Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теодор Адорно 1 страница



 

ТЕОДОР АДОРНО

Р. Невитт Сэнфорд Эльза Френкель-Брюнсвик Даниэл Дж. Левинсон


ИССЛЕАОВАНИЕ

АВТОРИТАРНОЙ

личности


Академия исследований культуры МОСКВА 2001


 


Содержание

Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности (В. П. Култыгин. )......


I. Введение (ТВ. Адорно, Эльза Френкель-Брюнсвик, ДаниэлДж. Левинсон и Р. Невитт Сэнфорд. )

Перевод Л. К. Латышева............................................................ 15

А. Проблема.......................................................................... 15

В. Методология...................................................................... 27

1. Общие характеристики........................................................................ 27

2. Приемы исследования......................................................................... 28

С. Сбор данных..................................................................... 35

1. Группы испытуемых........................................................................... 35

2. Распределение и сбор опросных листов...................................... 40

3. Отбор испытуемых для интенсивных клинических исследований.... 42 Примечания............................................................................................ 44


II. Измерение антидемократических черт в структуре характера (Р. Невотт Сэнфорд. ТВ. Адорно, Эльза Френкель-Брюнсвик и Даниэл Дж. Левинсон. )

Перевод Л. К. Латышева............................................................ 45

А. Введение.................................................................................. 45

В. Конструкция шкалы фашизма (шкалы F)............................... 48

1. Теоретические соображения............................................................... 48

2. Формулирование шкальных высказываний......................................... 66

С. Результаты по различным формам шкалы F......................... 67

1. Статистические свойства первоначальной шкалы............................... 67

(форма 78).............................................................................................. 67

2. Анализ высказываний и усовершенствование шкалы......................... 69

3. Второй вариант шкалы F (форма 60)................................................... 74

4. Третий вариант шкалы F (форма 45 и40).......................................... ·· 81

D. Корреляция шкалы F со шкалами Е и РЕС........................ ·· 91

Е. Различия в средних показателях по шкале F у различных групп.........................................,.......,.........,..,........... · 95


4П8


 


F. Заключительное замечение


III. Предубеждение в материалах интервью (Т. В. Адорно. )

Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко.......................................... 103

А. Предисловие.......................................................................... 103

В. «Функциональный» характер антисемитизма....................... 107

С. Воображаемый враг.............................................................. 111

D. Антисемитизм — к чему? ..................................................... 117

Е. Два типа евреев................................................................... 123

F: Дилемма антисемита............................................................. 129

G: Обвиняющий в роли судьи....;.............................................. -. 131

Н: Неприспособившийся буржуа............................................... 140

I: Наблюдения над категорией с низким числом баллов.......... 148

J: Заключительные замечания................................................... 159

Примечания................................................................................... ·...... 161


IV. Политика и экономика по материалам интервью

(Т. В. Адорно. ) Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко................ 162

А. Введение...................................................................... ·......... 162

В. Формальные элементы политического мышления............... 165

1. Незнание и непонимание.................................................................. 165

2. «Навешивание ярлыков» и персонификация в политике.................. 171

3. Поверхностная идеология и истинное мнение.................................. 180

4. Псевдоконсерватизм.......................................................................... 185

Экскурс о значении псевдоконсерватизма............................................ 193

5. Комплекс узурпатора........................................................................ 196

6. Ф. Д. Рузвельт.................................................................................... 201

7. Бюрократы и политики...................................................................... 205

8. Her рая на земле................................................................................ 207

9. Нет жалости к бедным....................................................................... 210

10. Воспитание вместо изменения общества........................................ 213

С. Несколько политико-экономических тем.............................. 215

1. Профсоюзы....................................................................................... 215

2. Экономика и государство.................................................................. 227

3. Одиночка и политические будни....................................................... 231

4. Внешняя политика и Россия............................ ................................. 235



 


5. Коммунизм. Примечания...


