Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 3 страница



Поскольку духовное братство происходит от любви, то есть, состоящие в добре пребывают " в Господе, а Господь в них" (Ин. 14: 20), поэтому Господь называет их " братьями":

И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12: 49, 50).

Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

Он также называет " братьями" учеников (Мф. 28: 10; Иоанн 20: 17). Под " учениками" в прообразовательном смысле понимаются все, пребывающие в истинах веры и в добре милосердия.

 6757. " И видел тяжкие работы их" означает понимание, что они были наваждаемы ложностями. Это ясно из значения " видения", как понимания (п. 6732); и из значения " тяжких работ", как наваждения ложностями; поскольку тяжкие работы, которыми фараон изнурял сынов Израилевых, в духовном смысле являются ничем иным. " Фараон" означает ложное знание (п. 6651, 6679, 6683); и наваждение ложностями является ничем иным, как тяжкими работами для пребывающих в истинах. О наваждении ложностями, которые является тяжкими работами для пребывающих в истинах, не может быть известно человеку во время его жизни в мире, поскольку он тогда так не наваждается, ибо его разум тогда либо склонятся к ложностям, либо избавляется от них, и это происходит без какого-либо ощутимого наваждения. Но в другой жизни, когда пребывающие в истинах наваждаются ложностями, они тогда удерживаются в них злыми духами, как в оковах; однако внутреннее из разума удерживается Господом в истинах, которые рассеивают ложности. Во внутреннем смысле здесь понимается состояние наваждения ложностями, какое существует в другой жизни, как и многие другие вещи; ибо Слово был написано не только для человека, но также и для духов и ангелов.

 6758. " И увидел, что Египтянин бьет одного еврея из братьев его, сынов Израилевых" означает отчужденные внешние знания, пытающиеся уничтожить истину Церкви. Это ясно из значения " египтянина", как знания, удаленного от истины (п. 6692); из значения слова " бить", как разрушать, здесь же пытаться уничтожить, поскольку ложности не могут уничтожить истины; и из значения " еврея", как истины Церкви, так как " человек" означает истину (п. 3134), а " еврей" Церковь (п. 6675, 6684).

 6759. " Одного из братьев его" означает истину, с которой он должен был соединиться. Это ясно из значения " братьев", как истин Церкви (п. 6756); и поскольку он сам пребывал в них, и это были истины, означаемые его " братьями", с которыми он должен был соединиться, поэтому такое соединение понимается здесь из связи вещей во внутреннем смысле.

 6760. " Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого" означает предусмотрительность относительно того, был ли он в безопасности, что можно видеть без объяснения.

 6761. " Он убил Египтянина" означает, что он уничтожил отчужденное знание. Это ясно из значения " убийства", как уничтожения (п. 6758); и из значения " египтянина", как знаний, удаленных от истины (п. 6692).

 6762. " И скрыл его в песке" означает, что он изгнал его туда, где находятся ложности. Это ясно из значения " сокрытия", как изгнания; и из значения " песка", как истинных знаний, а в противоположном смысле – ложных знаний. " Песок" имеет такое значение, потому что " камень", от которого происходит песок, означает и то, и другое (п. 1298, 3720, 3769, 3771, 3773, 3789, 3798, 6426). Истина также понимается под " песком" у Моисея:

О Завулоне сказал: веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народы на гору, там приносят жертвы праведные, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке (Втор. 33: 18, 19).

" Созывать народы на гору" означает сделать так, чтобы истины стали формами добра, или вера стала милосердием; поскольку " народы" означают истины веры, а " горы" – добро милосердия; " приносить жертвы праведные" означает богослужение, происходящее от милосердия; " питаться богатством моря" означает иметь в изобилии истинные знания; " сокровища, сокрытые в песке" означают тайны истинных знаний. Поскольку " песок" означает истинные знания, то в противоположном смысле он также означает ложные знания; так как большинство вещей в Слове также имеют противоположный смысл, и каков противоположный смысл, можно знать из подлинного смысла. В отношении изгнания к ложностям, которое означается словами " скрыл его в песке", ситуация такова. Когда адские духи, пребывавшие в ложностях, находились в мире духов и пытались там уничтожить истины у тех, кто подвергался искушению, они затем были высланы в ады, откуда не могли больше выйти. Это мне дано было знать многими опытами. Таково значение изгнания к ложностям.

