Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 4 страница



А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) - памятование Его. Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда (Ос. 12: 5, 6).

Это относится к сущности богослужения относительно истины, поэтому сказано " Сущий - памятование Его". У Давида:

Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его (Пс. 30: 4; 97: 12);

что " святыня" относится к истине, может быть видно выше в п. 6788; таким образом, богослужение от истины означается " памятью святыни Его".

 6889. [Стихи 16-20] Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Сущий, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Сущий, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Сущему, Богу нашему. Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.

" Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых" означает разумных в духовной Церкви; " и скажи им" означает наставление; " Сущий, Бог отцов ваших" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви; " явился мне" означает Его присутствие; " Бог Авраама, Исаака, и Иакова" означает Саму Божественность и Божественную Человечность Господа; " и сказал: Я посетил вас и увидел" означает Его пришествие к тем, которые принадлежат к [духовной] Церкви; " что делается с вами в Египте" означает стремление их поработить; " и сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского" означает восхождение и избавление от ложных познаний; " в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев" означает область небес, занятую теми, кто пребывает во зле и в ложностях; " в землю, где течет молоко и мед" означает, где есть радость и удовольствие; " и они послушают голоса твоего" означает повиновение; " и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому" означает общение с теми, которые пребывают в ложностях и наваждают ими; " и скажете ему" означает наитие; " Сущий, Бог Евреев, призвал нас" означает Божественность Господа в Церкви и Его повеление; " итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути" означает истинную жизнь в состоянии, совершенно удаленном от ложностей, хотя и во тьме; " чтобы принести жертву Сущему, Богу нашему" означает таким образом богослужение Господу; " но Я знаю" означает предвидение; " что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти" означает, что ложь противопоставит себя; " если не принудить его рукою крепкою" означает, что сила принадлежащих к духовной Церкви не будет достаточной; " и простру руку Мою" означает силу, исходящую от Божественного; " и поражу Египет всеми чудесами Моими" означает средства, используемые Божественной силой против ложностей; " которые сделаю среди его" означает, которые коснутся их непосредственно; " и после того он отпустит вас" означает их изгнание и освобождение.

 6890. " Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых" означает разумных в духовной Церкви. Это ясно из значения " старейшин", как главных черт мудрости и разума (п. 6524, 6525), таким образом тех, которые разумны; и из прообраза Израиля, как духовной Церкви (п. 4286, 6426).

 6891. " И скажи им" означает наставление. Это ясно из значения " говорения им" – когда это делает Моисей, который прообразует закон, исходящий от Бога – как наставления (п. 6879, 6881, 6883).

 6892. " Сущий, Бог отцов ваших" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви. Это ясно из объяснения, данного выше, в п. 6884, где встречаются подобные слова.

 6893. " Явился мне" означает Его присутствие. Это ясно из значения " явления" кому-либо, как присутствия; ибо " явление" во внутреннем смысле не означает видения глазами, но мыслью. Сама мысль также вызывает присутствие, ибо человек, о котором думают, появляется и как бы предстает перед внутренним взором. В другой жизни это действительно происходит, поскольку, когда о ком-то там сосредоточенно думают, он там появляется; отсюда происходит то, что в другой жизни друзья встречаются вместе, а также враги, от чего они сильно страдают.

 6894. " Бог Авраама, Исаака, и Иакова" означает Саму Божественность и Божественную Человечность Господа. Это ясно из того, что было показано выше (п. 6847).

 6895. " И сказал: Я посетил вас и увидел" означает Его пришествие к тем, которые принадлежат к [духовной] Церкви. Это ясно из значения " посещения", как пришествия Господа, которое предшествует последнему времени Церкви, названному в Слове " Последним Судом". (Что это понимается под " посещением", см. в п. 2242, 6588). Что это называется " пришествием Господа", видно из следующих слов у Матфея:

Приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Мф. 24: 3);

и тогда Господь наставил учеников о последнем времени Церкви, как можно видеть из того, что было объяснено выше (п. 3353-3356, 3486-3489, 3897-3901, 4056-4060, 4229-4231, 4422-4424). Он сказал, что когда все это произойдет,

Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24: 30).

