Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мое индейское детство. 3 страница



Время от времени мы находили таких больших, что не могли справиться с ними в одиночку. Приходилось звать на помощь. Несколько мальчиков несли черепаху на берег и переворачивали на спину. Иногда она пыталась перевернуться назад, но мы были начеку и возвращали ее в прежнее положение. Наблюдать за нею было очень весело.

Мы любили плескаться в воде и все были хорошими пловцами. Верховая езда и плавание были нашими основными видами спорта.

Сиу называют черепаху “Несущая воду” – если черепаха покидает пруд или ручей, он вскоре пересыхает, как будто она унесла всю воду с собой. Однако, как и в случае с бобрами, мы никогда не видели, как черепахи переходят из одного водоема в другой. Это было бы интересное зрелище, потому что им нужно преодолевать различные препятствия, перелезать через поваленные деревья и перелезать через кочки. У черепах есть длинные когти, они используют их, чтобы карабкаться.

Мы также очень любили рыбалку – это было счастливое время для нас. Когда мы шли на реку, то не несли с собой красивых удочек и спиннингов, как это делают белые мальчики. Но мы ловили рыбу так же легко, как и черепах, без всех этих приспособлений. Я уверяю вас, мы никогда не уходили домой без улова. Иногда мы пекли рыбу на костре там же, у реки, иногда несли домой, матери.

Если кто-нибудь из мальчиков считал, что сегодня хороший день для рыбалки, он звал с собой остальных, и набиралась приличная толпа. Мы выходили из лагеря с пустыми руками, все нужное для рыбной ловли добывалось по дороге. Сначала мы вырывали из лошадиного хвоста длинный волос для лески. Наживкой служил кусочек сырого мяса бизона. Рыба любит красный цвет, поэтому стоило также захватить с собой несколько красных ягод или лепестков дикой розы Бросив один из них в воду, мы могли определить место, где находится рыба. Мы закидывали туда нашу леску с привязанной на конце наживкой. Когда рыба глотала приманку, мы быстро выдергивали ее из воды и кидали на берег. Если она находилась слева от нас, когда ее поймали, мы бросали ее вправо, если она была справа, то бросали влево.

Иногда вместо лески мы брали гибкий ивовый прут, и более тонкий конец закручивали в кольцо, наподобие обруча такого размера, чтобы пролезла достаточно крупная рыба. Мы опускали этот обруч в воду, и вскоре мелкие рыбешки начинали проплывать через него туда-сюда. Но нас не интересовала эта мелочь, мы ждали кого-нибудь покрупнее. И вот наконец подплывала крупная рыба. В тот момент, когда она пыталась пролезть через обруч, мы быстро выдергивали прут вместе с рыбой из воды. Когда мы считали, что наловили достаточно рыбы, то находили палку с раздвоенным концом, вроде вилки, и на ней доставляли наш улов домой.

Повадки различных птиц изучались нами так же тщательно, как и повадки животных. Мы старались наблюдать за ними как можно ближе, и они учили нас многим вещам. Птицы – прекрасные создания, и индейцы всегда любовались красотой их движений, и заимствовали кое-что. Некоторые движения в индейских танцах переняты у птиц. К тому же, птицам присущи такие качества, как трудолюбие, доброта, преданность и достоинство. Это именно те качества, которые уважают индейцы.

На равнинах во времена моего детства водились во множестве степные тетерева (prarie chicken). Их мясо было очень вкусным, а перья из крыльев мы использовали для стрел. Обычно с наступлением холодов эти птицы отправляются на юг, но некоторые из них оставались даже после первых снегопадов Они кормились buffalo berries и бутонами дикой розы..

Многие считают, что это человек первым придумал танцы, но я так не думаю. Мне кажется, что первыми танцорами были птицы. Мне кажется, что они выдерживают ритм танца. Я видел, как танцуют тетерева, и могу сказать, что не у всех людей получается так красиво и слаженно.

Они обычно танцуют на рассвете. Множество птиц собирается и образует круг с лидером в центре. Потом этот круг начинает двигаться вправо (по часовой стрелке) , причем каждая птица движется синхронно с остальными. Даже если бы они не издавали при этом никаких звуков, все равно это было бы красиво. Но каждая птица еще издает определенный звук, и все вместе это похоже на стук небольшого барабана. И в этом случае все звучит слаженно, как музыка, словно они соблюдают ритм и размер. Кроме того, у каждой птицы есть трещотка – ее собственный хвост. Перья в нем растут таким образом, что могут издавать звук, подобный трещотке. Опять же, их хвосты движутся во время танца не как попало, а в едином ритме.

