Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц 22 страница



• пилка дров;

• гребля в лодке;

• перемотка ниток;

• перетягивание каната;

• передача хрустального стакана;

• парный танец.

"Огонь-лед" (для детей с 4 лет).

По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает 'тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает. Каждый спит (для детей 5-6 лет) В зал входит ведущий и видит... На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. (В.А.Жуковский)

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

Сосулька (для детей 4 лет)

Ведущий читает стихи: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

Ведущий читает стихи: Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).

Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь Народ лесной.

Лишь барсук - Лентяй изрядный - Сладко спит В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закат

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".

Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

4.22. Из русских народных игр

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет "социализацией ребенка" (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из множества игр, описание которых можно найти в сборнике "Мудрость народная (жизнь человека в русском фольклоре)". Волк и дети

Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:

Щипали, щипали по ягодку По черную смородинку Батюшке на вставчик Матушке на рукавчик Серому волку Травки на лопату Дай бог умыться Дай бог убежать И дай бог убраться.

С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.

Лиса в норку

Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты - ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого- нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: "Лиса в нору, лиса в нору!" и пытаются ударить лису рукой.

Тот, которого лисаударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим. Мост

Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.

Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.

Черта

Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух

чертах, на расстоянии 15-20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии. Казаки и разбойники

Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.

Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников. "Черное" и "белое" не говорить, "да" и "нет" не повторять Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: "черный", "белый", "да", "нет". Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:

- Какая у тебя шляпа ?

- Синяя.

- Какая синяя? Она белая.

- Зеленая.

- Какая зеленая? Да она вовсе черная.

- Голубая.

- Вот как, голубзя? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.

- Нет не белая, а черная.

Ответивший так подвергается тройному наказанию за слова "нет", "белая" и "черная". Или спрашивают так:

- Есть ли у тебя рога ?

- Есть.

- Неужели есть?

- Имею.

- Так стало быть и хвост у тебя есть ?

- Хдоста не имею.

- Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?

- Человек.

- Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.

- Нет, человек.

И отвечающий платит штраф.

Море волнуется

По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: "Море волнуется". И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: "Море утихло". После этого каждый игрок должен занять свое место, атак как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком.

В шепотка

Выбирают из играющих водящего - парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.

Молчание

Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За

нарушение берется фант.

Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками.

Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.

Кухня

Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож ит.д.

Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: "Кочерга".

-Что на лице?

- Кочерга.

- На чем сидите?

-На кочерге, ит. п..

Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.

Камешки

Играющие раскладывают по полу камешки и уговариваются не мешать и не кричать. При этом произносят поговорки: "Уговорен всем делам родной братец", "Без уговора не садись, а на слово не вяжись", "Не еду, не лечу, а заеду- подхвачу" и т.п. и заключают условие: "Играть, не воровать" или "Цур играть, не воровать, без вороху - без промаху". Играющий бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить с полу несколько других. Остальные мешают ему рассказами или криком.

4.23. Соревнования и игры ЭСТАФЕТЫ

В эстафетах может участвовать много ребят. Эти соревнования позволяют развивать ловкость, силу, скорость, выносливость. Можно соревноваться:

 

 

 


 

 

 

 


 

ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ

Команды строятся в ряд. Первые игроки передают мяч следующим до тех пор, пока он не попадет к последним. Последние игроки бегут каждый к своей цели, обегают ее вокруг и возвращаются, став во главе своих команд и передав мяч стоящим за ними игрокам. Выигрывает та команда, игроки которой раньше поменяются местами.

 

КРУГОВАЯ ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ

Команды с равным числом участников образуют круги. По команде участники с номером один передают мяч номеру второму и т.д., а сами обегают круг в противоположном направлении, стараясь попасть на свое место раньше, чем туда будет передан мяч.

Рис. 50

СОРЕВНОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАВЫКОВ

Задание: пройти по хорошо обозначенной трассе и в местах контрольных пунктов выполнить установленные задания. Длина трассы: 1-2 км Число контрольных пунктов: 715 Команды: 3 человека

 

Контрольные пункты обозначены табличками с цифрами от 1 до 15 и текстами заданий. Стартовые интервалы: 7-10 мин в зависимости от сложности задания в контрольном пункте.

 

Оценка: время от старта до финиша плюс штрафное время за невыполненное задание. Этот вид соревнования является одним из самых увлекательных. Ниже приведены три примера таких соревнований, включающих в общей сложности 30 различных дисциплин,

которые можно комбинировать. Соревнования способствуют как повторению школьного материала, так и закреплению навыков, полученных в лагере. Задания могут включать следующие элементы: политико-воспитательные, из области естествознания, географии, труда, военного дела, туризма и т. п. Сложность трассы и отдельных заданий определяется в зависимости от возрастной группы детей, точно так же, как и оценка выполнения заданий.