 

[2] Под " пришествием Господа" не понимается Его явление с ангелами на облаках, но признание Его в сердцах людей через любовь и веру (п. 3353, 3900); а также Его явление в Слове, самый внутренний или высший смысл которого говорит об одном Господе (п. 4060). Это пришествие понимается под пришествием Господа, которое происходит, когда старая Церковь приходит к своему концу, и Господь учреждает новую Церковь. И поскольку теперь должен был быть учрежден новый этап Церкви среди потомков Иакова, говорится " Я посетил вас и увидел", как и предсказывал Иосиф перед смертью:

И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову (Быт. 50: 24).

Под словами " посетит вас" в буквальном смысле здесь понимается освобождение от рабства в Египте, и введение в землю Ханаанскую; но это не духовное содержание Слова, а природное. Духовное содержание Слова говорит о Господе, Его царстве и Церкви, о любви и вере; и поэтому под " посещением" в духовном смысле понимается освобождение от ложностей и таким образом введение в то, что относится к Церкви и царству Господа, то есть пришествие Господа в любви и вере к тем, которые будут принадлежать к новой Церкви.

 6896. " Что делается с вами в Египте" означает стремление их поработить. Это ясно из того, что предшествовало в отношении скорби и угнетения сынов Израилевых, то есть принадлежащих к духовной Церкви. Вот, что понимается под тем, " что делается с вами в Египте". (Что скорби и угнетение означают наваждения и стремление поработить, видно в п. 6633, 6666, 6668, 6670, 6671, 6851, 6852, 6863).

 6897. " И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского" означает восхождение и избавление от ложных познаний. Это ясно из значения " вывода", как восхождения к внутренним предметам (п. 3084, 4539, 5406, 5817, 6007); восхождение к внутренним предметам есть восхождение от наваждения ложностями к истинам и к добру веры, поэтому " вывод" означает освобождение; из значения " угнетения", как наваждения (п. 6663, 6851); и из значения " Египта", как ложных знаний (п. 6651, 6679, 6683).

 6898. " В землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев" означает область небес, занятую теми, кто пребывает во зле и в ложностях. Это ясно из того, что было показано выше (п. 6854, 6858). " Хананеи" и " Хеттеи" означают тех, которые пребывают во зле, происходящем от ложностей (п. 6858); " Аморреи" и " Ферезеи" означают тех, которые пребывают во зле и в происходящих оттуда ложностях (п. 6859); а " Евеи" и " Иевусеи" означают состоящих в идолопоклонстве, но в которых есть нечто от добра и истины (п. 6860).

 6899. " В землю, где течет молоко и мед" означает, где есть радость и удовольствие. Это ясно из значения " молока и меда", как радости и удовольствия (п. 6857).

 6900. " И они послушают голоса твоего" означает повиновение. Это ясно из значения " слушания", как повиновения (п. 2542, 3869, 4652-4660).

 6901. " И пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому" означает сообщение с теми, которые пребывают в ложностях и наваждают ими. Это ясно из значения " похода к", как сообщения, поскольку " поход" к кому-то в духовном смысле есть сообщение мыслей одного другому; из прообраза Моисея, как закона, исходящего от Божественного (п. 6827); из значения " старейшин", как тех, которые наделены разумом (п. 6523, 6525, 6890); и из прообраза Фараона, или царя Египетского, как лжи, наваждающей истины Церкви (п. 6651, 6679, 6683). Из всего этого ясно, что слова " и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому" означают сообщение таких истин, которые принадлежат закону, исходящему от Божественного, и разума, оттуда происходящего, с теми, которые пребывают в ложностях и наваждают ими.

 6902. " И скажете ему" означает наитие. Это ясно из значения " говорения", как наития (п. 5743, 6152, 6291). " Говорение" здесь означает наитие, потому что сообщение истин, принадлежащих закону от Божественного и разума, оттуда происходящего (п. 6901), происходит посредством наития.

 6903. " Сущий, Бог Евреев, призвал нас" означает Божественность Господа в Церкви и Его повеление. Это ясно из значения " Евреев", как Церкви (п. 5136, 6675, 6684). " Сущий Бог" означает Божественность Господа, поскольку под " Сущим" в Слове не понимается никто иной, кроме Господа (п. 1736, 2921; 3023, 3035, 5041, 5663, 6303); и из значения " призвания", как повеления, поскольку " призвание" здесь означает, что Он говорил с ними, и дал повеление. Что это связано с " призванием", ясно из того факта, что далее не сказано о том, что Он говорил, но сразу следует Его повеление.