Танцевальные движения и те звуки, которыми они сопровождаются – все это представление выглядит потрясающе. Возможно, что индейцев эти танцы восхищают в большей степени, чем белых – не могу сказать точно. Но, по моему мнению, жаль, что эти танцы неизвестны современным молодым людям, поскольку они интереснее, чем всякие дурацкие чарльстоны и Blackbottoms. Я имею некоторое отношение к театру в течение многих лет, но с большим удовольствием посмотрел бы этот танец, чем любой из современных водевильных номеров.

Птицы могут дать нам еще один урок – они встают рано утром и танцуют на рассвете. Это наиболее правильно – начинать день так активно, в то время как многие люди танцуют в течение всей ночи и ложатся в постель , когда уже светает.

Конечно, птицы сами получают удовольствие от своих танцев, а когда они замечают, что на них смотрят, они прекращают свой танец и разлетаются.

Тетерев, meadowlark и ворон издают звуки, которые нельзя передать с помощью языка Сиу. Но мы, Сиу, конечно же, считаем, что животные и птицы могут говорить друг с другом так же, как мы. Мы знаем, что животные и птицы приходят к нашим шаманам во время видений и беседуют с ними. Наши легенды говорят о том, что были времена, когда птицы и звери могли разговаривать с людьми.

Мы, мальчики, очень любили яйца этих птиц, но когда мы ходили на охоту, то обычно выслеживали самца, а не самку. Самец обычно защищает гнездо и производит сильный шум, когда замечает опасность.

Утка – птица, которая имеет большое значение для народа Сиу. Я уже рассказывал о видениях медведя, когда медведь приходит в видениях к нашим знахарям и показывает им травы, необходимые для лечения болезней. То же касается и утки. Давным-давно, один из шаманов во время ритуала увидел утку в своем видении, и она показала ему растение, которое растет только в воде. Корни этого растения действуют как успокоительное, и мы пользуемся этим лекарством по сей день. Утка также показала Сиу, как выкапывать корни лилии, которая растет в прудах. Женщины племени варят их, они похожи вкусом на сладкий картофель и очень питательны.

В некоторых особо важных священных церемониях мы используем красивые перья с утиной груди, показывая этим свою благодарность этой птице. На трубке мира есть шейные перья утки, и в ритуале посвящения утиное перо также используется, рядом с орлиным пером оно находится на голове того, кто проходит посвящение. Утка считается мудрой птицей, так как она знает и воздух, и воду.

Утки никогда не летают по ночам, они спят по берегам озер и ручьев. Мой отец говорил мне, что если воины слышали, что утки взлетели ночью, это означало, что поблизости враги, которые и спугнули уток. Любой звук, будь то днем или ночью, замечался воинами Сиу. Конечно, здесь мы очень полагались на наших мохнатых и пернатых друзей.

Также наш народ относится с уважением к сове, Сиу часто носили совиные перья. Индейцы уважают сову за то, что она может видеть ночью и ловить свою добычу в темноте. Совы охотятся только по ночам, преимущественно на мышей. Как ни быстра мышь, но сова намного быстрее.

У Сиу есть общество Совы, его члены носят головные уборы, покрытые перьями совы. Вера индейцев очень сильна. Индеец верит, что когда он надевает совиные перья и показывает таким образом уважение к природе, природа также благоволит к нему и делится с ним своей силой. Не случайно, члены общества Совы отличались мудростью и остротой восприятия. Эти люди знали, что получили этот дар за уважение к сове.

Индейцы всегда стремились получить силу и знания от животных и птиц. С давних времен индейцы называют свои сообщества и военные союзы в честь различных животных и птиц, поскольку верят, что таким образом приобретают силу своих покровителей.Таким образом, человек становится более восприимчивым к природе, становится бодрым и бдительным, и жизнь доставляет ему радость.

Воины, показавшие свою храбрость в бою иногда носили головные уборы из перьев совы, как знак своей храбрости. Также разведчик (скаут), который постоянно рискует жизнью, чтобы добыть нужную информацию, имеет право носить такой головной убор.

