Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Развитие драматургии



    Театральная жизнь Италии начала XIX века протекала в формах, сложившихся еще в XVIII столетии. Наряду с придворными театрами, в которых царила опера, существовала обширная сеть городских театров, в которых играли преимущественно бродячие труппы. В репертуаре преобладали комедии, среди которых выделялись пьесы Гольдони. Просветительские идеи к концу столетия проникают в итальянскую трагедию.

   Создателем нового типа классицистской трагедии, пронизанной высоким гражданственным духом, был

                                            

                                      2. 1 Витторио Альфьери (1749 - 1803).

   Граф Витто́ рио Альфье́ ри — итальянский поэт и драматург- классицист, «отец итальянской трагедии». Представитель знатного рода, рано остался сиротой, учился в Турине, увлёкся литературой и начал писать стихи, рано оказавшись свободным после смерти дяди-опекуна, много путешествовал по Франции и Голландии, Швеции и Великобритании;. С 1775 начал писать драмы, сперва по-французски (родным был пьемонтский диалект), затем Альфьери глубже изучил литературный итальянский язык и перешёл на него. Во Флоренции Альфьери влюбился в принцессу Луизу, графиню Альбани (Олбани, 24-летнюю жену пожилого британского претендента на престол (Карла Эдуарда Стюарта), и, чтобы быть с ней рядом, отказался от наследственного имущества в Турине, передав его сестре. Его возлюбленная стала его Музой с разрешения папы римского она ушла от мужа, который дурно с ней обращался; Альфьери последовал за ней в Рим, где сочинил четырнадцать трагедий. Затем поэт путешествовал по Италии, не желая вредить репутации Луизы. Наконец они, покинув Италию из-за гнева деверя Луизы, кардинала Стюарта, воссоединились в Кольмаре (Эльзас) и прожили вместе до конца жизни, не скрывая отношений и деля время между Кольмаром и Парижем, где у них был литературный салон. После Великой французской революции Альфьери и В 1792 вернулся во Флоренцию; его имущество во Франции было конфисковано. Свое осуждение Революции выразил в сборнике Галлоненавистник . (несмотря на тираноборческие мотивы своих трагедий, поэт выступал против якобинцев).

   В последние годы Альфьери вёл уединенный образ жизни, ревностно предавался научным занятиям, усиленно изучал греческую драму, переводил латинские и древнегреческие текстыю Свою бурную жизнь он описал в книге «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим» (издана посмертно, 1806). Альфьери похоронен во флорентийской базилике Санта-Кроче, между Макиавелли и Микеланджело, где графиня Альбани установила великолепный памятник работы Антонио Канова, благодаря её усилиям в 1805 году было издан полное собрание его сочинений. Творчество Сам Альфьери классифицировал свои трагедии так:

«любовные »: «Клеопатра», «Филипп», «Розамунда», «Софонисба», «Октавия»

« трагедии свободы: «Виргиния», «Заговор Пацци», «Тимолеон», «Агис», «Брут I», «Брут II»

« трагедии о борьбе за трон »: «Полиник», «Агамемнон», «Дон Гарсиа», «Мария Стюарт»

« трагедии семейных чувств »: «Орест», «Антигона», «Меропа», «Альцеста»

« трагедии внутренней борьбы»: «Мирра» — история любви Перея и Мирры, «Саул»

 Альфьери также принадлежат шесть комедий в стихах (1800—1802), около 200 сонетов, поэма «Отмщённая Этрурия», 16 сатир, антифранцузские (связанные с наполеоновскими походами в Италию) памфлеты «Мизогалл» (1799), эпиграммы, пять од, переводы из античных авторов. Он писал также теоретические трактаты.

 В 1827 году А. С. Пушкин перевёл монолог Изабеллы из трагедии Альфьери «Филипп» («Сомненье, страх, порочную надежду…». Творчество Альфьери подготовило почву для формирования революционно-романтического репертуара.

2. 2  Итальянский романтизм

Романтизм был непосредственно связан с национально-освободительным движением.