. 241

. 245


*V. Религиозные представления по материалам интервью

(Т. В. Адорно. ) Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко................. 247

А. Введение................................................................................ 247

Е. Общие наблюдения............................................................... 250

С. Специфические выводы........................................................ 253

1. Функции религии у людей с предрассудками и без них.................. 253

2. Вера в Бога, но не в бессмертие........................................................ 256

3. Нерелигиозные и лишенные предубеждений.................................... 259

4. Религиозные и лишенные предубеждений........................................ 263


Примечания


*VI. Типы и синдромы (Т. В. Адорно. )

Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко......................................... . 265

А. Исходные данные.................................................................. 265

В. Синдром лиц с предрассудками............................................ 274

1. Поверхностное неприязненное чувство............................................ 275

2. Конвенциональный синдром........................................................................ 278

3. Авторитарный синдром.................................................................... 281

4. Бунтовщик и психопат....................................................................... 285

5. «Фантазер»........................................................................................ 288

6. «Манипулятивный тип»..................................................................... 291

С. Синдромы свободных от предрассудков.............................. 295

1. «Закостенелый» свободный от предрассудков.................................. 296

2. «Протестующий» свободный от предрассудка................................. 298

3. «Импульсивный» свободный от предрассудков................................ 301

4. «Непринужденный», . тащенный предрассудков................................ 304

5. Врожденный либерал........................................................................ 307

Примечания.............. ........................................................................... 310


. 264


VII. Психологическая техника в речах Мартина Лютера Томаса по радио (Т. В. Адорно. )

Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратето....................................... •••^^

1. Личностный элемент — самохарактеристика агитатора..... 312

41П


 


Вводные замечания............................................................... ................ j ι ^

Трюк «одинокий волк»......................................................................... 314

Трюк «освобождения от чувств».......................................................... 316

Трюк «преследуемая невинность»....................................................... 319

Трюк «неутомимость»......................................................................... 320

Трюк «посланец». ................................................................ ·....... -........ 322

«Большой маленький человек»............................................................. 324

Человеческий интерес........................................................................... 327

«Доброе старое время»........................................................................ 328

2. Метод Томаса........................................................................ 330

Вводные замечания............................................................................... 330

Трюк «движение»................................................................................. 332

Техника «бегства от мысли»................................................................. 333

«Слушайтесь своего вождя»................................................................. 336

Экскурс в технику «Fait accompli»........................................................ 340

Трюк единства...................................................................................... 343

Демократическая маска........................................................................ 345

«Если бы вы тольиа знали»................................................................... 348

Трюк «грязное белье»........................................................................... 351

Трюк «содрогание от ужаса»............................................................... 354

Трюк «последний час»......................................................................... 356

Трюк «черная рука» (тайное судилище) Feme...................................... 358

«Давайте будем практичными! ».......................................................... 360

3. Религия как средство........................................................ 364

Вводные замечания............................................................................... 364

Техника «языка»................................................................................... 366

Техника разложения.............................................................................. 368

Трюк «овцы» и «козлища»................................................................... 371

Трюк «личный опыт»........................................................................... 373

Антиинституционный трюк.................................................................. 376

Антифарисейский трюк........................................................................ 378

Религиозные отвлекающие маневры в действии................................... 380

Трюк «вера наших отцов»..................................................................... 382

4. Идеологическая травля..................................................... 3 84

Вводные замечания............................................................................... 384

Имидж коммунизма.............................................................................. 385



 


Трюк «коммунист и банкир»................................................................ 387

Нападки на правительство и президента............................................... 391

Трюк «возьми свою постель и ходи».................................................... 394

«Евреи идут»......................................................................................... 396

Трюк «проблемы»................................................................................. 398

Позиция Томаса в отношении внешней политики................................ 400

Заключительные замечания.................................................................. 403

Примечания.......................................................................................... 404


Теодор Адорно

Р. Невитт Сэнфорд, Эльза Френкель-Брюпсвик, Даниэл Дж. Левипсон

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ


Редактор: И. Н. Лаурльштайн Худ. редактор: И. Н. Щербатов Корректор: И. Н. Лорелия Компьютерная верстка: И. Н. Сиренко


Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;

953000 — книги, брошюры

Лицензия ИД № 03600 от 19. 12. 00

Подписано в печать с готовых диапозитивов 12. 12. 00

Формат 60х88 '/. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26. Тираж 2000 экз. Зак. № 4022 АНО «Академия исследований культуры» 123056, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 60, стр. 1

Отпечатано с готовых диапозитивов в Академической типографии «Наука» РАН 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, д. 12



 


ББК 60. 55 УДК316 А 12


Данное издание

осуществлено при поддержке Фонда «Прагматики культуры». Фонд создан в интересах содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения и духовного развития личности.


А-12 Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. — М.; Серебряные нити, 2001. —416с.

ISBN 5-94396-020-1

Т. Адорно (1903-1969) сразу же после окончания второй мировой войны ста­новится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США. Результа­ты исследования показали опасность дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действо­ваний по правилам, узаконенным лишь одной привычкой. Адорно выявил весь­ма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциальносчъ, покорность власти, деструктивизм и ' цинизм.

