Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ № 12-13. ПЛАН ЗАНЯТИЯ. Цикл управления.



ЗАНЯТИЕ № 12-13

ТЕМА: Процесс и функции управления коллективом исполнителей

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Цикл управления

                                          2.Планирование

                                          3.Организация («организовывание»)

                                          4.Координация

                                          5.Мотивация

                                          6.Контроль

    1. Цикл управления.

    Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

    При управлении предприятием реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и специфические функции, присущие только данному предприятию.

    Цикл управления — это совокупность, функций, которые он выполняет с точки зрения нормального, эффективного функционирования организации.       

    Обычно выделяют пять таких функций:

l планирование

l организацию (организовывание)

l координирование

l мотивацию

l  контроль.

    2.Планирование.

    Прежде чем что-то предпринимать, мы волей-неволей задумываемся о том, что именно мы будем делать. Далеко не всегда мы тщательно это продумываем. Возможно, в этом есть смысл, поскольку тщательное планирование неизбежно приводит к тому, что действия откладываются на потом. Тем не менее управление предприятием не попадает под эту общую закономерность. Поскольку предприятие — это сложный организм, и от решения руководителя зависит не только его судьба, но и судьбы отдельных людей, к планированию в управлении нельзя подходить поверхностно, неосновательно.

    Функция планирования предполагает решение двух групп вопросов:

    1) о том, какими должны быть цели организации,

    2) о том, что должны делать члены организации, чтобы эти цели были достигнуты, воплощены в реальность.

    3.Организация (организовывание).

    Очень часто для обозначения этой функции используют слово «организация», однако потому, что оно совпадает с названием совокупности людей, объединенных общими целями, иногда применяют термин «организовывание», подчеркивая тем самым, что речь идет о действии, процессе, а не сущности. В самом общем смысле организовать — значит создать некую структуру, упорядоченность. В практике менеджмента имеется крайне много элементов, которые необходимо структурировать и упорядочить, чтобы организация могла реализовывать свои планы и тем самым достигать своих целей.

    4.Координация.

    Координация — это согласование действий. Ситуация, когда несколько человек бросаются делать одно и то же, хотя в этом нет нужды, представляет собой проявление отсутствия координации. Если бы действия сотрудников были бы координированы, этого просто не произошло бы

    Некоторые исследователи не выделяют особо эту функцию, относя координирование к организовыванию. Однако имеет смысл рассматривать ее особо, поскольку координация — это коммуникации, процесс постоянного общения. Конечно, организуя работу, мы прибегаем к помощи языка. Но организация касается установления принципов, а в процессе работы необходимо получение частной информации, связанной с актуальной ситуацией.

    Были ли приобретены материалы, необходимые для производства? Поступили ли запчасти на склад? Выполнено ли поручение? Ответ на эти — и многие другие — вопросы невозможен без коммуникаций, которые обеспечивают координирование частных действий,, поведения в актуальной ситуации.

    5.Мотивация.

    Мотивация в самом первом приближении — это те движущие причины, которые заставляют нас не сидеть на месте и делать что-то. Если нет причины, то человек, скорее всего, просто не сдвинется с места. Не случайно следователи ищут «мотив» — причину, которая заставила человека совершить преступление. Она может заключаться как в выгоде (например, в получении прибыли), а может — и в избежании риска, в стремлении получить удовлетворение

    Сущность этой функции состоит в том, что руководитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы персонал организации выполнял ту работу, которую они должны выполнять в соответствии с их обязанностями и сообразуясь с планом. Чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить потребности работников, обеспечить способ для их удовлетворения. При этом не стоит бросаться в крайности: кормить своих подчиненных "пряниками", совершенно позабыв о "кнуте" в подсобке, или, наоборот, постоянно грозить "кнутом", забыв о том, что в шкафу черствеют "пряники".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.