Рис. 51

 

 

 


 

 


 

СОРЕВНОВАНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Задание: в кратчайшее время пробежать маршрут и запомнить как можно больше предметов, изображенных на мишенях.


 

Оценка: чистое время от старта до финиша плюс штрафное время 0,15 мин за каждый незамеченный предмет. Участник, добежавший до финиша, получает дополнительно 3 мин для записи предметов (это время не засчитывается при оценке).

Рис. 58

 

Одиночные соревнования. Количество предметов 15-20

Игра, в которую часто играют в помещении, приобретает здесь новую форму.

Попробуйте, она вам обязательно понравится.Рис. 59 СОРЕВНОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕПЯТСТВИЙ

Задание: в кратчайшее время преодолеть препятствия, находящиеся на установленной трассе, длинатрассы: 1-2 кмЧисло препятствий: 5-10 Команды: 1-2 человека Обозначение трассы: знаки-стрелки Стартовый интервал: 3-5 мин

Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за непреодоленное препятствие (3-5 мин). Трасса и препятствия должны соответствовать возрастной группе ребят. В целях безопасности не забудьте обеспечить страховку у каждого из препятствий.

 


 

СОРЕВНОВАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕЛИЧИН

Задание: в кратчайшее время пробежать установленную трассу, выполнив в местах контрольных пунктов следующие задачи:

Определение расстояния Определение веса Определение высоты Определение количества Определение времени Определение длины трассы

Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за неточное определение.

Pul. 62

 


 

СОСТЯЗАНИЕ В НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Задание: пройти по установленной трассе и найти как можно больше мишеней.


 

Длина трассы: 2 км Число мишеней: 20-30 Команды: 1-3 человека

Обозначение трассы: бумажные значки-стрелки Стартовый интервал: 3 мин

Мишени- листы бумаги с обозначениями, расположенные на высоте 2 м над землей и на расстоянии 20 м друг от друга по обе стороны трассы •чтобы найти их было не просто.

Рис. 64

 

РАЛЛИ БЕГУНОВ

Задание: пробежать в установленное время через контрольные пункты точно обозначенной трассы, разделенной на одинаковые отрезки, выполнив дополнительное испытание на скорость

Перед соревнованием участники пробегают трассу с секундомером и знакомятся с контрольными пунктами Во время соревнования они бегут без секундомера.

Испытание на скорость' 50-60 м Трасса. 1-2 км

Стартовый интервал 2-3 мин

На контрольных пунктах находятся контролеры, записывающие время участника ралли, прошедшего через контроль.

Оценка участник должен пробежать отдельные участки трассы за 5 мин и пройти через контроль между пятой v шестой или десятой и одиннадцатой минутами итд. За каждые 15с ниже или сверх установленного лимита участник получает штрафные очки. Побеждает участник с наименьшим количеством штрафных очков.

 


 

 


 

 

Отдельные буквы текста пишем в порядке, установленном в квадрате, являющемся одновременно шифровальным и дешифровальным кодом.

ШИФРОВАЛЬНЫЙ КРУГ

 

Часть пятая Развитие духа 5.1. Духовное развитие детей

Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие занятия проводятся для того, чтобы помочь детям воспитать в себе правильное отношение к Миру, Природе, Человеку. Основной прием в таких беседах- рассмотрение жизненных ситуаций и поведения людей в них, каким образом и с помощью каких поступков персонажам рассказов удалось решить свои проблемы, какие качества они при этом проявили.

5.2. Преподаватель - ученик

Рассмотрим ряд правил, проявляемых в отношениях преподавателя и ученика. Необходимо объяснять детям, почему следует поступать так, а не иначе, и что может произойти, если поступить по-другому.

1. Преподаватель - всегда ученик, он учится у того, кого учит. Что бы быть хорошим преподавателем надо стать хорошим учеником.

2. Преподаватель должен уметь до конца выслушать любое мнение.

3. У    преподавателя всегда должно быть свое мнение, но не надо лишать других права выбора.

4. Преподаватель должен быть мастером своего дела.

5. Преподаватель перестает жить для себя, когда он с учениками.

6. Любую информацию, передаваемую детям, необходимо проверять на себе.

7. В мыслях, чувствах, словах и делах преподаватель должен быть одним и тем же человеком.

