Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава № 1. Чугунное литье



 

Содержание

 

Стр.

 

Глава № 1------------------------------------------------------------------------------------ 3

Глава № 2------------------------------------------------------------------------------------ 6

Глава № 1

Чугунное литье

Каслинский завод

Особый успех имели изделия мастеров Каслинского завода. Каслинские отливки не уступали в своих образцах бронзе. Камерное или, как тогда говорили, «кабинетное литьё» Каслинского завода обладало великолепными художественными пластичными качествами: техническая безукоризненность отливок, четкость силуэта, тщательная отделка деталей превращали чугунные изделия каслинских мастеров в настоящие художественные произведения.
Технологию художественного литья по моделям немецких и других европейских мастеров на Каслинском заводе начали осваивать еще в 20-х гг. XIX в. Модели были привезены в Касли из бронзолитейных мастерских Верх-Исетского и Выйского заводов. Особую роль в судьбе Каслей сыграли профессиональные скульпторы М. Д. Канаев и Н. Р. Бах. Выпускник Академии художеств, М. Д. Канаев приехал в Касли в 1876 г. Видя большие перспективы чугунного литья как вида пластического искусства, он решил создать в заводском поселке специальную художественную школу, в которой народные мастера могли бы обучаться основам изобразительного искусства и лепки. По моделям М. Д. Канаева на Каслинском заводе из чугуна были отлиты замечательные произведения. Одно из них - подчасник «Избушка на курьих ножках» было выполнено по мотивам русского народного искусства, орнаментальной деревянной резьбы.

Академик скульптуры Н. Р. Бах продолжил занятия в заводской школе, уделив особое внимание анималистическому жанру. Творчество Баха открыло в каслинском литье одну из самых замечательных страниц, посвященную миру уральской флоры и фауны. Замечательными художниками стали и ученики скульпторов, каслинские мастера В. Ф. Торокин (1845 - 1912), Широков, К. Д. Тарасов, Н. Вихляев и др. Каслинские литейщики безукоризненно воспроизводили в чугуне произведения Ф. П. Толстого, К. А. Клодта, Е. А. Лансере, Ф. Ф. Каменского и других известных художников. Продолжалось и использование западноевропейских моделей.

В конце XIX века в каслинском литье укрепились реалистические традиции. Мастер-самоучка В. Ф. Торокин внес в каслинское художественное литье мотивы труда и народного быта. Его произведения «Старуха с прялкой», «Крестьянин на пашне», «Углевоз», Литейщик за работой» знаменовали укрепление реалистических традиций в творчестве каслинских мастеров.

Сам В. Ф. Торокин происходил из крестьян, хотя род Торокиных идет с начала XVII в. от посадского Лариона Васильевича из Московии, потомки которого прибыли на Урал уже старообрядцами во второй половине XVII столетия, спасаясь от гонений. С 1866 г. Василий Торокин работает литейщиком-формовщиком. В 1880-е гг. после окончания заводской школы работал скульптором. Участвовал в создании двух выставочных павильонов на художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, где получил награду и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Последние 10 лет жизни В. Ф. Торокин, когда ушел с завода, творчески не работал, жил в неизвестности и нищете. Умер 19 (6) октября 1912 г. Похоронен на каслинском мемориальном кладбище. Вот такая была судьба у представителя реалистических традиций в каслинском литье.

Вершиной искусства каслинцев стало изготовление чугунного павильона для представления изделий Кыштымского горного округа на Всемирной художественной выставке в Париже в 1900 г. Павильон, собранный из большого количества литых деталей, был выполнен по проекту Е. Е. Баумгартена. Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец: его украшали и сказочные вещие птицы, и фантастические рыбы, и древние корабли, и мудрые совы, и хищные птицы. Перед входом в павильон была установлена скульптурная композиция «Россия» работы скульптора Н. А. Лаверецкого. Каслинский павильон стал сенсацией Всемирной выставки. С утра до вечера возле него не иссякал поток посетителей, восхищенно изучающих «уральское чудо». Продукция Кыштымского горного округа, представленная в необычном выставочном павильоне, получила высшую награду 65 разделу Всемирной выставки (металлические изделия) - Гран-при «Хрустальный глобус» и Большую золотую медаль.

После окончания выставки павильон разобрали и вернули владельцам Кыштымских заводов. Дальнейшая судьба его была печальной. Долгие годы, вплоть до конца Гражданской войны, он находился где-то на заводских задворках и постепенно утратил свои драгоценные детали. В 1922 г., в связи с недостатком сырья, возникла идея переплавить павильон. Старые мастера обратились с письмом в Екатеринбург с просьбой сохранить шедевр для потомков. Сохранившаяся часть павильона была перевезена в Свердловск и передана Свердловскому областному краеведческому музею. В 1927 г. фрагменты павильона были восстановлены К. Д. Тарасовым, который ранее принимал участие в работах над павильоном для Парижской выставки. В 1936 г. вся художественная коллекция Свердловского областного краеведческого музея была передана во вновь открывшуюся Свердловскую картинную галерею. В картинной галереи под руководством С. М. Гилева в 1957 г. Каслинский павильон был реконструирован, при этом многие детали были отлиты заново. С 1986 г. павильон украшает постоянную экспозицию Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Произведение уральских мастеров-литейщиков зарегистрировано ЮНЕСКО как раритет - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной экспозиции.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств хранит крупнейшую коллекцию каслинского литья. Помимо этого произведения каслинских мастеров хранятся также в Государственном Русском музее, государственном Эрмитаже, музеях Челябинска, Каслей и других уральских городов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.