Это исследование имело необычайно активный резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на его основе кол­лективная монография, предлагаемая читателю в настоящем издании, была переведена почти на все европейские языки и переиздана миллионными ти­ражами, став первым социологическим бестселлером в послевоенном мире.

ББК 60. 55


© Култыгин В. П.. предисловие, 2001 ©Серебряные нити, оригинал-макет. 2001 © Академия исследований культуры, 2001


 


Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности

Беря в руки эту книгу, читатель знакомится с первой, изданной на рус­ском языке, монографией одного из основоположников Франкфуртской школы — одной из ведущих школ в философии, социологии и других социальных науках двадцатого столетия. Для начала — несколько слов об об этом крупнейшем и влиятельнейшем направлении современной мысли, зародившемся в двадцатых-тридцатых годах в Германии, а сегодня плодо­творно развивающемся не только в университете Франкфурта-на-Майне, но и в Сорбоннском, Колумбийском, Оксфордском, Женевском и в других ведущих университетах Западной Европы и США.

Методологическим пафосом при возникновении Франкфуртской школы стали: отвержение социологического позитивизма с его отделением ценностей от фактов; приверженность гуманизму — идее освобождения человечества от всех форм эксплуатации, доминирования или подавления;

акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях. Еще одно широко распространенное название этого направления — критическая-теория общества.

Институционально критическая теория зародилась в стенах Института социальных исследований, основанного во Франкфуртском университете в 1923 году по инициативе Феликса Вейля. Основными темами для изучения первоначально были: предрассудки; антисемитизм; авторитарно ориенти­рованная личность; критика гегелевского понимания разума; взаимо­действие инструментального знания и современного общества. Одной из центральных категорий теоретического анализа франкфуртцев была категория праксиса (эманципируюший интерес), которая впервые в гумани­стическом ключе появляется в ранних рукописях Карла Маркса, найденных и заинтересованно осмысленных венгерским обществоведом Дьердем Лукачом.

Ища творческое вдохновение в марксизме и психоанализе. Франкфурт­ская критическая теория всегда оставалась независимой от каких бы то ни было политических партий. Школа особенно громко заявила о себе с момен­та прихода к руководству Институтом социальных исследований Макса Хоркхаймера. Наряду с Хоркхаймером и Адорно классиками этого направ­ления считаются также Герберт Марку зе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас. А на первом этапе в становлении школы активно участвовали также Лео Левенталь, Карл Корш, Вальтер Беньямин. Весной 1933 года, в связи с прихо­дом Гитлера к власти, подавляющему большинству сотрудников Института пришлось эмигрировать. Институт, после открытия своих отделений в Париже, Лондоне и Женеве, был фундаментально воссоздан в Нью-Йорке на базе Колумбийского университета. Здесь в 1944 году Институтом были


 


проведены исследования по проблемам формирования и воспроизводства авторитарной личности, что позволило на американской почве продолжить качественные исследования, данные о которых были впервые опубликованы во Франкфурте в 1936 году. В 1950 году часть исследователей во главе с Хоркхаймером вернулись во Франкфурт, где получили дальнейшую известность благодаря работам, носящим критический характер по отношению к современной цивилизации и использовавшим философские и социологические способы интерпретации этой цивилизации. Наце­ленность на изучение поведения привела их к конфронтации с предста­вителями логического позитивизма.

Свой главный метод франкфуртцы назвали «имманентной критикой». В его основе лежат способы описания и оценки, восходящие к Марксу и Гегелю. Тематикой критической школы первоначально было изучение новых социальных тенденций — например, растущая роль государства в социальном планировании и контроле. Затем, после подъема фашизма, франкфуртцы сосредоточились на изучении новых форм и источников авторитаризма в культуре, идеологии, в процессах развития личности, на поиске новых сил, противостоящих авторитаризму. «Делая упор на значи­мость и относительную автономию культуры, сознания и активизма, — считают авторы четырехтомной американской «Энциклопедии социо­логии», — они разработали инновационную, гуманистическую и открытую версию марксизма, избегающего детерминизма и классового редук-ционизма» [ Encyclopaedia of Sociology. V. I. —N. Y.: McMillan Publ. Co., 1992, p. 384].

В целом можно охарактеризовать Франкфуртскую школу как влиятель­ное течение гуманистической мысли, базирующую свою рефлексию на тезисе о предполагаемом существовании подлинной, аутентичной челове­ческой природы.

