Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц 18 страница



Дети, начиная с четырех лет. это упражнение повторяют три раза.

Вторая фаза.

Можно сидеть или стоять, поставив ноги на ширину плеч. Руки, согнув в локтях, расположить на уровне груди и соединить пальцы в виде шатра. Внимание сосредоточить на пульсации пальца; рот полуоткрыт, язык на нёбе, вдох через нос (счет "1-2-3-4"), выдох через рот (счет "1-2-3-4"), глаза закрыты. Эта фаза упражнения повторяется тоже 3 раза. Упражнение 3. "Доминирующее опускание руки" (в тонусе).

Выполняется стоя и вдвоем. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет "1-2-3-4"), после чего другой начинает опускать эту руку в три шага:

Первый шаг: создание легкого усиления мышц руки (счет "1-2-3-4-5-6-7"), время 7 с. Второй шаг: создание большого напряжения (счет "1-2-3-4-5-6-7"), время 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет "1-2-3-4-5-6-7"), время 7 с.

Опускание руки повторяется 3 раза, при этом ее нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы: упражнение должно доставлять удовольствие (критерий правильности). Детям говорят- это развивает мышцы. Упражнение должно быть прочувствовано на уровне мышц.

Левую руку можно включать вместо правой, если усиливают правое полушарие. Правша или левша - не учитывается.

Обучение правого полушария Упражнение 1. "Перекрестная марионетка".

Выполняется стоя. На счет "1-2-3-4-5-6-7" медленно и равномерно поднимается левая нога, согнутая в колене, достигает бедра. Когда нога поднята до горизонтального уровня, правой рукой делается усиление для ноги в три шага:

Первый шаг: легкое усиление мышцы ноги (7 с).

Второй шаг: сильное усиление (7 с).

Третий шаг: доминирующее опускание ноги (7 с).

Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что- нибудь опираться или держать ее, отставив в стороны и согнув в локте. Спина должна быть прямой.

Дети повторяют это упражнение 3 раза.

Упражнение выполняется только для левой ноги.

Упражнение 2. "Перекрест".

Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем тушью перекрестом. Он располагается на плоскости на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 с взгляд переводится на светлый тон. С появлением образа глаза закрываются, перекрест мысленно переносится в область переносицы; через некоторое время - в область лба (середины), а затем уже в темя. Это символ единства мозга.

Упражнение повторяется 3 раза и служит для проверки включения и работы правого полушария.

Упражнение 3. "Доминирующее опускание руки".

Выполняется стоя и вдвоем. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет "1-2-3-4-5-6-7"), после чего другой начинает опускать эту руку в три шага:

Первый шаг: создание легкого усиления мышц руки (счет "1-2-3-4-5-6-7"), время 7 с. Второй шаг: создание большого напряжения (счет "1-2-3-4-5-6-7"), время 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет "1-2-3-4-5-6-7"), время 7 с.

Опускание руки повторяется три раза.

Упражнение 4. "Односторонняя марионетка".

Выполняется так же, как Упражнение 1: медленно на счет "1-2-3-4-5-6-7" поднимается лишь правая нога, усиление в 3 шага создается также правой рукой. Спина прямая.

Дети повторяют это упражнение 3 раза.

Упражнение 5. "Параллели".

Для выполнения упражнения предлагается лист плотной белой бумаги с нарисованными на нем черной тушью двумя параллелями. Он располагается так же, как и в упражнении "Перекрест", т.е. на плоскости на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом освещение должно быть нормальным и равномерным.

Необходимо в течение 45 с смотреть на центр листа, между параллелями, после чего взгляд переводится на светлый фон. С появлением послеобраза глаза закрываются, а параллели мысленно переводятся в центр лба, после чего некоторое время нужно смотреть на них в таком положении.

Упражнение можно повторить до 3 раз.

Упражнение 6. "Усиление руки" (без доминирующего опускания).

Выполняется вдвоем. Один медленно и равномерно на счет "1-2-3-4-5-6-7" поднимает правую руку до горизонтального положения. Другой делает усиление руки в два шага: Первый шаг: легкое усиление (счет "1-2-3-4-5-6-7").

Второй шаг: большое усиление (счет "1-2-3-4-5-6-7").

