Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы конфликтов 2 страница



Движущие силы развития личности, лежащие в основе ее ак­тивности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения, достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Диалектика этих двух тенденций личности является основным источником активности человека. Нарушение определенного ба­ланса тенденций часто свидетельствует о психологических пробле­мах личности или начале социальной дезадаптации.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.

Человек как индивид, личность и субъект деятельности высту­пает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбива­лентной системы, способной к саморазвитию.

Амбивалентность личности представляет собой взаимное до­полнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личност­ных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особеннос­ти, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Г. Юнг выделил три доминирующих способа та­кого взаимодействия: компенсацию, противостояние и объ­единение.

Первый способ взаимодействия — компенсация. Одна подси­стема может компенсировать слабость другой. Отношения ком­пенсации возможны и между функциями (в том числе социальны­ми). К. Г. Юнг иллюстрирует компенсацию, раскрывая суть про­тивоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экс­траверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсиро­ваться через развитие вытесненной интровертированной установ­ки, т. е. при фрустрации экстравертированной установки интро- вертированная установка начинает доминировать. Поэтому пери­оды активного экстравертированного поведения сменяются пери­одами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невоз­можно у здоровой, полноценно функционирующей личности. Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.

Вторым способом взаимодействия разнонаправленных подси­стем является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет ко­торого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в че­ловеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А. Ф. Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б. Г. Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Г. Кеттел) и т. д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его спе­цифика, определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования.

Третий способ взаимодействия — объединение. Полярные фе­номены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но и притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объ­единение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трансцендентной функции, проявление которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (на­пример, появление нового смысла деятельности или существова­ния).

Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б. Г. Ананьеву). При реализации суборди­национного принципа более сложные и общие подсистемы лич­ности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на паритетных началах, допуская относительную автономию каждого из них. В. Франкл отмечал, что в жестких условиях концентраци­онного лагеря заключенные выживали благодаря именно духовной активности, в то время как люди, утратившие смысл, даже при наличии физического здоровья, очень быстро погибали. Выжива­ли те заключенные, у которых сложное редуцирование значитель­но преобладало над простым редуцированием.

Даже если личность не в состоянии изменить обстоятельства своей жизни, она может изменить свое отношение к ним.

 

2. 4. Культурные и возрастные факторы конфликта

Взаимодействие в конфликтах имеет культурные основы. Ког­да человек определяет ситуацию как конфликтную, он начинает вести себя в соответствии с этим определением по законам конф­ликта, имеющим определенный культурный контекст. Не только исторический, но и современный материал позволяет говорить о влиянии на практику разрешения конфликтов культурных факто­ров. Так, исследования семейных конфликтов, проведенные в Японии, Индии и США, выявили культурные различия в их про­текании и разрешении. Конфликтные явления занимают опреде­ленное место в культурном пространстве. М. Мид говорит о необ­ходимости различать следующие три типа культур: сотрудничаю­щие, соперничающие и индивидуалистические. В своих рассуж­дениях он основывается на коллективном труде американских авторов, описавших тринадцать различных культур с точки зрения преобладания в них принципа сотрудничества или принципа со­перничества. По мнению М. Мида, нет связи между преобладани­ем принципа сотрудничества или принципа соперничества, с одной стороны, и способом добывания средств существования (охота, земледелие, скотоводство) — с другой; также не играет роли бла­госостояние группы и уровень технологического развития.

Исключив влияние ряда факторов, М. Мид находит некоторые детерминанты в социальной структуре племени. Культура сотруд­ничества свойственна замкнутым группам, в рамках которых че­ловек обладает определенной позицией и гарантированной без­опасностью, а его положение не зависит от инициативы и личных притязаний. В других же типах культур человек не чувствует себя в безопасности, пока не убедится в своем несомненном превос­ходстве.

Например, в эпоху феодализма повсюду возникали отдельные, ограниченные конфликты, в основе которых невозможно обнару­жить никакого экономического мотива, кроме того, что одни за­видовали богатству других. Ничуть не меньше богатства зависть порождала слава. Фамильная гордость, жажда мести, преданность идее — вот каковы были главные побуждения. При этом некоторые виды конфликтов приобретали ритуальный характер, например скандалы из-за обладания реликвиями после всякого рода торжес­твенных церемоний.

