Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мое индейское детство. 4 страница



Бузина была первым деревом, пригодным для чубуков трубок .Сердцевина этого дерева очень мягкая. Выбиралась подходящая ветка, и сердцевина выжигалась. Для этого использовали горящую палочку, а когда у нас появилась проволока, мы стали, используя тот же способ, делать чубуки из ясеня. Как и клен, ясень дает сладкий сок, если пробить отверстие в стволе. Мы собирали его и пили, но не пробовали делать из него сахар. Первый сахар был принесен нам белыми людьми.

Бузина, как и другие деревья , имеет свои особенности. Когда она разветвляется наподобие вилки, то это место становится очень прочным, и его трудно расщепить. Эти “вилки” мы использовали, чтобы подпирать шесты типи во время сильного ветра, когда нужна была дополнительная прочность. Игрушечные ружья мы всегда делали также из бузины, так как было легко просверлить отверстие в середине.

Сейчас белые люди активно занимаются изучением растений, но делают это совсем не так ,как индейцы. Если белый человек не знает, ядовито ли растение, то он испытывает его на своих друзьях животных. У нас было все по-другому: животные приходили к нашим шаманам во время их видений и рассказывали им, какие травы и растения хороши для еды, какие для лекарства, а какие ядовиты, а также показывали, где они растут.

Были еще растения, из которых делались разные краски. Этими яркими красками мы раскрашивали иглы дикобраза, перья, одежду и свои типи.

Весной было много дикого винограда. Его листья и ягоды женщины собирали и прятали в специальные мешочки. Это все растиралось и перемешивалось – получался красивый красный цвет, он был ярким и сохранялся в течение долгого времени не только на перьях, но и на мокасинах, даже после долгой носки.

Я помню тонкое растение высотой 2 или 3 фута. Оно имело большие колючки, из-за чего его очень не любили наши лошади. Мы, мальчики, называли его “Нога врага”. Мы часто играли в эту игру, представляя себе, что это враг, и мы должны подобраться к нему как можно ближе. У этого растения были цветы, которые в высушенном и растертом виде давали желтый цвет различных оттенков. Мы красили этой краской стрелы, перья и другие предметы.

Удивительно, до чего маленькие мальчики любят жевать резинку! Они идут в магазин и покупают там упаковку жвачки в красивой обертке. Мы же в детстве делали ее сами. Мы собирали всякую зелень, что росла на равнинах и холмах и жевали ее, пока она не превращалась в белую однородную массу. Наподобие жевательной резинки. Она имела приятный вкус и нравилась нам больше, чем сосновая смола, так как не крошилась…

Были растения, которые ценились только из-за приятного запаха. Полынь – одна из таких трав (sweetgrass).Ее запах долго держится. Мы собирали ее и вешали пучочки на шею. Мужчины любили этот запах не меньше, чем женщины и если юноша шел на свидание со своей любимой, он собирал пахучие травы и вешал немного на шею себе и своей лошади.

Небольшое вьющееся растение, произраставшее по берегам ручьев, имело не менее приятный запах. Мы развешивали его в наших типи, а женщины носили его на шее в маленьких мешочках.

Многие растения использовались в пищу. Сейчас многие из растений, что мы собирали в диком виде, выращивают фермеры, и они известны каждому как капуста, картофель и турнепс. У нас была и кукуруза, но мы не выращивали ее специально, как некоторые другие племена.

Мать часто использовала как приправу к супу маленькую травку. Она всегда была у нас дома, но я не помню, как она называлась…

Большинство лекарственных трав было известно только шаманам, но некоторые знали и мы сами, как например, шалфей.

Мускусные крысы едят один болотный корешок, его название в переводе с Сиу звучит как “Пища мускусных крыс”. Сиу используют этот корень как успокоительное лекарство. Женщины часто носили кусочки этого корня с собой.

Если наши лошади были сильно возбуждены, мы делали для них настой из одного растения, которое можно найти на равнинах. Нам приходилось насильно заливать этот настой им в рот, так как ни одна лошадь не стала бы пить его добровольно. Но это было хорошее средство, и действовало оно быстро.

