Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы конфликтов 5 страница



2. «Приближение—удаление». В этом случае одна и та же цель оказывается для индивида в равной степени как привлекательной, так и непривлекательной. Такой конфликт еще называют амбива­лентным. Пример амбивалентного конфликта: интересная, но малооплачиваемая работа и наоборот.

3. «Удаление—удаление». В данной ситуации человек вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами. Иными словами, из двух зол надо выбрать одно. Других вариантов нет.

Наблюдения специалистов в области конфликтологии показы­вают, что одни люди попадают в конфликтные ситуации очень часто, а другие — редко, и, если им и приходится «сталкиваться» интересами (психологическими пространствами) с другими людь­ми, они могут быстро разрешить возникшую проблему. Можно предположить, что это обусловлено не сложностью жизненных ситуаций, в которые попадает тот или иной человек, а особенно­стями их личностей.

Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Од­нако указанное определяющее влияние никогда не осуществляет­ся непосредственно.

Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, об­разы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта.

В их числе:

- представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п. );

- представление о противостоящей стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п. );

- представление каждого участника о том, как другой воспри­нимает его.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Как отмечает Н. В. Гришина, объективно существующее противоречие не однозначно детерми­нирует конфликтное взаимодействие участников ситуации, напро­тив, они сами «конструируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Од­нако отношения образов и реальности весьма сложны, и они до­пускают, в частности, случаи сильного расхождения.

Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной.

Исходя из этого, выделяют четыре варианта конфликтной си­туации.

1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осо­знается, не воспринимается участниками. Конфликта как соци­ально-психологического явления нет.

2. Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).

3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфлик­том.

Обычно конфликтная ситуация определяется степенью иска­женное™ и неопределенности, которая приводит к предвзятости в отношениях.

Предвзятый — сложившийся заранее и обычно основанный на предубеждении, предвзятом отрицательном мнении, отношении к оппоненту. Это вполне естественно, так как информация не обез­личена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситу­ации восприятие претерпевает особенные изменения — возраста­ет степень субъективности восприятия.

Степень искажения конфликтной ситуации — величина непо­стоянная. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Тем не менее исследования со­циально-перцептивных процессов в трудных ситуациях взаимодей­ствия показывают, что искажения в восприятии ситуации способ­ны достигать значительных масштабов.

Выделяют несколько вариантов искажения конф­ликтной ситуации.

1. Искажение конфликтной ситуации в целом (в конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом):

- конфликтная ситуация упрощается, неясные моменты

упускаются, не анализируются;

- происходит схематизация конфликтной ситуации, выде­ляются основные связи и отношения;

- упрощается перспектива восприятия ситуации, предпо­чтение отдается принципу «здесь и теперь», последствия, как правило, не просчитываются;

- восприятие ситуации происходит в полярных оценках по схеме «черное —белое», другие тона или полутона используют­ся редко;

- доминирует категоричность оценок, которые не поддают­ся пересмотру;

- происходит интерпретация информации, которая соот­ветствует предубеждениям участников конфликта.

2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:

- собственной мотивации: как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление спра­ведливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т. д. ). Собственные помыслы оценива­ются как благородные, цели — как возвышенные и поэтому до­стойные реализации. Поэтому оппонент закономерно приходит к выводу, что он прав;

- мотивов оппонента: оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т. д. ). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положи­тельной направленности, то возникают ошибки в оценке моти­вов.

3. Искажение восприятия поступков: собственная позиция фиксируется нормативной, обоснованной, а позиция оппонента рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно неподкрепленная. «Оппонент должен уступить, т. е. проиграть».

4. Искажение восприятия личностных качеств. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправ­дывается высмеивание недостатков, допускаются оскорбления в его адрес.

Таким образом, искажение обобщающего образа оппонента в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию «образа врага». Этот образ является целостным представлением об оппоненте, интегрирующим в себе как истинные, так и иллюзор­ные черты, качества и свойства.

Можно выделить ряд следующих факторов, которые искажают восприятие конфликтной ситуации.

1. Состояние стресса. Это состояние в значительной степени изменяет протекание психических процессов, затрудняет мыш­ление. Негативное состояние влияет на активность личности, эффективность ее действий при решении сложных жизненных проблем.

2. Высокий уровень негативных эмоций. Высокий уровень негативных эмоций ведет к резкому искажению восприятия кон­фликтной ситуации. Субъекты конфликта проявляют такие от­рицательные эмоции, как агрессия, неприязнь, антипатия, нена­висть. Нанесение в процессе межличностного конфликта оскорб­ления влияет на содержание последующих отношений участников конфликта.

