Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица №1



 

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. Г. СОРОКИНА

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»

 

academ'a

«

Москва

Издательский центр «Академия» 2009

УДК 36. 05(075. 8) ББК 65. 272я73 С654

Рецензенты:

доктор философских наук, зав. кафедрой социальной политики и социальной работы Московского гуманитарного университета, профессор

В. А. Никитин',

доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета

А. Б. Белинская; кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ Н. В. Афанасьева

Сорокина Е. Г.

С654 Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Г. Сорокина. — М. : Изда­тельский центр «Академия», 2009. — 208 с. ISBN 978-5-7695-4937-3

В пособии раскрываются социальная природа конфликта и его особенности, рассматриваются структура и этапы развития конфликта. Особое внимание уделяется управлению конфликтами в социальной работе, методикам разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также специалистам по социальной работе.

УДК 36. 05(075. 8) ББК 65. 272я73

ISBN 978-5-7695-4937-3

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Сорокина Е. Г., 2009

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2009 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2009
ВВЕДЕНИЕ

Эволюция цивилизации сопровождается возникновением и раз­витием самых разнообразных конфликтов. Конфликты, являясь частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как инди­видуального, так и социального характера; различные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости», они требуют единой методологии как при исследованиях, так и при практическом их регулировании.

Понимание конфликта как социального явления и определение его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления конф­ликтологии.

Конфликт — важная составляющая социально-психологиче- ских проблем, но, несмотря на постоянно растущее число иссле­дований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной психоло­гической науке существуют различные взгляды на природу конф­ликтов и их социальную роль. Противоположные позиции пред­ставлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарен- дорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, К. Томпсон, К. Хорни, К. Юнг, Р. Блейк и Дж. Моутон, Р. Ликерт и Дж. Г. Ликерт, М. Фоллет, М. Раким, К. Томас), так и в отечественной психологии (К. А. Абульханова- Славская, В. С. Алишев, О. В. Аллахвердова, А. Я. Анцупов, Н. В. Гри­шина, А. И. Донцов, С. И. Ерина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Т. И. Марголина, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. В. Новиков, Л. А. Петровская, Т. А. Полозова, С. Л. Прошанов, А. А. Реан, В. П. Трусов, Б. И. Хасан, В. АХащенко, Р. Х. Шакуров, А. И. Шипи- лов).

В процессе конфликта изменяется система отношений и цен­ностей, люди как бы по-иному начинают воспринимать реаль­ность, совершая поступки, которые были для них ранее несвой­ственны.

Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоре­чие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными пе­реживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкнове­ние».

Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приво­дит к конфликтам. Это случается тогда, когда оно затрагивает интересы людей, социальный статус личности или группы, пре­стиж, моральное достоинство.

Социальная работа, как учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника- профессионала, среди которых — овладение умениями с граждан­ских, гуманистических позиций анализировать и оценивать соци­альные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах.

Социальная работа рассматривается как деятельность, цель которой — разрешение разнообразных конфликтов человека (кли­ента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию. Поэтому в современных условиях соци­альная работа как прикладная наука вынуждена опираться на парадигмы различных теорий. Например, в толковом словаре «Социальные технологии» отмечены два подхода: системный, или структурный (социально-организационный), и психосоциаль­ный.

Конфликт в свете используемых в социальной работе традици­онных теоретических подходов рассматривается как явление ско­рее деструктивное и потому требующее скорейшего вмешательства. Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом, как правило, строится в форме психосоциальной терапии, цель кото­рой — разрешение конфликтов или предотвращение их разви­тия.

Современная теория конфликта доказывает, что конфликт — многоаспектный феномен. По мнению американского социолога Р. Парка, только там, где присутствует конфликт, поведение ста­новится сознательным.

Будучи одной из фундаментальных социальных парадигм XX в., теория конфликта не только может, но и должна быть восприня­та и использована современной теорией социальной работы, так как конкуренция и конфликт являются основой всех видов и форм социальных практик и взаимодействий. В рамках социальной работы конфликт может рассматриваться на следующих уров­нях.

1. Уровень фундаментальной социологической теории как ме­тодологически ориентированной базы профессиональной дея­тельности социального работника, как отправной точки для соци­ального взаимодействия. Конфликт рассматривается как явление всеобъемлющее, содержащее в себе как положительные, так и отрицательные функции, способное выступать основой и дестаби­лизации, и стабильности социальных отношений.

2. Средний уровень. Социальный работник может использовать те или иные учения как основные подходы к анализу реальных социальных противоречий и конфликтов.

3. Уровень определенного вида психосоциальных технологий, которые позволяют осуществлять профилактику, диагностику, разрешение конфликта и управление конфликтной ситуацией.

Первым шагом социального работника в понимании проблем­ного поля социального конфликта, содержания деятельности в рамках конфликтного взаимодействия должно стать определение понятия «конфликт». Это сделать не просто.

Современных исследователей все больше и больше занимает вопрос о легитимности, обоснованности их деятельности перед лицом как безграничных возможностей, так и «опасностей» со­временного естествознания. В связи с этим все чаще «классическое» естествознание определяют как частный случай современного естествознания и ставят вопрос о роли субъекта в социальной науке, пытаются ответить на вопросы: зачем? почему?