Давным-давно волк пришел к шаману и показал ему как использовать табак. Он раскопал землю и показал это растение, а также объяснил, что табак нужно принести в жилище и зажечь, он прогонит болезни и освежит воздух. Женщины бросили листья в костер и вскоре дым поднялся вверх и наполнил типи. Задолго до того, как появились трубки, люди помещали табачные листья поверх тлеющих углей. Когда поднимался дым, они покрывали головы одеялом и вдыхали его. Немного позже они придумали другой способ - лежа на земле, вдыхали дым ртом, через полый тростник. Следующая трубка была сделана из полой же оленьей кости. На один конец помещали уголек и на него табак. Эту трубку брали в рот и курили как сигару. Эти костяные трубки курильщики носили с собой, как и сейчас – разве что у них не было карманов. В середине кости была выемка, она обвязывалась ремешком, а другой конец прикреплялся к поясу. Иногда их использовали, чтобы привязать лошадь. Трубка втыкалась в землю, и к ней ремнем привязывали лошадь. Утром человек вынимал трубку, очищал ее от земли и использовал по назначению.

Мы не знаем, как долго люди курили такие трубки, но, очевидно, долгое время. Потом у одного из шаманов было видение, во время которого он узнал о трубочном камне, и когда пришли белые люди, у нас уже были трубки с чашечкой. Их делали из материала под названием мыльный камень. Старейшины племени рассказывали как он был найден.

Однажды Сиу стояли лагерем на берегах реки Миссури. Шаман рассказал людям о своем видении и о том, что ему было показано место, где под землей скрывается этот замечательный камень. Вскоре весь лагерь решил отправиться туда. Никто не спорил с шаманом и не задавал ему вопросов. Сиу верили своим шаманам. Они были мудрыми людьми, и мы доверяли им, как в библейские времена люди верили своим пророкам. Они всегда находили такие вещи и знания, которые были полезны нам.

И вот весь лагерь отправился к тому месту. У них были только кремневые орудия, и ими люди стали копать землю. Они наткнулись на слой камня, но это был не тот камень. Затем им попался второй слой, но и это было не то, что им нужно. Они продолжали копать, но и третий слой оказался не нужен им. Но люди все копали и копали, и наконец обнаружили мягкий красный камень. Это было то, что они искали – камень для трубки мира. Именно из этого камня была сделана трубка, которая стала главнейшим священным предметом у Сиу. Первые трубки были короче, чем более поздние, и они были не такие красивые из-за несовершенства инструментов. Когда первые белые люди пришли на нашу землю, они принесли с собой свои инструменты, и работы по камню стали более искусными. Но запасы камня вскоре истощились, и в 1880 году в месте между резервациями Пайн-Ридж и Роузбад был найден черный мыльный камень. К тому времени у наших мастеров уже были пилы, напильники и другие инструменты, и они стали делать очень красивые трубки. Чашечка вырезалась в форме бизона или медведя, а однажды я видел даже в форме паровоза.

В ритуальных целях использовался чистый табак, но для простого курения он был слишком сильным, и его смешивали с корой красной ивы. Красная ива росла в моей стране повсюду. Сиу часто использовали ее, я не раз видел, как люди тащат огромные охапки коры в свои типи, чтобы потом сделать смесь для курения. Если кору ясеня высушить на солнце, то ее тоже можно подмешивать к табаку.

Конечно, до появления огня человек не курил. Но это было очень, очень давно. Только в самых древних легендах говорится как мы узнали огонь и научились варить мясо. Согласно легендам, в те времена люди ели мясо почти сырым, но не совсем – его резали на тонкие полоски и высушивали на солнце.

В мое время, конечно, все мясо жарилось или варилось. Однако в туше бизона было 2 части, которые мы ели сырыми - почки и печень. Кусочек сырой печени или почки был очень полезен для пищеварения. Сиу делали это испокон веков, но я как-то читал в газете о том, что белые доктора нашли в сыром мясе полезные витамины, особенно для тех, кто страдает болезнями органов пищеварения. Кажется странным, что белые люди едят так много, и среди них много толстяков и при этом они не становятся более сильными, а ходят по докторам.

В нашей простой и естественной жизни мы ели простую пищу и в умеренном количестве, но при этом были здоровыми и сильными

Некоторые племена делали глиняную посуду для хранения пиши и воды., но мой народ не делал этого. Жестяные ведра у нас появились после прихода белого человека. Вместо посуды использовался желудок бизона. Он тщательно очищался, и через верх продергивался сыромятный ремешок, чтобы “ведро” можно было закрыть. Если оно должно было оставаться открытым, то через эти отверстия пропускались четыре палочки. Эта утварь подвешивалась на шесте возле двери типи, а летом – в тени деревьев. Когда в бизоньем желудке была вода, он был мягким и эластичным, но без воды становился твердым и ломким. Если его часто наполняли свежей водой, он мог прослужить долго. Вода при этом долго оставалась свежей в этой посуде. Иногда туда бросали листочки перечной мяты, чтобы вода приобрела приятный вкус и запах.

