Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А была ли Лиза?. (Размышления и фантазии)



 

Соловьёва В. А.

 

А была ли Лиза?

(Размышления и фантазии)

 

«Всё наше познание начинается с ощущения».

Леонардо да Винчи

«Об истинной науке»

 

Книга Дэна Брауна «Код да Винчи» и одноименный кинофильм пронеслись как цунами по всем странам. Прошло совсем немного времени, страсти поутихли, и появилась возможность взглянуть на данное событие спокойнее и отметить некоторые плюсы и минусы.

Написано много рецензий на сюжет «Кода», статьи по поводу плагиата темы и так далее. Простому обывателю трудно разобраться где реальный факт, а где смесь фантазии автора книги и «продукции» желтой прессы. По-русски: навели тень на плетень. Обсуждение и анализ исторической достоверности не являются сутью данного размышления. Я обратила внимание на некоторые положительные стороны ажиотажа вокруг «Кода да Винчи», точнее – «Джоконды», или «Моны Лизы».

Первое. Наиболее продвинутая с помощью Интернета часть населения, а именно – юные гомо сапиенсы, «клюнули» на широко разрекламированную книгу Дэна Брауна, которую прочитали (возможно, с трудом) или хотя бы посмотрели фильм. Многие впервые открыли для себя существование Лувра и некоего Леонардо да Винчи, который написал картину «Тайная вечеря» и «Портрет флорентийской дамы». Данный факт принимаю как положительный.

Второе. Совершенно незапланированное авторами книги и фильма – «заражение вирусом гениальности Леонардо». Точнее – возможность нестандартного осмысления явлений и событий не только исторических, но и современных. Процесс пошел!

Согласитесь, что, увидев хотя бы однажды «Джоконду», забыть ее невозможно: так идеально выверена по божественной пропорции гармония картины. Золотое сечение гениально завуалировано техникой сфумато – дымчатой светотенью, которая дает эффект сглаживания очертаний. Возможно, именно это является основой загадочности и таинственности портрета.

Леонардо писал: «С древних времен человека называют малым миром, и это правильно… поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, тело его подобно мировому пространству».

«Джоконда» не является портретом в привычном классическом понимании этого слова. Она написана вопреки всем законам, поскольку не изображает реальное лицо, сходное с оригиналом и с характерными атрибутами.

Имеется множество гипотез, в которых тщательно изучены все нюансы этой картины. И хотя история ее создания известна в общих чертах, подвергаются сомнению название, модель, дата написания. Наиболее известный биограф Леонардо да Винчи Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его».

На данный момент многие ученые предполагают, что Вазари ошибся. Хотя описывал портрет очень подробно: «…глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Ресницы сделаны наподобие того как действительно растут на теле волосы: где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи… Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью».

Естественно, со временем портрет потускнел, потерял свежесть, яркость и на первый план стало выходить совсем иное. Повторю – иное!

То, что портрет был написан Леонардо во Флоренции около 1503 года, сомнений не вызывает, но уверенность в личности модели отсутствует. По принятой традиции это Мона Лиза, жена флорентийского купца, однако многолетние исследования опровергают данный факт.

Что верно и что нет? Франческо дель Джокондо, уважаемый гражданин Флоренции в 1495 году женился на восемнадцатилетней неаполитанке Лизе из знатной семьи Герардини. Следовательно, во время создания портрета ей могло быть лет двадцать пять. По Вазари, работа продолжалась четыре года. Но Леонардо не жил во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа. Исследователи пришли к единому мнению, что картина действительно писалась долго, возможно с перерывами, и была доведена до конца, чтобы ни говорил Вазари. Портрет не только был закончен, а является одной из самых тщательно выполненных произведений Леонардо да Винчи. Об этом написаны сотни научных статей, книг, достаточно романтических версий, скандальных. О картине делали самые невероятные предположения: что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника…

В «Суждениях о науке и искусстве» Леонардо пишет: «Как фигуры часто похожи на своих мастеров. Это происходит потому, что суждение наше и есть то, что движет… рукою живописца и… заставляет его повторять самого себя».

Есть версия, что на картине изображена не жена Франческо дель Джокондо, а другая высокопоставленная дама. По словам историка Вентурри, факт что моделью для портрета была Мона Лиза – вымысел, всего навсего фантазия новеллиста Джорджо Вазари. Вентурри считает, что «Джоконда» - изображение герцогини Констанцы д’Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо. Констанца была фавориткой Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской возвратил данный портрет Леонардо». По версии Педретти: «Джоконда» - вдова Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 году».

Так или иначе, но 10 октября 1517 года, то есть за полтора года до кончины Леонардо да Винчи, замок Сен-Клу, где в то время жил художник посетил Антонио де Беатис, секретарь кардинала Арагонского. По другим источникам – сам кардинал. Де Беатис оставил описание трех, увиденных в замке, картин Леонардо: «Одна – портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по настоянию Джулиано Медичи Великолепного. Другая – изображение молодого Иоанна Крестителя, и третья – Мадонны с младенцем».

Приблизительно в это период Леонардо да Винчи в своих записях отмечает: «Живописец говорит, что он описывает один предмет, представляющий собой другой, полный прекрасных сентенций… Он ставит собственный образ любимого предмета…, поражает разум людей, что заставляет их любить и влюбляться в картину, не изображающую вообще никакой живой женщины. Мне самому в свое время случилось написать картину, представлявшую нечто божественное».

Все исследователи творчества Леонардо да Винчи отмечают, что чтение рукописей Мастера представляет большие трудности. Некоторые написаны зеркальным письмом, а в иных заметках Леонардо чередовал зеркальные слова с обычным письмом, что в зеркале прочитать невозможно. Есть целая страница ребусов со своеобразной орфографией.

