Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, Л. И. Бого­молова, Л. 3. Андронова, В. М. Шкловский. Е. В. Оганесян, Н. А. Рычкова, Г. А. Волкова



 

Направление работы Содержание работы при невротической форме Содержание работы при неврозоподобной форме

Развитие темпо-ритмической организации общих движений

Развивать  точность движений крупных мышц,  умение переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность общих движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией на фоне нормализации мышечного тонуса. Для этого используются двигательные упражнения, которые выполняются под музыку (с разным темпом и ритмом). Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.   Тщательно отрабатывать отдельные двигательные акты с опорой на образец. Работать над макромоторикой, включая упражнения с простейшими ритмами, доводя их до совершенства; постепен­но переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма.  Длительная тренировка координации и переключаемости движений с постепенным усложнением заданий. Новые упражнения вводятся в занятия только если старые хорошо усвоены и правильно выполняются ребенком. В обучении необходимо учитывать: - наглядный показ упражнений; - повторение инструк­ций; - использовать дробные инструкции; - при необходимости помогать ребенку.

Развитие темпо-ритмических характеристик моторики в целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно дости­гается под музыкальное сопровождение, т. е. в процессе ло­гопедической ритмики. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии при преодолении заикания.

 

Развитие темпо-ритмической организации ручных движений Развивать точность движений рук и пальцев, умение переключать активное внимание на качество выполнения ручных движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией на фоне нормализации мышечного тонуса.   Тщательно отрабатывать отдельные двигательные акты с опорой на образец. Работать над ручной и мелкой моторикой, включая упражнения с простейшими ритмами, доводя их до совершенства; постепен­но переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма.  Длительная тренировка координации и переключаемости движений с постепенным усложнением заданий.  

Развитие артикуляционной моторики

Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. (Развивать как статическую, так и динамическую координацию речевых движений.) Вырабатывать умение сочетать движения языка и губ, так, как при произношении звуков, с целью взаимного приспособления друг к другу. Формировать кинестетические ощущений, кинестетический анализ, представления. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок сидит за столом перед зеркалом, чтобы видеть себя и лицо логопеда. Логопед следит за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.   Работа по развитию артикуляционной моторики проводит­ся по традиционным методикам (М. Ф. Фоми­чева, Е.Ф. Рау и др.). При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста. Развитие артикуляционной моторики начинается с выра­ботки четких артикуляционных поз. Фиксируется внима­ние на работе мимической мускулатуры, кинестетических ощущениях от положения органов артикуляции, слуховом восприятии произношения звуков.    

Заикающиеся часто усложняют эту простую артику­ляцию, излишне напрягая органы речи, участвующие в образовании согласных звуков

Учить произносить согласные звуки облегченно, т. е. слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов, слегка дотронуться спинкой языка до нёба и т. д.

Кроме того, нужно быстро опускать нижнюю челюсть, переходя к произнесению следующего гласного звука. Ни в коем случае нельзя напрягать язык и губы.

 

Ежедневно, с включением зрительного контроля проводить гимнастику органов речи.

Речь сквозь зубы, когда они говорят, почти не раскрывая рта, комкая фразу, не договаривая окончаний, «проглатывая» слова. Устра­нению этого недостатка способствует гимнастика органов речи, которую логопед предлагает ребятам проводить ежедневно и обязательно перед зеркалом, чтобы был зри­тельный контроль. Вот те упражнения, которые обычно дает логопед:

1. Свободно опускать нижнюю челюсть,

2. Вытягивать губы трубочкой и затем растягивать их в улыбку, как бы произнося попеременно у — и.

3. Поднимать верхнюю губу, показывая верхние зубы и десну.

4. Опускать нижнюю губу, показывая нижние зубы до основания. Эта гимнастика хорошо развивает подвижность
губ и нижней челюсти, а это — залог четкой артикуляции.