С тех пор как в XIX в. естествоиспытатели отпраздновали не­зависимость естественной науки, разорвавшей оковы философии, в XXI в. пытаются восстановить организующую роль философского мышления, поскольку в социологии и социальной психологии существует множество теорий, по-разному трактующих конф­ликт.

Так, где заканчивается противоречие и начинается конфликт? Английский социолог Э. Гидденс четко разводит такие понятия, как «конфликт» и «противоречие». По его мнению, конфликт — ре­альная борьба, не зависящая от причин, его вызвавших, тогда как противоречие — это несовпадающие интересы, которые не всегда приводят к столкновению. Разводя понятия «конфликт» и «про­тиворечие», другие авторы называют «противоречие» конфликтной ситуацией.

«Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населе­ния, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функциониро­ванию»[1].

В рамках данного определения социальной работы конфликт необходимо рассматривать во всех аспектах его развития в социу­ме: «противоречие — конкуренция — конфликт».

На стадии противоречия (предконфликтной), как правило ла­тентной, возрастает социальная напряженность, взаимодействие становится конкурентным, но сами отношения не приняли харак­тер конфликта. С этой точки зрения конфликт может стать объ­ектом научного исследования социального работника с несколь­ких позиций, а именно:

- как процесс взаимодействия индивидов, как многоуровнего феномена, основаниями которого являются неудовлетворенные базовые потребности и тесно связанные с ними противоречия в интересах, ценностях и целях (бытовые, семейные, управленческие и т. д. );

- как предупреждение и разрешение противоречий, столкно­вений на основе упреждающего решения социальных проблем, как предмета социальной работы.

Один из создателей структурного функционализма Т. Парсонс считал, что основным состоянием социальной системы является ее стабильность, которая задается и поддерживается определенной нормативно-ценностной структурой.

По Т. Парсонсу, социальный конфликт трактуется как поведение или его мотивация, которые находятся в противоречии с одной или несколькими социальными нормами и потому составляют причину возникновения «напряжений» между элементами соци­альной структуры, появления их дисфункциональное™.

С точки зрения американского социолога JI. Козера, социальный конфликт — это борьба за ценности, власть или ограниченные ресурсы, в которой целью является не только получение желае­мого, но и также нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.

Итак, конфликт можно рассматривать как одну из форм борь­бы, в которой цели могут носить негативный характер.

Социальные конфликты могут быть конструктивными и де­структивными, но не хорошими или плохими. Пример: раздел наследуемого имущества при отсутствии завещания и наличии несовершеннолетних детей. Если наследники придерживаются принципа справедливости в рамках законодательной системы, то, скорее всего, конфликт разрешится конструктивно. Если кто-то из наследников пытается обойти закон, пренебречь интересами несо­вершеннолетних детей, права которых может отстаивать социальный работник, то отношения обострятся до враждебных, и результат будет деструктивным.

Адвокаты или представители социальных служб могут побуждать участников конфликта к совместной работе по выработке общего решения, тогда результат будет позитивным. Следовательно, кон­фликт можно рассматривать как благоприятную возможность и движущую силу к изменению.

Люди, попадая в конфликт, ведут себя различным образом: от избегания проблемы и ухода от сотрудничества до судебного про­цесса и борьбы.

Задача социального работника в рамках профессии — напра­вить конфликт в позитивное русло и добиться его разрешения с минимальными потерями для всех участников. Не менее важным является умение обучить клиентов элементарным навыкам по выходу из конфликта или его разрешению.

Одна из задач, которая стоит перед современным социальным работником, — вернуть клиенту способность действовать самосто­ятельно в любой жизненной ситуации, без «страховки» социаль­ного работника, что и считается критерием профессионального успеха.

Для ее решения социальные работники должны обладать пси­хологическими знаниями и владеть специальными технологиями по работе с клиентом (человеком), разными социальными группа­ми (детьми, семьей, инвалидами, пенсионерами и др. ), а также навыками развития у своих подопечных активности и самостоя­тельности.

Таким образом, сфера профессиональной деятельности со­циального работника разнообразна и не всегда имеет четкие границы.

Подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо учебного компонента обязательную практику под руко­водством опытного наставника. В процессе становления социаль­ного работника большое значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, и развитию профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.

Профессиональная деятельность социального работника в ус­ловиях конфликта осложняется двумя обстоятельствами.

Во-п ервых, конфликты не всегда прогнозируемы. Возникно­вение конфликта и его специфика как социального явления могут быть разнообразными и зависеть от индивидуальных особенностей участвующих в нем субъектов. Так, по утверждению Э. Гидденса, конфликты могут возникать даже при отсутствии объекта конф­ликта: противоречие или противостояние интересов не обязатель­но ведет к открытой борьбе, но столкновение может иногда воз­никнуть и между сторонами, которые неоправданно полагают, что их интересами пренебрегают. Примеры — религиозные, этнические конфликты.

