Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мое индейское детство. 5 страница



У нас были и игры с мячом, к ним присоединялся весь лагерь. Одна из таких игр была похожа на современный футбол. Мяч делался из белой кожи и набивался бизоньей шерстью. Мы часто играли так лунными вечерами, и в этой подвижной игре принимали участие мужчины, женщины и дети. Собирались две команды, каждая имела “типи” (ворота). Каждая команда старалась забить мяч в “типи” противника. Было очень много беготни, шума и смеха, ведь в эту игру играло 2 или 3 сотни людей.

Другая игра, в которой принимали участие только сильные мужчины и мальчики, требовала большого пространства. В этом случае мяч гоняли палками, а игра была очень похожа на современный хоккей.

Одна из наиболее зрелищных игр проходила по вечерам, когда стемнеет. Мальчики делились на две команды и становились друг напротив друга на расстоянии 60-70 ярдов. Для этой игры делалось много небольших шариков из глины, и на каждый помещали уголек из костра. Когда команды бросали эти шарики друг другу, они должны были уворачиваться от летящих угольков. Это было красивое зрелище – множество искорок, летящих в темноте подобно ракетам.

Мы, мальчики, больше всего на свете любили бегать. Мы любили бегать по равнине и перепрыгивать через поваленные деревья и камни. Наши ноги, казалось, никогда не уставали. Зачем идти куда-то, если намного легче добежать?! Ведь вокруг было столько интересного! Было очень весело бегать по равнине между цветущих кустов, или взбежать на вершину холма, или сбегать к ручью, посмотреть на бобровые плотины или просто искупаться. Но вместе с тем, у нас были и настоящие соревнования по бегу. Призов не было, нам доставляла удовольствие сама победа. Иногда мы устраивали и скачки. Это все была детская игра, но иногда мужчины из двух или трех селений собирались вместе и устраивали настоящие состязания. Здесь уже за победу давались призы. Луки, стрелы, колчаны и другие предметы выигрывались и проигрывались, вследствие чего там царило большое возбуждение.

Летом, когда мальчики с удовольствием плескались в воде , мы выясняли, кто плавает быстрее всех или кто может дольше всех оставаться под водой. Мы много времени проводили в воде. Иногда мы брали корень тополя, легкий и пористый. С его помощью можно было легко переплыть даже широкую реку. Мы также плавали вместе с нашими лошадьми.

Лето было самым любимым временем года, но и зимой мы находили себе интересные занятия. Зимы были длинными и очень холодными. Весь мир, казалось был покрыт снегом, и реки замерзали. Но мы находили игры и для этого времени года. Мы были крепкими и сильными, и радовались жизни круглый год.

Много раз мы видели, как наши лошади скользят вокруг рек или ручьев, но не теряют при этом равновесия. Мы тоже старались скользить по льду и не падать. У нас не было коньков, но кожаные подошвы наших мокасин хорошо скользили, и мы учились держать равновесие, катаясь стоя или сидя на корточках. Когда появлялся снежный наст, мы делали себе санки. Они делались из бизоньих ребер, связанных вместе. Концы ребер разводились на определенное расстояние и закреплялись с помощью палок и сыромятных ремней. Трудно было правильно подогнать все части, но санки получались хорошие. Ребра вскоре становились гладкими и белыми, как слоновая кость. В середину помещалось сиденье из куска толстой шкуры с головы бизона. Конечно, не каждый мальчик имел такие прекрасные санки. Некоторые довольствовались единственным ребром, но и тогда им было весело – очень сложно усидеть на одном ребре, съезжая с высокой горки. Я помню одного мальчика, у которого вообще не было санок, но он все равно находил способ покататься вместе с остальными. Завернувшись в свою бизонью накидку, он присел на корточки и натянул ее на колени. Затем, обхватив колени руками, он заскользил вниз так же быстро, как и все остальные.

Мальчики Сиу никогда не играли в шарики, а девочки играли. Попадались камешки почти круглой формы, но редко. Шарики для игры нужно было делать, и этим занимались отцы. Они находили подходящие камни, равняли их и полировали, делая шарики для своих дочерей. Часто они использовали красный песчаник – камень, из которого делается трубка мира. Из разного вида камней получались шарики разного цвета. В эту игру обычно играли на льду. Девочки разделялись на две команды, которые отходили друг от друга на расстояние 50 футов. Между ними помещался деревянный брусок 2х2 или 2х4 дюйма. Одна из команд начинала игру, бросая шарики в этот брусок и стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвигался, то команде давалась еще одна попытка, если нет – все шары забирала команда противника. Конечно же, у этой игры были правила, и побеждали более ловкие. Победительнице полагался приз – браслет или повязка для волос, или еще что-нибудь, что нравится девочкам.

