Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дионисий. Иконопись 17 вв.



Дионисий

Представитель московской иконописной школы рубежа 15-16 вв., его образы отличаются торжественностью настроения, богатым, разнообразным, праздничным колоритом, многолюдностью композиций. Для Дионисия характерны удлинённые пропорции, мягкие движения, подчёркивающие одухотворённость персонажей, светлые прозрачные краски. В 1500-1502 гг. художник расписал вместе со своими сыновьями храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - один из наиболее выдающихся памятников древнерусской монументальной живописи. Фрески Ферапонтова монастыря посвящены Богоматери, роспись производит впечатление праздничности, нарядности. Икона «Митрополит Алексий с житием» восславляет деятельность московского иерарха на пользу Русского государства. Икона «Распятие» воплощает абсолютную духовность, выражает переход Христа из бытия человеческого в божественное. Влияние творчества Дионисия на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины 16 в.

Иконопись 17 вв.

В 17 веке русская художественная культура активно обращалась к опыту Западной Европы, используя его в соответствии с собственными традициями и вкусами. Все новации ранее всего проявились в творчестве мастеров Оружейной палаты. Оружейная палата в это время превращается в главный художественный центр России. Здесь были сосредоточены лучшие художественные силы страны -множество мастеров различных специальностей. Среди них иконописцы, работавшие по заказам царя, заняли ведущее место. В иконописной мастерской Оружейной палаты зародился новый стиль иконного письма, отразивший новые художественные искания эпохи и изменивший традиционный характер иконного образа.

Новые тенденции проявились в иконах строгановской и годуновской школ. Среди мастеров выделяются Прокопий Чирин, Истома Савин, Никифор Савин. Их иконы отличаются тщательной отделкой деталей, богатством орнамента, изысканностью линий. Эстетическое начало в большой мере здесь заслоняет культовое, основное внимание уделялось красоте формы, а не глубине духовного содержания.

Симон Ушаков (1626-1686)

-человек разносторонних талантов: иконописец, теоретик живописи, глава царских мастерских в Оружейной палате; попытался сформулировать и обосновать новые эстетические идеалы в своих литературных сочинениях, представляющих первые на Руси трактаты по вопросам искусства. Симон Ушаков считал, что живопись должна обладать свойством зеркала. Он предлагал перенести приемы европейской реалистической живописи в русское церковное искусство, мотивируя это тем, что люди хотят видеть и бога и святых изображенными правдиво.

«Нерукотворный Спас» - одна из излюбленных композиций мастера. В старинном каноническом типе изображения Христа художник использовал объемную светотеневую моделировку, максимально близко к натуральному передал шелковистость волос, матовость кожи, выражение глаз. В иконе «Троица» (1671 г. ) воспроизводится рублёвская композиция, но с использованием прямой перспективы, объёмности и телесности фигур. «Насаждение древа государства Российского»- это скорее не икона, а картина, утверждающая преемственность царей из дома Романовых от прежних государей.

17 век завершает семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила своё существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись принадлежит к числу наиболее значительных явлений мирового искусства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.