Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тайны старого кладбища



Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я приветствую Вас на Феодосийском некрополе. Некрополь в дословном переводе – «город мёртвых». Но пускай вас не пугает этот термин. Я расскажу вам интересные и малоизвестные факты, связанные с нашим кладбищем. Это самое крупное и старейшее кладбище города.

Наша экскурсия называется «Тайны старого кладбища». И вот первая тайна или загадка – это «Ворота Городского кладбища». Памятник архитектуры XIX в., охраняется государством. Вы можете видеть, что ворота выполнены в красивом неоготическом стиле. Неоготика - стиль сложившийся в европейском искусстве XIX в. В России же назывался псевдоготикой, был идеализированным представлением заказчиков о средних веках. Обратите внимание, на воротах присутствует символ в виде трех пересекающихся кругов. В архитектуре он называется трифолий. Является атрибутикой готического стиля, он несет в себе весьма широкий смысл. Это и лист клевера, и изотерический треф, но в данном контексте - символ «Святой Троицы». Также этот символ еще называют трикветр или символ триединства, имеющего очень древнее происхождение. Доподлинно неизвестно кто и по чьему заказу построил эти ворота. Но в городе есть легенда, что автором проекта является феодосийский мастер – каменщик Яни Фока.

Следующий объект, который хранит в себе тайну - это часовня Шкариных. Памятник архитектуры XIX в. Она не охраняется государством, так как не значится ни в каком реестре. Также, не известно захоронены ли здесь Шкарины. Сложно сказать откуда пошло название. В Феодосии был известен гласный городской думы Шкарин Николай Васильевич. Но главная тайна часовни заключается не в этом. Она является точной копией часовни при Военно-морском госпитале № 1 в Санкт-Петербурге. Часовня была сооружена в память о событии 17 октября 1888 г. (спасение императорской семьи при крушении поезда). Санкт-Петербургская часовня во имя иконы Божией Матери «Милующая» была построена на средства потомственного почетного гражданина И. И. Ильинского в 1891 — 1892 гг., по проекту архитектора В. А. Косякова. Василий Антонович Косяков (1862—1921) — русский архитектор, художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921), строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми. В 1920 г. здание часовни в Санкт-Петербурге было снесено. Это пробуждает еще больший интерес к часовне Шкариных. Кто и когда построил её?

Посмотрите на это сооружение; это фонтан. Называется он фонтан Ильи Непомнящего, сооружен в 1903 г. его сыновьями Андреем и Мефодием. Фонтан также является памятником архитектуры XIX в. и охраняется государством. Непомнящие были известными феодосийскими купцами. Есть версия, что Илья Непомнящий выделял деньги на строительство первой кладбищенской церкви в 1884 г. Обратите внимание на хорошо сохранившиеся каменные плиты по трем сторонам фонтана. На первой мы видим каменный барельеф Св. пророка Илии. На левой пояснение, что этот фонтан построен в память об отце его сыновьями. Интересная деталь - каждая строка написана разным шрифтом. Сегодня такую работу без проблем сделает станок; раньше это было искусством. На правой стороне приводятся строки из Евангелия. Феодосийский краевед Ростислав Степанович Лихотворик в своей книге «Православные святыни восточного Крыма» писал, что в том же 1903 г. был создан кладбищенский комитет, для попечения над кладбищем. Руководителем которого долгие годы был Андрей Ильич Непомнящий.

Здесь захоронен известный феодосийский художник Константин Федорович Богаевский. Вы можете заметить, что он похоронен вместе с семейством Шмиттов. И в этом заключается еще одна тайна. Ответ на этот вопрос можно получить из биографии Константина Федоровича. Феодосийский фабрикант Иван Егорович Шмитт и его жена Софья Антоновна стали воспитателями Богаевского. Настоящие родители Константина Федоровича были не очень богаты. Они снимали флигель у Ивана Егоровича. Когда Богаевские переезжали в Ялту, Шмитты предложили взять мальчика себе на воспитание.

Раньше об этой могиле мало кто знал. Пока во время топографической описи в 2000 г. Ростислав Лихотворик не обнаружил её. Это братская могила 30 белогвардейцев, погибших в 1920 г. В этом уникальность, на территории Крыма она одна такая сохранившаяся со времен гражданской войны. Здесь указаны фамилии 25 человек и 5 неизвестных. Определить точно какое это подразделение сложно, поскольку нет отчеств и дат. Одно имя вынесено отдельно на задней стенке – Леонид Фридрихович Дебеле 16 мая 1899 г. - 21 января 1920 г. Дата смерти говорит о многом. Можно проследить, что происходило в тех числах. А тогда командовал обороной Крыма белый генерал – лейтенант Яков Александрович Слащев. Все силы были брошены на Перекоп. Многих погибших тогда доставляли по железной дороге в Феодосию.

Возможно, вам знакомо имя Людвига Петровича Колли. Он был известным историком, ученым и педагогом. Заведовал феодосийским музеем древностей с 1900 г. по 1917 г. Вплоть до своей смерти. Людвиг Петрович уроженец Швейцарии, очень любил Россию. Помимо научной деятельности Колли преподавал в феодосийской мужской гимназии, вел французский язык. Очередная загадка заключается в том, где похоронен Людвиг Петрович. К сожалению, его могила была утрачена еще в 30-х годах прошлого столетия. Об этом в своих воспоминаниях написал наш земляк доктор Иван Михайлович Саркизов-Серазини. Он же дал нам подсказу и о том, где находилась могила. Серазини пишет о том, что Колли похоронен недалеко от усыпальницы. Ну а более точное местоположение можно узнать из некролога написанного Вениамином Давидовичем Гейманом. " Людвиг Петрович погребен был в стороне от центра, не вдалеке от могилы другого бескорыстного труженика, б. секретаря городской управы М. Д. Синайского, покончившего с собой под влиянием нынешних событий". А могила Синайского как вы видите, сохранилась, да и усыпальница тоже рядом. Могила Людвига Петровича утрачена, но примерное место мы теперь знаем. Хочется провести параллель: Людвиг Петрович со своим товарищем Луи Бертреном искал могилу известной французской авантюристки графини де Ламотт. Так и мы сейчас ищем могилу Людвига Петровича. Кстати Луи Бертрен тоже похоронен здесь недалеко.

Ну и последняя на сегодня загадка это усыпальница. Сейчас на ней нет опознавательных знаков, но посмотрите на стиль исполнения. Ничего не напоминает? Вспомнили ворота кладбища? Похожий стиль неоготики, сверху ране упомянутый трифолий. Можно выдвинуть версию, что у ворот и усыпальницы один заказчик. Но это конечно только предположение. Судя по всему, усыпальница была безликой уже долгое время, возможно еще с начала XX в. Но в 2000 г. Ростислав Лихотворик выяснил кто же здесь погребен. Это фамильная усыпальница Гаевских. Известным представителем рода был феодосийский градоначальник Павел Васильевич Гаевский 1775 – 1853 г. г. Когда-то внутри часовни была большая бронзовая плита с именем Павла Васильевича. К сожалению, она давно утрачена, а усыпальница пришла в запустение.

На этом наша экскурсия заканчивается, но тайны остаются. Сегодня мы лишь приоткрыли завесу неизведанного.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.