Во-вторых, социальному работнику иногда трудно оставать­ся в рамках профессионального поля, сохранять дистанцию при конфликтном взаимодействии двух и более субъектов, не быть втянутым в конфликт. Примером может служить ситуация, когда социальный работник вынужден выступать в роли «посредника» или «адвоката», а потому вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта — официальными или неофици­альными лицами, учреждениями.

В процессе профессиональной деятельности социальному ра­ботнику необходимо учитывать, что рост социальной напря­женности в обществе обусловлен:

- насилием, которое влияет не только на физическое состояние человека, но и на его психику и сознание;

- манипулированием сознанием располагающихся на нижних ступенях социальной лестницы индивидов или социальных групп в сочетании с ограниченной информацией о тех или иных собы­тиях и социальных процессах;

- маргинальностью нижестоящих по социальной лестнице ин­дивидов в совокупности с их разобщением, которое препятствует осознанию ими неудовлетворенности своего положения и обус­ловленной этим мобильностью;

- условиями, необходимыми для защиты собственных инте­ресов.

Таким образом, негативные процессы, сопровождающие разви­тие современного общества, обусловливают необходимость конф­ликтологических знаний для профессиональной деятельности социального работника.



 


РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Глава 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ, СТАНОВЛЕНИЕ

КОНФЛИКТОЛОГИИ

Попытки осмыслить роль конфликта в жизни человека и об­щества впервые были представлены в эпоху Античности. Примером может служить знаменитое утверждение Гераклита: «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Идея возникновения конфликта из социальной стратификации общества получила свое развитие в учении Платона — автора мо­дели идеального государства, согласно которой люди и их добро­детели располагались в трехступенчатой иерархии:

1) крестьяне и ремесленники, обеспечивающие своим трудом материальную основу общества, — сословие низшей добродетели (самообладание, покорность);

2) воины и чиновники, которые должны беспрекословно вы­полнять свой долг: охранять государство (отражать нападение внешних врагов и поддерживать порядок внутри, охранять зако­ны) — сословие добродетели мужества;

3) правители, которые определяют законодательство и управ­ляют государством — сословие добродетели мудрости.

По Платону, рабы не обладают никакой добродетелью и поэтому не могут принимать участие в политической жизни государства. В этом выражалась антидемократическая позиция философа, про­поведовавшего аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угне­тением.

Ученик Платона Аристотель в своем трактате «Политика» ука­зывал на источники конфликтов, в числе которых имущественное и социальное неравенство людей, а также наглость, страх, пренеб­режение законом, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижение других.

Конфликт в образе «войны всех против всех» пронизывает уче­ние об обществе английского философа Т. Гоббса. Он считал, что люди равны по природе, но равенство неизбежно порождает не­прерывные конфликты и столкновения между людьми. Чтобы избавиться от столкновений, люди по взаимному согласию, по «договору» переходят к государственному устройству. Так обра­зуется государство, которое Т. Гоббс уподобляет мифическому биб­лейскому чудовищу — Левиафану.

По мнению философа, конфликт, существующий между людьми, являющийся результатом естественного права и ограниченности ресурсов, есть конфликт не базисный, а вторичный, и в его разре­шении главным арбитром выступает государство. Отсюда человек не может обладать суверенитетом, который является исключительной прерогативой государства, поэтому только государство способно разрешать конфликты, пресекать и даже исключать из жизни об­щества.

Одно из первых определений социальных конфликтов дал французский философ и социолог О. Конт. С его точки зрения, социология — общественная наука, назначение которой — вы­явить особенности социального организма как целостности глобального общества, как развивающейся системы. Поэтому в центре его внимания — достижение социального консенсуса, возникающего на основе преодоления конфликтов в процессе синтезирования диахронного и синхронного компонентов исто­рического процесса. Второй из этих компонентов — «социальная ситуация». О. Конт утверждает, что она вычленяет элементы — се­мью, собственность, разделение труда, государство, а также язык и религию, которые при стечении благоприятных условий и возможностей способствуют достижению социального консен­суса.

Среди этих элементов главное значение приобретает разделе­ние труда, которое приводит к стратификации общества на раз­личные группы, классы и возникновению конфликтов между ними. По О. Конту, «социальная динамика» позволяет понять, как эти конфликты возникают и какими путями их можно преодолеть. С точки зрения философа, политический и моральный кризис общества, сотрясаемого конфликтами, есть результат несовершенс­тва и анархии мысли.

Одна из наиболее известных теоретических концепций соци­ального конфликта связана с именем К. Маркса. По его мнению, классовая структура, социально-политическая система, культура, идеология, религиозные догмы, философские идеи и другие эле­менты общественного сознания являются отражением экономи­ческого базиса и воспроизводят в специфической форме свой­ственные ему противоречия, они пронизаны социальными конф­ликтами.

Таким образом, в марксистском понимании социальный кон­фликт, во-первых, всегда связан с противоположностью интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты (буржуазия и пролетариат). Во-вторых, он является наи­более резкой и открытой формой проявления социального проти­воречия.

Одновременно с марксистской теорией конфликтов возникали и развивались различные, подчас весьма интересные и во многом продуктивные конфликтологические концепции.

