Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование детской домашней библиотеки



        В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям, и исходя из этого, формирование круга детского чтения (КДЧ). КДЧ - это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. В КДЧ входит фольклор, собственно детская литература; книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы).

    Отбор книг для детского чтения и, соответственно, для формирования детской библиотеки должен осуществляться по определенным принципам.

    1. Психологические принципы - учет возрастных особенностей и особенностей восприятия современного дошкольника. Возрастные особенности - быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Особенности восприятия художественного произведения - восприятия литературы на слух, восприятия событийной стороны произведения, более живое, эмоциональное восприятие стихов, чем прозы, внеконтекстное восприятие искусства (в своих представлениях о происходящем в произведении ребенок далеко выходит за пределы текста), наглядно-действенное (1-3 года) и наглядно-образное восприятие произведения (лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша), влияние морально-этических установок семьи, среды, времени на восприятие художественного произведения (ребенок понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта).

      2. Педагогические принципы - воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

 

    3. Литературоведческие принципы - наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма; наличие разных видов искусства: фольклор, художественная литература, разнообразие жанров: фольклорные (народные сказки, колыбельные песни, потешки, заклички, приговорки, небылицы - перевертыши, народные детские песенки), литературные (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, энциклопедия и др. научно - популярные жанры ).

    4. Историко-литературные принципы - непременное наличие в библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Необходимо:

• тематическое многообразие произведений: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родственных отношений, интернациональная тема; тема детства, тема чести и долга; тема войны, историческая тема; человек и техногенный мир;

• многообразие авторских имен;

• учет половых (гендерных) различий детей: взрослый подбирающий литературу обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении; мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях;

• сезонный принцип в подборе литературы для чтения.

Существуют критерии отбора книг для детского чтения:

1. Идейно-художественный - произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

2. Феномен множества - одни и те же писатели создают большое количество произведений, где звучит родственная тема, действуют одни и те же герои, повторяются сюжеты, используются одинаковые художественные приемы.

3. Адаптированная литература - приспособленная для детского чтения: книга сокращается, пересказывается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

Литература

1. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… М.: Линка-пресс, 2003.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М. А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Карлыганская модельная библиотека

 

 

Памятка для родителей


Формирование детской домашней библиотеки

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.