Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для записи в тетради.. Франция. Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары XI-XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной



                                                         Для записи в тетради.

Франция. Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары XI-XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы. Это время, когда впервые были записаны эпическая поэма "Песнь о Роланде" ок. 1170. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Церкви были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Туре, X-XI вв). Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора отличаются храмы провинции Овернь, с их боковыми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр Дам дю Пор в Клермоне; 1099-1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.

Собор Нотр Дам ля Гранд в Пуатье. Франция

Суровостью объемов, толщиной стен, равной высотой центрального и боковых нефов храма, сближается зодчество Западной Франции, области Пуату. Обилие наружного декора смягчает общий суровый облик. Так, западный фасад церкви Нотр Дам ля Гранд в Пуатье весь - от портала до верха - покрыт скульптурной резьбой.

Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой, территории Римской империи, Прованс наиболее близок традициям классической древности. Маленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют иногда такие величественные фасады, которые напоминают римские триумфальные арки; в портале встречаются мотивы классической архитектуры (коринфские капители, античные орнаменты и т.д.; например, церковь аббатства Сен Жиль, XI-XII вв., церковь Сен Трофим в Арле, XII в.). При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей). Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Один из богатейших районов Франции, Бургундия привлекала много делового люда. Кроме того, эта область была в гуще религиозной жизни Франции. Аббатство Клюни имело влияние и за пределами Франции. Существовал даже термин "клюнийская школа". Известно, что именно клюнийские архитекторы стали еще в XII в. вводить стрельчатую арку и нервюрный свод, предваряя, таким образом, искания и находки готики. Здесь были также главные очаги пуританского ордена цистерцианцев. Все это заставляло зодчих Бургундии решать проблемы разных по размеру храмов. Образцом церквей характерного для этой области типа послужила не сохранившаяся до наших дней, поскольку была разрушена во время Французской революции, церковь аббатства Клюни (1089-1130), самая большая в Европе тех времен (длина 127 м, ширина 40 м), пятинефная, с двумя трансептами и очень длинным нартексом; высота центрального нефа - 30 м. Пять башен увенчивало храм: две - по сторонам западного фасада, одна - на средокрестье и две - на концах большого трансепта. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен - контрфорсы. Под влиянием церкви аббатства Клюни построен собор Сен Лазар в Отене (1112-1132).

 Монастырь Клюни. Франция

Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей - Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость: боязнь пустот - также черта, роднящая с миниатюрой.

 Страшный суд. Рельеф тимпана над главным входом в собор Сен Лазар в Отене. 1120-е гг. Франция

В романскую эпоху почти совсем не получила развития скульптура в Северной Франции. Но зато именно этим областям принадлежит первое слово в эпоху готики.

Германия. В XI-XII вв. Германия страдала от жестоких феодальных усобиц, рано начала складываться городская культура, которая уже к XIV-XV вв. существенно окрепла. Именно в городах, в основном расположенных по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Вормс и др.). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181 - 1234). Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие - крестовые своды. Для саксонской школы были характерны храмы базиликального типа, вроде уже упоминавшейся церкви Святого Кириака, для вестфальской - зальные, как правило, трехнефные, с нефами одинаковой высоты, - в разных частях Германии были свои предпочтения. На рубеже XII-XIII вв. в архитектуре появляются элементы готики. Строительство Бамбергского собора было начато после 1185 г., когда сгорел предыдущий храм XI в.; освящение нового собора состоялось в 1237 г. Внешне Бамбергский собор очень близок рейнской школе, но облик его живописнее благодаря обилию окон, горизонтальных тяг, декоративному оформлению порталов. Готические черты проявляют себя в том, что собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах (франц. nervure, от лат. nervus - жила), т.е. на каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода.

 Собор в Вормсе. Германия

Немецкая скульптура проходит интереснейший путь развития - от полной отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика "строгого стиля" сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в.) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (ок. 1230), изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Несмотря на условность поз, орнаментальность складок одежды, фигуры их очень выразительны: в них читается непримиримость противников, жаждущих доказать истину, которую каждый понимает по-своему.

Италия. Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в Средние века связь с Древним Римом. Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с Античностью сказывалась не в простой "цитации" античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты - в итальянской пластике и живописи. В романский период средневековой истории в Италии в силу ее раздробленности было несколько локальных художественных школ. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (например, церковь в Палермо). Венецианская школа - одна из ведущих в этот период Средневековья. Она так же тесно связана с Византией, как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Так, Собор Святого Марка (Сан-Марко) в Венеции строился в 1063-1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался в XII, XIII вв. и далее вплоть до XVII в. В плане собора, возведенного по византийской крестово-купольной системе, четко читается равноконечный греческий крест. Интерьер собора сохранил облик XI в. и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой.

Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.). Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду нередки аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке фасадов используется мрамор, в Тоскане - даже многоцветный, как, например, на фасаде флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец XI начало XIII в.). Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс: собор с наклонной башней и баптистерий (XI-XII вв., баптистерий - XIV в.).

 Собор и башня в Пизе. Италия

Испания. Исторические и художественные судьбы Испании в эпоху Средневековья сложились иначе, чем в других странах Западной Европы. История испанского средневекового искусства - это история становления молодой художественной культуры, формирующейся в непрестанной борьбе народа за свое освобождение от иноземного владычества, в сложном взаимодействии традиций европейского Запада и арабского Востока, принесшего на территорию Испании незнакомую Европе культуру. В романском зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн: Реконкисты, усобиц между феодалами, ожесточенных религиозных битв. Примером может служить дворец Алькасар в Сеговии (IX в., перестроен в XVI в.). Большое влияние на испанское искусство оказала Франция. Знаменитая церковь Сантьяго-де-Компостела (1078-1128) представляет тот тип базилики, который сходен с типом церкви Сен Сернен в Тулузе. Встречаются и центрические постройки, например, двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии (1208).

В монументальной скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, особенно тех сооружений, которые воздвигались в освобожденных от арабов областях (и, заметим, часто с использованием самих арабов в качестве зодчих или строительных мастеров), можно наблюдать много ориентализмов. Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации: не следует забывать, что церковь всегда играла огромную роль в жизни испанцев и война с арабами происходила под религиозными лозунгами ("Портик Славы" церкви Сантьяго-де-Компостела, мастер Матео, 1168-1188).

Во фресковой живописи, всегда аскетичной по образу, господствуют линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но звучная и изысканная цветовая гамма. Цвет условный, подчеркивает неземное, сверхчувственное начало (росписи церкви Сан Клементе в Тауле, капеллы Сан Исидро в Леоне и т.д.). С XII в. появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании с рельефными изображениями, так называемые фронталес - прообразы будущих ретабло.

Англия. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. сблизило ее художественную культуру с другими европейскими странами, особенно с французским севером. В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. С XII в. появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение (просто полосы, выпущенной в швах кладки, без функциональной задачи). Один из первых примеров - собор в Дерхеме.

XII век - "золотой век" романского искусства, распространившегося по всей Европе и приобретающего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.