Однажды разведчик-Сиу сообщил, что он видит дым. Он не должен был находиться на равнине, а скрывался, чтобы видеть все, самому оставаясь невидимым. Он спрятался в лесу за тополем. Когда спустились сумерки, он услышал совсем рядом с собой крик совы. Он стал слушать, и заметил что крик приближается. Затем он увидел человеческую фигуру и понял что именно этот человек подражал крику совы. Это вызвало у скаута-Сиу подозрение – он не знал, друг перед ним или враг. Когда этот человек подошел еще ближе, скаут увидел, что это враг, который пытается пробраться в лагерь. Человек был один, но поблизости могли оказаться и другие. Но разведчик был храбрым и не отступил. Как только враг поравнялся с деревом, за которым прятался разведчик, Сиу прыгнул на него так быстро, что тот упал и лишился чувств. Разведчик позвал своих друзей, и они доставили врага в лагерь и привели его в чувство. На языке жестов они объяснили ему, что он должен говорить только правду и сообщить, один он или с ним есть и другие. Если он скажет правду, его отпустят, если он солжет, то его ждет строгое наказание. Он пообещал говорить правду и сказал, что он один, а все остальные уехали несколько дней назад. Он объяснил, что не собирался никого убивать, ему только нужна лошадь, и он хотел позаимствовать одну. Сиу пришли к выводу, что этот человек не лжет и решили дать ему лошадь и отпустить. Он получил лошадь и отправился к своим. Подобные случаи показывают нам, что Сиу вовсе не такой жестокий и кровожадный народ, каким их любят изображать белые. Существует много историй о моем племени, которые свидетельствуют о том, что Сиу убивали даже врагов только при необходимости.

Например, вот этот случай дает нам возможность видеть, как они были великодушны к своему врагу. Однажды группа Сиу заметила одинокого врага. Увидев перед собой нескольких воинов, он обратился в бегство. Он находился вблизи лагеря Сиу и решил попросить помощи в типи вождя племени. Жилище вождя должно отличаться от других, например, быть больше и стоять в стороне от общего круга. Этот человек вбежал прямо в типи, преследуемый по пятам воинами. Когда он вошел и молча уселся внутри, его преследователи остановились перед входом. Когда белому человеку приходится так бесцеремонно врываться в чужое жилище, он должен броситься на колени и молить о пощаде. Если индеец входит в чужой дом и молча садится, это понятно без слов и означает то же самое.

Вождь племени знал, что этот человек, что так смирно сидит в его типи – враг, но, с другой стороны, он просил о помощи. Вождь просто сказал своей жене: “Приготовь ему чего-нибудь поесть, этот человек проделал долгий путь и находится далеко от своего дома и своего народа”. Пищу положили рядом с чужаком, и он принял ее с благодарностью, ведь его встретили как друга. Затем, поскольку незваный гость пришел по доброй воле и, во всяком случае сейчас, не имел дурных намерений, вождь достал трубку мира и, показав ее четырем сторонам света, затем подняв вверх, к небу, затем опустив вниз, к матери-земле, протянул ее пришельцу, чтобы у того не осталось никакого страха.  Когда он поел, ему дали лошадь и пообещали, что никто не тронет его, пока он будет проезжать территорию Сиу.

Над индейцами, как вы знаете, часто смеются белые люди. Если они видят на индейце перья, то им кажется это очень забавным, правда при этом они забывают, что и сами иногда носят украшения из перьев. Конечно, для них перья не имеют такого значения, как для индейца. Белые используют их только как украшение, индейцы же с их помощью стремятся укрепить свой дух.

Я часто видел, что многие известные аптеки используют изображение совы в качестве своей торговой марки (эмблемы), они хотят таким образом показать, что работают в ночные часы или круглосуточно. Это хороший символ, действительно, сова спит днем и ведет активный образ жизни по ночам. Но я боюсь, что это не более чем коммерческие штучки белого человека.

Теперь, мои читатели, если вы увидите индейца в головном уборе из перьев, не смейтесь. Вместо этого, подумайте, что они значат для него. Помните, что индеец учится многому у всех этих прекрасных птиц, и что он испытывает большую любовь ко всему живому.

Если индеец не понимает чего-либо в делах или поведении белого человека, он не станет потешаться над ним. Возможно, белый человек, с его точки зрения, и выглядит смешно, но индеец старается не показывать этого. Он начинает думать и искать объяснение того, чего он не понимает .Он знает, что в мире всегда есть вещи, которые ему пока непонятны и которым нужно учиться.