Автором одной из таких концепций был известный английский социолог Г. Спенсер. Он рассматривал общество как единый ор­ганизм, целостную систему, каждая часть которой выполняет свойственные ей специфические функции. Опираясь на принцип борьбы за существование, Г. Спенсер считал противоборство и конфликты универсальными состояниями, усматривал в них все­общий закон общественного развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах отдельного общества, но и меж­ду всем социумом и его природным окружением. Он разработал методологический подход к анализу общественных явлений, ко­торый в социологии известен как функционализм. Суть его за­ключается в следующем:

- каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выполняя строго определенные функции;

- функции частей единого социального организма предполага­ют удовлетворение какой-либо общественной потребности и вмес­те направлены на поддержание устойчивости общества, его ста­бильности;

- сбой в деятельности той или иной части общественной си­стемы создает ситуацию трудновосполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых функций;

- сохранение целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление конфликтов возможны, они обеспечиваются соци­альным контролем, согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей.

Таким образом, конфликты, будучи неизбежными, заметно стимулируют общественное развитие.

Существенный вклад в создание основ социологии конфликтов внес немецкий философ и социолог Г. Зиммель, который ввел термин «социальный конфликт». С его точки зрения, социальные конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы. В своем фун­даментальном труде «Социальная дифференциация» Г. Зиммель обстоятельно проанализировал «чистые формы» социализации, весь процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей. По мнению философа, социальное — это пре­жде всего межличностные отношения, где конфликт хотя и явля­ется одной из форм разногласия, но в то же время выступает ин­тегрирующей силой, которая объединяет противостоящих, способ­ствует стабилизации общества.

Значительный вклад в развитие теории конфликтов внес выда­ющийся французский социолог и философ Э. Дюркгейм. С его точки зрения, ведущая роль принадлежит социальному факту. «Эти специфические факты, — пишет Э. Дюркгейм, — выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т. е. в его членах»1. Поэтому социальные факты — объективная реаль­ность, не зависящая от индивида. Эти социальные факты «состав­ляют способы мышления, деятельности и чувствования, находя­щиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследс­твие которой они ему навязываются»[2], оказывая на него «внешнее принуждение». По Э. Дюркгейму, это формирует социальный кон­фликт.

Развитие общества осуществляется через формирование соци­альных групп и возникающую внутри них общественную солидар­ность, которая «является единственным арбитром для разрешения конфликтующих интересов в определении каждому соответствую­щих границ»[3]. Солидарность не позволяет индивидам уничтожать друг друга в ожесточенной борьбе.

В начале XX в. внимание к развитию конфликтологии усили­лось. Американский социолог Р. Парк при разработке концепции развития социальной системы пришел к мысли, что в основе со­циальной динамики лежат взаимодействующие между собой че­тыре важнейших процесса: конкуренция, конфликт, приспособ­ление и ассимиляция.

Конкуренция, утверждал он, отражает не только борьбу за существование, но и экономическое соперничество. Грань же между конкуренцией и высшими формами интеграции является по существу границей между коммуникацией и осознанием ими социального контакта. При переходе этой грани конкуренция становится конфликтом, а борющиеся между собой индивиды или группы превращаются в соперников или врагов. Объект, из-за которого ведется борьба, также меняется. «Конкуренция, — пишет Р. Парк, — определяет позицию личности в территориальной об­щности, конфликт же обозначает ее место в обществе. Простран­ственное положение, позиция экономической взаимозависимос­ти — таковы черты территориальной общности. Статус, суборди­нация и супер-ординация — таковы черты, характеризующие об­щество»[4].

Таким образом, конфликт, по мнению Р. Парка, является на­иболее общим процессом социального взаимодействия. Именно благодаря возникновению конфликтов, их разрешению, а затем и возникновению новых конфликтов, требующих новых подходов к их устранению, «территориальная общность преобразуется в общество». Конфликт приобретает в этой концепции значение важнейшей детерминанты социально-политического развития, уступая свою роль в экономической сфере общества процессу конкуренции.

В отличие от социологов и философов психологи, объясняя конфликтное поведение человека, ставили его в зависимость от психологических факторов, что сделало конфликтологию в конце XIX — первой половине XX в. специфической интегративной от­раслью знания.

В рамках психоаналитической концепции, разработанной З. Фрейдом, его учениками и последователями К. Юнгом, А. Адле­ром и К. Хорни, основным объектом теоретического анализа и клинической деятельности в психологии и психиатрии стали внут- риличностные конфликты.

Основатель психоанализа З. Фрейд отмечал: «Человек страдает от конфликта между требованиями влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них, и мы ни на миг не забы­вали об этой сопротивляющейся, отклоняющей, вытесняющей инстанции, которая обладает своими особыми силами, стремле­ниями Я»[5]. Основой внутриличностного конфликта, по его мне­нию, является рассогласование функций трех основных составля­ющих психологической структуры личности. В их числе:

1) Оно {Ид) — локализовано в бессознательном (исходные ин­стинкты и влечения — питание, сексуальность, избегание опас­ности и смерти); стремится к немедленному удовлетворению же­ланий независимо от отношения субъекта к объективной реаль­ности и является абсолютно алогичным и аморальным;

2) Я (Эго) — сознание и самосознание личности как функции восприятия, оценки и понимания внешнего мира и приспособле­ния к нему в соответствии с принципами реальности и рациональ­ности;

3) Сверх-Я (Суперэго) — высшая инстанция в структуре лич­ности, которая формируется в процессе усвоения норм и ценностей культуры, выполняет роль внутреннего цензора и руководствуется принципами совести и долга, требованиями морали.

