Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 4 страница



 6787. [Стихи 20-22] Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы оставили человека? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось быть у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона. ]

" Он сказал дочерям своим" означает размышление о святынях Церкви; " где же он? зачем вы оставили человека? " означает, каким образом без этой истины они могли соединиться с добром Церкви; " позовите его" означает, что она должна была соединиться; " пусть он есть хлеб" означает укрепление в добре; " Моисею понравилось быть у сего человека" означает, что они пребывали в согласии; " и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору" означает, что он соединил с этим добро своей Церкви; " она [зачала и] родила сына" означает истины от этого союза; " и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам" означает их качество; " потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле" означает, что он был наставлен в истинах в Церкви, которая не являлась его собственной.

 6788. " Он сказал дочерям своим" означает размышление о святынях Церкви. Это ясно из значения " высказывания", как размышления (п. 3395); и из значения " дочерей", как святынь, принадлежащих Церкви (п. 6775). Святынями, которые здесь означаются " дочерями", являются истины. В Слове они называются " святыми", поскольку истины, которые в человеке становятся истинами веры, происходят от добра; а также поскольку исходящее от Божественной Человечности Господа является Божественной истиной, происходящей от Божественного добра. Таким образом, " Дух Святой" является святостью, исходящей от Господа; ибо от Него исходит не сам Дух, но святое изречение, произносимое Духом, как может видеть всякий, размышляющий над этим вопросом. Что Дух Святой, который также называют " Утешителем", является Божественной истиной, происходящей от Божественной Человечности Господа, и что святость относится к Божественной истине, видно из слов Господа у Иоанна:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14: 16, 17, 26).

Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15: 26).

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16: 13-15).

Если эти отрывки сопоставить со многими другими, то можно понять, что Дух Святой является святостью, исходящей от Божественной Человечности Господа, ибо Господь говорит " Которого Отец пошлет во имя Мое"; а также " Которого Я пошлю вам от Отца", и далее " от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам". Также ясно, что святость относится к истине, поскольку Утешителем называют " Духа истины".

 6789. " Где же он? зачем вы оставили человека? " означает, каким образом без этой истины они могли соединиться с добром Церкви? Это ясно из значения " египтянина", о котором здесь говорится, что они " его оставили", как истинного знания (п. 6784); и из значения слов " зачем вы оставили человека? ", то есть, каким образом без этой истины они могли соединиться с добром, ибо " оставить человека" здесь означает не иметь возможности соединиться.

[2] Однако необходимо объяснить суть всего этого. Истинное знание, которое здесь прообразует Моисей, является истиной внешней Церкви; эта истина является результатом истины, происходящей от закона от Бога, которую также прообразует Моисей (п. 6771, 6780), а истина, происходящая от Божественного закона, является истиной внутренней Церкви. Если внешняя истина не происходит от внутренней истины, она не может быть соединена с добром. Возьмите, например, Слово. Если внутренний дух Слова не принимается читающими Слово и они остаются в буквальном смысле, то не происходит никакого соединения истины из Слова с добром. Внутренний дух Слова воздействует на человека и соединяется с добром, когда человек считает Слово святым; а он считает его святым, когда пребывает в добре.

[3] Возьмем, как другой пример, Святую Вечерю. Едва ли кто-то знает, что " хлеб" в ней означает любовь Господа ко всему человеческому роду и взаимность человека, и что " вино" означает милосердие. Однако у тех, которые принимают хлеб и вино свято, через них происходит соединение с небом и с Господом; а через ангелов, которые тогда не думают о хлебе и о вине, но любви и милосердии, проникает добро любви и милосердие (п. 3464, 3735, 5915). Из этого ясно, что внешняя истина соединяется с внутренней истиной, когда человек пребывает в добре, но он об этом не ведает.

 6790. " Позовите его" означает, что она должна была соединиться. Это ясно из значения " призывания", как соединения (п. 6047).

 6791. " Пусть он есть хлеб" означает укрепление в добре. Это ясно из значения " хлеба", как добра любви (о чем говорилось в п. 2165, 2177, 3478, 3735, 3813, 4211, 4217, 4735). Причина, по которой выражение " есть хлеб" означает укрепление в добре, состоит в том, что " еда" здесь употребляется для обозначения совместной трапезы, которая в Слове названа " пиром". Совместные трапезы или пиры устраивались древними внутри Церкви для соединения и укрепления в добре (п. 3596, 3832, 5161).