Мы всегда пили только простую чистую воду. У нас не было разных напитков белых людей – кофе, чая, пива, газированной воды, какао. Но несмотря на это мы все отличались хорошим здоровьем. Сейчас есть много разных врачей-специалистов, есть врачи, которые лечат глаза, ноги, зубы, есть даже врачи, которые лечат от облысения. Сейчас индейцы болеют болезнями белых людей, но в дни своего детства я, к примеру, не видел ни одного лысого Сиу. Большинство мужчин в те времена надеялись погибнуть в бою прежде чем станут дряхлыми и беспомощными, но и те, кто доживал до глубокой старости, отличались отличным здоровьем и умирали от старости, а не от болезней. Может быть, в будущем какие-нибудь мудрые люди найдут способ снова сделать мой народ сильным и здоровым, но пока об этом можно только мечтать.

Желудок бизона мы использовали не только для хранения воды, но и для приготовления пищи. До прихода белого человека у нас не было металлических кастрюль и другой посуды. Но тем не менее мы находили способ готовить мясо и суп. Делалась рамка из четырех палочек и вставлялась в бизоний желудок. Получалось нечто вроде котла. Мясо помещали в этот котел, затем наливали воду и бросали раскаленные камни, от которых вода вскоре закипала. По мере того, как они остывали, подкладывались новые, и вода продолжала кипеть. Мясо варилось, и “кастрюля” варилась вместе с ним. Когда все было готово, мы сначала выпивали бульон, потом ели мясо и наконец съедали “кастрюлю”. Оставались только камни. Это был не такой уж плохой способ, во всяком случае, после еды не нужно было мыть посуду. У нас не было ни хлеба, ни пирогов, ни пирожных, но было множество фруктов и съедобных растений. Мы жили просто, но хорошо, наша пища всегда была свежей и не хранилась в банках в течение многих месяцев. Такая пища не полезна и не вкусна, в банке она теряет весь свой вкус. У нас были вишни и сливы в течение всей зимы, но мы сушили их и хранили в кожаных мешочках. Дикий турнепс сохранялся всю зиму, а дикую морковь женщины выкапывали даже из-под снега. Таким образом, в течение долгой зимы у нас было вдоволь мяса, фруктов и овощей. Нам казалось, что мы можем найти пищу где угодно. В те дни жизнь индейцев была счастливой.

 

Г ЛА В А 6

ОБРАБОТКА ШКУР, ЖИВОПИСЬ И ИСКУССТВО

До того, как мы стали покупать одежду у белых торговцев, вся наша одежда с головы до ног была сделана из обработанных шкур животных. Белый человек также использует кожу для изготовления предметов одежды, но не до такой степени. У нас шкуры животных использовались для платьев, рубах, леггин, мокасин, шарфов и капюшонов. Эту одежду мы носили в любое время года, за исключением шарфов и капюшонов. Даже очень холодной зимой мы редко покрывали свои головы.

Простейший способ обработки шкуры – просто высушить ее, оставив на ней шерсть или убрав ее. Сырые шкуры высушивались на солнце летом и на огне зимой. Высушенная таким образом кожа становилась толстой и прочной. Сыромятная кожа использовалась для самых различных предметов. Она разрезалась на ремни, которыми скреплялись наши травуа (волокуши) стремена и подпруги для седел тоже делались из такой кожи. Веревки, сплетенные и простые также нарезались из нее. Их легко было удержать в руках, а если намочить такую веревку и завязать узел, то он мог выдержать любую нагрузку. Большие короба, наподобие сундуков и их крышки тоже были из сыромятной кожи. Из нее делались предметы одежды и прочие вещи. Короба и сумки могли сохранять свою форму очень долго. Длинные цилиндрические сумки подвешивались к шестам типи, и в них хранились головные уборы из перьев, которые мужчины надевали в торжественных случаях. Эти сумки были украшены бахромой и красиво раскрашены. Сумки для хранения еды были также из сыромятной кожи и иногда тоже украшались. У женщин были маленькие сумочки из того же материала, которые они постоянно носили с собой, как это делают все женщины. Там обычно лежало шило, иголка, нити из сухожилий или обычные нитки - все это предметы, которые у индейской женщины всегда должны быть под рукой.

