Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ



 

Выполнила студентка группы ПП-191м

Трошина Анна Валерьевна

Доклад на тему:

«Воспитание детей в разных религиях. Ведизм и суфизм»

Семья древнее государства. Отец, мать, супруг, супруга, сын, дочь существовали прежде, нежели семьи разрослись в народ, и образовалось государство. Поэтому жизнь семейную в отношении к жизни государственной можно сравнить с корнем дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, необходимо, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия, – для этого нужно, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и послушанием и чтобы вследствие того из чистых стихий жизни семейной естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к обогащению. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Воспитание детей в ведической традиции начинается не с момента рождения, а задолго до зачатия, с воспитания будущих родителей. Ребенок смотрит на окружающий мир глазами родителей, и у него формируется такое же представление о мире, какое существует в его семье. Все это уходит в подсознание и служит неосознанным путеводителем по жизни. Не зря есть семейная карма, где многие часто по кругу совершают одни и те же ошибки, и выйти за пределы семейных сценариев очень сложно.

Дети – это будущее, а здоровое потомство является гарантией мира и благополучия в обществе. Государство, в котором разрушается институт семьи, неизбежно погибает. Всё это знали древние мудрецы, стоявшие у вершин власти в те времена, поэтому семье и воспитанию детей придавалось огромное значение, в отличие от современной западной культуры, где семья разрушается пропагандой вседозволенности, поклонения телесным удовольствиям, деньгам и инстинктам.

В древнем священном писании Шримад-Бхагаватам говорится: «Забота о ребёнке является главным долгом родителей, потому что, если родители будут уделять должное внимание своим детям, все общество будет состоять из благочестивых людей, которые смогут поддерживать мир во всем мире и заботиться о процветании своей страны и всего человеческого рода» (ШБ. 3. 31. 5).

Мальчиков и девочек, будущих отцов и матерей, приучали к нравственности, уважению к родителям, ответственности и заботливости, учили жить в безусловной любви, в гармонии на всех уровнях.

Современный ведический святой и проповедник Бхактиведанта Свами призывал своих последователей воспитывать своих детей в сознании Бога. Что значит в сознании Бога? Это означает видеть и слышать единого Бога во всех и всех в Нём и в конечном счёте сознавать единство всего сущего, жить любовью и служить Ему. «Того, кто не презирает плоды своего труда, но и не стремится к ним, считают всегда живущим в отречении от мира. Преодолев влияние двойственности, такой человек легко сбрасывает оковы материального рабства и обретает полное освобождение» (Бхагавад-Гита. 5. 3).

Другой современный святой Свами Шивананда учил: «Любые действия привязывают к миру, за исключением тех, которые совершаются как жертвоприношение. Тому, кто все действия посвящает Господу, материальное рабство не грозит». Материальное рабство – это зависимость от инстинктов, когда для человека самое главное в жизни – исполнение желаний его тела, благополучная судьба, статус, ощущение своего превосходства над другими и над собой, внутреннее неприятие любых болезненных событий и ненависть к тому, кто ущемляет ощущение комфорта. Тот, кто видит во всём Божественное присутствие, единство, кто в любых неприятностях видит данную Богом возможность пойти к Нему, свободен от материального рабства.

Всегда считалось, что неуважение к родителям ведёт к разрушению семейных традиций, а это приводит к утрате веры в Бога и разрушению нравственности.

Женщины получают свободу действий, теряют целомудрие, развращаются, вступают в беспорядочные половые связи с мужчинами и рожают потомство с больной ущербной душой. Безответственные мужчины становятся физически, интеллектуально и духовно слабыми, перестают заботиться о семье, род деградирует и прекращает своё существование.

В священном ведическом писании «Бхагавад-Гите» так и написано: «Когда в роду воцаряется безбожие, о Кришна, женщины в нём развращаются, а развращение женщин, о потомок Вришни, приводит к появлению на свет нежеланного потомства. Рост числа неже-ланных детей неизбежно приводит к тому, что члены семьи и люди, разрушающие семейные традиции, попадают в ад.

С вырождением рода, праотцов ждёт падение, ибо потомки перестают подносить им пищу и воду. Грехи тех, кто разрушает семейные традиции и способствует появлению нежеланных детей, останавливают деятельность на благо семьи и общества в целом. О Кришна, хранитель рода человеческого, я слышал из наставлений, что те, чьи семейные традиции разрушены, навеки поселяются в аду….» (БГ. 1. 40–43).

Поэтому в древности цари строго следили за нравственностью своих подданных.

