Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нижнетагильский завод. Бронзовое литье



Нижнетагильский завод

На нем тоже выпускались изделия из чугуна. Самый крупный из них многофигурный памятник Н. Н. Демидову и памятник А. Н. Карамзину оренбургского архитектора А. Г. Белова. Также на нижнетагильском заводе создавали решетки, мелкие чугунные изделия и бюсты.

 

Глава № 2

Бронзовое литье

Успехи чугунно-литейного дела на Урале стимулировали развитие художественного литья из бронзы. Бронзолитейное дело возникло в регионе в первой половине XIX в. До этого, в XVIII в., в эпоху Елизаветы и Екатерины Великой, декоративная бронза завозилась в Россию из-за границы, в основном из Франции. Именно в этой европейской стране обучился основам бронзолитейного искусства будущий выдающийся уральский литейщик Федор Филиппович Звездин. Воспитанник Выйского училища, крепостной Н. Н. Демидова отправился во Францию 15-летним мальчиком. После обучения у одного из выдающихся мастеров художественного литья П. -Ф. Томира Звездин стажировался в Пруссии, а затем в Петербурге, на механическом заводе Берда. Выдержав там все испытания, в 1830 г. он вернулся на Нижнетагильские заводы, где сразу же приступил к созданию «бронзерной» фабрики при Выйском медеплавильном заводе.

Первые заказы на художественное литье Выйская «бронзерная» фабрика Звездина получила в 1833 г. В мастерскую поступали не только заказы на декоративные изделия из бронзы, но и технические задания. В 1833 г., например, под руководством Звездина на Выйском медеплавильном заводе были отлиты из ваграночного чугуна первые рельсы для паровозной дороги. В художественных работах мастер достиг значительной пластической выразительности. Известны его произведения: бюст Н. Н. Демидова (1834), «Мальчик, вынимающий занозу» (копия со знаменитой древнегреческой статуи, 1839), «Девочка в молитвенной позе» (копия с модели известного скульптора эпохи классицизма Х. -Д. Рауха, 1840). работы хранятся в государственном Русском музее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Свердловском областном краеведческом музее, Нижнетагильском музее горнозаводского дела.

Судьба крепостного мастера была довольно печальной. В 1840-е гг. его отношения с демидовским заводоуправлением стали портиться. Первоначально Ф. Ф. Звездина лишили художественных заказов, а затем и вовсе отстранили от руководства фабрикой и уволили с заводов. Крепостной мастер вынужден был остаться жить в Нижнетагильском заводском поселке, оторванный от творчества. Лишь эпизодически его привлекали к выполнению отдельных заказов. Судьба Ф. Ф. Звездина типична для многих талантливых мастеров крепостной эпохи.

Одним из первых бронзолитейное производство начал Верх-Исетский завод. В нем трудились такие мастера как Иван Егорович Шанин, Григорий Дмитриевич Бревнов, Ларион Антонов, Антон Архипов.

Самыми распространенными были украшения к различным предметам: лакированным столам, диванам, комодам, коляскам, санкам. Помимо декоративнх деталей верх-исетские бронзолитейщики выпускали различные предметы, имеющие самостоятельное значение как произведения декоративно-прикладного искусства: вазочки, подсвечники, настенные светильники.

Итак, чугунное и бронзовое литье стремительно развивалось на Урале в течении XVIII - XIX вв. Оно стало частью не только декоративно-прикладного искусства Урала, но и России, получив при этом мировое признание.


Список литературы

1. Историческое краеведение. Учебное пособие. / Под ред. Г. Е. Корнилова. Екатеринбург, 2005. С. 135 - 138

2. Павловский Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975. С. 23 - 30; 57 - 67; 92 - 93.

3. Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. (Альбом). Свердловск, 1979.


 

  


[1] Соболев Н. Н. Чугунное литье в русской архитектуре. М., 1951. С. 8.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.