 

Т.о.Работа по развитию артикуляционной мото­рики начинается с вызывания по подражанию гласных зву­ков. Логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать свободную артикуляцию гласных. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном зву­ке.

 

Развитие ритмизированных движений

Формировать ритмизированные движения в ходьбе, хлопках, притоптывании, прыжках, упражнениях с отстукиванием ритмов ногами, отхлопывании руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, проговаривании с дирижированием руками.

При использовании проговаривания речевого материала применяется послоговое произнесение. Ударному слогу (слову) должен соответ­ствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, не­ударному — тихий.

Учить выполнять движения с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдо­ха, соблюдая умеренный и медленный темп, с одновременным произнесением и движением.

Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, Л. И. Бого­молова, Л. 3. Андронова, В. М. Шкловский. Е. В. Оганесян, Н. А. Рычкова, Г. А. Волкова

 

Развивать ритмические движения под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи.

Снимать редукцию гласных звуков (предударных и заударных), используя “послоговый ритм” или теннинг.

Данное упражнение проводится следующим образом: Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется. Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку.

При неврозоподобной формы заикания вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладе­ния навыком темп речи ускоряется.

Способствовать выделению ритмической структуры слова, выравнивая все слоги по времени произнесения посредством полного стиля произнесения.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называетсяполным стилем произнесения.Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Способствовать ритмитизации речевых артикуляций посредством пословного ритма.

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций являетсяпословный ритм.Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи.

Упражнять в движениях под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.

Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных

Для формирования ритмизированной речи под­бираются стихи с классическим размером, они более распев­ные, при этом речь замедленная с сохранением привычных ударений, слова соединяются посредством гласных. Этими стихами можно дирижировать.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности:

1. Хорей: Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой (С.Я. Маршак)  

2. Ямб: Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

3. Дактиль: . Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят  

 

Регуляция эмоционального и мышечного состояния Способствовать снижению мышечного напряжения, перераспределению мышечного напряжения, воспитанию пластичности движений в мышцах рук, ног, всего туловища, верхнего плечевого пояса ишеи, артикуляционного аппарата. Обучать релаксационным упражнениям для мышц рук, ног, корпуса. Обучать релаксационным упражнениям для мимических и артикуляционных мышц. Обучать навыкам релаксации начиная с упражнений на дифференциацию напряжения и расслабления. Проще ощутить напряже­ние мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног, сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным. Упражнения на напряжение-расслабление можно давать в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата. Вводить сеансы релаксации. Специфическим для заикающихся приемом аутогенной тренировки является прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения (разговор по телефону, выступление перед аудиторией и пр.). Заикающиеся под руководством логопеда мысленно представляют эмоционально значимую ситуацию общения. Само представление трудной “речевой ситуации” вызывает разнообразные вегетативные реакции организма заикающихся и повышение мышечного напряжения. Затем путем реализации расширенной формулы спокойствия заикающиеся расслабляются и успокаиваются. На этом фоне заикающиеся тренируют устную речь, которая по содержанию характерна для данной ситуации. Прием мысленного представления способствует угашению эмоциональных (вегетативных) реакций, возникающих при трудной речевой ситуации, и создает возможность использовать формулу спокойствия в реальных ситуациях (прием угашения “страха речи”). Этот прием становится эффективнее, если к нему присоединяется использование мысленного представления новой модели поведения.   При работе с детьми с неврозоподобной формой заикания полной регуляции мышечного тонуса не достигается. Важно следить, чтобы такие упражнения не усиливали количества судорожных запи­нок. В тех случаях, когда про­цессе подобных упражнений у ребенка возникает чувство раздражения и он начинает хуже гово­рить, следует отказаться от таких упражнений. Литература: И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Ус­пенская (1995); Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова (1998), М. И. Чистякова (1995). Способствовать снятию эмоционального напряжения и общего напряжения организма ребенка через включенность дыхательных упражнений на фоне замедления частоты дыхания. Ввести на фоне расслабления «формулу правильной речи». После выполнения упражнений логопед проводит внушение расслабления в виде проговаривания формулы – текста. Такое упражнение — первая ступень аутоген­ной тренировки, поэтому на фоне расслабления ввести «формулу правильной речи». Такие формулы могут быть даны и в стихот­ворной форме (И. Г. Выгодская и др., 1993).  