Чтобы рука ребенка не взмывала вверх после второго усиления, партнер плавно, постепенно и легко опускает его руку, а тот в свою очередь так же плавно продолжает опускать ее до конца (счет "1-2-3-4-5-6-7").

Дети выполняют это упражнение 3 раза.

Упражнение 7. "Взгляд Влево Вверх".

Поза: правой рукой фиксируют голову за подбородок. Взять карандаш или ручку, левую

руку выбросить в сторону вверх под углом 45° так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение: в течение 7 с смотрят на предмет в левой руке, затем этот взгляд меняют на взгляд прямо перед собой (счет "1-2-3-4-5-6-7").

Упражнение выполняют 3 раза, в последующем доводят до 7-8 раз.

Упражнение 8. "Перекрестная марионетка".

Выполняется так же, как и Упражнение 1. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога, усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется три раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.

После упражнения 8 повторяются в следующем порядке упражнения:

Упражнение 6. "Усиление руки" (без доминирующего опускания).

Упражнение 4. "Односторонняя марионетка".

Упражнение 3. "Доминирующее опускание руки".

Упражнение 9. "Метафора", или "Дружба".

Первая фаза. Упражнение "Перекрест" (описание см. выше).

Вторая фаза.

Сначала выполняется, как упражнение "Перекрест". После перевода постобраза в область переносицы обе руки сплетают в закрытый замок (большие пальцы рядом и параллельны, остальные пальцы подняты гребешком вверх) и также подносятся к переносице. Касаясь ее большими пальцами, перемещают замок и постобраз на середину лба, после чего замок закрывают (пальцы замыкают). Оставляя замок на том же месте, постобраз перемещают в область темени.

Дети выполняют упражнение 3 раза.

3.32. Глазная гимнастика

Глазная гимнастика рекомендуется всем, в том числе детям. Ее лучше выполнять не ранее чем через час после еды, один раз в день по 10 мин. Делать без очков.

Гимнастика излечивает дальнозоркость, близорукость, начинающееся косоглазие. За 3-4 месяца можно улучшить зрение на 2-3 диоптрии.

Упражнения глазной гимнастики выполняют медленно, спокойно, с размеренным спокойным дыханием, преимущественно стоя, но можно и сидя, в идеале - в позе лотоса. Во всех упражнениях фиксировать сознание на области межбровья. Выполнять упражнения лицом на север. При выполнении упражнений глазной гимнастики стараться не моргать. Комплекс рекомендуется делать целиком, не разбивая на части.

Упражнение 1.

Приставить указательный палец (мужчины - правой руки, женщины - левой) к кончику носа, палец параллелен полу. Скосить взгляд на кончик пальца, смотреть не моргая. Одновременно с фиксацией взгляда на кончике пальца выполнить полный вдох и полный выдох. Выполнять 1-2-3 раза.

Упражнение 2.

Выполняется аналогично первому, но палец приставлен к области межбровья. Выполнять 1-2-3 раза.

Упражнение 3.

Приставить указательный палец правой руки к кончику носа. Скосить взгляд на кончик пальца. С полным вдохом удалять палец от носа как можно дальше (на расстояние вытянутой руки или же на расстояние остроты взгляда). Смотреть на кончик пальца. С выдохом возвратить палец обратно к носу. Выполняется 1-2-3 раза.

Упражнение 4.

Выполняется аналогично Упражнению 3, но палец приставлен к области межбровья. Выполнять 1-2-3 раза.

Упражнение 5.

Запрокинуть голову как можно дальше назад. Смотреть на кончик носа. Сделать полный вдох, затем полный выдох. Выполнять 1-2-3 раза.

Упражнение 6.

Запрокинуть голову как можно дальше назад. Смотреть на область межбровья. Сделать полный вдох, затем полный выдох. Выполняется 1-2-3 раза.

Упражнение 7.

Поставить перед собой правую руку (женщины - левую) с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами (мизинец и безымянный палец прижаты большим пальцем к ладони). Ладонь руки ребром наружу поставить перед глазами на расстоянии ладони от лица (10-12 см). Смотреть на кончики пальцев. С медленным вдохом начать движение руки вправо до упора, не отрывая взгляда от кончиков пальцев. С выдохом медленно, продолжая следить за кончиками пальцев, вернуть руку в исходное положение. Затем со вдохом выполнить все то же самое, но в другую сторону. Выполняется по 3 раза в каждую сторону.