К зачатию ребенка в ведической традиции относились со всей ответственностью: супруги как минимум за год проходили очищение физически и ментально, с помощью астролога выбирали благоприятный день для зачатия. Сам процесс зачатия происходил в чистом месте, в благоприятное время, в возвышенном состоянии сознания, в пространстве любви. Беременность проходила в благости: женщина проводила её дома в атмосфере спокойствия, умиротворения.

Сразу после рождения ребенку давали грудь и не уносили его от матери. Малыша кормили грудью максимальное время. Кормление грудью способствует установлению близких взаимоотношений между матерью и ребенком. Возникновение теплых эмоциональных взаимоотношений очень важно для психического здоровья женщины: это завершает весь процесс изменений в психике, которые возникают во время беременности.

Если же этот процесс нормально не завершился по какой-либо причине, то у женщины может развиться некорректируемое нарушение в психике, которое называется «продолжающиеся роды». И даже когда ребенок уже вырастет, женщина будет как бы продолжать его «рожать» и относиться к нему как к маленькому. Такая чрезмерная опека со стороны матери может нанести серьезный вред психике ребенка. Поэтому очень важно, чтобы процесс родов нормально завершился контактом между матерью и ребенком.

Известный древний мудрец Чанакья утверждал, что к ребенку до пяти лет относятся как к царю, его не наказывают, потому что в этот период формируется базовое доверие, формируется психика и тип нервной деятельности ребенка. В это время нужно как можно чаще брать ребенка на руки, на колени – в общем, сделать все, чтобы он чувствовал постоянную любовь и заботу родителей.

Но с пяти лет и до пятнадцати, говорил Чанакья, нужно использовать «палку для воспитания» (это относится только к мальчикам, девочек никогда не били). Нужно проявлять строгость в воспитании, что способствует формированию у ребенка определенной системы моральных ценностей. Но после 15 лет нужно относиться к нему, как к другу, и прекратить наказывать и контролировать, так как со стороны подростка это будет восприниматься как унижение.

Если упустить возможность для воспитания, которая существует с 5 до 15 лет, потом уже будет поздно воспитывать, тогда ребёнок уже сам начнет воспитывать своих родителей.

В ведической традиции считается, что мальчиков должен воспитывать отец, а девочек – мать. Когда матери воспитывают сыновей, а отцы воспитывают дочерей, то дети не могут получить в необходимой мере то, что им нужно. Хотя внутренне родители имеют очень горячее желание дать любовь ребенку, но получается, они дают ее не в том виде, в котором она приемлема для ребенка.

Например, такой фактор, как предложение помощи родителями ребенку. Если помощь предложить мальчику, он чувствует себя оскорбленным. Мужчины по своей природе знают, насколько это серьезное оскорбление – услышать от кого-то предложение о помощи, если он о ней не просил. Это значит признать его некомпетентность, несостоятельность, его слабость.

Для девочки предложение помощи означает заботу, что позволяет ей чувствовать себя любимой. Поэтому девочкам всегда нужна повышенная доза заботы и любви, чтобы она могла больше доверять мужчинам и полагаться на них. Это помогает ей получить правильное мужское покровительство и очень ценное для каждой женщины качество – способность следовать, что, по Ведам, обеспечивает ей возможность быть счастливой в браке.

Следовать – это означает, что женщина не оспаривает решения мужа или то направление, в котором двигается человек, за которым она следует. В браке это называется верность. Само слово «верность» имеет тот же корень, что и слово вера, т. е. хранить верность означает верить. «Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе» (Законы Ману. 5. 155).

Девочек учат доброте, состраданию, мягкости характера, чуткому отношению к окружающим, способности проявлять снисходительность, скромности, склонности служить и принимать взгляды мужа. Девочка тем больше становится способной проявлять верность, веру в близкого человека, чем больше заботы она получила в детстве. В свою очередь, мальчику нужна большая доза доверия, признания, поощрения. Если женщина груба, холодна, своенравна, не уважает и критикует своего мужа, не дорожит им, то это приводит к разным негативным изменениям в женском организме, прежде всего к гормональным.

Такая женщина уже вряд ли сможет нормально рожать, вскармливать и воспитывать ребёнка (дети подсознательно не будут уважать отца, если его не уважает жена). Она теряет всю свою красоту, её муж может уйти от неё или начать пить спиртное. «Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презрение, [а] после смерти оказывается в чреве шакала и мучается ужасными болезнями» (Законы Ману. 5. 164).

По сути, воспитание детей происходит автоматически: если дом наполнен атмосферой любви, радости, служения, искренности, чистых отношений, ребенок впитывает эту атмосферу с рождения, его мировоззрение и отношение к миру формируется на этой благодатной почве.