В случае когда между любыми из этих трех компонентов лич­ности возникают противоречия, развивается внутриличностный конфликт, приводящий к различным неврозам, к разладу как с внешним миром, так и с самим собой.

Ученик З. Фрейда австрийский психолог А. Адлер в отличие от своего учителя отвергал его идею о биосексуальности. В центре его внимания были межличностные отношения. В человеческих отношениях А. Адлер считал главным социальный фактор. Он утверждал, что личность нельзя рассматривать в отрыве от обще­ства, так как человек прежде всего существо социальное.

Выдающийся швейцарский психиатр и психолог К. Г. Юнг раз­вил идеи 3. Фрейда и придал им более широкое, не только психо­аналитическое, но и социальное содержание. Он подчеркивал, что «человек, наделенный инстинктом самосохранения, с самого на­чала своего существования находится в борьбе с собственной душой и ее демонизмом»[6].

К. Г. Юнг утверждал, что внутриличностный конфликт реали­зуется через взаимодействие противоположно направленных тен­денций: внешней экстраверсии (преимущественная обращенность личности на объекты окружающего мира), подразумевающей скрываемую интроверсию (преимущественное сосредоточение интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира), видимых проявлений господства мышления и разума — внутрен­него преобладания чувств. Непереносимость такого рода конфлик­тов способна привести сначала к нездоровой сентиментальности, а потом к обострению моральных конфликтов, что логически приводит к ницшеанскому «по ту строну добра и зла».

Итак, какую бы сферу жизнедеятельности человека в обществе мы не взяли, везде конфликт имеет собственную автономную ди­намику, которая обеспечивает развитие и функционирование со­циальной системы.

 

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Как оценивал перспективы возникновения и развития конфликтов О. Конт?

2. В чем сущность конфликтологической концепции К. Маркса?

3. Каковы особенности организмических представлений о социальных конфликтах Г. Спенсера и Г. Зиммеля?

4. Какова сущность конфликтологической концепции Э. Дюркгейма?

5. Каковы особенности фрейдистского истолкования конфликтов?

 

 


Глава 2

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КОНФЛИКТА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

Развитие любого общества, любой социальной общности или группы и даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который не всегда протекает гладко и нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что различные люди занима­ют разные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют разные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в проти­воборство друг с другом. Индивиды, социальные группы и даже страны ищут возможность помешать сопернику достичь опреде­ленной цели, удовлетворить свои интересы, стремятся изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Появление инфор­мации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для дру­гой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение. При­мером такой ситуации могут служить слухи о сокращении штата в организации. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является существенной причиной для разви­тия споров.

Для понимания сущности того или иного социального явления или процесса прежде всего необходимо выяснить этимологию слова, которым оно обозначается. Рассмотрим этимологию ла­тинского слова «conflictus». Оно состоит из приставки «соп», означающей с, вместе с кем-либо, против кого-либо, одновре­менно, а также глагола «flictus» («fligo»), который переводится как ударять, толкать, сталкивать. Таким образом, можно тракто­вать конфликт как столкновение, спор, борьбу, противостоя­ние.

Такая трактовка изучаемого понятия неизбежно приводит к выводу, что в основе возникновения конфликта как специфиче­ского социального феномена лежат объективно существующие противоречия между отдельными индивидами, их группами, госу­дарствами и т. д.

Коммуникативные, или поведенческие, проявления, не соответ­ствующие ожиданиям окружающих, а также противоречия, связан­ные с вопросами собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д., делают конфликт неизбеж­ным. И если при наличии стольких объективных причин застра­ховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.

С точки зрения современной науки конфликт как явление вы­полняет важные функции в психической жизни человека. Наибо­лее определенно об этом заявляет гуманистическая психология. Психоаналитическое понимание природы человека предполагает, что на протяжении всей своей жизни человек постоянно стремит­ся к ослаблению, уменьшению конфликта.

Представители гуманистической психологии считают, что пол­ное устранение конфликтов из жизни человека приведет к застою, а потому психологи видят свою задачу не в избавлении от конф­ликтов, а в превращении деструктивных конфликтов в конструк­тивные, так как внутренняя напряженность личности свидетель­ствует о непрерывной работе духовного начала.

Гуманистическая модель человека строится на четырех основных принципах гуманистической психологии: принципе целостности личности, принципе позитивности человеческой природы, принципе развития и принципе активности.

Согласно принципу целостности «Я» создает уникальный харак­тер переживаний человека, который зависит от целостности лич­ности и определяет его взаимодействие с внешним миром.