Перед тем как вернуться к «Джоконде» процитирую фразу Леонардо, последние слова которой заинтриговали меня: «Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, – в его власти породить их, а если он пожелает увидеть вещи уродливые, которые устрашают, или шутовские, смешные, или поистине жалкие, то и над ними он властелин и бог. Итак, живопись должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы как существующие, так и несуществующие в природе».

Внимая данному напутствию, рассмотрим «Джоконду» с точки зрения классического портрета. Что привлекает взор наблюдателя в любом явлении и произведении? То, что необычно, нестандартно. Что в картине исключительного?

Улыбка? Но она не является изобретением Леонардо. Еще задолго до него подобный прием использовали и в скульптурах, и в картинах, особенно учитель Леонардо да Винчи – Верроккьо. Улыбка всегда вносила оживление в произведение. Улыбка как у «Моны Лизы», но более лукавая и откровенная, написана Леонардо на другой луврской картине – «Иоанн Креститель». Она более женственна, хотя принадлежит полуобнаженному юноше с пышными волосами. Впечатление такое, что это та же флорентийская дама, но низведенная с пьедестала. У «Джоконды» улыбка более ироничная, почему? Улыбается она только одним уголком губ, а другим – нет!

Что еще необычно? Руки. Ее левая – нежная, хрупкая, с утонченными изнеженными пальцами, «женская» кисть. Правая рука модели, та, что сверху – четко прорисована, крупная, сильная, уверенная, спокойная, скорее «мужская».

Вспомним один биографический момент жизни Леонардо, а именно: во время работы над портретом в июле 1503 года мастеру была поручена ответственная работа по отводу русла реки Арно от главного флорентийского порта Пизы. Если сравнить рабочие чертежи по данному проекту, пейзажи за спиной модели картины и схематическое расположение рук «Моны Лизы», то явно прослеживается аналогия. Руки – два направления реки, а пейзажи также различны. Слева от нас – естественный водный поток, без людей, без точного указания местности. Справа – река с арочным каменным мостом, укрепленными берегами, более цивилизованная.

Еще один интересный факт. Измерим два расстояния. Первое – от нижнего края картины до центра правой (верхней) кисти руки; второе – от верхнего края картины до середины линии глаз. Они равны!

Имеющий глаза да увидит! Словно Леонардо да Винчи требует не видения, а умения видеть и дерзать мыслить.

Забавно, но в центре картины располагается область декольте знатной дамы. Кстати, именно эта часть портрета притягивает к себе взгляд при первом знакомстве с ней. Возможно, здесь не один слой красок? Что же под ним?

И еще. Если через центральную точку картины провести горизонтальную линию, то она указывает на два акцента пейзажа: один – над левым, а другой – над правым плечами модели. До этого места направления рек совпадают, а ниже движения водного потока меняются. Неужели это всего лишь «игра» золотого сечения, леонардовской божественной пропорции?

В «Суждениях о науке и искусстве» великий шутник пишет: «Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина вся в целом предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри, согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета… Следует брать зеркало себе в учителя».

Последуем совету Леонардо да Винчи и «пошутим» с помощью зеркала. Сначала определим центральную вертикальную линию лица портрета и поместим на нее зеркало, расположив его строго перпендикулярно плоскости картины. Что мы видим справа? Юную красавицу с пышными волосами, нежным овалом лица. Она игриво улыбается и смотрит на нас влюбленным взглядом. Конечно, если не акцентировать внимание на зеркальное расположение зрачков. Естественно, изображение гротескно. Модель портрета расположена в анфас, поэтому данная часть лица объемно преувеличена и четкая граница между шеей и овалом лица отсутствует. Даже, не используя компьютерную обработку, основные характеристики лица видны четко.

Произведем подобное действие и с левой частью лица. Здесь сложнее: надо учесть особенности трехчетвертного поворота головы, пространственную перспективу. Сегодня это можно скорректировать с помощью компьютера. Что получилось? Где пухлые щечки, веселые глазки, манящая улыбка? Перед нами совсем другое лицо: далеко не юное, чуть обрюзгшее, более вытянутое, узкие губы, уголки опущены вниз, острый подбородок, взгляд усталый. Мужчина?! Не зря многие исследователи творчества Леонардо да Винчи считали «Джоконду» мужским портретом. И на это есть доказательства.

Великий шутник Леонардо с помощью своего открытия техники сфумато сделал из двух портретов один, настолько гармоничный, что и в голову не приходит его расчленить, разделить пополам. Строго геометрический расчет фигуры, расположенной точно по оси картины такой, что она визуально воспринимается как единое целое.

Ай да Леонардо!

По традиции картину называют «Джоконда» или «Мона Лиза». Мона, точнее Монна, – сокращение от «Madonna», с итальянского – моя госпожа. Какие господин и госпожа составляют пару? Флорентийский купец Франческо дель Джокондо с супругой? Джулиано Медичи с герцогиней Констанцей? Или тот же Медичи с Пачификой? Или сам Леонардо с дамой, приснившейся ему во сне? Дамой, похожей на него… Есть версии ответа... Но поиск продолжается.

Леонардо да Винчи наставлял своих учеников словами: «…старайся прежде всего рисунком передать в ясной для глаза форме намерение и изобретение, заранее созданное в твоем воображении…» И еще: «Живопись есть творение, создаваемое фантазией».

Закончу свои размышления о Великом Мастере известной фразой: полет фантазии не имеет границ.

 

Март 2007 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.