8. У преподавателя не должно быть любимчиков, все равны и все талантливы по-своему.

9. Не стыдящийся независим.

10. Прилежный     ученик должен стремиться обратить знания в опыт, опыт в навык, а навык в умение.

11. Ученик должен уважать и любить преподавателя. Если не нравится этот - можно найти другого.

12. Лучше не верить преподавателю, а доверять, а затем проверять информацию на практике.

13.Основная задача преподавателя - помогать ученику, а задача ученика-стараться постичь то, что говорит преподаватель.

14. Только опыт является личностным достижением каждого.

15. Ученик должен каждый свои поступок подвергать сомнению.

16. Ученик должен стараться быть естественным - таким, каков он есть, и принимать ту ситуацию, в которой находится.

5.3. Ученик-ученик

1. Ученик должен стремиться узнать, зачем он пришел сюда.

2. Дружба скрепляет сердца и помогает продвижению тем сильней, чем крепче дружба. Чем более дружны ученики, тем эффективней обучение. Дружба всегда проверяется трудностями.

3. Не  оправдывайтесь друг перед другом, а разберитесь, в чем виноват каждый.

4. Каждый ученик - личность и индивидуальность.

5. Если ученик вносит в коллектив личные негативные качества, то он разрушает коллектив.

6. Учите    друг друга без злости, эгоизма и ненависти.

7. Каждый ученик сам отвечает за свои поступки.

8. У    каждого ученика свои определенные задачи, сила, опыт и умения.

9. Невыполненное желание порождает страдание. Формировать желания необходимо не от страсти и эгоизма, а от Природы и необходимости для вас.

10. Любите друг друга, и тогда проведенное вместе время превратится для вас в праздник. 5.4 Дети-родители

1. Принимайте своих детей такими, какие они есть, благодаря тому, что они такие, они попали на Землю.

2. Родители,  ребенок - это то, чего вам не хватало в жизни, его качества - ваши достоинства и недостатки.

3. Мы ругаем больше всего тех, кто ближе к нам, кто показывает наши недостатки.

4. Не стыдитесь друг друга, потому что вы во многом похожи, но вы и различны.

5. Старайтесь в любой жизненной ситуации встать на место другого и подумать, как бы поступили вы.

6. Всегда можно найти компромисс, но из-за гордости и высокомерия мы часто идем на скандал. Лучше договориться и придерживаться в отношениях золотой середины.

7. Если вы злитесь на кого-то, то вы уже не правы. Злость - проявление негативного качества (вас лишили запрограммированного удовольствия).

8. Любое дело делайте на свежую голову.

9. Иногда прислушивайтесь к старшим, они опытны и их советы могут быть полезны.

10. Родители, присматривайтесь к детям, их интуиция подскажет вам истину.

5.5. Законы отношений девочка - мальчик

Об отношениях между мальчиками и девочками необходимо рассказывать правду, а не преумножать иллюзии. В чем отличия, почему они устроены по-разному? При этом главное - не окрашивать эти рассказы эмоциями и страстями, иначе они могут вызвать извращенные желания. Следует помнить, что эти отношения естественны и природ-ны, а значит, не могут быть запретными и безобразными. Покажете детям этапы развития: девочка - сестра - девушка - женщина - жена- мать- бабушка; мальчик- брат- юноша- мужчина- муж-отец - дедушка.

1. Мальчик и девочка - две половинки одного целого.

2. Наблюдайте      в противоположном свое внутреннее.

3.Чем ваши отношения будут более естественными, тем вам будет легче жить.

4. Мы боимся того, чего мы не знаем.

5. Все непознанное притягивает и пугает.

6. У    каждого своя задача в жизни, и выполнение ее зависит от наших поступков, качеств, мыслей, желаний, слов.

7. Не  находят общего языка те, кто не желает терпеть и искать об щий язык.

8. Мы стремимся к тому, чего нам не хватает.

9. Ум  выше силы, но чрезмерная сила давит на ум.

10. Помогают не тем, кто слабее, а тем, кому это нужно и кто об этом просит.

11 .Помогающий не тот, кто сильный, а тот, кто догадывается, зачем он это делает.

5.6. Самоуважение и уважение к ближнему

Если вы воспитаете в ребенке самоуважение и уважение к ближнему, то вы откроете в нем личность и индивидуальность.

1. Уважая себя - уважаешь мир.

2. Что происходит вокруг тебя, то происходит и внутри тебя.