Еще одна игра для девочек называлась “Pa-slo-han-pi”, что означало скольжение. Брались длинные, тонкие, хорошо отполированные палки, как правило, из вяза. Эта палка была выше девочки и украшена на конце отполированным лосиным или бизоньим рогом. Обычно такие палки делали отцы и дедушки девочек – они проводили долгие часы, строгая и полируя эти палки. Индейский способ полировки таков: держа в одной руке палку, а в другой – нож, палку медленно поворачивают. Нож при этом снимает тонкий ровный слой древесины. Это была кропотливая работа, но в конце концов палка выглядела так, словно ее шлифовали наждачной бумагой. Сама игра “Pa-slo-han-pi” заключалась в бросании палок “кто дальше”, притом никто не знал, как долго брошенная палка проскользит по льду. Это была красивая игра, и мы, мальчики, любили смотреть, как девочки, одетые в белые кожаные платья, играют в нее на льду.

Мы не играли в девчачьи игры, но у нас была своя похожая под названием “ Hu-ta-na-cu-te”. Ребро бизона полировали и украшали орлиными перьями, причем они прикреплялись так, что служили “рулем”, когда ребро бросали в воздух. Правильно бросить Hu-ta-na-cu-te было трудно и требовало долгой практики. Это древняя игра Сиу.

Таким образом, и лето, и зима были для нас интересным временем.

 

 

Г ЛА В А 8

КАК ВЫБИРАЛИ ВОЖДЕЙ

Однажды в нашем лагере случилось нечто необычное. Другие роды Сиу пришли к нам и поставили свои типи, и наш лагерь увеличился втрое или вчетверо. Лагерный круг стал таким большим, что дальние типи было еле видно. Люди ходили туда-сюда постоянно, ведь они могли встретиться с друзьями, которых давно не видели и узнать новости. Небольшие группы празднично одетых людей шествовали от одного типи к другому с песнями. Шли приготовления к большому торжеству. Мы, ребятишки, с удовольствием знакомились с другими мальчиками, рассматривали лошадей, на которых они приехали и показывали им своих.

Между тем, приготовления к празднику продолжались. Там и тут мы замечали типи, стоявшие чуть впереди всех остальных – они принадлежали вождям. В центре огромного лагерного круга было выстроено сооружение из прутьев, напоминающее беседку. Там могло поместиться очень много народу.

Этой ночью в лагере горело бесчисленное множество костров. Я отправился спать в радостном ожидании праздника. На следующий день все собрались в беседке на совет вождей. В центре вокруг костра сидели вожди и старейшины, а остальные заняли свободные места. Вожди по очереди вставали и говорили, а все прочие внимательно слушали. Говорилось о многих делах и нуждах всего племени. Затем один из вождей встал и сообщил, что необходимо выбрать нового вождя. Это следовало делать только после тщательного обсуждения. Никто не мог стать вождем, если он не снискал уважение всего своего народа. Даже если молодой человек был сыном или внуком вождя, в расчет брались только его собственные заслуги. О нем должны были высказаться все, а он сам должен был доказать свою честность и храбрость. И тогда совет принимал решение. Это было очень волнующее событие. Среди толпы были отцы и матери, которые учили своих сыновей быть правдивыми и храбрыми. Они гордились своими сыновьями и надеялись, что такая честь выпадет им, а молодые люди также старались зарекомендовать себя с лучшей стороны.