 6792. " Моисею понравилось быть у сего человека" означает, что они пребывали в согласии. Это ясно из прообраза Моисея, здесь как истинного познания (п. 6784); из значения " пребывания", как жизни (п. 1293, 3384, 3613), а " пребывания у кого-то", как совместной жизни (п. 4451), и следовательно пребывания в согласии; и из значения " человека", как истины, происходящей от добра этой Церкви. Что " человек" означает истину, см. п. 3134.

 6793. " И он выдал за Моисея дочь свою Сепфору" означает, что он соединил с этим добро своей Церкви. Это ясно из значения " выдавания", то есть выдавания замуж, как соединения; и из значения " дочери", как добра (п. 489-491), и также как Церкви (п. 2362, 3963, 6729), (" Сепфора" означает качество добра этой Церкви); и из прообраза Моисея, как истинного знания (см. п. 6784).

 6794. " Она [зачала и] родила сына" означает истины от этого союза. Это ясно из значения " рождения", как веры и милосердия, поскольку говорится о предметах Церкви, (это рождение происходит от небесного супружества, которое является супружеством добра и истины, и прообразуется супружествами на земле); и из значения " сына", как истины (п. 489, 491, 533, 2623, 3373).

 6795. " и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам" означает их качество, то есть истин. Это ясно из значения " имени", и " называния по имени", как основного качества (п. 144, 145, 1754, 2009, 2724, 3006, 3421, 6674). Имя " Гирсам" заключает в себе основное качество этих истин, а именно, что это были истины, в которых он был наставлен в Церкви, не являвшейся его родной, как следует далее.

 6796. " Потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле" означает, что он был наставлен в истинах в Церкви, которая не являлась его родной. Это ясно из значения выражения " быть пришельцем", то есть быть человеком, который наставляется в предметах Церкви; и из значения " земли", как Церкви (п. 662, 1067, 1262, 1733, 1850, 2117, 2118, 2928, 3355, 4447, 4535, 5577); отсюда " чужая земля" означает Церковь, которая не является родной.

 6797. [Стихи 23-25] Спустя много дней, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от тяжелой работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и познал их Бог.

" Спустя много дней" означает после многочисленных изменений состояния; " умер царь Египетский" означает конец ложности, которая царила прежде. " И стенали сыны Израилевы от тяжелой работы" означает скорбь по причине стремления подчинить истину Церкви; " и вопияли" означает призыв о помощи; " и вопль их от работы восшел к Богу" означает, что они были услышаны. " И услышал Бог стенание их" означает помощь; " и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом" означает вследствие соединения с Церковью через Божественную Человечность Господа; " и увидел Бог сынов Израилевых" означает, что Он наделил Церковь верой; " и познал их Бог" означает, что Он наделил её милосердием.

 6798. " Спустя много дней" означает после многочисленных изменений состояния. Это ясно из значения " дней", как состояний (п. 23, 487, 488, 493, 893, 2788, 3462, 3785, 4850); таким образом, " спустя много дней" означает после многих состояний, то есть, после многочисленных изменений состояния.

 6799. " Умер царь Египетский" означает конец ложности, которая царила прежде. Это ясно из значения " смерти", как прекращения существования (п. 494, 6587, 6593), таким образом, конца; и из прообраза фараона, или царя Египетского, как ложного знания (п. 6651, 6679, 6683, 6692).

 6800. " И стенали сыны Израилевы от тяжелой работы" означает страдание по причине стремления подчинить истину Церкви. Это ясно из значения " стенания", как страдания; из прообраза сынов Израилевых, как истин Церкви (п. 5414, 5879, 5951); и из значения " тяжелой работы", как стремления подчинить (п. 6666, 6670, 6671)

 6801. " И вопияли" означает призыв о помощи. Это ясно без объяснений.

 6802. " И вопль их от работы восшел к Богу" означает, что они были услышаны. Это также ясно без объяснения, поскольку далее следует подтверждение, что " услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом".

 6803. " И услышал Бог стенание их" означает помощь. Это ясно из значения " слышания", как послушания (п. 2542, 3869, 4652-4660, 5017), но когда говорится о Господе, это слово означает оказание помощи, ибо Господь оказывает помощь тому, кому Он слышит; и из значения " стенания", как страдания по причине стремления ложностей их поработить.

 6804. " И вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом" означает вследствие соединения с Церковью через Божественную Человечность Господа; это ясно из значения " завета", как соединения; и из прообраза Авраама, Исаака, и Иакова, с которым был заключен завет, как Божественной Человечности Господа. (Что Авраам прообразует Господа относительно Самого Божественного, Исаак – относительно Божественного разума, Иаков относительно Божественного природного начала, можно видеть в п. 1893, 2011, 2066, 2072, 2083, 2630, 3194, 3210, 3245, 3251, 3305, 3439, 3576, 3599, 3704, 4180, 4286, 4538, 4570, 4615, 6098, 6185, 6276, 6425). Когда в Слове упоминаются " Авраам, Исаак и Иаков", в духовном смысле не понимаются эти мужи, как можно видеть из того факта, что имена никогда не проникают на небеса, но только то, что означали называемые так люди, а именно реальные предметы, их качество и их состояния, то есть предметы, принадлежащие Церкви, Господнему царству и Самому Господу.