Одним из его  вождей был выдающийся общественный и политический деятель Сильвио Пеллико (1789 - 1854). Его трагедия " Франческа да Римини" впервые была сыграна в 1815 году в Миланском театре и в течение ряда десятилетий не сходила с итальянской сцены.

Важным этапом в утверждении романтической драмы в Италии была деятельность Алессандро Мандзони (1785 - 1873). Автор знаменитого романа " Обрученные", изображавшего жизнь итальянского народа, Мандзони много сил отдал борьбе за национальный театр. Появление его трагедий " Граф Карманьола" (1820) и " Адельгиз" (1822) знаменовало победу романтической драмы. В предисловии к первой из них Мандзони изложил принципы итальянского романтического театра. Отвергая традиции классицизма, Мандзони противопоставляет им близкие новому итальянскому театру принципы Шекспира и немецких драматургов конца XVIII века.

В условиях политической раздробленности страны и господства сил реакции литература и театр становились средством духовного объединения Италии. Недаром один из вождей национально-освободительного движения - Мадзини объявлял задачей современного итальянского искусства " призыв к непрестанной борьбе" и к созданию героических образов, способных вдохновлять людей на борьбу и подвиги.

Эти же идеи воплощал в своих произведениях Джан-Баттиста Никколини (1782 - 1861), он продолжал и развивал принципы романтизма Мандзони. Пьесы Никколини проникнуты пафосом освободительной борьбы против гнета и насилия чужеземных поработителей и несправедливости феодального порядка, против власти церкви. В них заметно влияние Байрона и Шелли - трагедии " Антонио Фоскарини" (1827) и " Беатриче Ченчи" (1838). В других пьесах Никколини, представлявших собой опыт создания романтической народной трагедии, ощутимо воздействие Шекспира и, Шиллера - " Джованни да Прочида" (1830), " Арнольд Брешианский" (1843).

  Героико-патриотический пафос и гражданственная патетика в трагедиях Никколини сочетались с напряженным драматизмом действия, подчеркнутой театральной эффектностью, что сближало эти произведения со стилем романтического оперного театра. Не случайно обращение композитора Верди к сюжетам пьес Никколини (оперы " Навуходоносор" и " Сицилийская вечерня" ).

    Социально-исторические условия жизни Италии порождали силу и устойчивость романтизма - это направление не только оставалось господствующим направлением в искусстве, но и в значительной мере определило своеобразие итальянского реализма. Вероятно, жизнеспособность романтизма в итальянском искусстве объясняется чертами национального характера, непосредственно выражающимися в актерском искусстве.

   Эпоха требовала героико-патетического искусства. В театре для воплощения романтической драматургии нужен был романтический актер. А для этого требовалось создать новую школу актерского искусства, и прежде всего воспитать актера-трибуна, актера-гражданина. Новой, молодой Италии, сражающейся за свою свободу, нужен был актер, способный зажигать сердца, заражать зрителя романтикой героических чувств и подвигов. Такой актер должен был выходить на сцену для выражения своего идейного и нравственного кредо, быть актером глубокого и искреннего переживания.

                               2. 3. Густаво Модена (1803 – 1861)

Задачу воспитания нового типа актера выполнил Густаво Модена. В личности Модены, во всей его многогранной деятельности особенно наглядно проявилась связь передового итальянского искусства с освободительным движением. Он был актером и революционером. Играя на сцене, обучая и воспитывая молодых актеров, участвуя в боях против австрийских полицейских, брошенных на подавление народных восстаний, Модена служил единому делу. Именно это придавало силу и убедительность его игре в драмах Альфьери, Пеллико и Мандзони. Театр был для Модены школой воспитания человека-героя. Искусство, несущее высокие идеи, должно быть правдиво и искренно. Актеры, сложившиеся под воздействием взглядов и творчества Модены, боролись с омертвевшими канонами классицизма, с холодной риторикой и наигранностью чувств, напыщенной декламацией и подчеркнуто театральной пластикой.