Сам процесс возникновения и развития конфликтов норматив­но определен французским социальным антропологом П. Бурдье, изучавшим жизнь берберского народа кибилов. Он писал, что конфликты у кибилов в значительной степени регулировались сложной системой вызовов, оскорблений и надругательств. При этом, по мнению П. Бурдье, подобные действия следует интерпре­тировать не как пустые ритуалы или как способ решения конф­ликтов, а как сигналы и символы, которые подтверждают и вы­страивают порядок определенных социальных отношений.

Анализируя обычай кровной мести как традиционный механизм разрешения острых конфликтных ситуаций у северокавказских народов, Г. У. Солдатова указывает, что его важнейшей стороной всегда являлся комплекс обычаев примирения противников. На основе этого комплекса выполнялась важнейшая функция этого обычая — примиренческая, предполагающая не насилие, а дого­воренность конфликтующих сторон.

Многочисленные данные свидетельствуют о влиянии возраста и пола на характер конфликтов. Можно говорить о наличии разных возрастных проблем и, соответственно, о структуре потенциальных конфликтных ситуаций, связанных с возрастом.

Известно, что в общем жизненном цикле личности выделяют­ся отдельные возрастные стадии, смена которых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующи­ми возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности.

Возрастные периоды помимо особенностей психического и личностного развития различаются и по характеру проблем, вста­ющих перед индивидом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте.

Конфликты, свойственные раннему детству, были предметом наиболее пристального внимания в психоаналитической традиции: описывая конфликтную природу человека, психоаналитики при­давали проблемам детства особое значение. К. Г. Юнг говорил о множестве возможных подходов к этой проблеме. В их числе фрейдовская психология с ее принципом удовольствия, адлеров- ская психология (с позиции принципа власти).

Сам К. Г. Юнг считает свой подход психобиологическим, осно­вывающимся на развитии у ребенка сексуального интереса, а также на значении мышления и понимания в решении душевных конфликтов.

Например, когда ребенок проявляет интерес к проблеме смер­ти и тому, что происходит с человеком после нее, переживает рождение брата или сестры, страх смерти матери или отца, обду­мывает и обсуждает происхождение детей, отношения родителей, он, по К. Г. Юнгу, фактически пытается создать собственную кон­цепцию жизни, ищет ответы на появляющиеся у нее вопросы и старается как-то разрешить возникающие при этом противо­речия.

Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят появление конфликтов к возрасту одного-двух лет. Японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возрас­та.

Эмпирические данные, полученные Д. Б. Элькониным, под­тверждают следующую динамику: у дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в подростковом возрасте — из-за правил игры.

Таким образом, причины возникающих между детьми столкно­вений отражают их возрастное развитие: от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе иг­ры.

Предметом особого внимания психологов является также под­ростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение. К. Левин считал подростка маргинальным человеком, находящимся между двумя группами, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. Именно это главное противо­речие подросткового периода и приводит к типичным трудностям, переживаемым в это время, и прежде всего к проблемам в отно­шениях со взрослыми, неадекватным поступкам, вплоть до деви- антного поведения, направленного на подтверждение своей взрос­лости. Причем, по К. Левину, эти конфликты и их протекание зависят от того, насколько резкими являются границы между ми­ром взрослых и миром детей.

К кризисам зрелого возраста относятся: кризис восемнадцати лет (отдаление от дома), кризис двадцати лет (поиск своего места в жизни), кризис тридцати (осмысление сделанного и новые ис­кания), кризис середины жизни между тридцатью пятью и сорока пятью годами (постепенно начинают уходить молодость и физи­ческие силы, меняются привычные роли) и, наконец, кризис старшего возраста (человека ожидают удовлетворенность прожитой жизнью или новые кризисы).


Эмпирические доказательства возрастной предрасположенно­сти человека к проблемное™ тех или иных аспектов своего взаи­модействия с окружающими часто приводятся в социально-пси­хологических исследованиях отношений в группах или организа­циях.

