Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский иконостас



Иконостас встречается только в русских храмах, произошел от алтарной преграды византийского храма. Иконостас- стена из икон, которая отделяет алтарную часть от общего пространства православного храма.

Высокий иконостас как строгая иерархическая система был создан в 15 в. Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным. Классический высокий иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого.

Низкий иконостас - с пропуском какого- либо ряда. Число ярусов (чинов) иконостаса могло быть различным, однако деисусный ряд и местный ряд считаются обязательными.

Иконостас сделал смыслом всего живописного убранства церкви деисусную композицию, которая утверждает идею заступничества.

XIV и начало XV века - время, когда вновь восстанавливаются связи Руси с Византией и другими православными странами, когда Московское княжество начинает объединять вокруг себя разобщенные русские земли. В середине и второй половине 14в. в московской иконописной школе складываются два основных направления. Первое основывалось на местных традициях, отличалось самобытностью и оригинальностью, выразительностью образов, но было архаичным по изобразительному языку. Такова икона «Борис и Глеб с житием» - плоскостное письмо, угловатость фигур. (Житийная икона- икона с клеймами. Клейма- эпизоды из жизни и деяний святого, расположенные по периметру иконы. )

Второе направление сложилось под влиянием византийской школы через многочисленных греческих живописцев, работавших в Москве (главным образом- Феофан Грек, воспитавший в Москве группу учеников) – икона «Спас Ярое Око».

Начало 15 века- время создания одного из самых значительных произведений живописи того времени- Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Его создавали под руководствомФеофана Грека Андрей Рублев с Прохором из Городца. Иконостас этот занимает особое место в истории древнерусского искусства. Он стал образцом для русских иконописцев. Центрального персонажа- Христа- стали изображать как Спаса в силах, то есть как верховного судию. В иконостасе стала звучать идея заступнической молитвы. Фигуры деисусного чина здесь впервые изображены не по пояс, а в полный рост. Считается, что деисусный чин принадлежит кисти Ф. Грека, а первые семь икон праздничного ряда, а также икона Георгия в деисусе написаны А. Рублёвым.

Андрей Рублев (ок. 1360-1430 гг. )

Рублев выработал совершенный художественный язык, а его личность долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца. Биографических сведений сохранилось очень мало. Работы: Иконы и фрески Успенского собора во Владимире, три иконы Звенигородского чина ( «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас»). Наиболее зрелое произведение Рублёва – икона «Троица» - символ объединения Руси против общего врага. Чаша с головой тельца на столе- символ искупительной жертвы. Догмат о триединстве воплощён с помощью единого ритма, движения по кругу, символизирующему их духовное единение. Круг подчёркнут пластикой тел, наклоном голов, очертанием крыльев.

Образы Рублёва утверждают высокие идеалы добра, справедливости, душевной чистоты и гармонии. Он создал свой стиль, характеризующийся гармоничностью, прозрачным колоритом, просветлённостью образов, изяществом фигур, строгим рисунком, особым вниманием к изображению лика, подчинением композиции круговым ритмам.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.