 6904. " Итак отпусти нас [пойти] в пустыню, на три дня пути" означает истинную жизнь в состоянии, совершенно удаленном от ложностей, хотя и во тьме. Это ясно из значения " движения", как жизни (п. 3335, 4882, 5493, 5605); из значения " пути", как истины (п. 627, 2333); из значения " трех дней", как полного состояния (п. 2788, 4495); таким образом, когда говорится об удалении от ложностей, это означает состояние, совершенно удаленное от них (что " три дня пути" означает полное отделение, см. п. 4010); и из значения " пустыни", как того, что является необитаемым и невозделанным (п. 2708, 3900), что в духовном смысле означает темноту веры. Поскольку здесь говорится об установлении духовной Церкви, означаемой " сынами Израилевыми", а принадлежащие к этой Церкви находятся в относительном мраке, что касается добра и истины веры (п. 2708, 2715, 2716, 2718, 2831, 2849, 2935, 2937, 3241, 3246, 3833, 4402, 6289, 6500, 6865). Истинной жизнью является жизнь, которую ведут принадлежащие к духовной Церкви; ибо когда истина, которую они знают из Слова, или из учения их Церкви, становится сущностью жизни, она называется добром, хотя это – истина в действии.

 6905. " Чтобы принести жертву Сущему, Богу нашему" означает таким образом богослужение Господу. Это ясно из значения " жертвоприношения", как богослужения в общем (п. 923); поскольку в еврейской Церкви, а затем и у потомков Иакова, всякое богослужение было связано с жертвами, как можно видеть из того факта, что они приносились ежедневно, и множество на каждый праздник; они приносились, когда было посвящение в сан, при очищениях, за грехи, жертвы повинности, а также в результате клятв и по доброй воле. Поэтому " жертвами" означается богослужение в общем. Что " жертвой Сущему Богу" означается богослужение Господу, ясно видно из того факта, что жертвы прообразовали ничто иное, как Господа и Божественные небесные и духовные предметы, исходящие от Него (п. 1823, 2180 2805, 2807, 2830, 3519); а также из того факта, что под " Сущим Богом" в Слове понимается никто иной, как один Господь (п. 6903); под " Сущим" понимается Его Божественное Бытие, а под " Богом" Божественное Проявление, оттуда происходящее; таким образом, под " Сущим" понимается Божественное Благо Его Божественной Любви, а под " Богом" – Божественная Истина, происходящая от Его Божественного Блага.

 6906. " Но Я знаю" означает предвидение. Это ясно из значения " знания", когда оно относится к Сущему или Господу, как предвидения (п. 6853).

 6907. " Что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти" означает, что ложь противопоставит себя. Это ясно из значения " не позволения", как противопоставления, поскольку тот, кто не позволяет что-либо, когда говорится, что это Божественное повеление (п. 6903), и кто препятствует кому-либо поклоняться Богу, противопоставляет себя, как обычно бывает среди пребывающих во лжи, в которой они совершенно убеждены; из прообраза Фараона или царя Египетского, как лжи (п. 6651, 6679, 6683); и из значения " ходьбы", а именно " в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву Сущему Богу", как жизни в соответствии с истиной в состоянии полностью удаленном от ложностей и, таким образом, поклонения Господу (п. 6904).

[2] Необходимо сказать о том, что происходит с теми, которые находятся во лжи, и которые представлены царем Египетским, когда они противопоставляют себя пребывающим в истинах. В мире пребывающие во лжи открыто не противопоставляют себя пребывающим в истине, поскольку их сдерживают внешние узы, которые являются опасениями, что они могут показаться противниками государственных и церковных законов, таким образом не будут выглядеть добрыми гражданами; ибо в этом мире всякий желает казаться благочестивым и праведным во внешней форме, и нечестивые больше, чем честные, чтобы они могли пленять умы других и вводить их в заблуждение ради выгоды и славы. Однако внутренне они противопоставляют себя, ибо всякий раз, когда они слышат кого-то, провозглашающего истины Церкви не по своей службе, а из ревности, они внутренне насмехаются, и высмеивали бы открыто, если бы внешние узы их не ограничивали. Когда такие входят в другую жизнь, внешние узы их больше не сдерживают, поскольку они забираются у них, чтобы проявилось, каким в действительности является каждый человек; и тогда они открыто противопоставляют себя тем, которые пребывают в истинах, и наваждают их всяким возможным способом. Это тогда составляет настоящее удовольствие их жизни. Когда же их предупреждают не делать такого, поскольку, если они не прекратят, будут в конце концов совершенно удалены и сброшены в ад, они не обращают на это внимания, но постоянно упорствуют в наваждении как прежде, настолько велико их удовольствие, которое они испытывают от жизни по лжи, и оно настолько завладевает ими, что они не принимают ничего разумного. Вот, что означается словами " царь Египетский не позволит вам идти", и что прообразует Фараон, так часто противящийся в этом. Удаление таких духов и сбрасывание их в ад представлено истреблением Фараона и Египтян в Чермном море.