Два вождя отделились от остальных для обсуждения. Через некоторое время они направились прямо к молодому мужчине по имени Медведь Полый Рог. Не говоря ни слова, каждый из них взял его за руку и повел к центру круга совета. Вождь, державший трубку мира, подошел к огню и зажег ее. Он приблизился к молодому человеку и с великим почтением повел трубкой вверх, к небесам, затем на запад, юг, восток, север, и наконец вниз, к земле . По окончании этой церемонии он протянул трубку молодому человеку, который выпустил дым дважды. Это означало, что трубка принята, а вместе с нею и полномочия вождя племени. Медведь Полый Рог таким образом показывал благодарность своему народу, который удостоил его такой чести и свою готовность выполнять обязанности вождя. Медведь Полый Рог знал, что будучи лидером и советчиком своего народа, он должен всегда быть честным, а его слово – твердым, и не может быть взято назад ни при каких обстоятельствах, что он должен быть человеком сильной воли и стоять за правду, и всегда заботиться о нуждах своего племени, не ожидая благодарности. Он должен был иметь доброе сердце и помогать старикам и бедным, а также всем нуждающимся. Он должен был не бояться высказать свое мнение по любому вопросу. Все эти качества говорили о его мужестве. Мальчиков Сиу всегда учили быть мужественными. Это не означало только храбрость в бою, быть мужественным также значило также принести в жертву собственные нужды ради нужд своего племени. Такие качества были необходимы мужчине, как в дни войны, так и в мирное время.

Трубка мира была самым главным священным предметом для индейцев Сиу, именно поэтому Медведь Полый Рог получил трубку как символ своего высокого положения. Это также была клятва не отступать от своей цели и от своего слова. Говорили: “Индеец никогда не берет назад данного слова”, и в старые времена так оно и было. Сила трубки была такова, что Сиу после такой клятвы не нарушали ее даже перед лицом смерти. Право носить трубку в специальной богато украшенной сумке давалось человеку, занимавшему высшее положение в племени.

Когда церемония Трубки для Медведя Полого Рога была окончена, второй вождь встал перед ним и начал свою речь. Он обращался к Медведю Полому Рогу, но говорил громко, и все слышали его слова. Он сказал, что отец молодого человека воспитал хорошего сына. Железного Щита, отца Медведя Полого Рога, уже не было в живых, но многие хорошо его помнили и испытывали к нему чувство благодарности за то, что он воспитал сына, достойного стать вождем. Мы видели, что Медведь Полый Рог был очень горд тем, что так хорошо говорят о его отце. Затем третий вождь подошел к нему и стал говорить. В отличие от предыдущей, эта речь была очень короткой: “ Медведь Полый Рог, ты слышал, как хвалили твоего отца за все, что он сделал для своего народа. Мы ждем того же и от тебя”.

В этот вечер все были в своих праздничных нарядах, и было много песен и танцев. На следующий день празднества продолжались. Это был день, когда новый вождь должен был начать служить своему народу и показать свою щедрость.

Снова все собрались в “зале совета” в центре лагеря. Медведь Полый Рог принес все свое имущество, его друзья помогали ему. Все эти вещи предназначались для подарков бедным и нуждающимся. Там были луки и стрелы в раскрашенных колчанах, головные уборы, седла, уздечки, красиво расшитая одежда и другие предметы, имеющие ценность у Сиу. Для нового вождя были пропеты хвалебные песни, и после каждой кому-нибудь вручался подарок. В конце концов все было роздано, и Медведь Полый Рог возвратился домой бедным, но счастливым. Честь, оказанная ему племенем, была для него намного ценнее, чем все вещи.

Щедрость была очень важным качеством у Сиу, этому они учили и своих детей. Если мальчик Сиу видел проходящих мимо его типи старика или старуху, он подбегал к ним и приглашал зайти внутрь. Матери всегда были довольны, видя это, и с удовольствием угощали стариков, которые были благодарны за оказанное им внимание и высказывали это словами или песней.

Я хорошо помню, как мы впервые научились готовить и пить кофе. Оно было горьким на вкус, и мы думали, что это лекарство – даже называли его “черным лекарством”. Старикам он нравился, для них было большим удовольствием , когда холодным утром их приглашали в чье-нибудь типи и предлагали прекрасный горячий напиток. Вначале мы, мальчики, не очень любили это “лекарство”, но потом привыкли. Если мы чувствовали запах кофе, то бежали искать, в каком из типи его варят Нам не нужно было приглашение – это не считалось невежливым, если мы любили кофе и хотели получить немного. Мы просто проходили внутрь и садились, и женщина, подававшая еду, угощала и нас. Когда мы выпивали свой кофе и съедали то, чем нас угостили, мы просто возвращали пустую чашку и говорили: “Тетя, вот ваша посуда!” Этого было достаточно, чтобы показать себя вежливым и воспитанным. У нас не принято было много говорить. Если индеец приходил в гости, и ему было пора идти домой, он просто поднимался и говорил: “Мне пора идти”.