   Высокая гражданственность, сочетание правды жизни с романтической окрыленностью - таковы были основные принципы школы Модены, определившие ее значение и в развитии реалистического актерского искусства. Под воздействием Модены сложились идейно-эстетические принципы школы актерского искусства, оказавшей глубокое влияние на развитие как итальянского, так и мирового театра. К ней принадлежали великие художники итальянской сцены Аделаида Ристори, Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини. В новых исторических условиях ее традиции продолжила и развила гениальная Элеонора Дузе.

После поражения революции 1848 года значительная часть итальянской буржуазии отошла от освободительного движения. Это отразилось на репертуаре и сценическом искусстве итальянского театра, в котором все заметнее становилась утрата романтики национально-освободительной борьбы и происходивший сдвиг к реальности буржуазного существования. Разрыв с героико-романтическими традициями Рисорджименто особенно ясно обнаруживается позднее, после установления монархического строя и полной победы буржуазного порядка.

Новая эпоха ставила перед литературой и театром задачу правдивого отражения жизни итальянского общества. Во второй половине 70-х годов группой прогрессивных писателей было создано литературно-художественное течение, ставшее известным под названием веризма (от слова " vero" - истинный, правдивый). Создателями этого литературно-художественного течения и наиболее талантливыми представителями его были - Джованни Верга (1840 - 1922) и Луиджи Капуана (1836 - 1915).


Джованни Верга

В противоположность романтизму, утвердившему право художника на субъективное видение и изображение жизни, веристы стремились внести в область художественного творчества методы науки. Интерес веристов к аналитическому методу науки, примененному к литературе и искусству, сближает веризм с натурализмом. Основной темой веристов было раскрытие трагизма существования итальянского крестьянства в условиях капиталистического развития страны. Острота социальной проблематики, стихийная сила страстей, своеобразие нравов и быта неизменно привлекали внимание драматургов-веристов. Значительное место в репертуаре занимали драмы Д. Джакозы, Д. Роветты и М. Праги, разрабатывавших преимущественно сюжеты адюльтерного характера, нередко пользовавшихся приемами " хорошо сделанной пьесы".

В конце 80-х годов на итальянской сцене утверждаются французские драмы Сарду, Ожье и Дюма-сына. Из зарубежной драматургии, вошедшей в репертуар итальянского театра, надо особо выделить пьесы Ибсена, способствовавшие утверждению на итальянской сцене метода психологического реализма. В целом историческая обстановка, сложившаяся в стране после освобождения ее от австрийского ига, отнюдь не благоприятствовала развитию национального театра. Это проявилось в характере итальянской драматургии, не создавшей ни одной пьесы, которая явилась бы существенным вкладом в мировую драматургию.

     Такие актеры, как Ристори, Сальвини и Росси, в игре которых еще были живы черты героико-романтического искусства, перестали быть " властителями дум" буржуазной Италии. Между искусством этих великих трагиков и действительностью образовался разрыв, который привел к своеобразной ситуации - актеры, активные участники борьбы за национальное освобождение Италии, когда оно свершилось, были принуждены большую часть времени проводить в зарубежных гастролях. В конце XIX века в литературной и театральной жизни Италии начинают проявляться черты кризиса буржуазной культуры. Отличительной чертой итальянского модернизма являлось отсутствие антибуржуазной направленности.

    Крупнейшим представителем итальянского декаданса был драматург и теоретик театра Габриэле д'Аннунцио (1863 - 1938). В его эклектических по стилю и духу пьесах можно увидеть и элементы веризма, и черты символизма. Чаще всего д'Аннунцио пишет в традиционной форме драмы-интриги, которая напоминает " хорошо сделанную пьесу". Его драмы " Мертвый город " (1897), " Джоконда " (1899), " Франческа да Римини" (1901) и др. приобрели известность главным образом благодаря участию в них Э. Дузе, которой удавалось оживлять эти мнимо многозначительные, претенциозные, внутренне выхолощенные пьесы.

3. Сценическое искусство

Эстафету искусства больших идей подхватили замечательные итальянские актеры, которые продолжали традиции героического искусства эпохи Рисорджименто. К их числу принадлежали великие трагики Ристори, Росси и Сальвини.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.