[2] И кроме того, ангелы на небе никогда не сосредотачивают свои мысли на отдельных личностях, чтобы это не ограничивало мысли и не удаляло их от универсального восприятия вещей, от которого происходит ангельская речь. Это объясняет, почему то, что ангелы говорят на небе, является неописуемым, ибо превосходит человеческое мышление, которое не простирается до универсалий, но ограничено частностями. Поэтому, когда мы читаем у Матфея:

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8: 11),

ангелы постигают Господнее присутствие и обретение истины и добра, происходящего от Его Божественной Человечности. Также, когда мы читаем, что Лазарь был вознесен на лоно Авраама (Лк. 16: 22); ангелы постигают, что он был вознесен на небо, где пребывает Господь. Отсюда также можно видеть, что под " заветом с Авраамом, Исааком и Иаковом" во внутреннем смысле понимается соединение через Божественную Человечность Господа.

[3] Что Божественная Человечность является " заветом", то есть самим соединением, может быть видно из многих мест в Слове, как например:

Я, Господь, поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников (Ис. 42: 6).

Сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные (Ис. 49: 8).

Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам (Ис. 55: 3, 4).

Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (Мал. 3: 1).

Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный (2 Сам. 23: 5).

[4] В этих отрывках явно говорится о Господе и о соединении человеческого рода с Самой Божественностью Господа через Его Божественную Человечность. В Церкви хорошо известно, что в отношении Своей Божественной Человечности Господь является посредником, и что никто не может прийти к Самой Божественности, пребывающей в Господе и называемой Отцом, кроме как через Сына, то есть через Божественную Человечность. Таким образом, Господь в отношении Божественной Человечности является соединением. Может ли кто-либо своим мышлением постигнуть Само Божественное Бытие? А если он не может постигнуть этого мышлением, как может соединиться с Божественным в любви? Но всякий может постигнуть Божественную Человечность и может соединиться в любви.

[5] Что " завет" означает соединение, можно видеть на примере договоров между странами, которые соединяли их вместе; они являлись соглашениями, заключенными каждой из сторон, которые должны были соблюдаться, чтобы соединение сохранялось нерушимым. Эти соглашения или договоры также назывались " заветом". Со стороны человека соглашения или договора, названные в Слове " заветом", являются в узком смысле десятью заповедями, или Десятисловием; в более широком смысле они являются всеми уставами, повелениями, законами, предписаниями и заповедями, указанными Господом через Моисея с горы Синайской; еще в более широком смысле они являются книгами Моисея, содержимое которых должно было соблюдаться сынами Израилевыми. Со стороны Господа " завет" является милостью и выбором.

[6] Что десять заповедей или Десятисловие является " завет", ясно видно из следующих отрывков:

И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях (Втор. 4: 13).

И поскольку две каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей, находились в ковчеге (Исх. 25: 16, 21, 22; 31: 18; 32: 15, 16, 19; 40: 20), поэтому ковчег назывался " Ковчегом Завета" (Втор. 31: 9, 24-26; Нав. 3: 3, 6, 14; 4: 7; Суд. 20: 27; 2 Сам. 15: 24; 3 Цар. 8: 21). В последнем приведенном отрывке, Соломон сказал:

И приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими (3 Цар. 8: 21)

У Иоанна:

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его (Откр. 11: 19).

[7] Что все повеления и уставы, которые Господь заповедал через Моисея народу Израильскому, назывались " заветом", как и сами книги Моисея, видно из следующих мест:

В сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем (Исх. 34: 27).

Названное здесь " заветом" являлось многочисленными предписаниями в отношении жертв, праздников и пресных хлебов.

Моисей взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны (Исх. 24: 7).

 

И пошел царь Иосия в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет - последовать Господу и соблюдать заповеди Его, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. И повелел царь всему народу, сказав: " совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета" (2 Цар. 23: 2, 3, 21).

У Давида:

Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем (Пс. 131: 12).

[8] Что " завет" означает соединение через любовь и веру, видно из следующих мест:

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами, тот завет Мой они нарушили. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31: 31-33).

" Вложить закон во внутренность их, и написать его на сердцах их" значит наделить верой и милосердием; через веру и милосердие происходит соединение, описанное словами " и буду им Богом, а они будут Моим народом". У того же пророка:

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня (Иер. 32: 40).