Упражнение 8,

Сделать полный вдох. На выдохе выполнять массаж глазных яблок вторыми фалангами больших пальцев рук (глаза закрыты). На задержке открыть глаза, прикрыть их ладонями и находиться в таком положении на время всей задержки на выдохе (глаза открыты и расслабленны во время всей задержки). Выполняется 1 раз. Упражнение 9.


S


 

Пальцы в том же положении, что и в Упражнении 7. Выполняется стоя. С полным вдохом правая рука поднимается до точки С (Рис.42) и движется по кругу до точки D. От точки D с полным выдохом движется по кругу вниз, в точке А касается пальцев левой руки, дальше вверх идет уже левая рука, продолжая выдох, до точки D (правая рука остается внизу). От точки 0 с полным вдохом левая рука движется по кругу до точки С. В точке С коснуться пальцами левой руки пальцев правой и опустить левую руку, а правая рука движется по кругу до точки В, откуда и начинается полный выдох.

Точки АиС - смена рук.

Точки D и В - смена вдоха и выдоха.

Верхняя часть круга - вдох, нижняя - выдох.

Концентрация внимания - подушечки указательного и среднего пальцев той руки, которая описывает круг.

Выполняется от 5 до 10 раз.

Упражнение 10.

Стоя с открытыми глазами, скачками переводить глаза в углы поля зрения, фиксируя взглядом точки концов буквы Ж (в левый верхний угол, в правый нижний угол и т.д.). Движения глаз - резкие, в крайних точках задерживать взгляд, не мигая. Дыхание свободное. Менять точки фиксации вразброс, каждый угол пройти 2-3 раза.

Упражнение 11.

Выполняется стоя. "Рисовать" глазами крест. Максимально отклонять глаза вверх-вниз, рисуя вначале вертикальную линию, затем в стороны, рисуя линию горизонтальную. В крайних положениях небольшие задержки взгляда. Затем "рисовать" взглядом одновременно 2 креста, затем 3. Выполняется 10-15 раз.

Упражнение 12.

"Рисовать" взглядом на стене квадрат, разделенный на 4 части. В каждой части квадрата находятся кружочки. Мысленно крутить эти кружочки, вначале каждый по очереди, затем одновременно 2, 3 и 4 кружочка. После этого крутить те кружочки, которые напротив, в разные стороны, и в конце все 4 кружочка крутятся одновременно и в разные стороны. Упрощенный вариант этого упражнения- квадрат разделен горизонтальной линией. Упражнение выполняется в течение 1-2 мин.

Упражнение 13.

Глазами описываем восьмерки: горизонтальную, вертикальную и две диагональные. Плоскость фиксации близка к лицу. Каждую восьмерку описываем сначала в одну сторону, затем в другую. По 1-2 раза в каждую сторону.

Упражнение 14.

Медленно вращать по кругу глазными яблоками: а) с открытыми глазами; 6) с закрытыми. Ритм менять, амплитудамаксимальная. Выполняется 10-15 раз.

Упражнение 15.

Взглянуть на яркий источник света (солнце на восходе или закате, лампа с матовым плафоном и т.д.). Прикрыть глаза ладонями и постараться как бы "втянуть" световое пятно в область межбровья. Выполнить 3 раза. На лампочку можно смотреть до одной минуты, на солнце - дольше (но только на восходе или закате).

Упражнение 16.

Набрать таз отстоянной воды комнатной температуры. Опустить лицо с открытыми лазами в воду и поморгать. Выполняется 3-5 раз.

Упражнение 17.

Набрать полный рот воды, щеки раздуть и наклониться над тазом с водой. Плескать воду пригоршнями в широко раскрытые глаза. Выполняется 10 раз.

Упражнение 18.

После освоения Сиршасаны можно включать ее в комплекс упражнений глазной гимнастики, но обязательно с последующей Матсиаса-ной (описание этих упражнений см. выше).

Упражнение 19.

Созерцание - 10 мин (описание см. выше).

Упражнение 20.

Шавасана- 10 мин (описание см. выше).

Часть четвертая. Развитие души 4.1.  Творческое развитие ребенка

Творчество детей- это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение ы самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами,

единственными и обязательными для всех.