 

Развитие дыхания

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: 1. Расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот): 1.1.Обучать навыкам  нижне-диафрагмального дыхания. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Обучать навыкам нижне-диафрагмального дыхания в процессе выполнения физических упражнений. 1.2.Увеличивать длительность ротового выдоха. Используются статические и динамические дыхательные упражнения, гимнастика Стрельниковой. 1.3.Дифференцировать ротовое и носовое дыхание. Проводится для формирования сознательного контроля над направлением, силой и длительностью воздушной струи. 1.4.Формировать умение распределять выдыхаемую воздушную струю в процессе речи и осуществлять добор воздуха. В процессе необходимости произвести спокойный объемный вдох, но и особенностям выдоха – он спокойный, плавный, длительный, осуществляется на фоне общего мышечного расслабления.  Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужно только на выдохе. 2. Формировать длительный фонационный выдох. Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. (Порядок введения гласных звуков и методику голосоведения смотри). 3. Формировать речевой выдох. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.   Особо обратить внимание на: Вырабатывать умение произвольно регулировать длительность и силу выдоха. Включать объяснение, многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический) при усвоении новых навыков. Тренировать навыки дыхания систематически, длительно  и включать их во все виды занятий, проводимых с заикающимися. При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом.  

На что обратить внимание:

нужно следить за тем, чтобы ребенок не начинал гово­рить, не сделав вдоха;

чтобы всегда говорил только на выдохе;

чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот;

чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох — длитель­ным и плавным;

чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опа­дал;

чтобы плечи во время дыхания были совершенно не­подвижны;

чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе;

чтобы, сделав вдох, ребенок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания;

чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2—3 секунды;

чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения

 

Развитие голоса

В основные задачи по развитию голоса входит: - развивать силу (громкость) голоса – умение произвольно изменять громкость голоса- и динамический диапазон голоса, - развивать мелодические характеристики голоса (тембра, высоты), - формировать навыки рациональной голосоподачи и го­лосоведения (постановка певческого голоса, автоматизация мягкой голосоподачи). Особенностью работы над голосом является то, что она ведется параллельно с работой над дыханием и артикуляционной моторикой заикающихся детей. Это необходимо для формирования координированности, синхронности в дыхании, голосообразовании и артикуляции – всех отделов речевого аппарата.   Дополнительно обратить внимание на тренировку умения произвольно повышать и понижать высоту голоса…….

 Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук “а”. Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук “посылается” вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на “остаточном” выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени. Затем таким же образом предлагается протянуть гласный “о”. Для объяснения рациональной артикуляции гласного “о” можно использовать образ: “пинг-понговый шарик во рту”. При произнесении гласного “у” обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при “и” — губы растянуты в улыбку, при звуке “э” — рот слегка полуоткрыт и т.д.

В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса.

Податакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. Припридыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на “Х-А-А-А”. Примягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий. Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с “мягкой” голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец “твердой” атаки, т.е. резкого начала гласного звука и “мягкой” атаки, или мягкого “вплывания” в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В речевом голосе принято выделять трирегистра:— грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование; — смешанный или средний регистр; — головной или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование. При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр. В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

Для ощущения звука в грудном резонаторе можно предложить произнести гласный А низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить легкую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на “опору”. Эта снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию “зажимов”.

При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощущение “открытой глотки”, которое закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывнымголосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.

 

Развитие слитности и плавности речи

Этапы формирования плавности речи :

• Формировать плавность речи на уровне отдельных звуков (на произнесении отдельных гласных звуков).

