Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 3 Психические и физические последствия моббинга 9 страница



Окончание таблицы

Шкала 1 Шкала 3 Шкала 5 Шкала 4 Шкала 7 Шкала 6 Шкала 2 Шкала 8
55+ 56+ 57+   58+ 59+ 60+ 61+
62+ 63+ 64+     65+ 66+ 67+
68+   69-     70- 71 +  
    72+       73+  
            74-  
            75-  
               

 

Суммарные показатели:

(Баллы по шкале 1 + баллы по шкале 2 + баллы по шкале 3): : 3 = ИА (индекс агрессивности).

(Баллы по шкале 6 + баллы по шкале 7): 2 = ИВ (индекс враж­дебности).

1. Физическая агрессия — использование физической силы про­тив другого лица.

2. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как че­рез форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).

3. Косвенная агрессия — использование окольным путем направ­ленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправ­ленных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топание ногами и т. п. ).

4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направлен­ная обычно против авторитета и руководства, которая может на­растать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

5. Раздражение — склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Подозрительность — склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружа­ющие намерены причинить вред.

7. Обида — проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-либо или всем миром за действительные или мнимые страдания.


8. Аутоагрессия, или чувство вины — отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможно­го убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает неправильно.

Данный тест не свободен от мотивационных искажений (на­пример, в связи с социальной желательностью), его результаты требуют дополнительной проверки. Применение данного метода в работе с учащимися школы (начиная с VI класса) и с учителями (предметниками и проходящими подготовку по специальности «Практический психолог») показало достаточную диагностич- ность.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авторитет — принятое широкими слоями населения и узаконенное право руководить поведением и действиями других людей. Авторитет выражает особого рода общественные отношения между людьми и их общностями, которые основаны на доверии к качествам и достоинствам его субъекта.

Администратор — профессионал, который способствует выполнению решения, принятого в ходе конфликта.

Агрессия — 1) враждебная внутренняя установка, враждебный тип действий индивида, социальной группы или страны по отношению к другому индивиду, группе, стране, выражающиеся в нанесении вреда, ущерба, поражения сопернику в конфликтных взаимодействиях; 2) при­менение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной или политической независимости другого государства или народа (нации), сопровождаемое различными видами конфликтов. Включает в качестве обязательных компонентов первенство или иници­ативу, умысел, агрессивное намерение по отношению к противнику.

Акцентуация локус контроля — чрезмерно выраженное стремление человека переложить ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, на внешние силы и обстоятельства либо связать их с особенностями своего поведения.

Анализ социального конфликта прикладной — необходимое условие правильного понимания и разрешения конфликта; предполагает выясне­ние следующих факторов: 1) причин конфликта; 2) объекта конфликта; 3) сторон конфликта (его субъектов, конфликтогенов); 4) их интересов, в том числе противоположных и совпадающих; 5) целей субъектов конф­ликта; 6) соотношения сил, ресурсов субъектов конфликта; 7) поводов и предлогов конфликтного поведения; 8) возможных сценариев развития конфликта и его последствий. Итогом прикладного анализа конфликта выступают: 1) выбор стратегии конфликтного поведения; 2) определение тактики конфликтного взаимодействия; 3) построение оптимальной мо­дели разрешения конфликта; 4) выбор адекватной социальной технологии (приемов, способов) реализации данной модели.

Анализ социального конфликта теоретический — построение системы идей, концепций, принципов, ориентированных на изучение, осмысление и интерпретацию основных тенденций и закономерностей развертывания конфликтных взаимодействий. Различают несколько взаимосвязанных уровней такого анализа.

Социально-философский уровень является методологической основой теоретического рассмотрения социального конфликта на всех последова­тельных уровнях его анализа и представляет собой синтез теоретических представлений о противоречиях как источнике любого развития.

Социологический уровень представляет собой системное исследование причин, социодинамики развертывания конфликтных взаимодействий, их типов, видов, форм проявления и способов разрешения.

Социально-психологический уровень — совокупность исследовательских процедур и методов изучения особенностей поведения и деятельности индивидов и малых групп (семья, трудовой коллектив и др. ), включенных в конфликтные процессы, с точки зрения социально-психологических особенностей внутриличностных, межличностных, межгрупповых конф­ликтов и конфликтов между личностью и группой.

