-главные черты стиля
-отличия от барокко

 

2. Эль Греко

-имя и псевдоним
-где родился
-главное о его жизни и творчестве
-список произведений



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.