 6763. " И вышел на другой день" означает вновь соединение с Церковью. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 6756), где встречаются подобные слова.

 6764. " И вот, два еврея ссорятся" означает наблюдение, что внутри Церкви люди вели борьбу друг с другом. Это ясно из значения слова " вот", или " видеть", как замечать (п. 2150, 3764, 4567, 4723, 5400); из значения " евреев", как людей, принадлежащих к Церкви (п. 6758); и из значения " ссоры", как пребывания в борьбе.

 6765. " И сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? " означает укор, поскольку один желал уничтожить веру другого. Это ясно из значения " обижающего", как того, кто не состоит в истине веры, однако пребывает в Церкви, ибо в Церкви есть те, которые состоят в истине веры, и те, которые в ней не состоят, как можно видеть по различным ересям; те, которые пребывают в ереси, то есть не состоят в истине веры, здесь понимаются под " обижающим"; из значения " бить", как уничтожать (п. 6758); и из значения " ближнего", как состоящего в истине веры. Ибо, когда " обижающим" означается тот, кто не состоит в истине веры, " ближним", означается состоящий в истине веры. Он называется " ближним", а не " братом", хотя оба были евреями, потому что они были противниками. Что здесь понимается укор, весьма очевидно. Все это означает, что когда человек возрождается, он допускается к битвам против ложностей, и тогда Господь удерживает его в истине, но в той истине, которую он считает истиной, и из этой истины он сражается против лжи. Он может также сражаться из истины, которая не является подлинной, если эта истина такова, что может быть каким-либо образом соединена с добром; а соединяется она с добром через невинность, поскольку невинность является средством соединения. Это объясняет, почему люди, пребывающие в Церкви, какого бы учения они не придерживались, могут быть возрождены, но состоящие в подлинных истинах находятся в лучшем положении, чем другие.

 6766. " А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? " означает осознание, что он еще не был настолько продвинут в истинах Церкви, чтобы уладить разногласие внутри Церкви. Это ясно из значения, " он сказал" как осознания; и из значения " начальника", как того, кто пребывает в главных истинах, таким образом, кто более просвещен в учении истины (ибо это то, что понимается в прообразовательной Церкви под " начальником" ), поэтому слова " кто поставил тебя начальником" означают, что он еще не был продвинут в истинах Церкви, (что " начальником" означается тот, кто пребывает в главных истинах, видно в п. 5044); и из значения " судьи", как того, кто решает споры или разногласия, здесь разногласия в Церкви, поскольку ссора была между двумя евреями, под которыми понимаются принадлежащие к Церкви.

[2] В высшем смысле говорится о начале Божественного закона в Человечности Господа, и о том, как развивался этот закон. Но во внутреннем смысле здесь говорится о развитии Божественной истины в человеке, который возрождается. Это развитие таково, что человек сначала может отличать ложь от истины, ибо истина, в которой он пребывает, позволяет ему видеть ложь, так как она противоположна истине. Но в первое время он не может различать между истинами веры внутри Церкви; чтобы это делать, он должен двигаться дальше, ибо просвещение человека происходит постепенно. Это хорошо видно на примере юных и молодых людей, которые думают, что положения учения их Церкви являются абсолютной истиной, и из них они судят о ложностях, но пока не могут видеть различий между предметами веры внутри Церкви. Эта способность приходит постепенно; и поэтому человек, который эту способность, должен быть более зрелого возраста, и в нем должны быть просвещены более внутренние степени разумения.

 6767. " Не думаешь ли убить меня" означает, не хочешь ли уничтожить мою веру? Это ясно из значения " убийства", как уничтожения, о чем будет сказано ниже; и из значения " еврея", к которому здесь относится слово " меня", как того, кто принадлежит к Церкви, таким образом веры, поскольку вера относится к Церкви, ибо они настолько связаны между собой, что уничтожающий веру в ком-либо, уничтожает в нем и Церковь. Это также является " убийством" его, поскольку отнимающий веру, отнимает и духовную жизнь, а жизнь, которая остается, является тем, что называется " смертью". Из этого ясно, что " не думаешь ли убить меня" означает " не хочешь ли уничтожить мою веру? "

[2] Что " убить" означает отнять духовную жизнь, видно из многих мест в Слове, как у Иеремии:

Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всяком поле - сохнуть? звери и птицы будут истреблены за нечестие жителей ее (Иер. 12: 3, 4).