Наши мокасины очень быстро изнашивались, и женщинам приходилось постоянно шить новые. Мы носили мокасины круглый год, поэтому нам нужно было много пар, и если семья была большая, то женщины в ней постоянно были заняты этой работой. Матери учили своих старших дочерей, и те помогали им шить обувь для младших братьев и сестер. Мужчины делали мокасины только в одном случае – для своих лошадей. Вязкая грязь иногда засыхала на их ногах, заставляя их хромать. Иногда наши животные очень страдали от этого, так как им было трудно двигаться. Поэтому делался “башмак” из сырой кожи на каждое копыто и завязывался ремешком. Когда кожа высыхала, она принимала форму копыта, и лошади было удобно. Этот башмак надежно защищал ногу лошади, и вскоре она обретала былую резвость.

Обычно если охотник уходил далеко, он брал с собой запасную пару мокасин. Однако если он забывал их, то мог сделать себе новые, таким же образом. Убив бизона, он обдирал шкуру с передней ноги от копыта до колена и выворачивал ее наизнанку. В нижней части он проделывал несколько дырочек и стягивал ремешком. Получался башмак, такой же, как для лошадей. Вторым ремешком  он завязывал его у колен. Когда шкура высыхала, то принимала форму ноги.

Трудно найти более практичного человека, чем индеец. Он всегда найдет для себя необходимые вещи, будь то на равнине или в лесу. Если у него есть лук и стрелы, он добудет все, что угодно.

Из толстых бизоньих шкур с плотной шерстью мы делали тюфяки для постелей. На них было удобно спать, и даже в самую промозглую погоду было тепло. Одеяла, сделанные также из бизоньих шкур, были с одной стороны мягкие и белые, а с другой – шерстистые. Большие куски шкур покрывали пол типи, создавая уют и защищая от холода зимой. Наиболее удобные щиты тоже делались из бизоньей шкуры, высушенной на медленном огне. Она становилась такой прочной, что кремневые наконечники стрел отскакивали от нее, как от металлической поверхности.

Из сыромятной кожи делались барабаны и погремушки.

Очень важным было использование этой кожи в обряде Танца Солнца. Для ритуальных песен использовался барабан, но одна из групп отбивала ритм по высушенной шкуре бизона, брошенной на землю.

Самая толстая и прочная часть бизоньей шкуры – на голове. Если ее снять, она будет глубокая и круглая как чаша. Если снять ее, не повредив, то получался отличный сосуд для хранения фруктов или мяса. Такая посуда была в обиходе достаточно часто. Очень большие котлы получались так: под сырую шкуру насыпался земляной холм, потом края закреплялись, и, высыхая, шкура принимала форму глубокой посудины, вроде ванны. Кроме сыромятной кожи широко использовалась и специально обработанная или выдубленная. Для раскраски и обработки кожи были необходимы навыки и время – это одновременно была наука и искусство. С самых древних времен, когда Сиу стали одеваться в кожаную одежду, дубление кож считалось очень важным занятием. Всей обработкой кож и шитьем ведали женщины, и мы должны быть благодарны им за это искусство.

В процессе обработки шерсть оставляли или убирали – по желанию. Шкуру оставляли белой или коптили. Последний способ давал разные оттенки коричневого, чем дольше коптили шкуру, тем темнее она была. Шкура, предназначенная для обработки, растягивалась на земле, шерстью вниз и сырой стороной вверх – именно над этой стороной нужно было работать. Все мясо, жилы и пленки были удалены с помощью костяного или кремневого скребка. Затем смесь из вареных мозгов и печени наносилась на поверхность шкуры, затем она складывалась и лежала так, пока смесь не впитается в нее. Так поступали с большими шкурами, для маленьких эту смесь не использовали, а просто терли вручную до высыхания. Через 4-5 дней шкуру снова раскладывали на земле. К этому времени маслянистая смесь впитывалась в нее, делая ее мягкой и гладкой. Вы можете подумать, что шкура должна была издавать неприятный запах, но это не так – ее тщательно промывали водой. Затем высушенную шкуру натягивали на крепкую деревянную раму. По краям шкуры проделывали маленькие дырочки и привязывали ее к раме. По мере высыхания шкуру периодически терли шершавым камнем, который подобно наждачной бумаге удалял последний мягкий ворс. Когда эта процедура была закончена, шкуру снимали с рамы. Прочная и толстая веревка из жил натягивалась между деревом и землей, а внизу привязывалась к корням или к колышку, вбитому в землю. Затем женщина снова терла шкуру, двигая ее вперед и назад по веревке, пока кожа не становилась мягкой и эластичной. Для больших шкур требовалось два человека, так как они были очень тяжелые. Если при трении камнем женщина могла пропустить какое-то место, то теперь оно становилось таким же гладким. Теперь кожа была готова к употреблению и становилась одеждой или одеялом. Одеяло было с одной стороны белым и гладким, а с другой – ворсистым. Когда одеяло изнашивалось, его разрезали на части и шили мелкие, но нужные предметы – перчатки, шарфы или пояса. Для очень холодной погоды были мокасины с шерстью внутри.

