Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Декоративные шрифты



ДЕКОРАТИВНЫЙШРИФТ — разновидность шрифта, у которого основные штрихи украшены различными изобразительными элементами. К Д. ш. можно отнести оттеночные и штрихованные шрифты.

Декоративные шрифты обычно используются в рекламе. Их задача — привлечь внимание чита­теля, пока он не успел перевернуть страницу. По этой причине декоративные шрифты очень быстро входят в моду и так же быстро устаревают. Как только декоративный шрифт становится популяр­ным и привычным, он перестает выполнять свою задачу — выделяться в сонме других шрифтов. И так же, как существуют пересечения наборных и акцидентных шрифтов, между акцидентными и деко­ративными шрифтами нет четкой границы, это всякий раз вопрос степени оригинальности. При описании декоративных шрифтов почти всегда звучит срав­нительная степень: более выразительный, более при­чудливый, более наклонный, более каллиграфичес­кий, более пародийный. О них нельзя говорить нейтральными словами.

Другой задачей декоративных шрифтов явля­ется отражение стилей исторических эпох, направ­лений дизайна, культурных традиций или, при не­обходимости, рождение ассоциаций с содержанием сообщения. Примеры таких шрифтов представле­ны на рис. 5. 12.

При использовании декоративных шрифтов не­обходимо соблюдать определенную осторожность, поскольку эти шрифты часто не очень тщательно размещены на кегельной площадке (character fitted). Имеется в виду процесс определения полуапрошей, расстояний от буквы до боковых границ кегельной площадки таким образом, чтобы в целом текст выглядел набранным равномерно. В наборных шрифтах этому уделяется первостепенное значение,

Декоративных шрифтов уже несколько ты­сяч, поэтому нелегко отыскать среди них достаточно универ­сальные варианты. Но что бы вы не рекламировали (от французского батона до цир­кового представления), обяза­тельно найдется подходящий шрифт для каждого случая

А в декоративных — значительно меньшее, так как формы букв часто настолько оригинальны, что трудно обеспечить выполнение всех требований. Более того, у декоративных шрифтов обычно недостаточно сведений о кернинге. Это означа­ет, что — таково веление дизайна — вам следует уделять пристальное внимание пробелам между парами соседних букв.

(Таранов Н. Н. Художественно-образная выразительность шрифтов

 

Страница 95 из 103 Шрифт и изображение)  Необходимо правильно подбирать шрифты к различным видам изображений — плоскостному, объемному пространственному, штриховому, тоновому, цветному. Эти вопросы требуют пристального внимания в связи с тем, что типографские литеры, да и шрифт фотонабора, характеризуются определенной степенью жесткости и не всегда хорошо соединяются с живой линией изобразительных элементов. История знает немало примеров единства шрифта и изображения. Искусство восточной каллиграфии дает прекрасные примеры, где изображение возникает из букв, и шрифт органично переходит в изображение. Ксилографическая книга тоже благодаря технике сохраняет определенное единство шрифта и изображения. При решении этих задач следует исходить из того, что шрифтовая и изобразительная графика кроме специфических имеют какие-то общие качества, используя которые можно добиться их единства на печатной полосе. К ним можно отнести сходство стилевых черт определенного времени, использование одного инструмента, близость ритмической ориентации, выраженные признаки единого пластического решения и др. При желании художник может изменить характер изображения или подобрать новое, более подходящее для определенного шрифта. Таким же образом, учитывая особенности изображения, можно подобрать к нему соответствующий шрифт, чтобы получить в результате уравновешенную и эстетически приятную печатную страницу. В практике оформления изданий выработались некоторые принципы связи шрифта и изображения. В первом случае на основании формальных признаков, характерных для изображения (толщина линий, плотность штрихов, фактурность формы), подбирают соответствующий шрифт. При этом стремятся максимально точно подобрать соотношение толщины штрихов изображения и элементов буквенных знаков (рис. 105). Самые тонкие штрихи шрифта не должны быть тоньше штрихов рисунка, а самые толстые — не превосходить интенсивности штриха рисунка. В сущности все формы книги должны быть соотнесены со знаками шрифта, в основу которых не может быть положена безудержная фантазия. Примером цельной ■ J 5 О H. H. Таранов Художественно-образная выразительность шрифтов Рис. 109 б   Шрифт и изображение композиции могут служить исторические образцы орнаментально-шрифтовых решений. Единство шрифта и орнамента достигается благодаря двухметровому, плоскостному их характеру, наличию одинаковых соотношений и размеров основных и дополнительных элементов. Повторение сходных элементов дает общий ритм, одинаковую плотность всей композиции и связывает воедино шрифт и орнамент. Использование одного инструмента для написания шрифта и рисования декоративных изображений одним художником дает своеобразное единство и художественную слитность шрифта и изображений. Пример цельных изобразительно-шрифтовых композиций оставили нам художники 20-х годов, когда многие обложки и переплеты оформлялись с помощью использования набор ных типографских элементов, и единство проявлялось не только в графике элементов, но и в материале. Свойства материала передавались и в графике оттисков, которая характеризуется жесткостью и схематичностью. В то же время высокий подъем плакатного искусства дали классические образцы слияния в единую композицию уплощенного изображения и трафаретного типа шрифтов.