3. Недостаток информированности участников друг о друге: чем меньше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он домысливает недостающие фрагменты, формируя образ конф­ликтной ситуации.

4. Особенности перцептивных процессов, влияющие на полно­ту информационной модели конфликта. К ним относятся особен­ности и межличностного восприятия («эффект ореола», «эффект первичности», «эффект новизны»), стереотипизация, ошибки ат­рибуции и т. д. Выявлено, что личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуации поверхностно.

5. Неумение предвидеть последствия конфликта, правильно оценить и спрогнозировать его развитие ведет к увеличению оши­бок в восприятии конфликтной ситуации.

6. Мотивы и потребности личности. Чем активнее жизненно важные мотивы и потребности личности затрагиваются в конф­ликте, тем выше вероятность искажения восприятия конфликтной ситуации.

7. Негативная установка на оппонента, которая существовала в доконфликтный период отношений, может служить своеобразным фильтром для неадекватного восприятия другого.

Кроме того, некоторые авторы справедливо отмечают, что не­адекватность оценки ситуации может вызываться такими факто­рами, как ограниченность кругозора, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т. д. Имеет значение и фактор време­ни: не во всем можно досконально и объективно разобраться за ограниченный отрезок времени.

В повседневной жизни с агрессивным поведением окружающих встречаются почти ежедневно. Поэтому часто правомерен вопрос: «Как реагировать и защищать себя в ситуациях такого поведения партнера по общению? »

Гнев — эмоция неудовлетворенности каким-либо явлением, выражение резко отрицательного отношения к нему. Он проявля­ется в действиях, мимике, пантомимике, речи.

Причинами гнева у одного человека могут быть непонимание или осуждение другими людьми его порывов и поступков, у другого — преграды на пути реализации собственных устремле­ний.

Регулирование внешних и внутренних устремлений оправдан­ного или неоправданного гнева основывается на умении управлять собой, знании норм культурного поведения, а также приемов раз­решения конфликта.

К последним относятся:

- объективизация конфликта — рассмотрение причин столкно­вения путем их ранжирования. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, и его легче урегулировать;

- авансирование похвалой — сочувственное выслушивание конфликтующих и подчеркивание положительных черт характера каждого, их заслуг (без преувеличения). На этом положительном фоне высказывается удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение и его легче урегулировать;

- раскрытие «секрета» рефери (судьи). В случае открытого стол­кновения, когда оппоненты демонстрируют откровенное неприя­тие, необходимо вмешательство «третьей стороны» — третейского судьи. Поведение третейского судьи в конфликтной ситуации должно преследовать цель разрешения конфликта.

5. 5. Саморегуляция социального работника в процессе разрешения конфликта

К профессиональным качествам, необходимым социальным работникам при участии в разрешении конфликтных ситуаций, следует отнести следующие: доброжелательность по отношению к окружающим, моральную устойчивость, общительность, целеуст­ремленность, готовность оказать в любой момент помощь, актив­ность, инициативность и др.

Перечисленные качества могут быть усилены самовоспитанием. Социальный работник может развивать их у себя.

Прежде всего следует научиться слушать собеседника. В этом деле может быть полезным самовнушение. Например, можно ис­пользовать такие утверждения:

- «Я общительный человек»;

- «Я в беседе чувствую себя легко»;

- «Я всегда владею собой»;

- «Мои движения раскованные, свободные»;

- «Я отвечаю и говорю спокойно»;

- «Я общительный человек».

При повышенной выраженности астенических черт характера (нерешительности, неуверенности, склонности к перепроверке сделанного и т. д. ), которые также снижают коммуникативные особенности личности, можно рекомендовать следующие формулы самовнушения:

- «Я уверенный, решительный человек»;

- «Решения я принимаю уверенно, действую энергично»;

- «У меня всегда уверенное выражение лица»;

- «Моя походка уверенная»;

- «Мои движения ловкие, свободные, точные»;

- «Моя речь уверенная»;

- «Я говорю свободно, не торопясь»;

- «Я действую всегда решительно и смело».

Необходимо также акцентировать внимание на таком явлении, как раздражительность, которая может затруднять отношения меж­ду людьми. Раздражительность — это быстрый переход человека в состояние нервного возбуждения. Причины раздражительности различны и могут не осознаваться. Сила реакции на отрицательную эмоцию тем больше, чем шире возможность воздействия.

С. Б. Шенкман дает следующие советы раздражительному чело­веку.

1. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Расскажите доброжелательному и рассудительному человеку о том, что вас мучает, — это принесет огромное облегчение. Советы ва­шего собеседника могут даже не иметь большого практического значения, важны его сочувствие, участие, искренняя заинтересо­ванность. В свою очередь, будьте готовы сами выступить в роли доброжелательного и участливого слушателя чужой исповеди.