Очень часто зимой пальцы охотника замерзали, и он не мог пользоваться своим луком. На это случай у него был специальный “двойной” предмет одежды, состоящий из плаща и перчаток. Охотник мог в случае необходимости быстро отбросить этот плащ назад, за спину и не потерять при этом перчаток. Пояс не давал этой одежде упасть на землю.

Белая кожа часто использовалась для одежды, но она была не очень практична,. Женщинам нравились белые платья и леггины, и одежда совсем маленьких детей тоже была белой. Еще белая кожа использовалась для подушек и легких одеял. Они сохраняли свой цвет и чистоту долго, для этого использовалась специальная белая пыль. Она хранилась в коробках и была в каждом доме. Одежду чистили, нанося на нее сухую пыль или пастообразную смесь из этой пыли и воды. Если использовалась паста, то одежду раскладывали и оставляли так пока она не высохнет, а потом терли ее. Это отнимало немало времени, зато кожа становилась чистой и белой как новая.

Большое преимущество коричневой одежды было в том, что в мокром виде она оставалась мягкой, тогда как белая твердела и становилась сырой – ее нужно было снова обрабатывать. По этой причине повседневная одежда делалась, в основном, из коричневой водоустойчивой кожи.

Новые типи были белыми, но от дыма костра они быстро приобретали коричневый оттенок. К тому же это защищало жилище от снега и дождя зимой и ранней весной. Женщины старались обработать как можно больше шкур летом, когда ярко светит солнце. Но иногда эту работу приходилось делать и зимой. Тогда под рамой, на которую натягивали шкуру, выкапывали яму, и в ней разводили костер из коры тополя. Она давала ровное пламя без искр. Потом шкуру так же терли камнем и протягивали через веревку, как и летом. Иногда для маленьких шкур использовали овальную раму из ветвей ивы, растущих близко к земле, а в костер бросали немного полыни. Тогда шкура приобретала мягкий коричневый цвет.

Все эти выделанные кожи были красивы сами по себе, но индейцы хотели сделать их еще красивее и раскрашивали их. Среди множества красок были и яркие и пастельные цвета. Утреннее небо – ярко-голубое, и весь день оно меняет свой цвет. Земля покрыта зеленью, а птицы и цветы составляют всю гамму различных оттенков. Когда на небе появляется радуга, она раскрашена в самые красивые цвета. И людям хотелось запечатлеть все это. Даже земля бывает различных цветов – холмы расцвечены красным, голубым и желтым, а песок отливает серебром на солнце.

Так же, как и обработка шкур, живопись по коже – древнее искусство нашего народа. Возможно, до того как мы стали раскрашивать кожи, мы раскрашивали собственные тела – об этом говорится в старых легендах. Это тоже дело женщин. Иногда и мужчины занимались живописью, но традиционно это считалось женской работой.

Когда-то женщины племени обнаружили, что из земли можно получить краску. Земля смешивалась с водой и делались кирпичики, которые потом зарывались в горячую золу. Когда зола остывала, кирпичики доставали и растирали в пыль. Если снова смешать ее с водой, получалась краска. Для обжигания земляных красок использовалась только кора тополя. Цвета земляных, или минеральных красок – красный, белый и черный. Черная и серая краска также делалась из золы и угля.