" День убиения" означает время опустошения Церкви, когда нет больше никакой веры, поскольку нет милосердия. " Земля, которая будет сетовать" означает Церковь; " трава на всяком поле" означает всякое истинное знание Церкви; " звери и птицы будут истреблены" означает, что добро и истины будут уничтожены. Что " земля" означает Церковь, видно в п. 566, 662, 1067, 1262, 1413, 1607, 1733, 1850, 2117, 2118, 2928, 3355, 4335, 4447, 5577; что " трава" означает истинные знания, видно из мест в Слове, где упоминается " трава"; что " поле" означает принадлежащее Церкви, видно в п. 2971, 3310, 3766; что " звери" означают расположение к добру, таким образом добро, видно в п. 45, 46, 142, 143, 246, 714, 715, 719, 1823, 2179, 2180, 3218, 3519, 5198; а " птицы" – расположение к истине, в п. 5149. Из всего этого можно видеть, каково значение этих слов, а также, что духовный смысл пребывает там в каждой частности. Всякий может видеть, что без внутреннего смысла невозможно понять, что означается " днем убиения", " сетованием земли", " засыханием травы на всяком поле… за нечестие жителей", а также " зверями и птицами", которые будут истреблены.

[3] У Захарии:

Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, которых купившие убивают ненаказанно (Зах. 11: 4, 5).

Здесь " овцы, обреченные на заклание" ясно означают людей, чью веру истребили их хозяева. У Иезекииля:

И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить (Иез. 13: 19).

Здесь также " умерщвление" ясно означает уничтожение духовной жизни, то есть веры и милосердия. У Исаии:

И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми (Ис. 10: 3, 4).

Здесь " убитыми" означаются находящиеся в аду, таким образом, пребывающие во зле и в ложностях.

[4] У того же пророка:

А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом. Не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой (Ис. 14: 19, 20).

" Убитыми" означаются те, которые были лишены духовной жизни. " Ты убил народ свой" означает, что он разрушил истины и добро веры. У Иоанна:

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10: 10).

" Убить" означает уничтожить жизнь веры, поэтому сказано " Я пришел для того, чтобы имели жизнь". У Марка:

Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их (Мк. 13: 12).

Говорится о последних временах Церкви, когда больше нет никакого милосердия, и поэтому нет веры; " брат", " дети" и " родители" во внутреннем смысле означают добро и истины Церкви; " умертвить" означает их уничтожить.

[5] Поскольку " убитым" означается человек, лишенный духовной жизни, а " полем" означается Церковь, поэтому в прообразовательной Церкви существовал устав о том, что:

Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней (Чис. 19: 16);

что под " убитым мечом" понимается истина, уничтоженная ложью, видно выше в п. 4503), поскольку " меч" означает ложь, которая уничтожает истину (п. 2799, 4499, 6353). Также был устав о том, что " если в земле, которую Господь Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого; и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, и заколют её в долине", а также сделаю много других вещей (Втор. 21: 1-10).

 6768. " Как убил вчера египтянина" означает, как уничтожил ложь. Это ясно из значения " убийства", как уничтожения (п. 6767); и из значения " египтянина", как знания, далекого от истины, таким образом лжи (п. 6692, 6758, 6761).

 6769. " Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле" означает, что он находился среди отчужденных знаний, и еще не был настолько силен в истинах, чтобы быть в безопасности. Это ясно из значения слова " испугаться", то есть не быть в безопасности, ибо тогда присутствует страх. Он не был в безопасности, потому что не был силен в истинах; ибо тот, кто силен в истинах, находится в безопасности везде, куда бы он ни шел, даже если он находится посреди ада. Причина, по которой люди, которые еще не сильны в истинах, не находятся в безопасности, состоит в том, что ложь связывает их со злыми духами. Эти вещи понимаются под словами " Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле", то есть египтяне, среди которых он находился; это также ясно из того, что следует далее, что " фараон услышал об этом деле и хотел убить Моисея".