2. Отвлекитесь на время от своих проблем. Как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь время от времени избавляться от гнета тяжелых мыслей, отвлекаться на какие-то дела, заботы. Очень плохое впечатление производит че­ловек, который всякую (даже пустяковую) неприятность превра­щает в мировую проблему.

3. Не впадайте в гнев. Выдержите паузу, постарайтесь успоко­иться и осмыслить ситуацию. В этом случае вам успеет прийти в голову мысль о том, что вспышка гнева не принесет вам облегче­ния и будет чревата лишь новыми неприятностями. Лучше всего, если вам представится возможность разрядиться иными способами, например выполнить какие-нибудь упражнения. Здоровая физи­ческая усталость «поглотит» ваш гнев.

4. Иногда нужно и уступить. Разумные уступки не только по­лезны для дела, но и вызывают уважение окружающих.

5. Не будьте капризными.

6. Прислушивайтесь к мнению оппонента. Уважайте его и с достаточной долей самокритичности относитесь к своей точке зрения.

7. Нельзя быть совершенным абсолютно во всем. Некоторые люди живут в вечном страхе, что они хуже других. Старайтесь освобождать людей от таких страхов.

8. Старайтесь прежде всего отлично выполнять свою основную работу. Для чувства удовлетворенности достаточно иметь успехи в одной или двух областях, а остальные дела выполнять добросовест­но и максимально хорошо.

9. Не предъявляйте чрезмерных требований к окружающим. Тот, кто слишком много ожидает от других, постоянно испыты­вает раздражение от того, что они не соответствуют его требова­ниям. Вы совершаете большую ошибку, если, постоянно крити­куя, стремитесь переделать своих товарищей. Взрослого человека перевоспитать очень трудно, а вы (даже не осознавая того) стре­митесь сделать окружающих «удобными» для вас. Перспективы успеха здесь невелики, а такой стиль поведения вызывает у ок­ружающих лишь враждебное отношение. Принимайте людей такими, какими они есть (каждый из нас имеет право на инди­видуальность), или вообще не имейте с ними дела, если они вам неприятны. Старайтесь видеть достоинства окружающих и в об­щении опирайтесь именно на их положительные качества. Таким образом, вы, даже не ставя такую цель, в один прекрасный день обнаружите, что люди «перевоспитались», стали вполне устраивать вас.

Для выработки стрессоустойчивости могут использоваться и некоторые физические упражнения, например ходьба. В. П. Не­красов рекомендует следующий прием ходьбы с целью эмоцио­нальной разрядки. Сначала надо 3 — 5 минут пройти в быстром темпе. Это должно помочь отвлечься и максимально включить в работу мышечную и сердечно-сосудистую системы. Шагать нужно свободно, ровно, спокойно, размашисто, сохраняя при этом пра­вильную осанку. Затем 1 — 1, 5 минуты следует пройти в более медленном темпе и вновь ускорить шаг. Хорошо при этом внести элемент соревнования. Например, обогнать, обойти впереди иду­щего человека, пройти до пункта за определенное время. Через 3 — 5 минут нужно вновь сбавить темп.

В процессе ходьбы можно использовать формулы самоприказов и самоубеждения:

- «Я успокаиваюсь»;

- «С каждым шагом все плохое уходит»;

- «Я владею собой и сдержан»;

- «Свобода и легкость во мне»;

- «Все безразлично»;

- «Я спокоен»;

- «Я владею собой»;

- «В повседневной жизни я весел и спокоен»;

- «Я спокоен, уравновешен, сдержан».

А вот пример дыхательных упражнений.

Необходимо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10—15 секунд, а затем резко выдохнуть. Дыхательные циклы луч­ше сочетать с попеременным мышечным напряжением и расслаб­лением. На фазе вдоха и задержки дыхания — сжать кисти в ку­лаки, напрячь мышцы живота, спины. Резко выдохнуть, расслабив все мышцы. Повторить это упражнение можно несколько раз.

Нельзя забывать и о выражении лица. После выдоха проведите по лицу рукой. Поднимите уголки губ, не забудьте про улыбку. Проведите рукой по мышцам шеи, помассируйте их, если они напряжены, или сделайте несколько вращающих движений голо­вой. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры.

Чтобы предупредить возникновение состояния раздражения, следует попытаться задержать непроизвольные двигательные ре­акции (как правило, в этом случае возникают движения, напо­минающие видоизмененные «позы боксера») и выполнить другие движения.

Например, рекомендуется плотно сжать губы и 10—15 раз медленно «описать» языком дугу по нёбу.