Были времена, когда мужчины, женщины и дети раскрашивали свои лица не только для красоты, но из-за целебных свойств красной глины. Это знание наш народ получил очень давно. Пластыри из грязи использовались для лечения открытых ран и предотвращения их воспаления. Очень маленьких детей натирали красной глиной, это было полезно для их нежной кожи. Во время некоторых церемоний старейшины раскрашивали цветной глиной свои тела, дабы показать этим свое уважение к целебной силе земли.

Но краски получались не только из земли и глины. Растения и травы, которые росли по берегам рек, в горах, на холмах, даже рядом с нашими типи, также служили для изготовления красок. Изготовление растительных красок - непростое дело. Основными цветами были красный, голубой, зеленый и желтый, и женщины знали из какого растения можно получить какую краску. Они также знали, в какое время года можно собирать эти растения, сколько их вымачивать в воде для получения того или иного оттенка.

Множество вещей раскрашивалось в разные цвета – конский волос, перья, иглы дикобраза, кусочки кожи. Все это использовалось для праздничной одежды, но и повседневная одежда тоже нередко украшалась.

Начиная работу, женщина расстилала кожу на земле (а не на раме, как это иногда изображают на картинках ). Ее инструментами были линейка и кисть. Линейкой была прямая палка из вишневого дерева длиной 8 локтей со снятой корой и очень гладкая. Кистью была старая кость, такая старая, что становилась пористой как губка. Краски разводились в черепашьих панцирях. После всех приготовлений женщина начинала украшать кожу. Если делалась сумка или короб, то ее стороны вначале тщательно измерялись, чтобы узор получился ровным. Узор женщины обычно придумывали “из головы”, стараясь, чтобы он отличался от орнаментов других племен. Множество красивейших узоров рождалось по вечерам при свете костра. Я часто видел, как моя бабушка рисует на земле заостренной палочкой. Если рисунок ей не нравился, она стирала его и начинала заново. Когда она оставалась довольна рисунком, то запоминала его, чтобы потом использовать для украшения различных вещей. Наш народ ценил ее искусство и гордился ее рисунками.

У Сиу существовала традиция – изображать историю своего народа и своей семьи на стенах типи. Воины могли таким образом рассказывать о своих подвигах, и в старые времена большинство типи в лагере были покрыты рисунками. Истории, в которых воин прикасается специальным жезлом к упавшему врагу, спасает друга от опасности или бывает ранен в бою, выставлялись таким образом на всеобщее обозрение. Иногда также изображались ритуальные танцы и танцоры во всех своих регалиях. Также было много различных символов, таких как трубка мира, военный щит, жезл или копье. Часто попадались изображения бизона, оленя и орла. Мужчины редко изображали геометрические узоры, как это делали женщины, им больше нравилось рисовать людей и животных.

Самым новым из прикладных искусств была бисерная вышивка. Белый человек принес нам первый цветной стеклянный бисер, которого индейцы до этого никогда не видели. Женщины, однако, научились использовать его совершенно самостоятельно, и прекрасные бисерные вышивки Сиу стали широко известны. Некоторые женщины достигли такого мастерства в этом деле, что могли сидеть и болтать с другими женщинами и одновременно вышивать, даже не считая бисеринки.

Я очень хорошо помню, как мы впервые познакомились с бисером. Все признали, что он очень красивый, но так как никто не видел его раньше, то ни один из нас не знал, что с ним делать. Недалеко от нас потерпел крушение поезд, и среди прочих вещей там оказался и бисер. Моя мать принесла его в лагерь и там, в основном, между женщинами, развернулась бурная дискуссия: что же делать с этими красивыми стеклянными бусинками? После долгих раздумий мать решила украсить им мое одеяло. Я был ее единственным сыном, и было естественно, что в первую очередь она подумала обо мне. Мое одеяло было сделано из выдубленной бизоньей шкуры. На одной стороне была оставлена шерсть, а другая была мягкой и белой. На белой стороне были рисунки, изображавшие события из жизни моих отца и деда. Но мать решила еще украсить его бисером белого человека. Она сделала полосу бисерной вышивки и затем пришила ее сухожилием к середине моего одеяла. Таким образом, я был первым мальчиком в резервации, у кого было вышитое бисером одеяло, а моя мать изобрела стиль одежды, который нравится Сиу до сих пор. У меня было много одеял, в том числе и красивых, но если бы у меня сейчас было то самое одеяло, оно было бы бесценно для меня. Позже бисером стали украшать сумочки, кисеты, головные повязки и т.д. Женщины Сиу до того полюбили бисер, что украшали им все, что только можно – я видел даже лошадиные попоны, полностью расшитые бисером.

