Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методическая разработка темы «Регистры»



(Программа «Путь актёра», группа Л-1).

 

Основным элементов драматического театра является мысль-действие, которая раскрывается с помощью слова. Необходимо, чтобы юный актер изначально понимал, насколько важным для него является постоянная тренировка одного из главных его инструментов – голоса. Тем более проблема хорошего голоса для человека актуальна не только при постоянных выступлениях на публику, но и в обычной жизни, что напрямую может стать показателем жизненного успеха.

Сегодня поговорим об одной из составляющих человеческого голоса – регистрах.

 

Цель: формирование у ребенка навыков уверенного и органичного использования своих голосовых возможностей при публичных выступлениях.

 

Задачи:

 

· развить у юного актера умение слышать и любить свой голос,

· познакомить ребенка с техникой тренировки голоса,

· развить навыки уверенного использования голосового диапазона,

 

Регистр – ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания.

 

Выделяют три регистра:

1. грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование;

2. смешанный или средний регистр (микст), в котором отчетливо проявляется как грудное, так и головное резонирование;

3. головной или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование.

 

Мужчины и женщины имеют разное регистровое строение голоса. Это зависит от особенностей строения гортани.

В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра – грудной и головной. Намного реже встречается такое устройство гортани, что грудной механизм легко переходит в микстовый, и весь голос получает единорегистровое звучание.

В женском голосе различают три регистра – грудной, средний (центр, медиум) и головной. У женщин строение голосовых складок более короткое, из-за этого их работа смешана в пределах медиума. Переход к нижним звукам, когда голос надо насытить грудным звучанием, требует более плотного смыкания складок.

В разных типах голосов грудное и головное резонирование бывает неодинаковым. Низкие, драматические голоса более полно используют грудное резонирование, а легкие и высокие – головное.

 


Упражнения:

I Обработка головного звучания.

  • Исходное положение: Стоя. Произнести звуки «М» и «Н» с закрытым ртом. При этом для ощущения лучшего звучания прямая ладонь прикладывается к кончику носа. Ощущение вибрации в области наружного носа и верхней губы указывают на правильное подключение верхних резонаторов.
  • Исходное положение: Стоя. Произнести «М» и «Н» в сочетании с гласными а, о, у, э, и, ы в виде протяжных слогов на среднем уровне высоты.
  • Исходное положение: Стоя. Произнести закрытые слоги, представляющие сочетание согласных «М» и «Н» с гласными, с протяжным многократным повторение последнего согласного: мммммуууу; мммммооо; ммммааааа; ммммммээээ; мммммиии; ммммыыы; ннннииии; ннннноооо; ннннааааа.
  • Исходное положение: Стоя. Слитно, без напряжения протяжно произнести гласный «У», как гудок, губы вытянуты: уууууууу…

Далее сочетания гласных сохраняя форму ротоглоточного рупора в положении гласного «У»: уоууаууаууэууиууы.

1. II. Тренировка грудного звучания.

  • Исходное положение: Стоя. Голосом средней силы протяжно произносить гласный «У». Грудное резонирование контролируется ладонью, приложенной к груди. В отдельных случаях приходится искусственно вызывать вибрацию грудной клетки с помощью коротких ударов правой руки по тыльной поверхности левой кисти, прижатой к грудине. Далее произносятся звукосочетания: ба, ва, га, да, за, ла, ка.
  • Исходное положение: Стоя. В процессе тренировки грудного звучания усложняем звуковой тренинг, включая стихотворный текст:

Гром гремит на всю округу,
Грому рады ровно другу,
С треском, грохотом гремит
Так, что все вокруг дрожит.

Особое внимание обращается на организацию дыхания, формирования исходного положения артикуляционного аппарата и участие резонаторов.

  • Исходное положение: Стоя. Произнести на грудном регистре сочетания звуков бумммбуммбумм, боммбомммбомм, на головном регистре бимммбиимм, на среднем регистре-баммммбамммбамм.

Литература:

1. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1. – М.: Искусство, 1985,

2. Сценическая речь / Под. ред. Козляниновой И. П., Промтовой И. Ю. М., ГИТИС, 2000,

3. Чехов М. Литературное наследие. В 2 т. – М.: Искусство, 1986. – Т. 2. Об искусстве актера,

4. Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1968.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.