Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ШВЕЦИЯ.. Жизель (1982)



ШВЕЦИЯ.

 Преемственность и традиции в современном танце можно проследить и на примере шведского балета. Первые пос­ледователи А. Дункан появились в Швеции в начале века, сре­ди них была Анна Бехлес (1876-1966), пианистка и певица, занимавшаяся в свое время у Далькроза. Открыв в Стокгольме «Anna Behles plastikinstitut», школу пластических искусств, она заложила основу для развития танца модерн в Швеции. Со­временный танец в Швеции имеет собственную уникальную историю. Мощные таланты, давшие шведскому танцу отличи­тельный собственный стиль и создавшие его собственные тра­диции — это Birgit Cullberg и Birgit Akesson.

  Биргит Кульберг (Birgit Cullberg), (1908-1999) — ученица К. Иосса, с 1952 по 1957 год была солисткой труппы «Королевского Бале­та Швеции ». С 1963 по 1966 — главным балет­мейстером этой труппы. В своем творчестве, как это свойственно всему европейскому танцу, она пыталась синтезировать достиже­ния классической школы танца и достиже­ния «свободного» танца, рожденного в Гер­мании. Этот симбиоз сейчас во много определяет эстетику международной балетной сцены. Наиболее известная ее постановка «Фрекен Юлия», («Miss Julie»), (1950), «Медея» 1950, «Ромео и Джульетта» (1969). Достаточную известность получил спектакль « Report» (1960), посвященный социальной теме. Она также использовала возможности телевидения и создала множество телевизионных балетов. Ее почерк- сочетание классического танца и модерна, гротеска и пантомимы.

 

В 1967 году была основана компания «Кульберг балета», в 1980 году «в наследство» от своей матери эту труппу получил      Матс Эк (Mats Ek) (род. 1945) — ставший хореографом мирового уровня.

https: //vk. com/videos8741663? z=video-38152409_456240286%2Fpl_8741663_-2 (смотрим фильм о творчестве Матса Эка и дополняем материал лекции).

Матс Эк – крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца ХХ века. Он принадлежит к тому поколению балетмейстеров-интеллектуалов, которые начали ставить в 70-е годы. Соратник и сверстник Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, он единственный не прошел «штудии» у Джона Кранко в Штутгарте. В отличие от вышеупомянутых «штутгартцев» он почти не обращается в своих постановках к классическому танцу, который знает, любит и уважает. Зато все крупнейшие «ключевые балеты» Эк поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, посягнув на «святая святых». Он предложил абсолютно самостоятельные версии «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» (1992). Эковская «Жизель», которую он сочинил в роковые для многих 37 лет, открывала этот список. Она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Его прокляли классики-пуристы и до небес превознесли модернисты. Но на редкость дружно посмотрели все.

 В возрасте восьми лет он участвовал в балете «Медея», поставленном матерью. В возрасте 17 лет он учился на летних курсах современного танца Дони Фьоре. После этих курсов он понял, что предпочитает театр и стализучать тетральное дело в колледже Швеции. С 1966 по 1973 годы он был директором в театре марионеток, а так же директором в Королевском драматическом театре в Стокгольме. В 1972году Эк снова взялся за танец и присоединился к «Кульберг балету». Первые работы М. Эка от­носятся к 60-м годам, «когда Театр занял­ся исследованием проблем власти и угне­тения, расовой дискриминации и экстре­мизма. Балеты Эка занимали независимую позицию в конфликте между классами, расами, жизненными стилями и ценностями, и встречали под­держку у молодой аудитории, склонной ко всяческим револю­циям, в том числе и в собственных умах»37. Но нельзя назвать эти спектакли М. Эка танцевальными. Искусством танца он начал заниматься в 70-е годы и в достаточно зрелом возрасте сумел стать неплохим танцовщиком. Его дебют как хореографа состоялся в 1976 году в спектакле «The Officer's Servant», за тем «Святой Джордж и Дракон», «Soweto», «Дом Бернарды» и другие балеты, которые имели обычно символически — алле­горический характер. Со временем стиль М. Эка изменился

под влиянием Нового Французского и Немецкого танца 80-х. Наи-лее ярко это влияние проявилось в его « модернизированных » классических версиях «Жизели»(1982), «Лебединого озера /1986), «Спящей красавицы»(1996). Используя каноническую музыку и иногда сюжет, М. Эк кардинально разрушает романтический аспект старого балета и освобождает исполни­теля от канона классического танца. Смело соединяя технику классического танца и модерна он создает свой выразительный уникальный язык движений. «Мате Эк мудро использует зна­менитую музыку Чайковского, и интуитивно добирается до ее глубин, что редко, если вообще когда-либо, достигалось в классических интерпретациях. На сцене царит ирония»"

 

Жизель (1982)

 

Классика: В балете рассказывается история любви крестьянки Жизели: она любит Альберта, который не сказал ей о том, что он граф и, что еще хуже, помолвлен. Узнав об этом, Жизель тут же умирает и превращается естественно в вилису. Как-то ночью горюющий Альберт приходит на ее могилу, и тут появляются вилисы, жаждущие отмщения. Но появляется Жизель и спасает его.

Образ Жизель — это классическая балерина эпохи романтического балета — невесомая фея в юбке-шопенке и с крылышками (часто путают с Сильфидой).

 

Эк: Жизель — обычная девушка, наивная и чудная; Альберт — не граф, но городской франт. Однако она не умирает, а сходит с ума, и вместо кладбища оказывается в психушке. Задник сцены изобилует расчлененкой, Жизель с перебинтованной головой показывает Альберту новый мир, Альберт в конце концов оказывается голым — т. е. обновленным. Такая трактовка была негативно воспринята закостенелым балетным миром, однако балет в итоге был показан в 28 странах и нашел свое признание.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.