 

Наряду с подбором подобия штрихов в шрифте и изображении, гармоничного сочетания можно достичь путем использования для их сопряжения композиционных особенностей изображения, к которому подбирается шрифт. В этом случае он компонуется как продолжение или логическое завершение изображения.

Рис. ПО

Н. Н. Таранов

Художественно-образная выразительность шрифтов

Рис. Ш

Единство изобразительно-шрифтовой композиции достигается и в том

 случае, если динамика шрифта и нарисованное движение в изображении композиционно совпадают. Все элементы такой композиции объединены этим движением, и благодаря этому она выглядит динамичной (рис. 106).

Если шрифт помещен в пространство рисунка, то подписи по законам перспективы и светотени тоже воспринимаются материализованно и овещест-вленно. Широко пользуются этим приемом в рекламной графике, где подпись не обязательно может лежать на плоскости, а приобретать пространственные характеристики. При этом обязательно изменяются форма букв и их пропорции.

На принципе подобия шрифта и изображения должны строиться многие рекламные издания, акцидентная продукция. В зависимости от того, например, что изображено на открытке, в какой манере выполнено изображение, выполняется и шрифт. Как различны праздники, так различными должны быть изображения и соответственно шрифты на открытках, выпущенных к этим датам. При таком подходе к печатному изданию, методически осмыслив назначение выполняемой работы, можно добиться единства шрифта и изображения.

Однако выразительную композицию из шрифта и изображения можно

получить, используя принципы не только подобия элементов, но и контраста. В этом случае «работает» лишь ярко выраженный контраст, и вся изобразительно-шрифтовая композиция строится на принципе контрастного противопоставления: на одной странице могут эффектно выглядеть энергичная графика изображения и более светлый тонкий шрифт. Обратное отношение: при очень плотном шрифте и легком рисунке может быть хороший эффект (рис. 107).

Контраст проявляется и при резко не уравновешенных массах шрифта и изображения на белом поле страницы, а также между расплывчивостью изображения и четкостью типографских значков. Большое значение в объединении шрифта и изображения имеют вопросы масштабных соотношений.

Средства объединения шрифта и изображения в издании

Рассматривая взаимосвязь шрифта и изображения, мы выделили основные принципы их сопряжения — подобие, контраст и композиционное расположение шрифта и изображения. Причем лишь наличие двух составных — шрифта и изображения — давало желаемый результат. Однако интересного решения задачи гармоничного соединения в одной композиции изображения и шрифта можно добиться, используя дополнительные средства — всевозможные рамки, линейки, фактуру, фон, цвет, орнаментально-декоративные элементы.

Рамки, как наиболее распространенное средство соединения шрифта и изображения на переплетах, обложках и других книжных и рекламных элементах, могут быть разной конфигурации (рис. 108 а, б).

В изобразительно-шрифтовой композиции рамка выступает в различных ролях: обрамляет изображение, отделяя его от шрифта; четко определяет место шрифта и как бы предохраняет его от влияния изображения. Встречаются примеры, когда в рамку заключены и шрифт, и изображение. Но наличие рамки на печатной плоскости не должно быть случайным ни композиционно, ни по своей графике.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.