Например, в результате исследования Н. В. Гришиной в произ­водственных коллективах были выявлены различия в оценках частоты конфликтов, возникающих между работниками разных возрастов: на общем фоне явно выделялась самая молодая группа работников. Возникновение конфликтов у представителей этой группы было связано с проблемой их адаптации к производству и социальной ситуации в коллективе.

В результате этого исследования были получены данные о влиянии такого фактора, как пол, на предрасположенность к оценке тех или иных аспектов своего взаимодействия с другими людьми как конфликтных.

Женщины в производственных коллективах склонны считать свои отношения с коллегами более конфликтными в тех аспектах, которые прямо касались их личных потребностей (зарплата, рас­пределение премий, время отпусков, сменность работы и т. д. ), тогда как мужчины отмечали повышенную конфликтогенность организационных проблем (распределение обязанностей, про­изводственные трудности и др. ).

Частоту конфликтов с руководителем мужчины оценивали как более высокую, связывая причины возможных конфликтов с нарушением должностных инструкций (например, с необходи­мостью выполнения функций, не входящих в прямые обязан­ности), производственными трудностями, условиями труда и перспективами роста.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и повторения

1. Какие функции в жизни человека выполняет конфликт?

2. Опишите процесс формирования социальной напряженности (по П. И. Куконкову и другим отечественным ученым).

3. Каковы позитивные и негативные функции социального конфлик­та?

4. Каковы конфликтогенные факторы и их влияние на развитие соци­альных конфликтов?

5. Опишите социальные коммуникации и их значение для формиро­вания и развития социальных конфликтов.

6. Раскройте содержание личностных причин, влияющих на форми­рование и развитие конфликтов.

 


РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Глава 3 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

Сопоставление и обобщение различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учены­ми, показывают, что к основным структурным составляющим лю­бого социального конфликта, как правило, относят субъектов конфликта, отношения между ними, а также тот предмет (или спор­ный вопрос, проблему), который является его поводом (рис. 1).

Структурные характеристики отражают компоненты, без кото­рых существование конфликта невозможно: изъятие любого тако­го элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер.

Под структурой конфликта понимается совокупность устой­чивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тож­дественность самому себе, отличие от других явлений социальной

     
 

 

 


Рис 1. Структура конфликта

 

 

жизни, без которых он не может существовать. Структура конф­ликта — это динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Каждый конфликт имеет объективное содержание и субъектив­ное значение.

Объективное содержание конфликта включает:

- субъекты конфликта;

- предмет конфликта;

- объект конфликта;

- источник конфликта.

К субъективным составляющим конфликта относятся:

- мотивы сторон;

- конфликтное поведение;

- образы предмета конфликта.

Существуют и другие подходы к анализу структурных компо­нентов конфликта. Например, Л. А. Петровская предлагает вклю­чать в понятийную схему психологического анализа конфликта стороны конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Н. В. Гришина к структурным компонен­там конфликта относит стороны конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход кон­фликта.

 

 

3. 1. Источники конфликта

Источники конфликта — это явления, события, факты, ситуа­ции, которые предшествуют конфликту и при определенных ус­ловиях деятельности субъектов социального взаимодействия вы­зывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.

Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальны­ми, а иногда — мнимыми, лишь поводом, придуманным челове­ком.

Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практиче­ски в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор путей (конфликтного или одного из неконфликтных) разрешения конфликта. В конфликте объективные и субъективные источники сложно разграничить.

К числу наиболее часто встречающихся объективных источни­ков можно отнести следующие:

- естественное столкновение материальных и духовных инте­ресов субъектов в процессе жизнедеятельности;

- слабую разработанность правовых норм, регулирующих не­конфликтное решение проблем;

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности субъектов материальных и духовных благ.

Отдельную группу составляют объективные источники конф­ликтов, происходящих в рамках взаимодействия субъектов, которые объединены в организацию. Этим источникам по сравнению с другими объективными источниками элемент субъективизма при­сущ в несколько большей степени.

Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, органи­заций.

Структурно-организационные источники конфликтов заключа­ются в несоответствии структуры организации требованиям дея­тельности, которой она занимается.

Функционально-организационные источники конфликтов — не­оптимальность функциональных связей организации с внешней средой, а также связей между структурными элементами органи­зации и между отдельными работниками.

Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нрав­ственным и другим качествам занимаемой должности.

К ситуативно-управленческим источникам конфликтов относят­ся ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Социально-психологические источники конфликтов связаны с потерей и искажением информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Личностные источники конфликтов — индивидуально-психоло- гические особенности его участников, специфика процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

 

 

3. 2. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны)

Согласно субъектно-деятельностному подходу субъекты явля­ются основными структурными элементами любого конфликта, поскольку, выступая противоборствующими сторонами, они сво­ими действиями порождают сам конфликт, придают ему те или иные содержание и остроту, определяют его течение и изменение. Поэтому их, возможно, более четкое определение выступает одним из важнейших аспектов конфликтологического анализа. Точная идентификация субъектов конфликта помогает прояснить его предмет, спрогнозировать его динамику и возможные варианты разрешения. Нередко возникают ситуации, когда достаточно сложно определить непосредственных субъектов конфликта. При­мером могут служить этнополитические конфликты, такие как чеченский или осетино-ингушский, когда непросто ответить на вопрос: кто же представляет стороны в конфликте: лидеры проти­востоящих сторон, те, кто принимает непосредственное участие в силовых операциях, те, кто воспринимает друг друга как соперни­ков и поддерживает своих лидеров в конфликте, или все они вместе как представители и участники определенной социальной группы?

Согласно К. Боулдингу, субъектами конфликта могут выступать либо отдельные индивиды, либо их общности, группы. По участ­вующим в конфликтах субъектам можно выделить межличностные конфликты — конфликты между отдельными личностями, лично- стно-групповые конфликты — конфликты между отдельной лич­ностью и группой и межгрупповые конфликты — конфликты между группами.

Особым видом конфликта с этой точки зрения можно считать и внутриличностный конфликт, в котором индивид как бы «раз­дваивается» на противостоящих субъектов и испытывает внутрен­нюю борьбу с самим собой, решая каким ему быть, как поступить, что выбрать.

Часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой из его сторон активных приверженцев переходит в межгрупповой. Так же часто, включившись в конфликт в составе определенной группы, личность начинает вести в ней свою соб­ственную линию, вследствие чего конфликт становится для нее личностно-групповым. Все эти «переходы» меняют содержание конфликта и поэтому требуют серьезного анализа.

Основные участники конфликта — это заинтересованные сто­роны или противоборствующие силы, субъекты конфликта, кото­рые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые конфликтоло­ги используют такое понятие, как «оппонент».

Заинтересованные стороны — ключевое звено любого конф­ликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекра­щается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется другим, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта. Часто выделяют такую харак­теристику оппонента, как его ранг. Ранг — это «сила», определя­ющая уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте.

Группы поддержки — это отдельные индивиды, которые ак­тивными действиями либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут воздействовать на развитие конфликта, его исход.

В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как в большинстве случаев они их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Конфликтное поведение состоит из противоположно направ­ленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмо­циональной и волевой сферах участников конфликта. Чередование реакций сторон, направленных на реализацию их интересов, и ограничение интересов оппонента составляют видимую социаль­ную реальность конфликта.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики. В числе принципов поведения в конфликтной ситу­ации: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

Стратегия поведения в конфликте — ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Выделяют пять страте­гий:

соперничество — заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения;

сотрудничество — позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;

компромисс — предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны;

приспособление — основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента;

избегание — участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Стратегии в конфликте реализуются через различные так­тики, в числе которых:

тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяет­ся в конфликтах, где объект материален;

тактика физического насилия. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятель­ности, причинение боли и т. п.;

тактика психологического насилия. Вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь;

тактика давления. Приемы включают предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж;

тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих;

тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти;

тактика фиксации своей позиции. Наиболее часто применяемая, основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т. д.;

тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, под­черкивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение;

тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В кон­фликтах тактики меняются обычно от мягких к жестким.