 6770. [Стихи 15-19] И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и обитал в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] находился у колодезя. У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и начерпал им воды и напоил овец их. И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

" И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея" означает, что ложные познания, заметив это, хотели уничтожить истину, исходящую от Божественного закона; " но Моисей убежал от фараона" означает, что она была отделена от ложностей; " и обитал в земле Мадиамской" означает жизнь в Церкви среди тех, которые пребывают в простом добре; " и [придя в землю Мадиамскую] находился у колодезя" означает стремление там к Слову; " у священника Мадиамского [было] семь дочерей" означает святыни той Церкви. " Они пришли, начерпали воды" означает, что они были наставлены в истинах из Слова; " и наполнили корыта" означает, что оттуда они обогатили учение о милосердии; " чтобы напоить овец отца своего [Иофора]" означает, чтобы таким образом могли быть наставлены пребывавшие в добре. " И пришли пастухи и отогнали их" означает, что учителя, пребывавшие во зле, восстали против них. " Тогда встал Моисей и защитил их" означает помощь от истин, которые сохраняют закон от Бога; " и начерпал им воды и напоил овец их" означает, что от этого пребывавшие в добре получили наставление. " И пришли они к Рагуилу, отцу своему" означает соединение с самим добром этой Церкви; " и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня? " означает перцепцию, что теперь это было бесспорное соединение; " они сказали: какой-то египтянин избавил нас от руки пастухов" означает, поскольку истинное знание, присущее Церкви, преобладало над силой ложного учения, происходящего от зла; " и даже начерпал нам воды" означает, что он наставлял из Слова; " и напоил овец [наших]" означает тех, которые принадлежали там к Церкви.

 6771. " И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея" означает, что ложные знания, заметив это, хотели уничтожить истину, исходящую от Божественного закона. Это ясно из значения слова " слышать", как замечать (п. 5017); из прообраза Фараона, как знаний, которые противоположны истинам Церкви, таким образом ложностей (см. п. 6651, 6679, 6683); из значения " убийства", как уничтожения (п. 6767), таким образом, " хотеть убить" значит желать уничтожить; и из прообраза Моисея, как Божественного закона и Божественной истины (п. 6752), таким образом, как истины, происходящей от Божественного закона. Сказано " истина Божественного закона", а не " Божественный закон", поскольку по-прежнему говорится о развитии Божественного закона в Человечности Господа. Из всего это видно, что " фараон услышал об этом деле и хотел убить Моисея" означает, что знания, заметив это, хотели уничтожить истину, происходящую от Божественного закона.

 6772. " Но Моисей убежал от фараона" означает, что она была отделена от ложностей. Это ясно из значения " побега", как отделения; и из прообраза Моисея, как истины, которая имеет закон от Божественного (п. 6771). Теперь здесь начинается пятое состояние в развитии Божественного закона в Человечности Господа, а в относительном смысле в развитии Божественной истины в возрождающемся человеке, которое является состоянием отделения от ложностей и соединения с истинами простого добра. Затем следует шестое состояние, которое является соединением с добром.

 6773. " И обитал в земле Мадиамской" означает жизнь в Церкви среди тех, которые пребывают в простом добре. Это ясно из значения слова " обитания", как жизни (п. 1293, 3384, 3613, 4451, 6051); и из значения " Мадиама", как тех, которые пребывают в истинах простого добра (п. 3242, 4756, 4788). Говорится " земля", поскольку понимается Церковь, где пребывают такие люди. Что " земля" означает Церковь, видно в п. 6767.

 6774. " И [придя в землю Мадиамскую] находился у колодца" означает изучение там Слова. Это ясно из значения " нахождения", как жизни (о чем говорилось выше в п. 6773), здесь изучение жизни; и из значения " колодца", как Слова (п. 2702, 3424). Слово иногда называется " колодцем", а иногда " источником". Когда оно называется " колодцем", тогда понимается Слово относительно буквального смысла, а когда называется " источником", Слово понимается относительно его внутреннего смысла (п. 3765). Здесь сказано, что Моисей " находился у колодца", потому что Слово понимается относительно его буквального смысла; поскольку он является первым смыслом у людей, возрождающихся и продвигающихся к Божественной истине, о которых здесь говорится во внутреннем смысле. Кроме того, пребывающие в истинах простого добра, которые здесь понимаются под " Мадиамом", интересуются только буквальным смыслом.