С точки зрения принципа позитивности человек от природы конструктивен, в состоянии решить свои проблемы самостоя­тельно.

Принцип развития подчеркивает потребность человека в реали­зации потенций, заложенных в нем.

Эти принципы полностью совпадают с профессиональными целями работников социальных служб. Задачи социального работ­ника созвучны идеям гуманистической психологии: творческий потенциал человека должен быть реализован в полной мере и во благо общества.

И наконец, принцип активности предполагает, что индивид стремится быть самодостаточным и активным.

 

2. 1. Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе

Прогноз возможностей оптимизации конфликтного потенциа­ла общества, нарастающего по мере возникновения и усиления напряженности в основных сферах его жизни, а также разработка мер по его контролю и снижению предполагают выявление и ана­лиз той совокупности механизмов социального регулирования, которыми располагают функционирующие, становящиеся и отжи­вающие социальные институты, общности.

Разрешение конфликта на основе регулирования и локализации социальной напряженности предполагает изучение не только со­става и структуры социальных явлений, но и их источников, про­цессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве.

Базовыми понятиями для осмысления природы и сущности конфликта являются: категория борьбы, противоборства, выра­жающая особое состояние взаимоотношений социальных субъек­тов в конфликтной ситуации, и категория противоречия, выра­жающая объективное основание, на котором разворачивается конфликтный процесс. На основе их анализа процесс перехода от определяющего возникновение конфликтной ситуации объек­тивного противоречия к отношению противоборства конфликту­ющих субъектов идет через осознание данного противоречия са­мими субъектами как сторонами возникшего противоречивого отношения. В определенном смысле конфликт — это осознанное противоречие.

Реальными носителями социальных конфликтов, как и любых социальных процессов и изменений, являются социальные субъ­екты. В качестве основы любого носителя конфликта выступает порождаемая обстоятельствами неудовлетворенность его субъек­тов-носителей. Поэтому именно неудовлетворенность представ­ляет собой социальный феномен, в пространстве которого про­исходит трансформация объективного противоречия в его осо­знание социальными субъектами. Она может рассматриваться и как своеобразная точка отсчета этого процесса.

Трансформация неудовлетворенности в субъектно-субъектное отношение позволяет рассматривать ее как специфическое явление социальной действительности — социальную напряженность.

Конфликт, как показано выше, по своей природе субъективен, поскольку возникает в ходе осознания социальными субъектами своих интересов и целей. Будучи осознанным, он может быть разрешен только сознательными, субъективными усилиями сторон. В связи с этим темпы процесса осознания, объективно различные у разных сторон потенциального конфликта, определяют различные уровни социальной напряженности.

С точки зрения возможностей практического контроля за на­растанием конфликтного потенциала в обществе и выработки действенных мер как по его снижению, так и по предупреждению работниками социальных служб большую роль играет выделение основных этапов формирования и развития социальной напря­женности, а также оценка данных этапов с позиций этой, по существу, важнейшей, основополагающей задачи. Согласно П. И. Куконкову, этот процесс включает следующие этапы:

- усиление неудовлетворенности различных социальных субъ­ектов условиями жизнедеятельности;

- обнаружение причинно-следственной связи между характером объекта неудовлетворенности и деятельностью других социальных субъектов, вызывающее социальную напряженность;

- усиление социальной напряженности, трансформирующейся в конфликтный потенциал;

- аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый социальный конфликт.

В рамках становления и развития социальной напряженности сохраняется возможность не только прогнозирования и управления социальным конфликтом, но и выявления факторов снижения конфликтогенной активности, нейтрализации конфронтационно- го сознания и поведения, способных превращать любой элемент социальной неудовлетворенности в открытый социальный конф­ликт. Известный ростовский конфликтолог Ю. Г. Запрудский, определяя этап формирования социальной напряженности как предконфликтную ситуацию, также рассматривает его как наибо­лее благоприятный момент для вмешательства по преодолению конфликта.

Действительно на этом этапе в силу достаточной продолжитель­ности латентного характера и относительно спокойного состояния происходящих конфликтогенных процессов, участники которых сознательно выражают свои претензии, интересы и позиции, но еще не переживают вместе с тем острой неприязни и открытой враждебности по отношению друг к другу, обеспечивается возмож­ность не только достаточно точно отслеживать и прогнозировать характер и последствия развертывающегося конфликта, но и ре­шать вопрос о его основательности, значимости, глубине и массо­вости. Также на этапе формирования социальной напряженности можно найти средства и способы, позволяющие избежать негатив­ное развертывание конфликта в открытой, тем более насиль­ственной форме на основе достижения компромисса или полного консенсуса начавшими испытывать и нагнетать социальное напря­жение сторонами.

Отечественной наукой выделяются показатели социальной на­пряженности, которые можно объединить в следующие блоки и группы.

1. Показатели социальной депривации или фрустрации как выражения состояния и уровня неудовлетворенности существу­ющими условиями жизни, подавленности основных жизненных потребностей и интересов. Они фиксируются главным образом с помощью оценок жизни, ее качества и уровня (приемлемые и неприемлемые, терпимые и нетерпимые, высокие и низкие и т. п. ).