 

 

3. 3. Объект и предмет конфликта

Конфликты различаются по содержанию, т. е. по объекту столк­новения. Если условно обозначить субъекты конфликта — «С1» и «С2», а объект их интереса — «О», то формула содержания конф­ликта будет выглядеть следующим образом: «С 1—объект—С2», а дополнением к ней — предметное обозначение объекта столкно­вения.

Объект конфликта — это материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обла­данию или пользованию которой стремятся оба субъекта конф­ликта. Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т. е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объ­ективные составляющие, но и субъективные.

Если конфликт между субъектами не имеет объекта столкно­вения, то он является ложным. В подобном ложном конфликте нет содержательного компонента. Его основа — неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Принцип действия таких конфликтов — «Я категорически против, потому что у меня плохое настроение! » Схематически эту группу конфликтов мож­но выразить так: «С1 —О—С2». Основанием такого рода столк­новения является особое состояние субъекта, а причина, т. е. Объект интереса, отсутствует, столкновение формируется вокруг пустоты. И как только налаживается психологическое состояние одного из субъектов, налаживаются отношения между оппонен­тами. В конфликтах такого типа необходимо не разрешать кон­фликт, так как его нет, а быть внимательным к другому, замечать его самочувствие, уважать неблагоприятное состояние парт­нера.

Объектом бытовых конфликтов является бытовое устройство. Схематически данную группу конфликтов можно обозначить так: «С 1—бытовое устройство — С2».

В административных конфликтах объектом столкновения ста­новятся полномочия субъектов: «С 1—полномочия —С2».

В качестве объекта профессионального конфликта выступает профессиональная деятельность: «С 1—профессиональная дея­тельность—С2». Такие конфликты возникают между представите­лями одной профессиональной сферы.

В центре идеологического конфликта всегда стоит различное отношение субъектов к одному и тому же явлению ценностного плана. Схематически это можно изобразить так: «С1—отноше­ние—С2».

Противоречия между характеристиками психологических про­цессов и свойств психики двух субъектов порождают психологи­ческий конфликт. Объектом столкновения в психологическом конфликте является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов: «С 1—особенность свойств и психических процессов —С2».

Объектом этических конфликтов являются нормы поведения: «С 1 —нормы поведения —С2».

Также встречаются конфликты смещенного основания, когда параллельно присутствуют два объекта: интересы двух субъектов (у каждого — свой) — и субъекты в столкновении предъявляют друг другу различные по характеру требования. Схематически данную группу конфликтов можно представить так: «С 1—01 — 02-С2».

Следовательно, чтобы определить, чем наполнен конфликт, т. е. каково его содержание, следует вычленить объект столкновения субъектов.

Этот структурный параметр характеризует содержательную сто­рону конфликта. Для его определения важно выявить, по поводу чего субъекты противостоят, что делает внимание и устремления каждого из них противоречащими друг другу, выяснив тем самым их взаимную готовность противоборствовать между собой. Это составляет собственный предмет конфликта.

Предмет конфликта — это существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта; противоречие, ради ко­торого стороны вступают в противоборство.

Суть противоречия в большинстве случаев не лежит на поверх­ности. Субъекты могут воспринимать конфликт с различной сте­пенью соответствия образа конфликтной ситуации реальности. Можно выделить четыре типа конфликтов.

1. Латентный конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

2. Неадекватно воспринятый конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует и воспринимается сторонами как конф­ликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.

3. Ложный конфликт. Конфликтная ситуация объективно от­сутствует, однако стороны ошибочно воспринимают свои отноше­ния как конфликтные.

4. Адекватный конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно восприни­мается участниками.

Искаженное восприятие конфликтной ситуации рождает неоп­ределенность исхода конфликта.

 

 

3. 4. Процесс конфликта

Процесс конфликта является его динамической характеристи­кой в отличие от структурных элементов: источника, субъектов, объекта и предмета конфликта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.