Какое же место занимают во Франкфуртской школе Теодор Адорно и его собственные авторские концепции? Прежде всего, он. наряду с Хорк­хаймером. является соавтором основополагающего теоретико-методо­логического труда «критической теории» — «Диалектики просвещения», в которой заложены и раскрыты фундаментальные принципы анализа Франкфуртской школы. Адорно — главный теоретик франкфуртцев в области художественной культуры, особенно музыкальной, по проблемам эстетики.

Наконец, волею судеб, он сразу же после окончания второй мировой войны становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США. Это исследование имело необычайно активный резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на его основе коллективная монография «Авторитарная личность», переведенная почти на все европейские языки и переизданная миллион­


 


ными тиражами, становится первым социологическим бестселлером в послевоенном мире.

В понятие авторитаризма Адорно вкладывал политический монополизм, существование в стране единственной или господствующей партии, отсут­ствие оппозиции, ограничение или же подавление политических свобод в обществе. Ведущим типом личности в таком обществе является автори­тарная личность с присущими ей чертами: социальным консерватизмом;

потребностью в иерархии и уважением силы; с ригидностью, негибкостью установок; стереотипным стилем мышления; с более или менее стадной враждебностью и агрессивностью, иногда вплоть до садизма; с тревож­ностью по отношению к другим и невозможностью устанавливать с ними доверительные отношения.

«Новая Энциклопедия Британика» характеризует Адорно как философа, известного в социологии, психологии и музыковедении, как одного из создателей Франкфуртской школы критической теории, внесшего важный интеллектуальный вклад в возрождение Германии после второй мировой войны.

Родившись 11 сентября 1903 года во Франкфурте-на-Майне, Теодор был единственным ребенком ассимилированного еврея, виноторговца Визенгрунда и его жены-католички Адорно, певицы с именем, проис­ходящей из знатного корсиканского рода. Именно матери Теодор обязан формированию у него аристократической чувственности и страсти к музыке. В средней школе его другом был Зигфрид Кракауэр, написавший впоследствии ставшую популярной книгу' «От Калигари до Гитлера». Целый год друзья все субботы после обеда посвящали чтению «Критики чистого разума» Канта. Уже в конце своей жизни Адорно вспоминал: «Я отдавал этому чтению преимущество перед школьными учителями». Его окончательно покоряет философия в 1923 году, когда он знакомится с Вальтером Беньямином. Но, тем не менее, на первых порах страсть к музыке была еще сильнее. Живя в родном Франкфурте, он изучает композицию и игру на фортепьяно у Эдуарда Юнга и Бернгарта Зеклеса, но. в поисках большего профессионализма в музыке, отправляется в Вену.

Здесь, погруженный в атмосферу артистической жизни, он становится учеником, а затем и другом Альбана Берга, Эдуарда Штойерманна, Рудольфа Колиша и Антона фон Веберна. Технику музыкальной композиции он изучал у Арнольда Шенберга и в 1928-1931 гг. активно сотрудничал в журнале «Anbruch», посвященном «радикальной» современной музыке. Уже в восемнадцать лет Адорно опубликовал две критические статьи о музыке. Большой резонанс получила его статья в журнале «Анбрух» в защиту атональной музыки Шенберга. Увлеченность музыкой сопро­вождалась неизменно постоянным интересом к философии, в частности, к эстетике. Большое влияние на него оказала работа Дьердя Лукача «Теория романа»(1920). доказывавшая, что прогресс в эстетике тесно связан с


 


историческими преобразованиями структуры переживаемого опыта. «Аналогичный случай», который он. как говорит, нашел в обеих дисциплинах, — это то, чего не хватает в современном искусстве и культуре в обществе, все более охваченном технологической рациональностью. Общество, которое позволяет себе изменить традиционным идеалам, увлеченное такой культурой, готово к погружению в тоталитарное варварство, нацистское или сталинистскос. Свою первую работу на право преподавания (Habilitationssclirift) он посвятил Фрейду, предприняв смелую попытку легитимизировать Фрейдов метод психоанализа опираясь на неокантиантскую концепцию Корнелиуса. В заключительной части работы содержалась марксистская критика идеологических функций нефрейдовых теорий бессознательного, что. как посчитали оценивающие эту работу профессора, было не совместимо с идеализмом всего остального анализа, и работа не была принята.