В.А.Сухомлинский

Определений творчества много, но практически все они схожи в одном: творчество - это создание чего-то нового. Именно фактор новизны является главным в творчестве Отсюда можно дать следующее определение творчества - это создание нового в любом из проявлений жизни.

Творчество - это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим -состояние "здесь - и - сейчас". Величайший Творец - это Природа, и в миг творчества человек как никогда близок к Природе.

Дети очень близки к Природе, и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача родителей - помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни, что бывает далеко не всегда.

В докладе "Образование: сокрытое сокровище", подготовленном Международной

комиссией по образованию для двадцать первого века Юнеско, отмечается: 'В быстро меняющемся мире, одним из главных двигателей развития которого, по-видимому, является новаторство как в экономической, так и в социальной области, особое место, без всякого сомнения, должно принадлежать воображению и творчеству, которые являются наиболее яркими проявлениями человеческой свободы и которые могут оказаться под угрозой в результате определенной стандартизации индивидуального поведения. XXI век нуждается в разнообразии талантов и личностей, причем речь идет не только о выдающихся людях, существование которых является совершенно необходимым в любой цивилизации. В связи с этим необходимо предоставить детям и подросткам все возможности для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, спортивной, научной, культурной и социальной областях, которые должны дополнить интересные рассказы о том, что сумели создать в этих областях предыдушме поколения или их современники. В школе искусство и поэзия должны занять более значительное место, чем то, которое во многих странах отводится им в рамках образования, ставшего скорее утилитарным, чем культурным".

Ниже приведены наиболее общие способы стимулирования творческой активности (по Л. Ю. Субботиной).

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны родителей, их отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления.

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами в целях развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.

5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

4.2. "Живое и мертвое" искусство

Очень важно, чтобы произведения искусства, с которыми вы знакомите детей, были "живыми". Как разобраться, где искусство "живое", а где "мертвое"? Возможно, в этом вам помогут приведенные ниже основные отличия "живого 11 искусства от "мертвого".

1. "Живое" искусство отличает вневременность. Есть песни и романсы, которые поют десятки и сотни лет, а есть и те, которые забываются за месяц или год. Практически все народные песни можно отнести к "живому" искусству. С другой стороны, подавляющее большинство песен сегодняшней эстрады - это яркий образец искусства "мертвого". Все, что мы относим к классике (в литературе, музыке, живописи и др.), является искусством "живым" потому, что классика выдержала испытание временем и осталась актуальной. "Живое" искусство решает вечные задачи, а "мертвое" - сиюминутные.

2. У произведений "живого" искусства, будь то песня, стихотворение, картина, музыкальное произведение, есть душа. Что я под этим понимаю? То, что Творец передал своему творению частичку своей души, частичку своей индивидуальной энергетики. Естественно, произведения "мертвого" искусства потому и мертвы, что они бездушны. Какая душа может быть у "Черного квадрата" Малевича? Кстати, слава, популярность, мода не могут служить критерием того, что какое-либо произведение искусства является "живым". Очень часто именно "мертвое" искусство является каноническим. Наглядный тому пример - абстракционизм. Среди произведений художников-абстракционистов вы не найдете "живого" искусства. Тем не менее это модно. Впрочем, мода эта создана искусственно. Я не могу сказать, что абстракционизм как течение не сыграл определенную роль. Наоборот. Но выполнив свою задачу (задача любого авангардного

течения состоит в разрушении старых канонов), он не прекратил свое существование, а благодаря поддержке тех, кому было выгодно насаждение "мертвого" искусства, и по сей день активно развивается.

3. В произведения искусства, которые можно назвать "живыми", не вложена энергетика корысти (или вложена в минимальном количестве). Творец творит не ради денег, а ради самого процесса творчества. Большинство же произведений искусства "мертвого" переполнены энергией корысти.

4. Произведения "живого" и "мертвого" искусства несут в себе разные состояния. Вспомните, какой отклик вызывает в вашей душе любование картинами старых мастеров. А "Красный квадрат" или же "Черный квадрат" вызывает подобною рода отклик? Разве одно и то же состояние несут песни Окуджавы и группы "На-на"? Совпадают ли ваши ощущения, когда вы любуетесь собором Василия Блаженного и когда смотрите на сверкающий стеклами небоскреб?