Мальчик Сиу должен был заслужить не только уважение окружающих, но и собственное имя, которым его будут называть, когда он станет взрослым. Имя при рождении выбирают родители или родственники, и мальчик носит его до тех пор, пока сам не заслужит себе другое. Мальчики Сиу должны были каким-то образом отличиться или доказать свою храбрость. Тогда мальчик мог взять себе имя, отражающее его поступок. Такие имена давались, если человек в сражении спасал друга, которому грозила опасность, если он был ранен, но продолжал сражаться, если он выполнял опасную миссию разведчика во вражеском лагере, или совершил “прикосновение к врагу”. Если он сделал это и вернулся назад невредимым, то его считали очень храбрым человеком.

“Прикосновение к врагу” происходило таким образом: молодой воин, повстречав вооруженного врага, бросал свое оружие на землю, оставив себе только щит. В руке он держал длинный жезл, украшенный орлиными перьями, который служил чем-то вроде знамени. С щитом, закрывающим грудь и с этим жезлом в руке он подъезжал как можно ближе к врагу и касался его тела жезлом., а затем скакал обратно со всей возможной скоростью. Когда он поворачивался к врагу спиной, то перебрасывал свой щит за спину, чтобы защитить ее от вражеских стрел. Много раз воины достигали своих невредимыми, но бывало и так, что их тяжело ранили. В любом случае, такой человек пользовался уважением среди своего народа, так как был достаточно храбрым, чтобы безоружным подъехать так близко к врагу, который мог убить его в любой момент. Когда этот воин возвращался домой, в его честь устраивался праздник и ему посвящался специальный танец. Его мать и сестры пели хвалебные песни, и все гордились им. Потом он получал новое имя, и отныне все называли его этим именем.

Когда мой отец был молодым, его звали Крапчатая Лошадь (Spotted Horse) . Его отец, которого звали Одна Лошадь (One Horse), в свое время увел из лагеря врага пятнистых лошадей, и в честь этого события назвал сына. Мой отец носил это имя пока не вырос и не заслужил себе другое. Это произошло, когда ему было 18 лет.

В этом сражении враг – племя Пауни – был разбит, и все вражеские воины бежали – кроме одного. Этот храбрый Пауни был хорошо вооружен, и отец решил, что настало время “прикосновения к врагу”. Бросив оружие на землю и держа в руке украшенный жезл, он поскакал прямо к Пауни, который стоял с поднятым луком. Подъехав достаточно близко, отец дотронулся до врага концом жезла, а затем поскакал назад к своим друзьям так быстро, как только мог. Пауни выстрелил из лука и ранил отца в руку. Но тот держался мужественно, не обращая внимания на свою рану, за что и заслужил имя Стоящий Медведь. Медведь – очень храброе животное, даже раненый, он всегда сражается стоя, и мой отец вел себя так же храбро.

Когда родился я, отец назвал меня Убил Многих. (Plenty Kills), так как к тому времени он убил много врагов

Имена всех моих братьев имели какое-то значение для моей семьи. Одного звали Гнедая Лошадь (Sorrel Horse). У отца однажды была такая лошадь, и ее убили в бою прямо под ним. В имени моего брата заключена память об этом событии. Другого брата звали Не Знающий Поражения ( Never Defeated). Отец никогда не был побежден врагом, и имя моего брата говорит об этом.

Девочкам не нужно было заслужить себе имя, оно давалось при рождении и на всю жизнь. Одну из моих сестер звали Features Weaver, так как у моего отца было много украшений из перьев. Другую сестру звали Два Жезла (Two Staffs) . Отец был членом двух военных обществ, и от каждого имел красиво украшенный жезл. Еще одну звали Желтая Птица. Это имя ей выбрала тетка, и для нее оно, наверняка, что-то означало.

Когда я вырос достаточно взрослым, чтобы участвовать в сражениях, индейские войны прекратились. У меня не было возможности заслужить себе имя, как это сделал мой отец. Я помню, как я будучи маленьким мальчиком, хотел доказать свою храбрость отцу. Мне была предоставлена такая возможность в возрасте 11 лет. К тому времени Сиу сложили оружие и жили мирной жизнью. Однажды пришли белые люди и собрали всех наших родителей. Мы, дети, не знали, о чем они говорили, но судя по виду моего отца это было что-то серьезное. Он долго думал, а потом спросил меня, хочу ли я поехать с этими белыми людьми Они взяли с собой нескольких мальчиков и девочек, чтобы увезти их далеко отсюда в совершенно незнакомое место. Конечно же, мне было страшно, ведь я думал, что они хотят увезти нас подальше и убить. Я никогда не слышал ни о какой школе, и по моему мнению, что еще могли эти белые делать с маленьким длинноволосым индейским мальчиком, на котором не было ничего кроме набедренной повязки и мокасин.