Сначала отрабатывается каждый гласный звук в отдельности. Логопед подробно расска­зывает, как произносятся эти звуки, и показывает их артикуляцию. Звук а произносится с широко открытым ртом. Подготовительным упражнением для правильного произнесения звука а является опускание нижней челюсти. Расстояние между зубами должно быть приблизительно равно 2 пальцам, поставленным на ребро. При произнесе­нии звука э рот открывается на ширину одного пальца, поставленного на ребро; при о рот открывается на шири­ну одного пальца, поставленного на ребро; при о губы округлены; при у губы вытянуты трубочкой; при ы рот приоткрыт, язык отодвинут назад; при И рот слегка при­открыт, губы «улыбаются». Каждый гласный звук должен произноситься длительно, на плавном, спокойном выдохе. Артикуляция каждого звука должна быть от начала до конца звучания одинаково четкой. Особенно это относится к звуку а. Часто дети допускают такую ошибку: начав произносить звук а с широко открытым ртом, они постепенно смазывают арти­куляцию и кончают произнесение этого звука с почти закрытым ртом. Все упражнения нужно произносить гром­ким, уверенным голосом, следя за тем, чтобы голос не дрожал и был ровным на протяжении всего звучания. Нужно последить за тем, чтобы ребенок после каждого звука останавливался и не спешил произносить следующий звук.

• Формировать плавность речи на уровне сочетаний гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти).

Сначала на одном выдохе произносится 2 звука, затем 3, 4, 5 и т. д. В этих упражнениях отрабаты­вается один из важнейших элементов, без которого не­мыслима правильная речь,— слитность. Упражнения должны быть отработаны особенно тщательно, так, чтобы их выполнение не вызывало у ребенка ни малейшего за­труднения. Что значит произнести несколько гласных звуков на одном выдохе, слитно? Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук. Графически сочетания из нескольких звуков изображаются так: аэ; аэо; азоу и т. д. На первых порах звуковые упражнения трудны для ребенка. Они кажутся ему утомительными и неинтересными. Задача взрослых — помочь ребенку пре­одолеть этот этап работы. Чтобы заинтересовать детей, можно ввести элемент игры: кто дольше протянет гласный звук или сочетание звуков — ребенок или кто-то из взрос­лых. При выполнении упражнений на сочетание гласных звуков взрослым нужно строго следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка и чтобы звуки были одинаковы по длительности и гром­кости.

Увеличение количества звуков в сочетаниях потребует более длительного выдоха, а поэтому и более глубокого вдоха. Это не просто набор звуков, а контур будущих слов, например: ауа — это контур слова азбука; айуы каникулы; ибия история. Кроме того, всевозможные сочетания гласных можно найти в любой фразе.

• Формировать плавность речи на уровне слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными

Отрабатывать согласные звуки изолированно нет смысла, потому что эти звуки трудны для ребенка не сами по себе, а только в слове. Поэтому и отрабатывать их нужно в сочетаниях.

 

• Формировать плавность речи на уровне произнесения фраз из одного слова (гласный звук в начале слова, ударение в начале слова).

Формировать плавность речи на уровне произнесения фраз из одного слова (гласный звук в начале слова, ударение в середине слова). акула, экзамен, ошибка, улитка, иголка.

Формировать плавность речи на уровне произнесения фраз из одного слова (гласный звук в начале слова, ударение в конце слова). абажур, эскимо, океан, ученик, инженер, ястребок.

Незаменимым упражнением для выделения ударного гласного звука в слове является упражнение с мячом. Делать его надо следующим образом: каждое слово нужно сопровождать ударом мяча об пол так, чтобы бросок мяча совпадал с ударным гласным звуком. Упражнение с мячом сделает выделение ударного гласного звука естественным и внесет оживление и разно­образие в речевую работу. Кроме того, сочетание речи с движением снимает скованность и двигательную нелов­кость.