 6775. " У священника Мадиамского [было] семь дочерей" означает святыни той Церкви. Это ясно из значения " дочерей священника", как предметов, принадлежащих Церкви, поскольку " дочь" означает Церковь (п. 2362, 3963, 6729); а " священник" – добро любви (п. 1728, 3670, 6148); таким образом " дочерями священника" означается Церковь в отношении добра; из значения " Мадиама", как тех, кто пребывает в истинах простого добра (п. 6773); и из значения числа " семь", как того, что является святым (п. 395, 433, 716, 881, 5265, 5268). Таким образом выражение " у священника Мадиамского [было] семь дочерей" означает святыни Церкви у пребывающих в истинах простого добра. Пребывающими в простом добре называются те, которые находятся во внешних пределах Церкви, и в простоте верят Слову буквально, каждый в соответствии со своим пониманием, и которые также ведут жизнь в соответствии с тем, во что они верят, таким образом пребывают в добре такого рода, каковы их истины. Внутреннее Церкви проникает в них через добро, но поскольку они не пребывают во внутренних истинах, добро, проникающее в них, становится чем-то общим и неопределенным; ибо духовный свет не может там достичь частностей, и таким образом осветить предметы ясно. Людям такого рода в другой жизни даруются небеса в соответствии с качеством их добра, которое определяется их истинами. Таковы те, которые здесь понимаются под " Мадиамом", но по сути они являются людьми, пребывающими вне Церкви, которые живут в добре согласно со своей религией.

 6776. " Они пришли, начерпали воды" означает, что они были наставлены в истинах из Слова. Это ясно из значения слова " начерпать", как быть наставленным в истинах веры и быть просвещенным (п. 3058, 3071). Что это происходило из Слова, означается " колодцем", из которого они черпали. Что " колодец" означает Слово, смотрите выше в п. 6774.

 6777. " И наполнили корыта" означает, что оттуда они обогатили учение о милосердии. Это ясно из значения " наполнения из колодца", как обогащения оттуда, то есть из Слова; и из значения " корыта", как учения о милосердии. Причина, по которой " корытом" или водосборником означается учение о милосердии, состоит в том, что это есть углубление, сделанное в дереве, в которое начерпывают воду из колодца, чтобы напоить стада; поскольку во внутреннем смысле все, сделанное из дерева, означает добро милосердия (п. 3720); " черпать" означает быть наставляемым (п. 3058, 3071); " вода", которую черпают, означает истину веры (п. 2702, 3058, 4976, 5668); " колодец", из которого её черпают, означает Слово (п. 2702, 3424, 6774); " чтобы напоить овец" означает наставить в добре из Слова (п. 3772). Из всего этого видно, что " корыто" означает учение о милосердии.

 6778. " Чтобы напоить стадо отца своего [Иофора]" означает, чтобы таким образом могли быть наставлены пребывавшие в добре. Это ясно из значения слова " поить", как наставлять (п. 3772); из значения " стада", как тех, которые учатся и ведутся к добру милосердия (п. 343, 3772, 5913, 6048); и из прообраза Рагуила (который здесь называется " отцом", и который был " священником" ), как добра той Церкви, где в которой пребывают состоящие в истине, происходящей от простого добра (п. 6773, 6775).

 6779. " И пришли пастухи и отогнали их" означает, что учителя, пребывавшие во зле, восстали против них. Это ясно из значения " пастухов", как тех, которые учат и ведут к добру милосердия (п. 343, 3795, 6044), здесь тех, которые учат, но, поскольку пребывают во зле, не ведут к добру милосердия; из значения " изгнания", как восстания против; и из значения " дочерей", которых они отогнали, как предметов Церкви (п. 6775). " Пастухами" здесь, действительно, означаются те, которые учит, но не ведут к добру милосердия, поскольку пребывают во зле. Ибо состоящие во зле никогда не признают, что милосердие и его дела способствуют спасению, поскольку они не могут признать то, что противоположно их жизни, ибо это было бы против них самих. А поскольку они пребывают во зле, они даже не знают, что такое милосердие, и поэтому не знают, каковы дела милосердия. Они учат вере, говоря, что она оправдывает и сулит небеса. Они являются теми, кто восстает против учения милосердия, которое происходит из Слова, и следовательно против людей, состоящих в истине простого добра, которые означаются " дочерями священника Мадиамского", кого отогнали пастухи от колодца после того, как те начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить стадо отца своего.

 6780. " Тогда встал Моисей и защитил их" означает помощь от истин, которые сохраняют закон от Бога. Это ясно из прообраза Моисея, как истины, которая исходит от Божественного закона (п. 6771); и из значения " защиты", как оказания помощи.