Я думал, что мне пришел конец, но мужество было у меня в крови, и я не стал жаловаться. Годы спустя, когда я вернулся к своему народу, чтобы по возможности ему усвоить путь белого человека, совет собрался и дал мне имя Вождь Стоящий Медведь.


 

 

Г ЛА В А 9

ШАМАНЫ И МУЗЫКА

Среди наиболее уважаемых людей в любом лагере Сиу всегда был шаман. Мы очень верили им и уважали их за то, что они лечили нас. Они были очень мудрыми, умели лечить больных и делали еще много необычных вещей, несмотря на то, что они никогда не учились в школах и не читали книг. Вместо этого они уходили в горы в одиночку и без оружия. Здесь они проводили несколько дней в посте и молитве. Они просили у Великого Духа знаний и силы, которая поможет им вылечить больных и раненых. Эти люди были серьезными и благочестивыми и всегда были готовы принести пользу своему народу и помочь нуждающимся.

Ни один человек во всем племени не обладал такими знаниями, как шаман. Мы знали, что каким-то образом он черпает свою силу у Природы, и мы тоже просили Природу об этом. Мы ощущали энергию и силу всего, что нас окружало, и мы, глядя на деревья, скалы, ручьи, камни, птиц, животных, просили их дать нам частицу своей силы.

Далеко не каждый мог стать шаманом – лишь некоторые были достаточно сильными и мудрыми для этого. Когда молодой человек проходил последнее испытание, он предварительно проходил ритуал очищения (инипи). Затем лучший друг выбирал для него место, где он должен будет поститься. В это время ничто не должно было мешать его общению с Природой. Место выбранное для поста и молитвы отмечалось четырьмя шестами по углам, каждый шест длиной 8-10 футов. Молодой человек мог взять с собой только священную трубку и бизонью шкуру. Он шел туда с чистым разумом и душой, готовый видеть и слышать все вокруг. После нескольких дней поста и молитвы он ощущал соприкосновение с высшими силами. С каждым днем он слабел и наконец погружался в глубокий сон. Во время этого сна Великая Тайна посещает его в образе животного или птицы и говорит с ним, чтобы поделиться своей силой и мудростью. Иногда они приносят какой-нибудь талисман либо целебную траву или корень; это может быть и песня, которую шаман должен петь у постели больного. Во всяком случае, все, что они приносят, полезно и обладает мистической силой. Разум спящего человека наиболее восприимчив в этот момент. Он помнит все с удивительной ясностью. Даже если он никогда не видел показанного ему растения, пробудившись, он отлично помнит, как оно выглядело и где его искать. За один раз трудно выучить песню, но песню, которую слышит спящий, он запомнит навсегда. Затем он возвращался обратно, и с этого времени оказывал всяческое уважение тому животному или птице, которые приходили к нему в его видении. Это мог быть медведь, или утка, или другое животное.

Когда мы были детьми и видели, что шаман заходит в чье-то типи, где есть больной, мы ждали снаружи и ощущали присутствие Великой Тайны в этом месте. Важность этой церемонии делала нас очень смирными.

Однажды мы увидели, как несколько молодых мужчин возвращаются с войны. Когда они подъехали ближе, мы заметили, что у одного из них повреждена нога. Она болталась туда-сюда, когда он сидел верхом. Добравшись до лагеря, он осторожно слез с лошади и заковылял в свое типи. Мы смотрели на него, восхищаясь его мужеством. Мы знали, что вскоре шаман придет лечить его. Спустя несколько дней мы снова увидели этого человека. На его ноге была шина из сыромятной кожи, привязанная кожаным ремешком, и он опирался на палку. В те времена не было костылей, но увечные и старые люди опирались на длинные палки, напоминающие пастушеский посох. Мы не боялись заражения крови, так как наша кровь была чистой. Этот молодой человек полностью доверял шаману, и вскоре был совершенно здоров.