       Формировать умение однократного плавного проговаривания слов, выдерживать паузы после каждого слова.

После каждого слова нужно делать паузу. Чтобы пауза была достаточно длительной и чтобы научиться выдерживать паузы в последующих упражнениях, на первых порах можно прибегнуть к механическому приему — во время паузы считать про себя до трех. Если ребенку будет вначале это трудно, взрослые должны помочь ему и во время паузы сами считать вслух до трех. Для этой цели можно также использовать мяч, ударяя им об пол не на ударном гласном звуке, а во время паузы, например: Аня — (пауза — удар мяча); аист — (пауза — удар мяча) и т. д.

       Формировать умение слитно произносить каждое слово по три раза на одном выдохе.

Произнести слитно—это значит сказать так, чтобы последний звук слова (н) влился в начальный (э). Между ми э не должно быть никакой остановки, эти два звука должны произноситься как один слог нэ, голос звучит непрерывно: экзаменэкзаменэкзамен.

Порядковый счет — это тот вид упражнений, который логопед ..вводит на занятиях буквально с первых дней. Счет удобен тем, что он представляет собой автоматическую речь и позволяет не думать о смысловой стороне. Здесь все внимание можно сосредоточить на том, как нужно говорить. В этих упражнениях большинство слов начинают с соглас­ных звуков. Ребенку необходимо напомнить, что эти звуки ничуть не труднее других, что не нужно при их произнесе­нии плотно смыкать и напрягать органы речи.

 

• Формировать плавность речи на уровне произнесения коротких фраз;

Формировать плавность речи на уровне произнесения коротких предложений, состоящих из 3—4 слов, на одном выдохе, строго выдерживая паузы между предложениями.

Формировать плавность речи на уровне произнесения длинных предложений, разделяя его на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживая паузу и де­лая новый вдох.

Формировать плавность речи на уровне произнесения коротких предложений: слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произносить слитно, цепляя одно слово за другое

Фразы можно составлять по-разному: оба слова могут начинаться с глас­ного звука; первое слово начинается с гласного, второе — с согласного; первое слово начинается с согласного, а вто­рое с гласного звука; наконец, оба слова могут начинаться с согласного звука. Например:

Озеро_обмелёло.              Окиа^вымыты. Улица^опу стела.    Адрес_потёр ян.

Акация^отцвела.              Яблони ^расцвели. Операция^окбнчена. Институт^закрыт.

Йгры^увлекательны.       Ёлка^наряжена.

 

            Формировать плавность речи на уровне произнесения коротких фраз, исполь­зуя спряжение предложений. Спряжению как виду речевой работы логопед уделяет довольно много внимания. Оно ценно тем, что тут каждое предложение повторяется 7 раз с изменением только начального слова (местоимения). Такое многократное повторение позволяет хорошо закрепить речевые навыки и превратить их в привычку. Поскольку спряжение начинается от первого лица, т. е. от лица гово­рящего, то можно использовать эти фразы для самовнуше­ния речевой смелости, уверенности, бодрого настроения, целеустремленности.

 

• Формировать плавность речи на уровне произнесения длинных фраз с логической паузой.

После простых предложений, которые произносятся на одном выдохе, без пауз, логопед переходит к разверну­тым предложениям. Чтобы правильно произнести длинное предложение, надо его разбить на смысловые отрезки. Таких отрезков в предложении может быть'2, 3, 4 и более. После каждого смыслового отрезка нужно делать остановку (паузу) и новый вдох. Паузы между смысловыми отрезками должны быть очень четкими и достаточно длительными. На первых порах рекомендуем во время паузы считать

про себя до трех.

Значение паузы в нашей речи огромно: во время паузы человек вдыхает воздух, без которого он не может гово­рить, во время паузы отдыхает речевой аппарат. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устает. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать даль­ше, и четко сформулировать мысль. Кроме того, паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и вырази­тельной. Необходимо убедить ребенка в важности пауз и на доступных примерах показать их значение.