Политологический уровень — системные исследования самых интенсив­ных и напряженных социальных конфликтов в политической сфере об­щества, направленных на удержание государственной власти или ее ниспровержение, завоевание и т. п., на анализ разнообразия и противо­борства политических общностей (социальных групп, классов, обществен­но-политических движений, партий и т. д. ), способов осуществления политических конфликтов, их разрешения и урегулирование.

Юридически-правовой уровень — совокупность методов и процедур исследования конфликтов с точки зрения нормативно-правовой регуляции взаимодействий между индивидами, группами и социальными институ­тами, такими, в частности, как государство и право, и, следовательно, рассмотрение конфликтных ситуаций и процессов в их реальной связи с действующими правовыми структурами и институтами, с эффективной деятельностью последних.

Арбитраж — способ урегулирования трудовых, имущественных, поли­тических, международных конфликтов, при котором субъекты конфлик­та обращаются к независимым арбитрам (третейским судьям), избираемым самими сторонами или назначаемым по их соглашению из числа автори­тарных лиц, организаций либо международных органов.

Барьеры коммуникации — помехи, препятствующие налаживанию контакта между коммуникатором и реципиентом, способные привести к непониманию и возникновению конфликтных взаимодействий между ними. Существуют различные типы барьеров. Психологические барьеры связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ общения, форму или содержание сообщения. Соци­альные барьеры возникают вследствие принадлежности коммуникатора и реципиента к различным социальным группам, социального ограничения доступа к информации и возможностей ее использования. Культурные барьеры возникают главным образом в межнациональной коммуникации, где могут быть порождены различиями национальных традиций общения, систем и ценностей.

Безработица — отсутствие работы для трудоспособных и желающих работать.

Безработица массовая — состояние, когда большое число членов об­щества, способных к труду, остается без работы.

Безработица скрытая (латентная) — избыточная занятость, обуслов­ленная разными причинами: стремлениями сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям.

Безработица структурная — безработица вызванная отсутствием спро­са и предложения на рынке труда, изменениями в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталостью ряда отраслей и производства.

Безработица текущая (фрикционная незанятость) — незанятость в свя­зи с переходом работников с одного предприятия на другое.

Блокада — любое вмешательство враждебно настроенных лиц, соци­альных групп, стран, создающее преграду намечаемым или уже осущест­вляемым действиям другого человека, группы или государства.

Взаимодействие конфликтное — процесс взаимных негативных воз­действий индивидов, групп, партий, этносов, стран друг на друга, в ре­зультате которых сталкиваются интересы, цели, устремления, ценностные ориентации соперничающих субъектов конфликта.

Взаимодействие социальное — процесс взаимного влияния людей или групп на сознание, ценностные ориентации, установки и поведение друг друга, характеризующийся согласованием действий, благодаря чему уси­ливается эффективность действий участвующих во взаимодействии инди­видов и групп.

Группа конфликтная — совокупность людей, объединяемая общими интересами, целями и задачами деятельности, осознающая их противо­положность интересам, целям и задачам соперничающей группы и веду­щая с последней активную борьбу.

Группа социальная — совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач деятельности и выполняющая обществен­но необходимую функцию в структуре разделения труда и деятельности, способная вступить в конфликтное взаимодействие с другими группами.

Движение социальное — массовые действия представителей одной или нескольких больших социальных групп, одного или нескольких социаль­ных слоев, направленные на поддержку социальных изменений или на сопротивление этим изменениям.

Дезорганизация социальная — процесс разрушения социальной систе­мы или отдельных ее частей, предполагающий нарастание дисфункций социальных норм, правил и институтов, ослабление или разрушение со­циального контроля, возрастание социальной напряженности и увеличе­ние социальных конфликтов.

Действие конфликтное — самый активный и напряженный этап раз­вертывания конфликтного процесса, проявляющийся в активном действии одной или всех сторон, участвующих в конфликте, и направленный на блокирование, ослабление, нанесение ущерба, устранение и уничтожение соперника.

Деятельность социальная — специфическая форма активного отноше­ния индивида, социальной группы (общности) или слоя, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании общества, его социальной структуры, функционирующих в нем стандартов, норм, правил и ценнос­тей.

Действия медиатора — специфический акт вмешательства, «техника влияния», направленная на субъектов конфликта, которая способствует выбору участникам конфликта положительных действий и тормозит выбор отрицательных действий.

Дискриминация — несправедливое, принижающее личность или груп­пу, нарушающее их права обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиоз­ной) со стороны господствующего социального слоя или властных струк­тур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональ- ных и иных конфликтов.