5. Произведения "живого" искусства всегда многоплановы. Каждый раз, когда мы к ним обращаемся, у нас есть возможность узнать, ощутить, прочувствовать что-то новое для себя. Стоит ли говорить, что для "мертвого" искусства это не характерно.

Подведем итоги. Итак, "живое" искусство - это искусство, пытающееся ответить на вечные вопросы, несущее красоту, волшебство, тайну, имеющее душу и передающее ее высокие состояния.

Очень часто говорят о волшебной силе искусства. На мой взгляд, эта сила и заключается в способности искусства делать нас чище, возвышенней, духовней. Разве это не волшебство? И что самое главное, каждый из нас может стать волшебником и принести своим волшебством пользу не только себе, но и другим людям. И одна из важнейших задач родителей - приобщить ребенка к миру искусства.

4.3. Музыка и пение

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека.

В.А.Сухошинсый

Ребенок воспринимает музыку, еще находясь в утробе матери. Причем больше всего детям нравится спокойная классическая музыка, а меньше всего музыка типа рока, репа и т.п. Профессор педиатрии из Йельского университета (США) Николь Кокс описывает следующий эксперимент: женщинам на последних месяцах беременности давали слушать громкую рок-музыку. Она отмечает: "Их будущие детишки изнутри с недовольством стучали по животу, как будто рассерженные соседи в стену квартиры".

Все мамы начинают воспитывать музыкальный вкус ребенка до его рождения. Но одни делают это бессознательно (просто слушая музыку), другие - сознательно, понимая, что ту музыку, которую они слышат, слышит и ребенок и что она оказывает на него влияние. Очень важно, сознательно начинать музыкальное воспитание ребенка еще до его рождения.

Главное в музыкальном воспитании - восприятие музыки. Восприятие музыки является основой всех видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения, сочинительства. В.А.Сухомлинский писал1: 'В "Школе радости" больше внимания уделялось слушанию музыки - музыкальных произведений и музыки природы. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека - остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, береги эту красоту и умножай ее. Многолетний опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры

- способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии - только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному языку, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство".

Как привить ребенку вкус к музыке? Возможно, вам помогут некоторые советы и упражнения, предлагаемые Сесиль Лупан2: • Пойте. Нужно, чтобы ребенок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Если вы стесняетесь своего пения, делайте это только в присутствии малыша (дети - снисходительные и восторженные слушатели). Пойте младенцу с самого его рождения и до конца ваших дней (что пойдет на пользу вашим внукам). Даже если вы фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить малышу: "Я пою плохо, но все равно петь так приятно. А если бы я пел (пела) лучше, то было бы еще веселее!". Что петь? Детские песенки. Важно, чтобы ребенок постепенно усвоил серию простых мелодий, которые станут для него первой точкой отсчета.

1 Сухомлинский В А. Сердце отдаю детям.

2 Лупан С. Поверь в свое дитя.

Как петь? Выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребенку на сон грядущий. Делайте это хотя бы раз в день. Пойте со словами и без слов. Не забывайте, что слова есть всего лишь дополнение к музыке. Нужно, чтобы ребенок слышал, как вы поете без слов. Это очень важно.

Пребывайте в "ритмическом состоянии". Это состояние концентрации, при котором тело в любой момент готово к совершению какого-либо быстрого движения. Если вы вялы, то ваша музыка будет невыразительна и не представит для ребенка ни малейшего интереса. Кассеты. Давайте вашему ребенку возможность слушать кассеты. Хорошо бы купить ребенку, когда ему исполнится года два (или даже раньше), кассетный магнитофон. Записывайте для него на кассеты различную музыку. Приучайте ухо малыша к музыке всех жанров (классической музыке различных периодов, песням, народной музыке) и звучанию простейших инструментов.

Различные виды восприятия на слух. Различают три вида такого восприятия: пассивное - ребенок слышит звук радио, но занят другим; частично активное - малыш слушает и одновременно предается своим мыслям - музыка в данном случае служит для него источником вдохновения; и наконец, активное - ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее и явно шокирован, когда поют неверно. Разумеется, именно этот последний вид восприятия на слух и следует прежде всего развивать, так как никакой инструмент не заменит вашего присутствия, вашего голоса, вашей жизнерадостности. Ребенок начинает петь. Не волнуйтесь, если этот момент наступит не сразу. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку (если возможно, в вокальном и инструментальном вариантах), прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным и полным ошибок исполнением. Не заставляйте ребенка петь, ему вполне достаточно пока одного вашего примера. Приласкайте младенца, когда он начнет петь.