Хорошим материалом для работы над фразой с паузами являются пословицы, тем более что они входят в школьную программу по чтению и по литературе. Пословицы просты по форме и очень содержательны

Работу над фразой с одной паузой нельзя ограничить только пословицами. Нужно потренироваться в произне­сении обычных фраз с одной паузой, с двумя, с тремя и т. д. Фразы с одной паузой ученики, как правило, придумывают сами. Более длинные фразы можно брать из учебников, книг, газет, журналов. Фразы необходимо записать в тетрадь, разметить, т. е. поставить в каждом слове ударе­ние, между словами знак слитности, между смысловыми отрезками — паузы. Только после этого можно приступить к проговариванию каждой фразы по многу раз вслух и обязательно перед зеркалом.

Каждую фразу нужно проговорить по нескольку раз вслух громко, четко и уверенно. Затем повторить их, уже лежа в постели, про себя.

 

Этапы работы над слитностью речи:

1. На материале отдельных звуков и их сочетаний (сопряженная речь).

2. В работе над фразами (отраженная речь).

3. На материале текстов (ситуативная речь).

4. Вопросно-ответная диалогическая связная речь.

5. Самостоятельная монологическая связная речь.

6. Закрепление навыков плавной речи.

 

Развитие интонационной выразительности речи

Основными видами упражнений являются:

- произнесение речевого материала вместе с лого­педом - сопряженно,

- вслед за ним - отраженно,

- называние предметов и действий по кар­тинке или в конкретной ситуации – ситуативная вопросно-ответная речь;

- самостоятельная речь.

Логическое ударение падает на то слово в предложении или в смысловом отрезке, которое говорящий считает наи­более важным. Это слово является логическим центром предложения. Его нужно произносить громче и длительнее остальных слов. Логическим центром предложения может быть любое слово в зависимости от желания говорящего

 

Продолжить эту работу нужно так: придумать короткую фразу из 3—5 слов и произнести ее столько раз, сколько слов в предложении. При этом каждый раз нужно делать логическое ударение на другом слове

 

Если ребенку трудно перенести или выделить логическое ударение, родители могут помочь ему, задавая вопросы к каждому слову предложения

 

Существуют три вида интонации: утвердительная (пове­ствовательные предложения), восклицательная (восклица­тельные предложения) и вопросительная (вопросительные предложения)

 

. Нуж­но научиться произносить одно и то же предложение с разной интонацией.

 

Работа над интонацией всегда идет параллельно с ра­ботой над логическим ударением.

 

Третьим элементом выразительности речи являются паузы.

 

Это относится прежде всего к длинным предложениям, которые нельзя произнести на одном выдохе. Такие предложения надо делить на смысловые отрезки и выдерживать между ними паузы.

 

Если ребенок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдая при этом правильную интонацию, то паузы будут самыми верными его союзниками. Ребята нередко допу­скают такую ошибку: каждый смысловой отрезок они произносят как законченное предложение и в конце каж­дого отрезка голосом как бы ставят точку, т.е. понижают его. Это и делает речь монотонной. Каждое предложение выражает законченную мысль. Для того чтобы слушающему было понятно, что мысль не заканчивается на том или ином смысловом отрезке, а будет продолжена дальше, необходимо показать это голосом, т. е. на последнем слове каждого смыслового отрезка перед паузой голос нужно повысить. Это сделает всю фразу естественной, а паузу оправданной. Повышение голоса перед паузой внутри фразы заставит собеседника спокойно ждать ее окончания. В конце пред­ложения перед точкой голос должен понижаться.

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. На первых этапах коррекционного воздействия уже в период “щадящего речевого режима” заикающиеся обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно использутся пантомимику.

На следующем этапе заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают заикающимся осмыслить различные виды интонации. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопро



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.