Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Византия 5-7веков.



Византия 5-7веков.

Византия – это государство, сложившееся на основе Восточной Римской империи со столицей в Константинополе. Константинополь находился на важнейшем торговом пути из Черного моря в Средиземное, по которому осуществлялась перевозка хлеба. В Риме постоянно появлялись все новые претенденты на императорский трон. Победив соперников, император Константин хотел создать столицу вдали от междоусобиц изначально подвластную только ему одному. Когда христианства было объявлено одной из государственных религий Римской империи, Константинополь стал христианской столицей. После распада на Западную и Восточную Римскую империи стали нарастать различия между ними. Уже два столетия спустя культура Западной Европы и Византии имели между собой немало различий.

Византия находилась на границе Европы и Азии. Культура её создавалась многими народами. В первые века существования государства под властью императоров находились все восточные провинции Рима: Балканский полуостров, Малая Азия, юг Крыма, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет, Северо-восток Ливии. Основным языком империи был греческий. Государством правили императоры. Древняя Русь тесно взаимодействовала с Византией, особенно после принятия христианства.

Константинополь был построен на выступающем вглубь Босфора мысу. Его ограждали мощные стены с башнями и воротами. Центральными были Золотые ворота, за которыми начиналось дорога, ведущая в Рим. Внутри города от этих ворот шла центральная улица – Меза. На ней находились форумы, имеющие торговое и общественное значение. В центре города на конечности мыса стояли Большой императорский дворец, Собор Святой Софии и ипподром. Имелся акведук. Улицы и площади были украшены статуями (в том числе римскими и греческим), обелисками, мемориальными колоннами, фонтанами.

Храмовая архитектура: происходит сближение базилики и центрического типа храма. Уникальной постройкой стал собор Святой Софии в Константинополе. Он построен архитекторами Анфимием и Исидором в 532-537 гг. по инициативе императора Юстиниана Великого.

Храм представлял собой трёхнефную базилику. Центральный неф перекрыт куполом (31 м.в диаметре) и двумя полукуполами такого же размера. К большим полукуполам примыкали пять малых.

Купол опирался на четыре массивных столба, между которыми перекинуты подпружные арки. Переход от столбов к куполу выполнен через сферические треугольник-паруса. В основании купола устроены 40 окон. Столбы были скрыты рядами колонн и простенками, что создавала эффект парения купола. В Константинополе говорили, что купол Святой Софии подвешен к небу на золотой цепи. Впечатление, которое производила архитектура храма, прямо противоположна впечатлению от греческих построек.

Находится во время богослужения в центральном нефе храма, в подкупольном пространстве могли только император и его приближенные. Рядовые граждане размещались в боковых нефах. Они двухъярусные, их второй этаж называют хорами. Боковые нефы более соразмерны человеку, чем центральный. Собор Святой Софии символизировал прекрасное, и премудрое устройство мироздания напоминал о величии Бога.

Интерьер храма был украшен мозаикой, она не сохранилась: часть уничтожена в период иконоборчества, остальные после завоевания турками. Храм был превращен в мечеть.

Следующим шагом развития византийской архитектуры стало сложение крестово-купольного храма.

Крестово-купольными храмы называют, потому что их центральный неф и трансепт при пересечении образуют крест. Крест был равноконечным и хорошо прочитывался на плане. В точке пересечения нефа и трансепта (средокрестия) возводился купол. Он имел цилиндрическое основание с окнами – барабан. Купол покоился на 4-х опорах – столпах, между которыми были перекинуты подпружные арки. Переход от столпов к круглому основанию купола осуществлялся через паруса. Куполов в храме могло быть несколько.

Первые крестово-купольные храмы – собор монастыря Святого Луки в Фокиде. Церковь Успения Богоматери в Дафнии (Греции), собор Святой Софии в Киеве.

В строительстве Византии использовался тонкий кирпич-плинфа, который скреплялся известковым раствором. Кирпич сочетали с камнем, чередую ряды кирпичной и каменной кладки. Храмы не штукатурили и не облицовывали. Кладку оставляли открытой, создавая декоративные эффекты её рисунком, сочетанием выступающих и утопленных рядов.

Основной техникой украшения крестово-купольного храма была мозаика. Позже храмы стали декорировать в технике фрески. Выбор сюжетов изображения и расположения их в пространстве храма в основных чертах были определены традицией в каноне.  В куполе – Христос-Вседержитель в окружении небесных сил, апостолов или пророков; в апсиде – Богоматерь, в парусах – евангелисты. На сводах и в верхней части стен сюжеты из жизни Христа и Богоматери, на стенах – мученики, святые. Такое расположение – это образ земной и небесной иерархии и годовой христианский календарь.

Станковая живопись Византии – это иконопись. Икона в переводе с греческого «образ». Первые иконы выполнили в технике энкаустики – живопись красками на основе воска. Писались пастозно, так как воск быстро застывал, отсюда объём. Выполнялось письмо каутерием – инструмент для энкаустики. Особый колорит, глубокий цвет – живой и «дышащий». Сохранились лишь: образы Спасителя, Иоанна Предтечи, Богоматерь с младенцем, Святой Петр, Богоматерь на престоле с предстоящими Феодором и Георгием (из храма Святой Екатерины на Синае)- написаны с конца 5 до начала 7 века.

С 10 века основой иконописи стала темперная живопись. Темпера – натуральные минералы и камни, перетертые в пигмент и связанные яичным желтком, водой и вином.

Писали по доске, которая состояла из 2-3-х досок, соединённых поперечными шпонками. На лицевой стороне делали углубление – ковчег, окруженный полями. На доску наносили паволоку и покрывали левкасом. Всю роспись вели по канонам. И в завершении покрывали олифой.

В иконе могут соединяться события, происходившее в разное время.

Особую роль в иконе играет золото – символ божественного света (это нимбы и золотые фоны). Одной из самых известных византийских икон «Богоматерь Владимирская», которая была привезена из Константинополя. Имя «Владимирская» получила на Руси». Изображение Марии и младенца в иконографии «Умиления». Мария закутана в темно-вишневый плащ –мафорий – со звездами. «лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци (руки) тонкостью источены». В лике младенца: детская мягкость и глубокая мудрость. Золотым ассистом – знаком божественной силы и сиянием благодати – расчерчена его рубашечка, а через плечо проходит, клав – особая полоса, традиционный византийский символ царской власти – символ Небесного царя.

В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь. Разграбление продолжалось более полувека. Константинополь пытался восстановить город от набегов. Византийская империя просуществовала более 1000 лет. А в мае 1453 года был захвачен турками-османами султана Мехмеда II. Византия перестала существовать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.