Импровизация. Привычку к импровизации нужно вырабатывать с самого раннего возраста. Не ограничивайтесь исполнением песен, придумывайте музыку сами. Не нужно быть композитором, чтобы сочинить какой-либо простой мотив. Попробуйте петь то, что вы хотите сказать ребенку. Он будет в восторге; кроме того, вы подадите ему прекрасный пример. Поощряйте его, когда он станет отвечать вам подобным же образом.

• Игра в ошибки. Спойте очень хорошо знакомую ребенку песенку, Попуская ошибки, которые он должен заметить. Малыш с большим удовольствием это сделает.

• Ритмические диктанты. Прохлопайте или простучите руками по столу очень простой ритм и попросите ребенка повторить его. Если он ошибется, скажите: "У тебя почти что получилось, послушай еще раз..." Варьируйте ритмы. В том случае, когда составной частью ритма является пауза, изобразите ее выражением лица и произнесите звук "шшш". Руки в это время не двигаются. (Ребенок плохо воспринимает паузу как таковую, ему нужен образ паузы.) Когда какой-либо ритм ему удается, попросите его повторить этот ритм несколько раз подряд.

•ОЧЕНЬ ВАЖНО! Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха, даже когда ребенок не может вас услышать. Кто-нибудь из "доброжелателей" обязательно передаст ему ваши слова. А кроме того, если вы способны подумать нечто подобное, ребенок сразу это почувствует. Поочередное пение. Спойте хорошо знакомую ребенку песню вместе с ним, по очереди исполняя фрагменты. Поющих может быть двое или больше. Вы без предупреждения указываете на того, кто должен начинать пение, предыдущий певец замолкает, но песню продолжает другой, и так до конца без перерыва. Та же игра с ритмом, который вы выстукиваете вместе с ребенком, поочередно вступая и замолкая. Невидимый сосед. Тоже упражнение, но теперь один из участников - ребенок, а второй - подразумеваемый молчащий сосед. Когда вы подадите знак, малыш должен прекратить петь вслух, но продолжать петь про себя до тех пор, пока вы не сделаете следующий знак. Тогда ребенок снова начинает петь вслух, как если бы в промежутке песню пел кто-то невидимый.

Игра в притяжение. Пусть ребенок отстукивает простой и хорошо знакомый ему ритм. Когда он увлечется этим занятием, начните отстукивать другой ритм. Каждый из вас должен придерживаться своего ритма, не сбиваясь на ритм другого.

Жестикуляция. Важно, чтобы ребенок научился соединять движение и музыку. Несколько жестов помогут в этом: а) когда вы поете, делайте рукой движения вверх и вниз, следуя за мелодией, подобно тому, как ведут себя ноты на нотном стане. Постарайтесь, чтобы ребенок повторял вслед за вами те же движения, а потом, если сможет, сделал бы их сам; 6) чтобы малыш почувствовал разницу в силе звука, открывайте ладони при громком звуке и сжимайте руки в кулаки по мере того, как звук стихает.

• Голосовые упражнения. Изобразите звук сирены, т.е. на одном дыхании спуститесь до нижнего предела вашей тесситуры, затем поднимитесь до верхнего. Предложите ребенку руководить вами: когда он поднимает руку, вы повышаете голос, а когда опускает- понижаете. Игра очень нравится детям. Затем поменяйтесь ролями: малыш изображает сирену, а вы руководите им. Подражайте сирене пожарных, заводскому гудку, сирене полицейской машины и т.д. Хочу добавить еще несколько слов. Я не совсем согласен с Сесиль Лупан в том, что в песне главное музыка, а не слова. Лучше все-таки подбирать для ребенка песни в которых будут:

а)       красивые и осмысленные слова;

б)      красивая музыка;

в)      удачное сочетание музыки и слов.

Стоит отметить, что большинство песен, звучащих с экранов телевизора, и особенно поп- музыка, не соответствуют ни одному из этих трех требований. Более подходящи в этом отношении народные песни, детские песни из мультфильмов и кинофильмов (в частности, песни на слова Ю.Энтина и музыку Г.Гладкова), песни бардов, русские романсы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.