Начинал Адорно свою творческую деятельность в рамках Франк­фуртской школы как теоретик музыки. Его первые статьи появились в знаменитом институтском журнале «Zeitschrifit fur Sozialforschung und Sozialpolitik» под псевдонимом Гектор Роттвейлер: «Оджазе»(1932) и «О фетишизме в музыке и регрессии слушания»(1936). Его анализ музыки как буржуазного культурного явления вышел далеко за рамки критики ее идеологического содержания. Он настаивал на том, что буржуазные артисты и мыслители, несмотря на собственные политические взгляды, а часто и вопреки собственным намерениям, выражали в форме нерешенных напряжений в своих работах скрытую социальную критику и латентную утопическую перспективу. В этой связи важнейшей задачей критика-интерпретатора искусства является раскрытие и освещение именно этого момента в их творчестве.

В 1934 году в связи с шестидесятилетним юбилеем Шенберга Адорно опубликовал свое эссе «Диалектический композитор», в котором доказывал, что с помощью имманентной логики музыкального материала Шенберг диалектически отрицал и имманентно превзошел буржуазную тональность, а ставшая результатом этого атональная революция не только освободила музыку от ее идеологической социальной функции, но и предложила когнитивную модель для недоминирующих социальных структур.

Собственной целью Адорно считал достижение аналогичного результата в области философии и социологии. Он, в частности, избрал полем своего анализа критику феноменологии Гуссерля.

Как крупный теоретик Адорно начинает формироваться, начав сотруд­ничать с Максом Хоркхаймером. Они. наряду с Вальтером Беньямином, Бертольдом Брехтом, Эрнсом Блохом. Ласло Мохоль-Надем и Катариной Карплус (на которой Адорно женился в 1937 г. ), становятся постоянными участниками левого литературного кружка в Берлине. Именно тогда он полностью принимает аргумент Вильгельма Райха о том, что социальная


 


структура отражена в структурах характера. Настольной книгой молодых немецких радикалов становится работа Д. Лукача «История и классовое сознание»(1923), в которой анализируются связи общественного сознания и структуры общества.

Один из его коллег и друзей В. Беньямин разрабатывает эзотерические когнитивные теории, которые Адорно стремится перевести в диалек­тический, материалистический метод экзегезиса. Термин «экзегеза» вошел в научный обиход в средние века и означал толкование, комментирование библейских или античных текстов. Адорно пишет диссертацию, посвя­щенную Кьеркегору и защищенную в 1931 г., и, применяя свой метод экзегезиса. отмечает решающее влияние философской ориентации на эстетику будущего. В работе о Кьеркегоре содержится скрытая критика работы Мартина Хайдеггера «Бытие и время»(1927). очень бурно обсуж­давшейся тогда среди немецких обществоведов.

Вторая габилитационная работа анализировала феноменологическую концепцию Гуссерля как наиболее продвинутую форму буржуазного идеализма, своего рода теорию «развитого упадка». Тактика его изложения состояла в следующем: сосредоточиться на логических несоответствиях гуссерлиаиства с тем, чтобы то. что на первый взгляд кажется логическим противоречием, рассматривалось бы как рефлексия социального проти­воречия — не как философская ошибка, но как отражение материальной истины. Показывая, что социально конкретная, исторически специфичная реальность пронизала все предпосылки и категории Гуссерля: автономность разума, приоритет мысли, внеисторичную универсальность истины, Адорно надеялся показать ложность фундаментального идеалистического допущения о том, что такие категории не зависимы от истории и доказать, что диалектические, материалистические принципы (приоритет материи, необходимость логики противоречий) должны быть приняты взамен гуссерлианских.

Эга работа была поддержана Паулем Тиллихом и в 1931 году он принят преподавателем в университет. В том же году Хоркхаймер стал директором института социальных исследований. Первыми штатными сотрудниками при нем становятся Эрих Фромм, Лео Левенталь. Герберт Маркузе и Фрид­рих Поллок, а совместителями — Адорно и Беньямин.

По иронии судьбы в момент, когда перед Теодором открывалась универ­ситетская карьера, Гитлер пришел к власти в тот самый день, когда была опубликована его работа. Он потерял право на преподавание и вынужден был эмигрировать.

Сначала Адорно оказывается в Британии, где он преподает в Мертон-колледже Оксфордского университета — читает курс лекций по концепции Гуссерля, затем, после четырех лет пребывания в Великобритании, переби­рается в США. Здесь Адорно стал руководителем музыкальных исследова­ний в знаменитом Принстонском проекте «Office of Radio Research»,


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.