Дистанция социальная — величина, характеризующая степень соци­альной близости или отчуждения в социальном пространстве отдельных индивидов и социальных групп.

Дифференциация социальная — расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокуль­турному, религиозному и иным признакам, приводящее к возникновению конфликтных ситуаций в соответствующей сфере общественной жизни.

Изоляция социальная — социальный процесс, характеризующийся отстранением индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате резкого сокращения или прекращения социальных контактов и взаимодействий.

Иерархия социальная — иерархическая структура, характеризующаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений влас­ти и подчинения, составляющая один из основных источников социаль­ных конфликтов

Институт социальный — организованная система социальных норм, предписаний, установлений и требований, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Институционализация — процесс формирования устойчивых ценно­стно-нормативных образцов деятельности, социальных статусов и ролей, приведения их в систему, способную действовать в направлении интегра­ции и координации поведения индивидов, групп и общностей.

Институционализация конфликта — процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-норма- тивных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.

Источники конфликта — явления, ситуации, которые предшествуют конфликту и вызывают его.

Инициатор конфликта — сторона, которая первой начала конфликтные действия.

Инцидент — действие, затрагивающее интересы одной или обеих враж­дующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий.

Ингибиция — торможение, подавление активности индивида.

Конкуренция — стремление к достижению успеха, получению возна­граждения, власти путем опережения, отстранения или устранения сопер­ников, стремящихся к идентичным целям; вызывает конфликтные взаи­модействия в обществе.

Консенсус — социальное согласие и определенная степень согласован­ности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находивших­ся до этого в конфликтных противоречиях.

Консультант — специалист, который обеспечивает информацией, со­ветом одну или обе заинтересованные стороны, помогая им разрешить конфликт.

Конфликтогены — слова, действия, ситуации, которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, гнев и другие отрицательные эмо­циональные состояния.

Конфликтная ситуация — противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие ситуацию для реаль­ного противоборства субъектов конфликта.

Коммуникабельность — способность индивидов устанавливать соци­альные контакты, связи, отношения.

Конфликтные отношения — связи между субъектами конфликта в про­цессе конфликта.

Конфликтное поведение — поступки субъектов конфликта с целью реализации своих намерений.

Конфликт бытовой — конфликтное столкновение индивидов и/или групп в бытовой сфере, возникающее из-за обладания жизненно важ­ными ресурсами (пища, одежда, жилище, поддержание здоровья, про­ведение досуга и т. п. ); интересы, потребности и цели одних лиц и со­циальных групп сталкиваются с потребностями, интересами и целями других.

Конфликт вертикальный — специфический тип конфликтного взаимо­действия, направленного вдоль оси политической или организационно- управленческой иерархии (например, против органов власти или руково­дителя предприятия, любой другой организации), разрешение которого может привести либо к компромиссу, либо к изменению стиля руковод­ства, либо к смене последнего, либо к устранению инициаторов конф­ликта и его участников.

Конфликт внеинституциональный — вид конфликтного противоборства, содержание и направленность которого резко расходятся с существующи­ми в данной стране системой социальных институтов и ценностно-нор­мативной структурой регулирования поведения граждан и их групп (на­пример, государственный переворот и т. п. ).

Конфликт внутригрупповой — тип конфликтного противоборства, воз­никающего внутри социальной группы вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за групповое доминирование, за лучшие ус­ловия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе, за престиж, авторитет, а также ситуационной и психологической несов­местимости двух или большего числа членов данной группы, их личной неприязни друг к другу.

Конфликт внутриличностный — специфический тип конфликтного процесса, развертывающегося внутри личности (вследствие дисгармонич­ности, противоречивости стремлений, присущих различным подсистемам и структурам психологической системы индивида), между его сознатель­ными и бессознательными влечениями, между требованиями совести и стремлением к получению удовольствия, между инстинктивными позы­вами и нормами культуры и нравственности.

Конфликт внутрисистемный — тип конфликтного противостояния между различными социальными группами и общностями, функциони­рующими в одной социальной системе, вследствие противоположности и несовместимости их интересов, целей, стремлений, например конфликт между правящей и оппозиционной партиями.