Белый человек называет орла “царем птиц”. И, возможно, это та птица, о которой индейцы думают больше всего. Для индейца орел – символ величайшей силы. В старые времена Сиу верили, что если человек убьет орла, то это принесет несчастье ему или его родственникам.

Они очень любят надевать перья орла, из-за его силы и зоркости. Он летает выше всех в небе и может видеть сверху весь мир. Поэтому индейцы стали украшать себя орлиными перьями еще задолго до того, как белый человек пришел на их землю. Это делалось не просто для красоты, но показывало их благоговение и уважение к величию Природы.

Много веков, до того как у индейцев появились ружья, они охотились на зверей и птиц с помощью лука и стрел. Но орел – это особенное существо, и его нужно только ловить. Ни один охотник не мог подобраться к орлу так близко, чтобы попасть в него из лука. Но и поимка орла настолько сложное дело, что к нему нужно очень тщательно готовиться. Кроме того, орел являлся священным созданием, поэтому весь процесс поимки орла носил характер сложного ритуала.

Поимка орла была серьезным и опасным делом, и для приготовлений требовалось несколько дней. Три человека договаривались заранее и затем выслеживали гнездо орла. Они ставили там типи и наполняли его сладко пахнущим шалфеем, за исключением места для очага и алтаря. Там они проводили ночь. Вход в типи делался на восток, к восходу солнца. Позади, на стороне, противоположной двери, располагался земляной алтарь с обозначенными палочками четырьмя направлениями, к каждой палочке был привязан мешочек со священным табаком. Возле алтаря возвышалась подставка для трубки мира. Примерно в пятидесяти футах от типи сооружалась хижина из ивовых прутьев с дверью, также обращенной на восток. Это означало почтение к солнцу. На каркас набрасывались одеяла, а в центре пола делалось углубление, достаточное для того, чтобы поместилось несколько камней. Когда хижина была закончена, будущий ловец орла входил внутрь для церемонии очищения (инипи). Он входил туда с чистыми мыслями и чистым телом. Три или четыре дня он проходил этот ритуал и постился. В это время два его помощника направлялись как можно ближе к месту, где жили орлы. Там они копали яму таких размеров, чтобы мог поместиться человек в сидячем положении. Выкопанную землю они на одеялах уносили на некоторое расстояние. Они разбрасывали ее там и сям, чтобы холмики земли были похожи на муравейники. Орел настолько зоркая птица, что необходимо было не дать ему почувствовать присутствия человека. Когда эти люди копали яму, они ходили по траве очень осторожно и не оставляли следов на земле, чтобы орел их не заметил. Когда вся земля была убрана, яма маскировалась ветками и травой. Теперь все было готово для проходящего ритуал очищения ловца. Помощники маскировали его в яме так тщательно, что даже орел не мог заметить его. Все приготовления обычно производились до рассвета. В старые времена ловец орла сидел в своей засаде с луком и стрелами, но в мое время уже использовалось огнестрельное оружие. В любом случае, это была добыча храбреца. Перед тем, как уйти, помощники клали кусок мяса на середину ямы и привязывали его сыромятным ремешком. Мясо издавало запах, привлекавший не только орла, но и других животных – койотов, волков, медведей. Они могли появиться там первыми, раньше орла, так что человек в яме подвергался большой опасности. Он должен был вести себя совсем тихо и ничем не выдавать своего присутствия. Его помощники уходили, оставив его на произвол судьбы. Они не могли находиться поблизости, чтобы не спугнуть добычу. Таким образом, ловец вынужден был ждать часами, без пищи и воды, не имея возможности даже пошевелиться. Это было чрезвычайно трудно.