2. Показатели социальной идентификации, выражаемые через осознание людьми своей принадлежности к определенным обще­ственным группам, деление тех, кто с ними взаимодействует на той или иной почве, на «своих» и «чужих», а также через выявле­ние уровня толерантности, терпимости по отношению к позициям и действиям «несвоих».

3. Показатели готовности к протестным действиям, выражае­мые прежде всего через личную настроенность на защиту соб­ственных интересов, а также на открытое выступление против устремлений и действий представителей социальных органов и институтов различных уровней: властных и силовых структур, местного самоуправления, администрации производственных предприятий и т. п.

4. Характеристика уже предпринятых или лишь намечаемых конфликтных действий как не только мотивируемых всеми выше названными показателями, но и дающих дополнительные важные представления об особенностях этой мотивации, ее состоянии, выраженности и осознанности.

Как следует из краткого анализа, большинство используемых исследователями методик пока нацелено на выявление особенно­стей и уровня социальной напряженности главным образом через ее явные признаки.

С точки зрения В. И. Тепечина, латентными признаками соци­альной напряженности, связанными с происходящими в настоя­щее время изменениями качества и уровня жизни российского населения, можно было бы считать следующие: ожидание боль­шинством населения консервации или ухудшения своего нынеш­него тяжелого положения; озабоченность определенной части взрослого населения России невозможностью для их детей полу­чить хорошее образование; нарастание у определенной части населения страха нищеты в старости; недовольство части населе­ния региональной дифференциацией уровня и качества жизни; болезненное восприятие частью населения смены социального статуса и т. п.

Однако выявить эти признаки непросто, но делать это необ­ходимо. Современные социальные работники достаточно широ­ко используют различные конфликтологические техники в связи с их практической ориентированностью на помощь клиентам (субъектам) в условиях социальной напряженности.

Оптимальное решение проблем клиента реализуется в повыше­нии его готовности к переменам, в нахождении внутренних и внешних ресурсов, в изменении мотивации.

Конфликт помогает выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. Он явля­ется своеобразным катализатором формирования, становления личности человека. К примеру, с точки зрения Л. Козера, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами. Кроме того, конфликт выполняет «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции: объединяя людей общностью ситуации, он позволяет им больше узнать друг о друге в процессе взаимо­действия.

Конфликты оказывают влияние и на социальное поле, в рамках которого развиваются: они способствуют интеграции, реализации позитивных изменений и нововведений, уменьшению враждебно­сти и ослаблению напряжения, выполняют сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений.

Позитивная функция конфликта состоит в его способности сдерживать конфронтацию. Подчеркивая эту особенность, Л. Козер опирается на так называемый «зиммелевский парадокс», смысл которого заключается в том, что противостояние сторон, возни­кающее в результате конфликта, заставляет «противников» оценить шансы на победу и соизмерить свои силы. Если прогнозируемые шансы на победу невелики, а потери могут оказаться значитель­ными, то состояние конфликтного противостояния может удер­живать стороны от прямой борьбы и обострения ситуации, т. е. являться средством сдерживания конфликта.

Примеры, наглядно иллюстрирующие «зиммелевский парадокс», часто встречаются в практике международных отношений, когда усиление противостояния, взаимная демонстрация собственной силы и решимости заставляют стороны (или одну из них) в пос­ледний момент пойти на уступки и избежать тем самым перехода конфликта в более острую форму, например вооруженного стол­кновения.

Главная позитивная функция конфликта состоит в том, что будучи формой противоречия, он является источником развития. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Ж. Пиаже и представителей его школы, показано, что социокогнитивные конфликты могут быть источником интеллектуального развития детей.

Под социокогнитивным конфликтом понимается ситуация, когда индивиды имеют различные точки зрения, но мотивированы на достижение совместного решения. Чем значимее для участников ситуации этот конфликт, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие.

Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях, включая и возможные конкурентные процессы, как источнике развития группы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной дея­тельности соперничество (сотрудничество) играет роль своеобраз­ного «катализатора» развития способностей.

Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситу­аций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни, так как они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений.

Психологи выявили важную позитивную функцию конфликта, которую Л. Козер называет коммуникативно-информационной. Во время конфликта люди могут выйти на новый уровень отно­шений. Момент прорыва, когда сторонам нечего терять, когда они пытаются достучаться друг до друга, может стать последней возможностью достижения взаимопонимания. Часто в период конфликтного взаимодействия люди становятся более искрен­ними и выражают свои скрытые, иногда даже ими самими не осознанные мысли и желания. Социологи чикагской школы в связи с этим называют конфликт «возможностью разговора на­чистоту».

Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, целенаправ­ленно используется в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средс­тво влияния на отношения людей.

Педагог рекомендовал разрешать конфликт методом «взрыва», т. е. путем доведения конфликта до предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, а необходимо кардинально решить вопрос. Этот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса используется и в пси­хотерапии.

Наличие потенциальных позитивных возможностей конфлик­та не исключает его вероятной деструктивной роли в жизни ин­дивида.