Конфликт горизонтальный — специфический тип конфликтного про­тивоборства, развертывающегося вдоль горизонтальной оси взаимодей­ствия равноправных партнеров: двух предприятий, спортивных команд, сослуживцев, находящихся на одной ступени служебной лестницы. Чаще всего завершается поисками компромисса, взаимными уступками, но иногда приходится прибегать и к вмешательству извне — со стороны суда, органов власти и т. д.

Конфликт деструктивный — разновидность конфликтного противо­борства, способного привести к снижению эффективности соответству­ющей системы, общности или организации либо к ее разрушению; воз­никает, как правило, вследствие неквалифицированных, непрофессио­нальных действий руководителей или их подчиненных.

Конфликт конструктивный — тип конфликтного взаимодействия, в процессе и результате развертывания которого происходит устранение недостатков в функционировании социальной системы, группы или ор­ганизации, повышается эффективность выполняемых ею функций, ее адаптация к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, уси­ливаются сплоченность ее членов и их единство.

Конфликт латентный (скрытый) — особый случай конфликтного процесса, который основывается на противоречиях более глубоких, чем те, которые служат предметом противоборства в своих внешних прояв­лениях.

Конфликт дисфункциональный — конфликтное взаимодействие инди­видов или общностей в пределах одной социальной группы или органи­зации, приводящее к ослаблению устойчивости и стабильности данной группы или организации, к резкому снижению эффективности ее функций либо к их угасанию.

Конфликт межгрупповой — распространенный тип конфликтного про­тивоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, профессиональные, спортивные и т. п. ), конкурирующие между собой по различным причинам, в различ­ных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интен­сивности за обладание различными объектами. Такие конфликты обус­ловлены не только реально существующими социальными противоречи­ями и противостоянием интересов, целей, стремлений, но и особенностя­ми индивидуальной и групповой идентификации, производящей разделение взаимодействующих социальных групп на «своих» и «чужих» и влекущей за собой их конфликтное противостояние.

Конфликт между личностью и группой — своеобразная форма конф­ликтного взаимодействия. Предполагает столкновение интересов и при­тязаний отдельного индивида, с одной стороны, и целей группы, с другой, который чаше всего возникает вследствие того, что экспектации (ожида­ния) группы вступают в противоречие с ожиданиями и стремлениями отдельной личности.

Конфликт межличностный — наиболее распространенный тип конфлик­тных взаимодействий. Его субъектами выступают две или более личности, враждующие между собой вследствие конкуренции за жизненно важные ресурсы (собственность, власть, должность, престиж и т. п. ), а также вследс­твие психологических особенностей участников конфликта и социально- психологической специфики их социального окружения — семьи, трудо­вого коллектива, субкультурной группы и т. д.

Конфликт социальный — тип социальных взаимодействий, характери­зующихся противоборством социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, движений), обусловленным противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций и ори­ентированным на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли, подчинения, ослабления, устранения и даже уничтожения сопер­ника, стремящегося добиться того же вознаграждения.

Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной си­стемы, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими субъектов потенциальных конфликтов искать повод для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.

Конфликтологическая стратегия — теоретическая концепция о целях конфликтной борьбы, о совокупности методов, приемов и способов раз­решения социальных конфликтов, ориентированных на достижение стратегической цели конфликтного противоборства. Различают четыре основные стратегии конфликтного взаимодействия: 1) уклонение от кон­фликта; 2) компромисс; 3) одностороннее доминирование (подавление); 4) интегративную стратегию разрешения конфликта.

Конфликтология — область научного знания, опирающегося на син­тез философских, социологических, психологических, педагогических, политологических и юридических знаний. Объектами конфликтологии являются изучение причин, особенностей, тенденций и закономерно­стей возникновения, развития и функционирования конфликтов, мето­дов и способов их разрешения и предотвращения, преодоление их от­рицательных последствий и использования их конструктивных функций в целях совершенствования соответствующих социальных систем, общно­стей, организаций, институтов, повышения эффективности их деятель­ности.

Критическая точка конфликта — момент или период наивысшей ин­тенсивности конфликтного взаимодействия, после которого уровень конфликтного соперничества снижается.


Личность — устойчивая совокупность социально значимых качеств, присущих человеку как социальному существу, представляющая собой продукт общественного развития и включения индивида в систему соци­альных отношений и деятельности.

Личность маргинальная — индивид, занимающий промежуточное по­ложение на границе между двумя или более культурами, частично асси­милированный в каждую, но полностью — ни в одну, занимающий в силу этого неустойчивый социальный статус, вследствие чего чаще других вовлекается в социальный конфликт.