Орел, почуяв запах мяса, начинал кружить в воздухе, высматривая добычу. Круги становились все меньше, и все мелкие животные в страхе убегали прочь. Наконец орел приближался к куску мяса. Стоя неподвижно как статуя, он поворачивал голову туда и сюда, весь обратившись в зрение и слух. Ловец в яме не должен был издать ни звука в этот момент. Убедившись, что никого поблизости нет, орел еще приближался к мясу и снова всматривался и вслушивался. Наконец он делал попытку ухватить мясо и взлететь с ним, но это ему не удавалось. Тогда орел останавливался, как бы оценивая ситуацию. Тут наступало время охотнику получить свою добычу. Очень тихо и медленно он поднимал руку и хватал орла за ногу. Если он делал это достаточно аккуратно, то орел не двигался с места. Возможно, это происходило от неожиданности или от страха, но действительно орел при этом не оказывал никакого сопротивления. Охотник крепче сжимал ногу орла и затем перехватывал ее возле бедра, там, где начинаются перья. Теперь он держал птицу крепко и начинал медленно затягивать ее в яму. Как ни странно, орел и тут не сопротивлялся .Охотник, подняв свободную руку ловко хватал орла за шею и душил. Убедившись, что птица мертва, охотник нес ее в типи, которое ему помогали ставить помощники. Тело орла помещали на белую оленью шкуру в середине алтаря, затем над ним поводили священной трубкой к северу, югу, востоку и западу, затем вверх, к небу и вниз, к матери-земле. Голову орла, с того места, откуда растут перья и до шеи раскрашивали красным, а в рот клали кусочек мяса, приготовленного для еды. Это делалось, чтобы показать почтение перед Великой Тайной и всеми земными творениями, а также благодарность, с которой индеец принимал все дары, которые преподносила ему Природа. Даже из-за одного орла он должен был проходить ритуал очищения и испытывать трудности, описанные мною выше.

Когда красивые перья орла уже выдернуты, его тело относят на то место, где он был пойман и оставляют лежать на белой шкуре с головой, повернутой к востоку. Таким образом, он предоставлен Великой Тайне, что заботится обо всем сущем. Одна странность – никому никогда не удавалось найти мертвого орла. Я не знаю также ни одного случая, когда кто-нибудь находил бы орлиные перья, хотя многие пытались.

У индейцев существует целый язык перьев. Количество и внешний вид перьев на голове у индейского воина может рассказать вам о многом. Конечно, при этом он должен быть честным, например, не раскрашивать перья красным, если он не был ранен в бою. Существовало четыре способа ношения в волосах орлиного пера, и каждый из них говорит о том, как воин сражался с врагами. Самый храбрый воин, который во время сражения был впереди всех, встретился с врагом лицом к лицу и коснулся его или убил, носит перо сзади посередине. Следующий втыкает перо в волосы с правой стороны, третий – слева, четвертый – сзади, но перо направлено вниз. Красная полоса на пере означает, что этот воин был ранен в бою. Иногда воины, которые участвовали во многих сражениях, имели две, три и даже четыре полосы. Воин, который был окружен врагами, но сумел отбиться от них, имел право носить красивое украшение из перьев. Оно представляло собой пучок перьев, из середины которого тянулся сыромятный ремешок, а на конце его находилось орлиное перо. Во время советов или в других торжественных случаях воины обязательно надевали все свои регалии, и каждый, глядя на них, мог видеть их заслуги. Множество интересных историй можно было узнать без единого слова, к тому же у воинов была возможность не хвастаясь рассказать о своих подвигах.

Военный щит Сиу – очень интересное изделие. Сейчас их уже почти не осталось, и было не так уж много даже в былые дни сражений. Когда мужчины нашего племени шли на войну, они надеялись на свой лук и стрелы. Щит делался из бизоньей шкуры, которая предварительно сжималась и укреплялась с помощью нагревания. В яме разводили огонь, подкладывая в него ветки тополя. Когда оставалась только горячая зола, над отверстием натягивалась сырая бизонья шкура так близко к углям как только можно. Вскоре шкура начинала сжиматься, и ее удерживали камнями, чтобы она не провалилась внутрь. Время от времени угли сбрызгивали водой, чтобы получился дым. Шкура становилась все крепче, пока не делалась настолько прочной, что ее не могла пробить стрела. Тогда ее обрезали до нужного размера и приделывали две ручки, чтобы его можно было держать. Затем щит украшался рисунком, придуманным шаманом или владельцем щита. В любом случае, символы на щите должны были означать примерно следующее: “Твоя вера сделает тебя неуязвимым”. Затем щит украшался орлиными перьями, которые привязывались кожаными ремешками. Когда дни сражений Сиу были позади, многие из этих щитов были оставлены на горных вершинах подобно телу орла.

Кроме того, у воина Сиу было еще нечто вроде знамени, которое тоже брали в бой. Оно представляло собой шест, украшенный сверху донизу орлиными перьями, развевавшимися на ветру. У индейцев также имелся флаг, еще задолго до появления белых людей. Это была очень красивая вещь, и каждый индеец гордился ею. Флаг Сиу представлял собой шест с крюком на конце, обернутый шкурками выдры и украшенный орлиными перьями. Это был священный знак племени. Иногда его давали молодым воинам, которые принимали участия в самых опасных сражениях и могли не вернуться обратно.