К позитивным функциям конфликта можно от­нести:

- информационно-сигнальную функцию, демонстрирующую наличие полей напряжения, рассогласования, выявляющую реаль­ный потенциал субъектов, необходимость в глубинных преобразо­ваниях системы;

- объединяющую функцию. Конфликт в данном случае вы­ступает как способ сплочения группы, восстановления ее внут­реннего единства в том случае, если велика вероятность вражды и антагонизма членов группы. Конфликт может способствовать снижению уровня социальной изоляции или объединению таких индивидов и групп, которых в противном случае не связывали бы никакие иные отношения, кроме обоюдной ненависти. По мнению Л. Козера, эта функция является положительной, если социальные конфликты затрагивают только цели, ценности и ин­тересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отно­шений;

- функцию оптимизации межличностных отношений. Конфликт может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во вза­имоотношениях;

- функцию стабилизации и интеграции внутригрупповых отно­шений. Эта функция характерна только для конфликтов в свобод­но структурированных группах и открытых обществах;

- инновационную функцию. Конфликт в данном случае высту­пает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состо­янию, установлению новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению имеющихся, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях. Это поз­воляет структурировать более широкое социальное окружение, определить положение разных групп внутри системы и распреде­лить позиции власти между ними;

- функцию социализации. Конфликты, особенно межличност­ные, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социа­лизации личности, формирования ее активной позиции при взаи­модействии с окружающими, а также источником развития лич­ности, межличностных отношений.

К негативным функциям конфликта можно от­нести:

- функцию разрушения, уничтожения полного или частичного (отдельных элементов) социальных систем, организаций и сфор­мировавшейся системы коммуникаций, изоляции либо подавления субъектов конфликта;

- функцию негативного воздействия на психическое состояние участников, вызывающего стресс, социальную пассивность;

- функцию деформации отношений между субъектами, систе­мами, нарушения стабильности и интеграции, ослабления ценно- стно-ориентационного единства группы, снижающую групповую сплоченность;

- функцию истощения материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.

Современными специалистами в области конфликтов отмеча­ется, что разделение функций конфликта на однозначно позитив­ные и однозначно негативные в реальности часто затруднено.

Подавляющее большинство реальных конфликтов, с которыми приходится иметь дело социальным работникам, выполняют од­новременно как конструктивные, так и деструктивные функции.

Доминирование одной из них может зависеть, например, от стадии развития конфликта (по мере развития конфликта возрас­тает опасность увеличения его деструктивного потенциала), инте­ресов сторон (одна сторона ориентирована на разрешение пробле­мы, другая — на эскалацию конфликта), особенностей процесса разрешения конфликта и т. д. По мнению Ю. В. Растова, конструк­тивная роль конфликта на одном уровне социальной реальности (выражающаяся, скажем, в консолидации какой-либо другой груп­пы) может дополняться его деструктивной значимостью на другом уровне (раскол более широкой общности на консолидированные группы) и наоборот.

Конфликт как особое состояние взаимодействия возникает в процессе межличностного общения. Большинство подходов при всех различиях между ними фактически сходятся в признании объективно-субъективной природы возникновения конфликтов. Лишь в самых ранних описаниях и исследованиях конфликта до­пускалось его возникновение, образно говоря, «без участия чело­века».

К такого рода исключениям относится, в частности, психоана­литическое представление о бессознательных конфликтах, обус­ловленных законами «существования» психики, над которыми человек не властен, а также эксперименты А. Лурия и Н. Миллера по созданию конфликта извне.

К. Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на инди­вида противоположно направленных сил равной величины. Данные силы — это характеристики внешней ситуации, воздействие кото­рых является результатом субъективного восприятия индивидом своей собственной ситуации.

Для М. Дейча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако решающее условие вступ­ления в конфликт — перцепция несовместимости. Психологиче­ской реальностью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт.

С точки зрения В. С. Мерлина, конфликт возникает только при определенных условиях. К внешним условиям его возникновения относится невозможность удовлетворения мотивов или отноше­ний личности. Однако внешние условия ведут к возникновению конфликта только в том случае, если имеются внутренние усло­вия развития конфликта, если возникают противоречия между мотивами, отношениями или между возможностями и стремле­ниями. Необходимое дополнение — субъективная неразреши­мость ситуации (т. е. определенная субъективная ее оценка инди­видом).

Таким образом, возникновению конфликта неизбежно пред­шествует субъективное отражение характеристик социального взаимодействия. Восприятие ситуации как конфликтной «делает» конфликт: «запускает» необходимость реагирования субъекта в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимо­действия (или ухода от него) и его последующего развития.

Субъективность в происхождении конфликта проявляется в невозможности однозначно связать его возникновение с опреде­ленным набором объективных факторов. С другой стороны, нали­чие целого ряда объективно конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта.

Конфликтогены — обстоятельства, слова и действия, которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния. В табл. 1 пред­ставлении типы конфликтогенов, наиболее часто встречающиеся в отношениях между индивидами.

Один из отечественных исследователей в области конфликто­логии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов.

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ). Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негатив­ной реакции личности, в отношении которой применен конф- ликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, т. е. нарас­тания.

Таблица №1



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.