Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Газета «Рыбинская неделя». Статьи » Краеведение и история. ПЕРВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РЫБИНСКА: панорама для императора. Тот факт, что наш город в 1824 году впервые был запечатлен художниками (об этом мы уже писали в одном из предыдущих номеров), к сожалению, не



Газета «Рыбинская неделя»

Статьи » Краеведение и история

№ 27 (153) от 13. 07. 2011

ПЕРВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РЫБИНСКА: панорама для императора

Тот факт, что наш город в 1824 году впервые был запечатлен художниками (об этом мы уже писали в одном из предыдущих номеров), к сожалению, не привлек к нему широкого внимания пейзажистов. Заезжих живописцев и в ту пору интересовали по большей части редкости да древности, которыми новенький, бурно застраивавшийся Рыбинск почти не располагал.

Люди с альбомчиками в руках вновь появились на рыбинских улицах почти полтора десятилетия спустя. Двое художников были родными братьями.
Не уверен, что все читатели знают фамилию братьев Чернецовых, но это, несомненно, были крупные мастера. Конечно, в масштабах российского искусства их имена находятся во втором ряду, однако любой историк искусства их знает.
Авторы пейзажей и перспективных видов Григорий и Никанор Григорьевичи Чернецовы были детьми мещанина-иконописца из костромского городка Лухи (ныне поселка в Ивановской области). Старший из них Григорий Чернецов (1801 - 1865) еще в детстве отличался любовью и способностями к рисованию. Любопытно, что «путевку в жизнь» ему дал автор одного из видов Рыбинска 1824 года Павел Свиньин. Проезжая через Лух, он обратил свое внимание на талантливого юношу. Взяв его с собой в Санкт-Петербург, Свиньин рекомендовал молодое дарование Обществу поощрения художников. При поддержке этого общества Чернецов стал посещать классы Академии художеств. Из Академии он был выпущен с большой золотой медалью. В 1831 г. Григорий Чернецов был удостоен звания академика живописи. По стопам старшего брата последовал и Никанор, закончивший Академию одновременно с братом с золотой медалью, став впоследствии академиком.
За свою жизнь братья вместе и порознь изъездили Кавказ, Крым и Прибалтику, Египет, Палестину, Турцию, Италию. Зарисовывая на пути все, что ни встречалось любопытного, они привезли из этих поездок громадное количество этюдов и эскизов, которые потом служили материалом для их многочисленных картин.
Наиболее яркие достижения братьев связаны с произведениями, которые мы сейчас назвали бы модным словом «проект». Такова была картина Григория Чернецова «Парад на Марсовом поле», где он изобразил в толпе гуляющих множество известных людей (более 200 портретов! ). Особенно интересен уголок полотна, где стоят, беседуя друг с другом, писатели: Пушкин, Жуковский, Крылов, скульптор Мартос, художники: Брюллов, Венецианов, учитель братьев Чернецовых Воробьев...
Но все же самый значительный результат должно было принести путешествие художников по Волге, в ходе которого они и посетили наш город. В 1838 году они получают заказ от Географического общества - нарисовать панораму великой русской реки - от Рыбинска до Астрахани.
В специально оборудованной лодке-мастерской они проплыли от Рыбинска почти до самой Астрахани. Недалеко от астраханской дельты попали в ледяные заторы, и плавание пришлось прекратить.
Барка художников останавливалась вблизи городов и селений, и художники тщательно, в творческой манере, зарисовывали все, что «достойно особого внимания». На зарисовке отмечали все, что необходимо было для дальнейшей работы - название местности, день, когда исполнен рисунок, и даже погодные условия. Непременный атрибут - приписка «рисовано с натуры».
Многие знают рисунки Чернецовых по иллюстрированному изданию их дневников (Г. и Н. Чернецовы. Путешествие по Волге. М., 1970), там можно видеть панораму Рыбинска, Волгу, наполненную кораблями, бурлаков на берегу и вид рыбинского собора.
Пожалуй, собору братья-художники уделили больше всего внимания: «Собор здешний, существуя около двух столетий, есть единственная древность в городе. Прекрасная соборная колокольня построена в 1802 году, высота ее более сорока сажен, звон огромного колокола, величественно разливающийся по Волге, далеко бывает слышим». Чернецовы застали последний год существования старинного собора XVII века. Похоже, они были единственными, кто понимал значение его утраты для истории Рыбинска. Именно благодаря их документально точным рисункам мы сейчас можем представлять, что это был прекрасный памятник ярославской архитектуры времени ее наивысшего расцвета.
Зарисовали художники и дом Попова – первый каменный дом Рыбинска. Рисунок, правда, совсем малюсенький – на полях письма. Однако и он точно передает особенности этого важного для Рыбинска здания.