Первым серьезным исцелением, которое я помню, было исцеление мальчика, страдавшего «пляской святого Витта». Мы не знали ничего об этой болезни до прихода белых, поэтому называли ее «skan-skan-wasicun», что означало «трясется как белый человек». Нам было очень странно видеть, что этот мальчик весь трясется, даже когда просто стоит, и когда мы услышали разговоры о церемонии исцеления, то захотели ее увидеть.

Родители этого мальчика поставили большое типи в стороне от остальных, со входом, обращенным к востоку. Когда шаман пришел, мы стали в круг и вели себя очень тихо. Он был одет только в набедренную повязку, а его тело раскрашено красным. В правой руке он держал погремушку, а в левой - небольшой барабан. Он вошел в типи вместе с больным мальчиком и вскоре вышел обратно, ведя перед собой мальчика, который был одет и раскрашен точно так же. Шаман повел мальчика по четырем направлениям, продолжая петь специальную песнь исцеления. Последняя остановка была на севере, и когда путешествие по четырем сторонам света, или четырем ветрам, как говорят индейцы, было закончено, вокруг типи образовался квадрат. Затем шаман увел мальчика в типи. Спустя несколько дней мы снова увидели этого мальчика, и он был совершенно здоров. С тех пор, как он перестал «трястись как белый человек», мы снова стали с ним играть.

В своих церемониях шаманы почти всегда использовали музыку и пение. Во время пения он использовал барабан или погремушку, а иногда дул в свисток.

Эти инструменты шаман прятал после каждой церемонии, и никто не мог видеть их, если ему не требовалось лечение. Считалось, что если всякий будет глядеть на них или неосторожно возьмет в руки, то эти предметы потеряют часть своей магической силы.

Погремушки, на которых были нарисованы символы, понятные только шаману, хранились в красивых сумках из сыромятной кожи, туда также клали лекарственные травы.

Когда шаман заходил в чье-нибудь типи, вокруг должна была стоять тишина, и члены семьи пациента выходили наружу и следили, чтобы никто не шумел.

Шаман всегда начинал с того, что сооружал квадратный земляной алтарь возле постели больного. По его углам втыкались палочки, раскрашенные в яркие цвета. Сам алтарь тоже разрисовывался цветной глиной. Затем шаман начинал петь. У индейцев есть песни на все случаи жизни; они верят, что пение приближает их к высшим силам более, чем что-либо еще. Они верят, что даже одинокий голос достаточно силен, чтобы Великий Дух услышал его.

Когда песня окончена, шаман доставал из своей сумки лекарственные травы, которые замачивал в воде или кипятил. Когда больной выпивал полученный настой, ему очень скоро становилось лучше. Иногда шаман рассказывал больному о том, как он ходил в горы для поста и молитвы, и о прекрасном видении, полученном им там. Пациент часто был так увлечен этим рассказом, что забывал о собственной болезни, и иногда ему больше не требовалось никакого лечения.

Погремушка шамана делалась из сырой кожи, которой сразу же, пока она еще не высохла, придавали нужную форму; ее две части сошнуровывались вместе, как бейсбольный мяч, только в отличие от мяча длинный ремешок не обрезался, им затем обматывалась рукоятка. Между двумя частями погремушки оставляли небольшое отверстие, через которое засыпали песок, чтобы, высохнув, погремушка приняла круглую форму. Когда кожа высыхала, песок убирали, а вместо него насыпали мелкие камешки. Затем приделывали рукоятку. Она должна была крепиться точно в центре - если не соблюдать этого правила, то погремушка скоро сломается. Затем рукоятку обматывали ремешком, и погремушку можно было украшать.

Погремушка также служила, чтобы отбивать ритм в общей песне или танце. Очень красивое зрелище, когда много танцоров движутся синхронно, и каждая погремушка звучит в унисон с остальными.

Общество Лис использует жестяную погремушку. Когда первые белые торговцы пришли к нам, они привезли кулинарный порошок в жестяных банках. Мы решили, что эти банки - более ценная вещь, чем их содержимое. Мы выбрасывали порошок, а к банке приделывали деревянную ручку и украшали бусами. Верх погремушки и низ рукоятки были украшены разноцветными иглами дикобраза или перьями. Такие погремушки были для Сиу чем-то новым, и поэтому ценились больше, чем обычные кожаные. Общество Лис имело только две такие, и их обычно давали юношам и мальчикам, чтобы наставить их быть храбрыми и совершать хорошие поступки. Если юноша не имел возможности участвовать в сражении, то он должен был устроить пир и накормить всех бедных. В танце во время этого пира он мог использовать жестяную погремушку. Если же юноша шел на войну, и возвращался храбрым воином, то его мать и сестры танцевали для него, также используя погремушку, чтобы показать, как они гордятся им. Я помню одного такого юношу. Я не могу сейчас вспомнить, что именно он совершил, но это было нечто, заставлявшее его семью восхищаться им. У него было три сестры, известных своей красотой. Одна из них надела головной убор брата, вторая взяла его жезл, а третья погремушку, и так они ходили от одного типи к другому, распевая хвалебные песни в честь брата. Это было прекрасное зрелище, и весь лагерь видел, как эти девушки гордятся своим братом