[3] Состоящие во зле жизни, а от этого во лжи, пребывают в свете мира, поскольку это свет, в котором человек осознает предметы разумом. У пребывающих во лжи, происходящей от зла, этот свет яркий, и чем больше они находятся во лжи, происходящей от зла, тем он ярче. Мирская слава, которая происходит от любви к себе, зажигает этот свет и озаряет его; и поскольку это так, то истины в нем кажутся ничем иным, как ложностями, а ложности истинами. Причина состоит в том, что небесный свет не может проникать в лучи такого света, но становится полной тьмой, когда соприкасается с ним; вот, почему такие люди пребывают в убеждении в пользу ложностей против истин; ибо в этом свете они видят их таким образом. Однако у пребывающих в истинах, происходящих от добра, свет мира не яркий, но тусклый, тогда как свет небесный у них яркий и сияющий, и поскольку этот свет настолько яркий, то истины в нем проявляются как истины, а ложности – как ложности. Ибо, когда этот свет попадает на ложности, которые в мирском свете, отдельном от света небесного, кажутся истинами, он не только затемняет, но и полностью погашает их. Этот свет, а именно, свет небесный, постепенно становится у них все более и более ярким, и наконец становится таким, что мирской свет не может с ним сравниться. Из всего это можно видеть, почему пребывающие в ложностях, происходящих от зла, из столь сильного убеждения противостоят тем, которые пребывают в истинах, о чем говорилось только что выше.

 6908. " Если не принудить его рукою крепкою" означает, что сила принадлежащих к духовной Церкви не будет достаточной. Это ясно из значения " руки", как силы (п. 878, 3387, 4931-4937); отсюда " если не принудить рукою крепкою" означает силу, которая не будет достаточно мощной. Что здесь понимается сила принадлежащих к духовной Церкви, ясно из слов, которые теперь следуют " и простру руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими", означающих, что они будут побеждены силой, исходящей от Божественного, и через эту силу.

 6909. " И простру руку Мою" означает силу, исходящую от Божественного. Это ясно из значения " руки", как силы (п. 878, 3387, 4931-4937); а поскольку Сущий, или Господь, говорит это о Себе, то это означает силу, исходящую от Божественного.

 6910. " И поражу Египет всеми чудесами Моими" означает средства, используемые Божественной силой против ложностей. Это ясно из значения " Египта", как лжи (о чем часто говорилось выше), и из значения " чудес", как средств, используемых Божественной силой, посредством которых покоряются те, которые пребывают во зле и наваждают. Что " чудеса" означают средства Божественной силы, посредством которых покоряются пребывающие во лжи, ясно видно из чудес, совершенных в Египте, которые привели к тому, что в конце концов египтяне прогнали сынов Израилевых; каждое из таких чудес там означает средство Божественной силы.

 6911. " Которые сделаю среди его" означает, которые коснутся их непосредственно. Это ясно из значения " середины", как того, что находится внутри (п. 1074, 2940, 2973), таким образом, что касается непосредственно; поскольку то, что непосредственно касается кого-либо, пребывает внутри него; а то, что не касается непосредственно, пребывает вовне, так как задевает его косвенно и частично проходит мимо.

 6912. " И после того он отпустит вас" означает изгнание пребывающих в ложностях и освобождение пребывающих в истинах. Это ясно из значения здесь слова " отослать" или " отпустить", как изгнать; поскольку пребывающие в ложностях никогда не отпустят, даже в вечности, если не изгонят; поэтому во внутреннем смысле " отпускание" здесь означает изгнание и следовательно освобождение.

 6913. [Стихи 21, 22] И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее сосудов серебряных и сосудов золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.