 6781. " И начерпал им воды и напоил стадо их" означает, что от этого пребывавшие в добре получили наставление. Это ясно из значения слова " напоить", как наставить (п. 3069, 3092, 3772); и из значения " стада", как тех, которые учатся и ведутся к добру милосердия (п. 343, 3772, 5913, 6048); таким образом тех, которые пребывают в добре.

 6782. " И пришли они к Рагуилу, отцу своему" означает соединение с самим добром этой Церкви. Это ясно из значения " прихода к кому-либо", как соединения; и из прообраза Рагуила, как добра, поскольку он был священником. Что под " священником" понимается добро любви, можно видеть в п. 1728, 3670, 6148. Под соединение здесь понимается, соединение истин Церкви с ее добром.

 6783. " И он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня? " означает перцепцию, что теперь это было бесспорное соединение. Это ясно из значения слова " сказал" в исторических частях Слова, как перцепции; и из значения слов " скоро пришли", как бесспорного соединения. (Что " скоро" означает достоверность (п. 5284), а " приход" означает соединение, видно в п. 6782). Здесь понимается не соединение, происходящее через дочерей, которые скоро пришли к своему отцу, но через истину, исходящую от Божественного закона, которую прообразует Моисей. Это то, что постигалось.

 6784. " Они сказали: какой-то египтянин избавил нас от руки пастухов" означает, поскольку истинное знание, присущее Церкви, преобладало над силой ложного учения, происходящего от зла. Это ясно из значения " египтянина", как истинного знания; поскольку " человек" означает истину (п. 3134), а " египтянин" знание (п. 1164, 1165, 1186, 1462, 4749, 4964, 4966, 4967, 5700, 6004, 6692). Причина, по которой Моисей здесь называется " египтянином", заключается в том, что Моисей здесь прообразует истину, которой обладают состоящие в истине простого добра, понимаемые под " дочерями священника Мидиамского". Они состоят в такой истине, поскольку являются людьми внешней Церкви (п. 6775); поэтому также сказано " истинное знание, присущее Церкви". И из значения " избавления от руки пастухов", как того, что истинное знанием преобладало над силой ложного учения, происходящего от зла; так как " избавлять" значит преобладать, поскольку тот, кто избавляет от руки других, преобладает над ними. (" Рука" означает силу, п. 878, 3387, 4931-4937, 5327, 5328, 5544, а " пастыри" – учителей, здесь тех, которые учат лжи, происходящей от зла, (п. 6779); и поскольку понимаются учителя, то также понимается такое учение).

[2] Причина, по которой истинное знание преобладает над силой ложного учения, происходящего от зла, заключается в том, что Божественное пребывает во всякой истине, происходящей от добра, тогда как во лжи, происходящей от зла, есть противоположное, а то, что противоположно Божественному, вообще не может преобладать. Поэтому в другой жизни тысяча состоящих во лжи, происходящей от зла, не могут одолеть одного, пребывающего в истине, происходящей от добра; но от присутствия этого одного тысяча убегает, а если они не убегают, то страдают и мучаются. Говорится ложь, происходящая от зла, потому что это действительно является ложью, тогда как ложь, которая происходит не от зла, но от незнания истины, не является в действительности таковой. Именно зло противоположно небу, но не ложь, происходящая от неведения. Более того, если в неведении есть что-либо от невинности, то эта ложь принимается Господом как истина; поскольку состоящие в такой лжи, принимают истину.

 6785. " И даже начерпал нам воды" означает, что он наставлял из Слова. Это ясно из значения " черпания", как наставления в истинах веры, и просвещения (п. 3058, 3071). Что это происходило из Слова, означается " колодцем", из которого они черпали воду, (что " колодец" означает Слово, видно в п. 6774).

 6786. " И напоил овец [наших]" означает тех, которые принадлежали там к Церкви. Это ясно из значения " овец", как тех, которые пребывают в добре, и которые дают возможность себя наставлять (п. 343, 3772, 5913, 6048); здесь означают принадлежащих там к Церкви, которыми, как было показано выше, являются состоящие в истине простого добра, и которые означаются " Мадиамом". " Овцы" означают как добро, так и Церковь, то есть пребывающих в добре и принадлежащих Церкви, поскольку это так соединено, что не может быть отделено одно от другого; ибо состоящий в добре веры имеет в себе Церковь, а тот, кто имеет в себе Церковь, состоит в добре веры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.