Женщины племени Сиу носили только мягкие нижние перья орла. Их имели право носить только женщины, прошедшие ритуал посвящения. Женщины втыкали перья в волосы слева. Такое украшение было почетным, и ставило женщину высоко. Иногда эти нежные перья раскрашивались в яркие цвета и связывались в кисточки.

Неистовая Лошадь, который был великим полководцем и великим воином племени Сиу, всегда носил ястреба на голове. Он был таким же гордым и смелым, как эта птица. Ястреба боятся все птицы. Я не знаю, почему шаман велел Неистовой Лошади носить ястреба, но во всяком случае, он был столь же бесстрашным.

Неправда, что только вожди носили большие головные уборы из орлиных перьев. Любой охотник, достаточно смелый, чтобы поймать орла, мог надеть такой головной убор, но большинство великих воинов и вождей предпочитало украшения попроще.

Одним из знаков отличия у Сиу был веер из орлиных перьев. У меня однажды был такой, очень красивый, украшенный иглами дикобраза, раскрашенными в яркие цвета, с расшитой бисером рукояткой.

Когда мы, мальчики играли возле лагеря, то часто обращали внимание, что дрозды большие друзья наших лошадей и всюду следуют за ними пока те пасутся. Пока лошади щипали траву, дрозды рядом клевали насекомых. Мы пытались охотиться на этих птиц, но лошади не обращали на нас внимания. Однако я помню день, когда я устроил большой переполох в лагере из-за того, что случайно задел лошадь. Это был день переезда на новое место, и все уже собрались. Моя работа была вытащить деревянные шпильки из покрышки нашего типи и отдать их матери ,когда она будет располагаться на новом месте. Когда типи было поставлено, мать поднимала меня вверх, чтобы я мог закрепить первую шпильку. Затем я поднимался выше, используя ее как ступеньку, и закреплял следующую, и так до самого верха. В этот день я как мог помогал матери, а потом пошел охотиться на дроздов. Одна из моих стрел вонзилась в землю и задела по губам одну из лошадей. Эта лошадь была нагружена домашним скарбом и мирно паслась. Когда стрела задела ее, она испугалась и шарахнулась в сторону. Весь ее груз оказался на земле. Другие животные испугались шума и побежали. Вскоре весь лагерь пришел в движение. Вся утварь была сброшена на землю. Те лошади, что были привязаны, прыгали и дергались на привязи. Женщины бегали туда-сюда, мужчины кричали – словом, поднялся ужасный шум. Боясь, что на меня рассердятся, я бросился к своей лошади и поскорее ускакал прочь. Когда я достиг вершины холма, то остановился и посмотрел вокруг. Никто не гнался за мной, все были заняты наведением порядка в лагере. Тогда я спустился вниз и поехал обратно, и вскоре присоединился к моим родителям.. Я ожидал, что меня станут ругать, но никто не сказал мне ни единого слова, хотя я знал, что они сердятся на меня за тот беспорядок, что я устроил. Я знал, что мое наказание ограничится лишь выговором, но убежал с такой скоростью, словно меня собирались как следует отлупить.

Я рад сообщить, что получил хороший урок в тот день и уяснил, что нельзя быть таким неосторожным. Мне было всего шесть или семь лет, но я понял, что сделал нечто плохое.

Когда я вспоминаю свое детство, то могу с гордостью сказать, что никогда не испытывал унижения со стороны своих родителей. Вряд ли многие из белых людей могли бы сказать то же о своих. Мои родители были чистокровными индейцами, и они были мудрыми и добрыми, и воспоминания о них всегда были приятными.

 

Г ЛА В А 5

РАСТЕНИЯ, ДЕРЕВЬЯ И ТРАВЫ

Мир животных и птиц имел большое значение для индейцев и приносил им немалую пользу, но то же можно было сказать о растениях, деревьях и травах. Все в природе могло приносить индейцу пользу. Он знал все возможности использования растений. То, что белый человек называл просто сорняками, для индейца было нужными растениями. Одни использовались в пищу, другие – для лекарств. Белый человек пьет разные горькие лекарства и платит за них немалую сумму, но если бы он решил жить простой и естественной жизнью, как это делали индейцы, возможно, его здоровье стало бы намного лучше. Но он пренебрегает Природой и предпочитает платить доллары за свое лечение. Врачи белых людей в большинстве своем богатые люди, тогда как наши знахари были бедны.