" И дам народу сему милость в глазах Египтян" означает страх пребывающих в ложностях перед теми, которые принадлежат к духовной Церковь по причине бедствий; " и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками" означает жизнь больше не в нужде в отношении предметов природного разума; " каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее" означает, что добро всякого человека обогатится такими вещами, которые ему соответствуют; " сосудов серебряных" означает познания того, что является истиной; " сосудов золотых" означает познания того, что является добром; " и одежд" означает низшие познания, им соответствующие; " и вы нарядите ими и сыновей ваших" означает применение их к своим истинам; " и дочерей ваших" означает применение их к добру; " и оберете Египтян" означает, что такие вещи должны быть отняты у тех, которые пребывают в ложностях и происходящем оттуда зле.

 6914. " И дам народу сему милость в глазах Египтян" означает страх пребывающих в ложностях перед теми, которые принадлежат к духовной Церкви по причине бедствий. Это ясно из значения " дарования милости", как страха по причине бедствий; из прообраза сынов Израилевых, к которым здесь относится слово " народ", как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6637); и из прообраза Египтян, как тех, которые пребывают в ложностях. Что " дать милость в глазах Египтян" означает страх у пребывающих в ложностях по причине бедствий, ясно видно из значения предметов во внутреннем смысле, поскольку речь здесь идет о пребывающих в ложностях, которые обозначены " Египтянами", что истины и добро должны быть забраны у них и переданы тем, которые принадлежат к духовной Церкви; и поскольку здесь говорится о пребывающих в ложностях, то под " милостью" не понимается милость, поскольку пребывающие в ложностях и во зле вообще никогда не имеют никакой милости; а если и помогают кому-то, или не вредят ему, то поступают так из страха перед бедствиями, в этом заключается причина проявления их милости, такая " милость" здесь понимается во внутреннем смысле. Внутренний смысл объясняет предметы такими, какими они являются в действительности, а не такими, какими они представлены в букве; и делает каждую деталь важной для содержания. Что это так, ясно также из того, что следует далее о Египтянах, что они отпустили сынов Израилевых не из милости, но из страха перед дальнейшими бедами (Исх. 11: 1; 12: 33).

[2] Поскольку в этих двух стихах речь идет об обирании египтян, когда говорится, что израильские женщины должны выпросить у египтянок вещей серебряных, вещей золотых и одежд, и поскольку невозможно знать, что под этим понимается, кроме как из откровения о том, что происходит в другой жизни, ибо внутренний смысл заключает в себе то, что происходит среди ангелов и духов, посему об этом необходимо сказать. Что перед пришествием Господа низшая часть небес была занята злыми гениями и духами, и что впоследствии они были изгнаны оттуда, и эта область была отдана принадлежащим к духовной Церкви, может быть видно выше (п. 6858). Пока злые гении и духи пребывали там, они постоянно находились под присмотром ангелов высших небес и через это удерживались от совершения зла открыто. В настоящее время также некоторые более коварны, чем другие, поскольку они вводят людей в заблуждение показным проявлением невинности и милосердия, находятся под наблюдением небесных [ангелов], и пока дело обстоит так, они воздерживаются от своих ужасных уловок. Они находятся прямо над головой, а небесные ангелы, под наблюдением которых они пребывают, находятся еще выше. Из этого мне было дано знать, каким было состояние злых гениев и духов, которые перед пришествием Господа занимали низшую область небес, а именно, что тогда они удерживались ангелами высших небес от совершения явного зла.

[3] Мне также дано было знать, каким образом они удерживались от совершения явного зла. Они сдерживались через внешние узы, а именно, через страх потери уважения и репутации, страх, что они лишатся места, которое занимали в той области небес, и будут сброшены в ад; и тогда добрые, но простые духи присоединялись к ним. Подобное происходит с людьми в мире, хотя внутри они могут быть дьяволами, но внешние узы заставляют их сохранять показное проявление благородства и праведности, а также добродетельности; и чтобы они могли в этом удерживаться, к ним присоединяются духи, пребывающие в простом добре. Такой была ситуация со злыми, находившимися в низшей области небес перед пришествием Господа; тогда из любви к себе они были вынуждены говорить истину и делать добро; таковы злые священники, даже наихудшие, которые внутренне являются дьяволами, но могут проповедовать положения учения своей Церкви с таким жаром и притворной ревностью, что приводят сердца своих слушателей к благоговению. Однако они постоянно пребывают в любви к себе и к миру, поскольку мысли о почестях и выгоде господствуют в них и побуждают их проповедовать учение таким образом. Их направляют злые духи, пребывающие с ними, которые состоят в подобной любви и следовательно в подобных мыслях; но к ним присоединяются простые добрые духи. Из всего этого можно видеть, каким было состояние небес перед пришествием Господа.