Словами " и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня" означается соединение через любовь, которое является " заветом".

[9] У Иезекииля:

И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом (Иез. 37: 26, 27).

Здесь соединение через любовь и веру, которое является " заветом", описано " святилищем посреди них" и " жилищем у них", а также словами " и буду их Богом, а они будут Моим народом".

И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею (Иез. 16: 8).

Это относится к Иерусалиму, под которым понимается Древняя Церковь; поэтому ясно, что слова " вступил в союз с тобой, и ты стала Моею" означают супружество, или духовное соединение. Поскольку " завет" означает соединение, то жена также называется " женой завета" (Мал. 2: 14); союз между братьями называется " братским заветом" (Амос 1: 9). " Завет" также означает соединение у Давида:

Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему (Пс. 88: 4).

[10] Что заключением завета со стороны Господа является милосердие и выбор, видно в следующих отрывках:

Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его (Пс. 24: 10).

Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис. 54: 10).

Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор. 7: 9).

Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов (Исх. 19: 5).

Призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами (Лев. 26: 9).

" Призреть на них" значит взирать с милосердием; " сделать их плодородными и размножить их" значит наделить их милосердием и верой; те, кто наделены этими дарами, называются " избранными". Таким образом, эти слова означают выбор; также как и слова, что они будут " уделом для всех народов".

[11] В прообразовательной Церкви также существовали знамения завета, которые служили напоминанием о единении. Обрезание было таким знамением (Быт. 17: 11); поскольку " обрезание" означало очищение от нечистой любви, после удаления которой может войти небесная любовь, через которую совершается соединение. Суббота также названа " вечным заветом" (Исх. 31: 16), и также сказано, что хлебы предложения " должно полагать перед Господом от сынов Израилевых: это завет вечный" (Лев. 24: 8). Кровь в особенности являлась знамением, как видно из следующих мест:

Моисей взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих (Исх. 24: 7, 8).

Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды (Зах. 9: 11).

Кровь являлась заветом, или знамение завета, потому что она означала соединение через духовную любовь, то есть через милосердие к ближнему. Вот почему, когда Господь учредил Святую Вечерю, Он назвал Свою кровь " кровью нового завета" (Мф. 26: 28). Из всего этого теперь можно видеть, что понимается под " заветом" в Слове во внутреннем смысле.

 6805. " И увидел Бог сынов Израилевых" означает, что Он наделил Церковь верой. Это ясно из значения " видения", как обладания верой (п. 897, 2325, 280, 3863, 3869, 4403-4421, 5400); отсюда слова " Бог увидел" означают наделение верой, ибо вера исходит от Бога; и из значения " сынов Израилевых", как Церкви (п. 6637).

 6806. " И познал их Бог" означает, что Он наделил её милосердием. Это ясно из значения " познания", когда это относится к Богу, то есть к Господу, как наделения милосердием; поскольку именно милосердие соединяет Господа и человека, и служит причиной присутствия Господа с ним, следовательно его познания. Господь поистине знает всех людей во вселенной, но не как отец своих сыновей, кроме тех, которые пребывают в добре любви и в милосердии.

[2] Поэтому Господь говорит о пребывающих в добре, которых называет Своими " овцами":

Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин. 10: 14, 27).

Но о тех, которые пребывают во зле, Господь говорит, что Он " не знает их", в следующих отрывках:

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7: 22, 23).

После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25: 11, 12).

Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13: 25-27).

Из этого ясно, что " быть познанным", когда это говорится о Господе, значит пребывать в добре милосердия, то есть быть наделенным этим добром, ибо всякое добро милосердия исходит от Господа; а " не быть познанным" значит пребывать во зле.

[3] " Знание" заключает в себе соединение, и о человеке в той мере говорится, что его " знает" Господь, насколько он соединен с Ним. Господь также знает и тех, которые не соединены, Он также знает малейшие нюансы в каждом таком человеке (Ин. 2: 24, 25); но поскольку эти люди пребывают во зле, они испытывают другой род присутствия, который больше похож на отсутствие; хотя отсутствует не Господь, а человек и дух, пребывающий во зле; и тогда говорится, что Господь " не знает" их. Нечто подобное встречается среди ангелов и духов, состояние жизни которых близко друг другу, таким образом они взаимно знают друг друга. Но те, чьи состояния жизни не похожи, кажутся удаленными друг от друга, и они не знают друг друга таким же образом. Словом, в другой жизни сходство состояний вызывает у людей зримое присутствие и знание; тогда как различие состояний проявляется как отсутствие и незнание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.