Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. Письменно в тетради ответьте на следующие вопросы (вопросы переписывать не надо).



Ход урока

1. Напишите в тетради дату, тему урока «Ручная роспись тканей»

2. Изучите материал параграфа.

Раздел: Художественные ремёсла

 

Ручная роспись тканей — вид декоративно-прикладного искусства, ко­торый имеет ещё одно название — батик. (батик — индонезийское слово и в переводе означает ба— «ткань», тик — «точка» или «капля». ) Техника батика основана на том, что некоторые вещества при нанесении их на ткань не пропускают через себя краску. Такими веществами являются воск, парафин, резиновый клей. Это явление называется резервирование.

Материалом для батика традиционно служили натуральные ткани — хлопок и шёлк. С появлением химических волокон выбор тканей для батика расширился. Краски для росписи ткани — это анилиновые красители (кра­ски) (рис. 74).

 

 

Подготовка ткани к росписи

Ткань, предназначенную для работы, предварительно стирают для удале­ния подкрахмаливающих веществ, сушат, утюжат, натягивают на подрамник строго по долевым и поперечным нитям и закрепляют с изнаночной сторо­ны по периметру кнопками или степлером. Для небольших работ можно вос­пользоваться обычными вышивальными пяльцами.

Рисунок на ткань можно наносить простым карандашом. Хорошо исполь­зовать фломастер-фантом, следы которого со временем исчезают с ткани. Художники подкладывают под ткань рисунок, выполненный на бумаге, кон­туры которого обведены фломастером.

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись (рис. 75). Они различаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В горячем батике в качестве резерва используется воск или парафин. Ре­зерв наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде с помощью специ­альных инструментов — чантинга (рис. 76) и кистей различной величины и формы. В первую очередь покрывают воском те места, кото­рые должны остаться белыми. После застывания резерва ткань окрашивают в первый, самый светлый цвет. Затем резервируют участки рисунка, кото­рые должны сохранить этот цвет, и окрашивают ткань повторно в более тёмный цвет. Таким образом, эффект росписи достигается благодаря резер­вированию участков рисунка и послойному нанесению краски. После окон­чания работы нужно освободить ткань от воска. Для этого её укладывают между слоями газетной бумаги и проглаживают утюгом.

 

 

Рис. 76. Инструменты для нанесения резерва в технике горячий батик – чантинг

 


Инструменты для нанесения резерва в технике горячий батик – чантинг, куда наливают горячий воск.

В горячем батике часто используют декоративный эффект, который называется кракле (кракелюры). Это трещинки и прожилки, которые снача­ла считались браком в работе, а сейчас этот эффект выполняют специально. Чтобы получить кракле, нужно поломать в руках восковой слой, нанесённый на ткань, а затем нанести на него краску. Краска затечёт в образовавшиеся трещинки и образует своеобразный узор (рис. 77, а). Если кисть с горячим воском держать над работой и ударять по ней так, чтобы летели брызги, получим эффект набрызг (рис. 77, б).

 

 

Рис. 77. Эффекты: а) кракле        и           б) набрызг

 

Холодный батик

В холодном батике резервом является специальная густая бесцветная (или цветная) масса на основе резинового клея (жидкого силикона). Резерв наносят специаль­ным инструментом — стеклянной трубочкой с резервуаром (рис. 78, а) либо используют резервы во флаконах, которые оснащены удлинённым наконеч­ником (рис. 78, б).

Резервом обводят контуры рисунка так, чтобы они были замкнутыми. Лю­бой просвет в контуре приведёт к браку: краска протечёт на соседний участок и исправить ошибку почти невозможно. После того как резерв высохнет, можно приступать к окрашиванию отдельных участков рисунка (рис. 78, б, в).

 

Рис. 78. Инструменты для нанесения резерва в технике холодный батик:

а — стеклянные трубочки с резервуаром; б — пластиковый флакон с наконечником; в — нанесение объёмного контура

Особого декоративного эффекта можно достичь росписью по сырой ткани. Для этого участок увлажняют чистой водой и наносят краски так, чтобы они, расплываясь по ткани, смешивались и перетекали друг в друга (рис. 79, а).

 

Интересный декоративный эффект даёт использование в холодном бати­ке соли. По сырой поверхности ткани раскладывают кристаллы мочевины (удобрение). Каждый кристалл впитает в себя часть краски из окружающей его ткани, и на этом месте образуется высветленный участок (рис. 79).

Рис. 79.

Узелковый батик

В узелковом батике (рис. 80) определённые области ткани резервируют­ся от попадания краски посредством завязывания узелков, складывания или зашивания частей ткани. После этого ткань (или изделие) опускают в подго­товленный раствор красителя, выдерживают определённое время в кипящем красителе и полощут в тёплой воде до тех пор, пока она не станет светлой, развязывают узлы и полощут в холодной воде с добавлением уксуса. Можно окрасить часть изделия, подвесив его над ёмкостью с красителем.

Свободная роспись

Ткань, предназначенную для свободной росписи (шёлк и синтетические ткани), грунтуют солевым раствором, желатином или крахмалом. Затем по сухой ткани приступают к росписи анилиновыми красками свободными маз­ками, без предварительных эскизов (рис. 81). При свободной росписи не обязательно использовать резервирующий состав. Хотя резерв в таком виде техники позволяет добиваться интересных эффектов.

Есть такая профессия: художник росписи по ткани. Он хорошо знает законы композиции и цветоведения, выполняет эскизы для росписи, готовит материалы и выпол­няет художественную роспись текстильных изделий с использованием различных техник и приёмов.

 

Рис. 81.

3. Посмотрите видео по теме «Ручная роспись тканей», пройдя по ссылке: https: //www. youtube. com/watch? v=TwUFL_z8aV4

!!! Термины, которые надо запомнить: Ручная роспись тканей; батик: горячий, холодный, узелковый; свободная роспись; резервирование; кракле (кракелюры), набрызг, роспись по сырой ткани; художник росписи по ткани.

 

4. Письменно в тетради ответьте на следующие вопросы (вопросы переписывать не надо).

1. Какие виды батика выполняют с применением резервирующего со­става?

2.      Какое правило соблюдается при натягивании ткани на подрамник?

3. Какие декоративные эффекты в батике вам понравились? Как их выполняют (коротко)?

4. Как удалить резерв в технике горячего батика?

5. Как можно высветить участки росписи при холодным батике, создавая красивый эффект?

!!! Хоть работают на уроке все, но фотографии страниц с ответами присылают мне в конце урока СРАЗУ только те ученицы, которых я назову сегодня в конце урока. Фото присылать в личное сообщение в ВКонтакте. Вопросы задавайте также в личном сообщении.

Желаю успеха!!!

Критерии оценки:

4-5 правильных ответов: отметка «5»;

2-3 правильных ответов: отметка «4»;

1 правильный ответ и не полные другие ответы: отметка «3».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.