Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История искусства стран Западной Европы романского периода (XI - XII вв.)



История искусства стран Западной Европы романского периода (XI - XII вв.)

Цель и задачи:Сформировать представление об особенностях искусства романского периода; выявить ведущую роль архитектуры; познакомить с особенностями конструкции базиликального храма; рассмотреть особенности стиля во Франции, Германии, Италии. 

Ход урока.

     Более 150 лет длился в Западной Европе период нескончаемых бедствий, войн и разрухи, постепенно прекратившихся лишь в начале II тысячелетия. Феодальная раздробленность послужила причиной появления в этот период отдельных художественных школ, которые привели к формированию единого общеевропейского стиля. Паломничества и Крестовые походы XI-XIII вв. сыграли определенную роль в развитии культуры и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские и светские ремесленники переходили из города в город, приносили с собой свой опыт и традиции, создавая тем самым фундамент для единого стиля при сохранении местных особенностей.

   В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом - камнем. Стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы - редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок символ власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора - главная башня донжон. В комплекс замка входила капелла; масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.

С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Город рос вверх: именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей. С XII в. началась регулярная планировка. На пересечении двух главных магистралей размещался центр города - рыночная площадь, на которой строился собор города. Как правило, город заселялся по профессиям: улицы или целые кварталы оружейников, аптекарей, ткачей, булочников и т.д.

    Период XI-XII вв. - время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует интерьер и наружные поверхности. Скульптура украшала в основном западный фасад, особенно канители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В декоре церквей наблюдается существенное изменение. Влияние антицерковного движения привело к тому, что по требованию церкви искусство стремилось сделать не только наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: "Страшный суд", апокалипсические видения, история Христа "Страсти Христовы", жития святых мучеников. Борьба между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ. Языческие представления не исчезли, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер монументальной живописи и монументальной скульптуры, условность всего средневекового искусства, отсутствие перспективы - удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.