Медиация — вмешательство «третьей стороны», которая не имеет пра­во принимать решения и лишь помогает конфликтующим сторонам до­говориться о приемлемом варианте решения проблемы.

Переговоры — один из эффективных способов делового общения, в результате которого враждующие стороны обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулиро­вания конфликта путем взаимных уступок друг другу.

Повод — событие или обстоятельство, которое активно ищется или придумывается кем-либо из потенциальных субъектов конфликта для использования в качестве толчка к развязыванию конфликтного взаимо­действия.

Разрешение конфликта — выбор альтернативы в конфликтном процес­се, при которой основные усилия субъектов конфликта сосредоточены на обострении конфликтного взаимодействия и расширении масштабов и интенсивности конфликта, на использовании всех имеющихся возмож­ностей, сил и средств для ослабления, устранения соперника, а если удастся, то и нанесения ему поражения, либо такой альтернативы, при которой противоборствующие стороны стремятся к урегулированию кон­фликта.

Соперничество — разновидность межличностного и межгруппового конфликта, проявляющаяся в стремлении опередить, победить оппонен­та в движении к общей с ним цели.

Субъект конфликта — личность, группа или организация, находящиеся в столкновении с кем-либо.

Толерантность — терпимость по отношению к людям.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................. 3

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Глава 1. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии    9

Глава 2. Социальная природа конфликта, его особенности 15

2. 1. Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе  16

2. 2. Социальные коммуникация и конфликты...................... 25

2. 3. Личностные причины конфликтов................................. 30

2. 4. Культурные и возрастные факторы конфликта............. 36

РАЗДЕЛ II СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Глава 3. Структура конфликта......................................... 40

3. 1. Источники конфликта..................................................... 41

3. 2. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны)......... 42

3. 3. Объект и предмет конфликта......................................... 45

3. 4. Процесс конфликта......................................................... 47

Глава 4. Развитие конфликта............................................ 50

4. 1. Динамика конфликта и модели его развития................. 50

4. 2. Объективное противоречие и его обострение............... 54

4. 3. Инцидент и конфликтная ситуация................................ 56

4. 4. Реакция субъектов на конфликт: деструктивный

и конструктивный пути развития конфликтов..................... 58

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Глава 5. Межличностные и межгрупповые процессы...................................................... 61

5. 1. Сотрудничество, компромисс и конкуренция............... 63

5. 2. Конструктивная дискуссия............................................. 66

5. 3. Проблема коммуникации в конфликтных ситуациях... 68

5. 4. Проблема принятия решения во время конфликта....... 72

5. 5. Саморегуляция социального работника в процессе разрешения конфликта 78

5. 6. Моббинг-конфликт.......................................................... 82

Глава 6. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе 85

6. 1. Управление конфликтом................................................ 85

6. 2. Конструктивные и диструктивные последствия конфликта 87

6. 3. Урегулирование и разрешение конфликта.................... 89

6. 4. Подходы к управлению развитием конфликтов............ 91

6. 5. Медиация (посредничество): процесс и стадии............ 94

6. 6. Разновидности ролей посредника.................................. 99

6. 7. Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества 101

6. 8. Первоначальный контакт с конфликтующими сторонами

и выбор стратегии медиации.............................................. 105

6. 9. Отношения между посредником и субъектами конфликта

и влияние их на принятие решения.................................... 107

6. 10. Методы сбора данных о конфликте: интервью, анализ конфликта и создание плана медиации 110

Глава 7. Методики разрешения конфликтов в процессе социальной работы       113

7. 1. Разрешение конфликтов в социальной работе: актуальные проблемы, дискуссии и тенденции  113

7. 2. Ведение переговоров.................................................... 117

7. 3. Сферы разрешения конфликтов социальными работниками 119

Практикум по конфликтологии.......................................... 134

Словарь терминов.......................... ................................... 187

Литература.......................................................................... 195


' Дюркгейм Э. Социология. — М., 1994. — С. 31.

2 Сорокина


[1] Энциклопедия социальной работы. — М., 2008. — С. 205.

[2] Там же.

[3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1995. — С. 9.

[4] Park R., Burgess Е. Introduction to the science of sociology. — Chicago, 1921. — P. 574-575.

[5] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. — С. 335.

[6] Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991. — С. 118.

[7] См.: Kolodej С. Mediation bei Mobbing // Harald Агурд (Hrsg. ): Mediationin Organisationen.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.