3. Пренебрежительное  отношение к близким, событиям, жизни -это пренебрежение к самому себе, так как человек - часть мира.

4.Человек, который уважает себя, старается контролировать свои поступки, потому что он знает, что все его действия отражаются на окружающих и от него зависит, какие это будут действия.

5.Чтобы любить ближних, необходимо любить себя и свой организм.

6. Прежде чем что-либо говорить, думай не об авторитете, а о том, что эти слова дадут другим.

7. Нельзя жить полностью для себя или для других. Живите, думая и о себе, и о других.

8. Уважать - не значит поклоняться. Уважать - значит осознавать.

9. Уважение  к человеку приходит не по его словам, а по его делам.

10. Терпение и благородство, проникновение и контроль, любовь и осознанность- вот качества человека, которыми необходимо обладать, чтобы уважать себя.

5.7. Последствия поступков

Беседуя об этом, научите ребенка видеть множество вариантов развития ситуации и в зависимости от этого делать разумный для всех выбор. Человек (ребенок) полностью несет ответственность за свой поступок, поэтому он должен знать или предвидеть, что делает. Это учит анализу поступка и осознанию действия.

1. Думая с эмоциями о будущем, вы притягиваете ситуацию, думая со спокойствием - вы предвидите ее.

2. Видя ход событий наперед, действием, совершенным сейчас, вы можете изменить будущее.

3. Причина ошибки в неведении.

4. Личная сила проявляется в управлении ситуацией.

5. Предвидя результат события, задумаешься о его последствиях.

6. Мир во мне, я в мире. Влияя на события, мы изменяем себя.

7. Изменяя себя, мы меняем мир вокруг нас.

5.8. Нормы этикета

Приучая детей к нормам этикета, вы помогаете им посмотреть на мир другими глазами. Образ жизни, мысли, желания, поступки тесно связаны между собой и во многом поддаются воспитанию. Приучаясь следовать правилам этикета, мы осознанно изменяем себя к лучшему, именно для этого и существуют выработанные веками нормы этикета.

1. Одежда, как и слова, несет в себе смысловую нагрузку, энергию и рассказывает о вас. Тем самым вы влияете на то, как другие будут к вам относиться.

2. Ваше внешнее поведение говорит о вашей внутренней сущности.

3. Ваша речь отражает ваш образ мышления.

4. Ваши жесты - подсознательное выражение вашего внутреннего состояния.

5. Ваше отношение к событиям - ваш образ жизни.

6. Изменяя внешнее поведение, вы изменяете свое внутреннее состояние.

5.9. Ритуалы, приветствия Приветствие

Приветствия даются тогда, когда дети к этому уже готовы.

Привычки не бывают хорошими или плохими - они просто существую. Привычки образуются в результате закономерностей, когда, выполняя какое-либо действие, вы получаете один и тот же удовлетворяющий вас результат. Человек не хочет экспериментировать и ошибаться. Но это замкнутый круг, а не спираль развития. Не старайтесь сделать ритуалы и медитации привычками, лучше выполнять их творчески и осознанно. Детям лучше лишний раз объяснить, для чего это нужно, чем просто сказать: "Давайте сделаем это".

Знакомить с приветствием надо с вопроса: "Для чего люди здороваются друг с другом? Как они ото делают?"

Расскажите о том, что происходит, когда люди приветствуют друг друга, как они обмениваются энергией через улыбки, слова. Объясните, что, приветствуя преподавателя и друг друга, вы тем самым проявляете уважение и почтительность к ним.

Напомните слова Маугли, героя одной из книг Киплинга, когда он говорил: "Мы с тобой одной крови..." Объясните популярно, что, приветствуя кого-либо, хорошо пожелать: чтобы не было войны, чтобы нас окружало больше любви, доброты, справедливости в мире.

На следующих занятиях можно спросить у детей: "Знаете ли вы, кто такие домовые?" Пусть они вам расскажут о них. Объясните им, кто такие домовые и какие задачи они выполняют, что, приветствуя их, мы заводим с ними дружбу и они будут нам помогать. Предложите им дома поговорить со своим домовенком и рассказать на следующем занятии, какой он. Не забудьте предупредить, что нужно спросить разрешения у домовенка побеседовать с ним, а то он может быть занят важными хозяйственными делами.

Не лишне напомнить, что любую информацию следует давать только в подготовленную среду. Помните, в какое положение вы можете поставить детей, если их домашнее окружение, не готовое к этой информации, узнает о домовых и прочих "небылицах". 3 этом проявляется особая ответственность преподавателя перед учениками.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.