Общество Храбрых использовало очень необычную погремушку. Она сделана в форме кольца или пончика, только больше размером. Этим обществом используются только две погремушки, и они даются тем, кого считают наиболее храбрыми. Эти погремушки также обрезаются и сшиваются, пока кожа еще не высохла, а затем приделывается ручка и крепко привязывается. Вся погремушка раскрашивается красным – это цвет общества Храбрых. Как правило, человек, присоединявшийся к этому обществу, хотел совершить подвиг, чтобы заслужить себе достойное имя.

Были времена, когда Сиу еще не имели барабанов, но они умели петь и тогда. Певец аккомпанировал себе, стуча ладонями по своей груди. Сиу умели петь очень давно, некоторые наши песни пришли к нам из глубокой древности.

Один из способов сделать хороший барабан – соорудить его каркас из вяза, так как он легкий и гибкий. На каркас натягивалась тонкая часть шкуры бизона и стягивалась ремешком. Единственным недостатком такого барабана было то, что кожа с живота бизона не очень прочная, и если она порвалась, то барабан перестает звучать.

Другой способ, который использовали Сиу, похож на первый, но кожа закреплялась по-другому: маленькие дырочки сверлились по всей окружности, и оленья кожа закреплялась там деревянными шпильками.

Третий способ: на полое бревно с обоих концов натягивалась кожа и закреплялась. Так обычно делали большие барабаны. Примерно так же делались так называемые “водяные барабаны”, только с одного конца оставляли твердое дно и наполняли колоду водой. На другой конец натягивали кожу. Звук такого барабана зависел от того, насколько мокрой была кожа. Если она высыхала, барабан звучал тише, и ее снова нужно было намочить.

Существовала разница в звучании различных барабанов, и это во многом зависело от мастера и музыкантов. Хороший музыкант может достичь большого искусства в отбивании ритма, и те, кто танцует под этот чудесный инструмент, чувствуют живой ток крови внутри себя.

Большие барабаны редко украшались, но маленькие всегда разрисовывались в определенной манере. Шаман всегда рисовал на своем барабане то животное, чью силу он использовал для лечения больного. К примеру, шаман, чьим покровителем был лось, изображал голову лося. Кроме украшения, эти рисунки символизировали покровительство высших сил.

Название другого, не менее древнего музыкального инструмента в переводе с Сиу означало “дерево на дереве”. Он делался из прямой ветки, один конец был гладким, а на другом делались выемки. Музыкант держал инструмент в левой руке, а в правой – палку, которой водил туда-сюда по выемкам, примерно так, как играют на скрипке. Вместе с барабаном он звучал очень хорошо, но в последнее время он редко встречается.

Племя Сиу часто использовало еще один древний музыкальный инструмент – свисток. Весной, когда ивы зеленели, мы обрезали небольшие ветки для свистков и вычищали сердцевину с помощью другой палочки. В нужном месте делалась выемка, и туда вставлялся кусочек смолы. Однако самые лучшие свистки получались из кости орла, взятой с крыла птицы. В ней также делалась выемка и вставлялся кусочек смолы. Розовую смолу вначале жевали, а затем спрессовывали с помощью палочки. Эти костяные свистки использовали почти во всех церемониях Сиу, иногда целой группой танцоров. Считалось, что эти свистки помогают в бою: эта музыка должна была устрашить врага и придать воинам мужество. Во время Танца Солнца большая группа певцов и музыкантов со свистками должна была петь в течение трех дней почти без остановки. Сначала свистки звучали громко, но по мере того, как музыканты уставали, начинали звучать все тише. Только для Танца Солнца свистки украшались орлиными перьями и пухом, обычные же свистки наши матери и сестры украшали раскрашенными иглами дикобраза.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.