Интересен вид с колокольни, где можно видеть недостроенный Красный гостиный двор, каре Мытного рынка, кварталы особняков, зачастую не очень похожие даже на те, что мы знаем по старинным фотографиям, и давно исчезнувшие храмы города и окрестных сел. Художники много ездили на этюды по окрестностям города. В их альбомах оказались и винный завод губернатора Полторацкого, и устье Шексны, фланкированное храмами в Васильевском и Петровском. Последний рисунок в фондах Русского музея в Петербурге, где хранится большая часть материалов волжской экспедиции, значится просто «волжским видом».
Однако самые красивые виды Рыбинска - с Волги. Рисунки Чернецовых выгодно отличаются от видов Рыбинска 1824 года. Образность, присущая рисунку Свиньина, дополнена у них точностью изображений, мастерством композиции, последовательно раскрывающей красоты нашего города. Да и сам город за 15 лет стал иным. Взмыла в небо колокольня Казанской церкви, появился величественный Крествоздвиженский храм. Наконец, новый собор, хоть и уничтоживший своего древнего предшественника, удачно вписался в панораму.
Чернецовы не только замечательно вписали в виды Рыбинска многочисленные корабли. Судя по их дневникам, они были просто потрясены бурной жизнью нашего города на Волге: «Жители спешили на берег Волги любоваться на величественное вступление мучного флота-кормильца в Рыбинскую пристань. Но как изобразить пером картину, которую в первый раз в жизни удалось нам увидеть! - восклицают они. - Суда на белых парусах, как лебеди, горделиво плыли к городу, вымпелы на мачтах вились знаменами. Караван, пришедший в тот день, состоял из 60 судов. А вот и берег оживился песнями и говором бурлаков. С ложками за тесьмами или лыком на шляпах, в липовых башмаках эти рекоходцы-труженики высыпали на Рыбинскую пристань и, забыв о своей лямке, огласили берег удалыми песнями. Стоит быть в Рыбинске для того только, чтобы видеть приход подобного каравана!.. Мачты беспрестанно проходимых судов постепенно закрывали собою Рыбинск, разноцветные флаги и флюгера пестрили этот беспрерывно возрастающий лес, сквозь который виднелся Рыбинск, принимающий вид совершенно портового города! ».

Но, разумеется, виды Рыбинска были лишь подготовительным материалом для небольшой части грандиозной работы – панорамы волжских берегов.
Этот уникальный по замыслу и масштабам проект был окончательно исполнен лишь к 1851 году. Полная рисованная панорама составила более 700 м в длину и состояла из семи частей - по количеству губерний, содержала 1981 лист и накатывалась на валы. Сидя в помещении, оформленном в виде каюты, можно было лицезреть, как в окнах иллюминаторов сменяют друг друга прекрасные волжские виды. На людей, не видевших кино, это производило ошеломляющее впечатление.
Чернецовы поднесли панораму Николаю I. Им было объявлено, что панорама имеет государственную ценность, и ее забрали в Эрмитаж. К сожалению, частое использование привело к быстрому обветшанию, а затем и гибели уникального творения. Зато уцелели подготовительные рисунки, запечатлевшие Рыбинск 1838 года глазами художников, вдохновленных красотой Волги.

Сергей ОВСЯННИКОВ, кандидат искусствоведения

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.