Итак, одно из наиболее полезных деревьев – тополь. Это дерево использовалось для различных целей, от верхушки до корней, от коры до сердцевины. Кора использовалась, если были нужны тлеющие угли. Пламя было ровным, без искр, поэтому не было опасности пожара даже если зимой огонь в типи горел всю ночь, в то время как все спали. Когда пламя гасло, угли еще долго тлели, создавая приятное тепло. Кора тополя использовалась для дубления шкур и укрепления кожаных изделий.

В коре тополя был тонкий сочный слой, и мы, дети, часто жевали ее, так как нам нравился ее вкус. Для ритуальных целей также использовалась древесина тополя. , например из него делали треножники для священных предметов.

Зимой, когда трава была под снегом, если срубали тополь, то наши лошади крутились вокруг него, объедая кору. Всю ночь наши маленькие лошадки усердно жевали, и к утру ветви дерева были свободны от коры. Затем дерево разрубали на дрова. Кора тополя была отличным дополнением к рациону наших лошадей, в частности, к траве, которую они выкапывали из-под снега.

Тополь трудно расколоть, а в сухом виде древесина очень легкая. По этой причине тополь использовался, когда мы делали седла из дерева и кожи. Из тополя делали волчки, и они могли крутиться на твердой почве и никогда не ломались.

Может показаться странным, но корни этого дерева очень легкие и губчатые, они могут плавать на воде. Мы, мальчишки, часто брали кусочки корня и пускали по течению. Девочки из этой части дерева делали кукол. Много раз они находили кусочки подходящего размера и с отростками, похожими на ручки и ножки. Чтобы получилась хорошая кукла, стоило только чуть придать ему форму. Девочки шили платья из сыромятной кожи для своих кукол. Потом они рисовали им лицо и волосы. Раскрашенные и наряженные в расшитые бисером платья, некоторые из них были очень красивы.

Весной на тополе появлялись гроздья почек, которые раскрывались, и красивый белый пух летал в воздухе. Мы использовали и его – для набивки кожаных подушек.

Другое дерево, которое широко использовалось - кедр, который белые также называли лиственницей. Если мы плохо себя чувствовали, мать или бабушка заваривали нам настой из кедровой хвои, которая хранилась в кожаных мешочках в каждом типи. Иногда туда добавляли несколько листочков шалфея. Этот настой был горьким, но мы послушно пили его и вскоре уже были здоровы. Если начиналась гроза, женщины бросали горсть кедровой хвои в огонь, и моментально типи наполнялось приятным запахом. Маленьким мальчиком я часто видел это – грозы бывали нередко в Северной Дакоте, и я знал, зачем это делалось. Однажды отец рассказал мне, что кедр защищает народ Сиу от ударов молнии. Известно, что молния никогда не ударяет в это дерево, и если меня застанет гроза, я должен спрятаться под него вместе со своей лошадью и там переждать грозу. Старые Сиу вспоминают о днях, когда они не боялись удара молнии, но теперь, живя в жилищах белого человека, некоторые погибают от этого.

Еще одна интересная особенность этого дерева – его не едят черви. Другие деревья часто бывают источены личинками насекомых, но кедр – исключительно здоровое дерево. Возможно, это связано с его запахом, который нравится и белым людям – они используют такие духи.

Мы делали флейты из кедрового дерева, но луки – очень редко. Если изделие из этого дерева ломается, то в нескольких местах сразу.

Для барабанов нам требовалось легкое и звонкое дерево, и этим деревом был вяз. Его легко можно было согнуть и разрезать на тонкие полосы. Когда мы стали фермерами, то стали в большей степени использовать это дерево. Однажды, будучи далеко от дома, я обнаружил, что у моего фургона сломалась ось. На месте сломанной оси я приделал палку из вяза. Я надеялся, что она выдержит, пока я доберусь домой и заменю ее на что-нибудь более прочное. На конце палки я проделал дыру и вставил туда железный болт. Я чувствовал, как он входит в мягкое дерево. Однако спустя несколько дней я увидел, что та часть дерева, через которую прошел болт, затвердела и стала прочной. Это меня удивило, я рассказал об этом другим , и среди наших фермеров вяз стал широко использоваться.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.