Есть еще одно искусство, популярное среди юношей Сиу – это рисунки на льду. Эти картинки – иногда сложные – рисовались на льду острой костью. Если юноша хотел, чтобы его рисунок было лучше видно, то проходил по нему в пыльных или грязных мокасинах. Конечно, эти картины не сохранялись долго, но некоторые из них были красивы и искусно выполнены.

 

Г ЛА В А 7

ИГРЫ

У мальчиков Сиу было много игр, помогавших им хорошо провести время. В основном, это были игры, развивающие силу и ловкость - метание, бег, прыжки, плавание. В одном лагере было обычно много мальчиков, человек сорок или пятьдесят, а то и больше, и у нас не было недостатка в товарищах по играм. С тех пор, как мы стали носить с собой луки и стрелы, у нас было много игр, связанных с ними. Например, один из мальчиков пускал стрелу в цель, а другие старались, чтобы их стрела попала как можно ближе к первой. В играх на меткость мы старались показать все свое умение, и это было для нас серьезным делом, хотя веселья тоже было немало. Одним из наших излюбленных занятий была стрельба из лука по предметам, бросаемым в воздух. Еще одной игрой, развивающей меткость, была игра с кольцами. Связав пучок длинной тонкой травы в кольцо с помощью кожаного ремешка, мы надевали кольцо на конец стрелы и подбрасывали его в воздух. Пока оно летело, мы хватали лук и старались, чтобы стрела прошла сквозь кольцо, прежде чем оно упадет на землю. Поздно вечером, когда ребята собирались возле своих типи, и было меньше места для подвижных игр, мы играли в достаточно тихую игру, которая требовала немалой ловкости. Собирали небольшую кучку ветвей, и первый из мальчиков пускал туда стрелу. Остальные при этом должны были задеть перья предыдущей стрелы.

Другая игра была такой: мы брали длинные ивовые ветки и очищали их от коры длинными полосами, наподобие полос на длинном леденце, а затем полировали и коптили над огнем.

Держа палку в правой руке, так, чтобы другой конец опирался на подъем правой ноги, мы бросали палку, поднимая ногу. После долгой практики палка летела очень далеко. Победитель забирал себе все палки своих товарищей – некоторые были очень красивыми. Метание стрел также было весьма популярной игрой, и некоторые мальчики достигали большого искусства в этом деле. Я считался хорошим метателем стрел, моя стрела могла улететь на сто ярдов или даже дальше.

Одной из самых любимых была игра под названием “Раненый бизон”. Самый большой из мальчиков или тот, кто бегал быстрее всех, изображал бизона. Он должен был нести в руках длинную палку, на конце которой был прикреплен большой кусок кактуса со всеми колючками. Было много разных кактусов, но мы обычно использовали круглый и очень колючий, прикосновение к которому было очень неприятным. Кусок на конце палки был величиной примерно с суповую тарелку, а в центре было нарисовано красное пятно. Это означало раненого бизона. Такой бизон очень свиреп и силен и встреча с ним опасна для охотника. Мальчик с кактусом должен был вести себя подобным образом, а все остальные были, конечно же, охотниками. На нас не было ничего, кроме мокасин и набедренных повязок, разве что волосы свисали вдоль спины, и прикосновение колючек к голому телу было весьма ощутимым. Мы собирались вокруг “бизона” с луками и стрелами и старались попасть стрелой в центр красного пятна. Но тот, кто попал в цель, должен быть готов к тому, что “бизон” погонится за ним. Я помню один смешной случай во время этой игры, который заставляет меня смеяться до сих пор. Однажды один из мальчиков попал своей стрелой в красное пятно, и “бизон” побежал за ним. Этот мальчик бежал изо всех сил, и ему некогда было смотреть по сторонам – ведь колючки кактуса могли коснуться его в любой момент. Мы все бежали следом, так словно за нами гнался настоящий бизон, и не заметили обрыва прямо перед нами – до тех пор, пока наш «первый воин» не свалился вниз, внезапно скрывшись из виду. Остальные в недоумении остановились, а когда заглянули вниз, то увидев, что “охотник” барахтается в пыли, а “бизон” бегает вокруг и машет кактусом, стали громко смеяться.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.