[4] Однако после Его пришествия состояние небес и ада совершенно изменилось, поскольку тогда злые гении и духи, занимавшие низшие области небес, были сброшены, а их место заняли принадлежащие к духовной Церкви, которые были туда подняты. Тогда злые, которые были сброшены вниз, лишились внешних уз, которыми, как уже говорилось, являлся страх потери уважения и репутации, и лишения места, которое они занимали в этой области; таким образом они были предоставлены своим внутренним началам, которые являлись совершенно дьявольскими и адскими, так что они были отправлены в ады. Удаление внешних уз происходит в другой жизни через удаление добрых духов, которые были соединены со злыми. Когда они удаляются, злые не могут больше сохранять никакого показного проявления добродетели, праведности и благородства, но могут поступать лишь в соответствии с тем, чему они были подобны внутренне в мире, то есть в соответствии с тем, какими были их мысли и желания, которые они скрывали от других; и тогда они не желают ничего иного, как делать зло. Простые добрые духи, которые от них забираются, даются или соединяются с теми, которые принадлежали к духовной Церкви, которым эта область небес была дана во владение; вот почему они обогащаются истинами и добром, которыми раньше обладали злые гении и духи; так как обогащение истинами и добром в другой жизни происходит через присоединение духов, пребывающих в истине и в добре, поскольку сообщение происходит через них.

[5] Вот что означают слова о том, что сыны Израилевы выйдут из Египта не с пустыми руками, и что каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных, вещей золотых и одежд, и таким образом они оберут Египтян. Всякий может видеть, что если бы предметы, описанные выше, не были прообразовательными, Бог никогда бы не повелел, чтобы сыны Израилевы использовали такую хитрость против Египтян; поскольку такие действия весьма далеки от Божественного. Но поскольку Израильский народ был полностью прообразовательным, Бог позволил им так поступить, поскольку подобное происходит со злыми в другой жизни. Да будет известно, что очень многие вещи, которые повелевались Сущим, или Господом, во внутреннем смысле не означают, что они повелевались Им, но означают, что они были попущены.

 6915. " И когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками" означает жизнь больше не в нужде в отношении предметов природного разума. Это ясно из значения " движения", как жизни (п. 3335, 4882, 5493, 5605, 6904); и из значения слов " пойдете не с пустыми руками", как жизни больше не в нужде. Что " пустота" означает отсутствие всякой истины, может быть видно выше (п. 4744), таким образом означает духовную нужду. Что это означает нужду в отношении предметов природного разума, ясно из того, что предшествует, где описано, что принадлежащие к духовной Церкви, которых прообразовали сыны Израилевы, наваждались пребывающими в ложных познаниях, которые означаются " Египтянами", следовательно в отношении предметов природного разума, поскольку содержащееся в этом разуме называется знаниями. Внешние знания в особенности наваждают духовных, поскольку их мышление пребывает в таких знаниях и совсем немного выше их (п. 6865).

 6916. " Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее" означает, что добро всякого человека обогатится такими вещами, которые ему соответствуют. Это ясно из значения " женщины", как расположения к добру милосердия (п. 6014); из значения " ее соседки", как расположения к истине у тех, которые находятся в познаниях; и из значения " живущей в доме ее", как расположения к добру, которое также присутствует у них. Поскольку нужно было просить " у соседки своей и у живущей в доме ее", то это означает истины и добро, которые являются ближайшими, таким образом соответствующими. Смысл всего этого ясен из того, что было представлено выше (п. 6914). Должна была просить " женщина", потому что " женщиной" означается добро милосердия, и именно оно должно было обогатиться; поскольку для того, чтобы добро могло стать добром, должны быть истины, чтобы определить его качество. Причина этого заключается в том, что когда кто-либо живет по истинам, тогда сами истины становятся добром; и поэтому, каково качество истины, таким становится и добро. Это добро затем собирает и присоединяет к себе только те истины, которые согласуются с его качеством, следовательно только такие, которые соответствуют ему, таким образом, которые находятся по соседству и в доме.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.