Рассмотренные методы саморегуляции состояния в конфликт­ной ситуации помогут социальному работнику более успешно решать профессиональные задачи.

Главные трудности при разрешении конфликта связаны с не­достатком знаний об особенностях конфликтного поведения, слабой способностью к анализу ситуации, выраженным эгоцент­ризмом и неразвитостью эмпатии, слабостью самоконтроля. В этих случаях следует применять творческий подход к разрешению конф­ликтов.

Социальный работник должен вести себя в соответствии с си­туацией и разрешать конфликт с наименьшими потерями. В этом случае он сознательно и целеустремленно находит выход из кон­фликтной ситуации. Анализ и творческое отношение к случивше­муся необходимы при восприятии критики.

Если критикующий стремится повысить эффективность работы, исправить недостатки, мешающие полноценным труду, учебе, но делает это грубо, бестактно, необходимо прислушиваться к советам, постараться исправить ошибки, а когда тот остынет, в доброжела­тельной форме указать ему на бестактность, объяснить, какой должна быть критика.

Если критикующий сводит личные счеты или стремится утвер­дить себя, показать свою принципиальность, лучше всего поста­раться заручиться поддержкой присутствующих и уйти от дальней­шего контакта с говорящим. Что-либо объяснять в данном случае бесполезно.

Перечисленные формы критики не всегда используются созна­тельно и преднамеренно. Поэтому их трудно правильно интерпре­тировать. Однако, определив их, проще наметить тактику выхода из конфликтной ситуации.

Таким образом, исход конфликта следует рассматривать как стадию конфликтного процесса. Целесообразно еще раз обсудить результаты достигнутого соглашения с точки зрения удовлетворе­ния потребностей сторон и выработать совместный план дей­ствий.

Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем — дело не только сложное, но и деликатное, непосред­ственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, уме­ния и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических при­емов, недопущение в работе с людьми бездушия, умение своевре­менно вносить коррективы в деятельность — важнейший показа­тель профессионализма социального работника.

 

 

5. 6. Моббинг-конфликт [7]

Понятие «моббинг» произошло от английского слова «mob», что в переводе означает «сборище, толпа, шайка».

Впервые (в 1958 г. ) его применил К. Лоренц. Он употребил английское слово «mobbing» для обозначения агрессивного пове­дения некоторых животных по отношению к другим. Например, моббингом он называл ситуацию, когда стая гусей атаковала и изгоняла напавшую на них лису. В 60-е гг. XX в. после публикации работы шведского врача Гайнеманна, который сравнил жестокое поведение детей по отношению к другим детям с агрессивным поведением животных и назвал его моббингом, термин получил широкую известность.

Х. Лейманн определяет моббинг, как «изводящие» действия, которые становятся моббингом только в том случае, если посто­янно повторяются. Коммуникативные действия могут иметь тяже­лые психические и физические последствия.

По мнению исследователей, моббинг — это негативные комму­никативные действия одного человека или группы людей, которые направлены против отдельного человека, происходят очень часто или на протяжении длительного промежутка времени и обуслов­ливают отношения между преступником и жертвой.

Моббинг — это следствие неразрешенного конфликта, прояв­ление результатов неверных действий в конфликтной ситуации. Развитие моббинга может привести к снижению социального уровня объектов, поскольку их вытесняют из социальной группы или из профессии и они без посторонней физической и психоло­гической поддержки не имеют шанса на возвращение.

Моббинг-процесс имеет несколько этапов.

Этап 1. Конфликты, противоречия и вызывающее поведе­ние — возникает опасная ситуация.

Этап 2. Переход к моббингу и психотеррору — происходит психическая травиатизация, которая может включать навешивание ярлыков.

Этап 3. Правонарушения, связанные с превышением полно­мочий, — жертву лишают собственных прав, обвиняют, навеши­вают ярлыки.

Этап 4. Диагнозы, способствующие навешиванию ярлыков, — доктора, психиатры, психологи и т. д. ставят из-за недостаточных знаний такие диагнозы, которые в дальнейшем имеют эффект обвинений.

Этап 5. Исключение из профессиональной жизни — жертва попадает в ситуацию изгоя; ее социальную борьбу за выживание понимают неправильно, более того, эта отчаянная борьба за вы­живание и поведение объекта убеждают окружающих в том, что человек имеет недостатки характера.

Моббинг — это процесс, который при большой продолжитель­ности и эскалации отнимает у человека все время. Мысли заняты исключительно моббинг-процессом, и не остается свободного пространства для других людей и их интересов. Так как развитие моббинга чаще всего продолжается в течение длительного проме­жутка времени, он представляет собой стресс как для самого че­ловека, так и для его семьи.

В табл. 3 представлены психические и физические последствия моббинга.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.