Для такого ребенка весь его мир наполнен счастьем. И мать, и отец – его духовные учителя – способны дать своему чаду истинное знание, воспитывать его на основе любви и культивировать в нем благостные качества характера, возможно, даже ломая стереотипы его прошлых жизней.

Поэтому воспитание детей родителями начинается с воспитания самих родителей и отношений между самими родителями. Ребёнок является просто зеркалом отношений родителей в семье. Именно поэтому для родителей, не знающих этого простого правила, воспитание детей становится невыносимой мукой.

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СУФИЗМЕ

Суфизм (арабское «суф» – грубая шерстяная ткань, одежда, символ аскетической жизни) – философскомистическое направление в развитии ислама, возникшее в VIII веке и ставящее целью достижение высшего богопознания путем предания себя воле Аллаха в духе бескорыстной любви, в благочестивом подвижничестве, нравственной чистоте, углубленном самопознании и в личном духовном опыте экстатического созерцания Бога.

Характерным для раннего суфизма исламской модификации было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха.

Суфизм – это путь Любви и преданного служения, это путь к Богу через Любовь. Бог провозглашает: «Те, кто верят, обладают великой Любовью к Богу» (Коран). – «Обладающий сильной Любовью к Богу беспорочен в Любви и хранит свою влюбленность в тайне от других: он, несомненно, умрет святым».

Воспитание детей в суфизме предполагает его наставничество через сердце, а не через разум. Разум нужен для осуществления дел в материальном мире - для поддержания чистоты и порядка в доме, для того, чтобы приготовить здоровую пищу, пошить одежду, получить образование.

Дела духовные, такие как воспитание и наставничество детей в традициях суфизма - эта работа для сердца. И основу суфийского воспитания составляет любящая доброта родителей и милосердие. Связь суфия с Богом происходит через посредство любви. Поэтому, суфий излучает любовь и доброту вокруг себя. И если такие родители воспитывают ребёнка, то в основе каждого их действия лежит любовь. Даже наказание продиктовано "твёрдой любовью" но оно обязательно, должно быть продиктовано сердцем, а не разумом.

Одно из важных качеств, которым суфий учит своего ребёнка, является предпочтение себя другим людям, т.е. признание первенства окружающих людей над собой. В суфизме такое качество называется "исар".

В суфийской семье родители воспринимают и первого родившегося ребёнка в семье и всех последующих - как дар Божий, который нуждается в заботе и защите и который нужно оберегать, пока он не достиг совершеннолетнего возраста. Отличительной особенностью суфийских семей является то, что родители в них не считают детей своей собственностью. Согласно суфийским семейным традициям, суфий - только приёмных родитель ребёнка и несёт ответственность за него, его здоровье и благосостояние, а также за его духовно-нравственное воспитание.

Конечно, наиболее эффективный метод воспитания - на собственном примере. Если через любовь в семье мать и отец добьются полного доверия со стороны ребёнка, между ними налаживаются тонкие психологические связи, в результате которых ребёнок видит поведение родителей и перенимает от них привычку вести себя точно так же, как и они. Обычное проповедничество - неэффективный метод наставничества, если сравнивать его с воспитанием на собственном опыте.

Мать и отец ребёнка проявляют смирение, терпение и уважение к окружающим их людям. Причём, независимо от того, какое положение человек занимает в обществе или какую религию исповедует. Родители всегда проявляют честность в отношениях, не впадают в уныние и не опускают руки в трудный час, не поддаются панике при катастрофах и всегда остаются самодостаточными в любых условиях.

Родители в суфийских семьях обучают ребёнка двум наиболее важным моментам суфизма.

Первый из них - такой взгляд на окружающий мир, при котором земная жизнь не отличается от жизни духовной и сама жизнь сосредоточена на том, что всё, что в ней происходит, берёт начало от одного Источника. Т.е., другими словами, что бы в мире ни произошло, и каким бы образом не развернулись события, происходящие в жизни, суфий твёрдо верит, что всё исходит от Него и он рад любым происшествиям. Ведь суфий знает, что Бог посылает испытания ему для развития на жизненном пути и главной целью бытия суфия является воссоединение с Богом, как с единственным Абсолютным Возлюбленным.

Второй аспект в жизни суфия, которому родители обучают ребёнка при его воспитании, это гуманность и любовь к людям. Это возможно, если ощущать Единство всех существ, которое и послужило зарождению гуманности в человеческом обществе несколько столетий назад.

В суффийском же течении такое Единство было со дня её появления и является одной из главных его направлений. Поэтому суффийское традиционное воспитание детей в семье - это гуманистическое. И его принципы основываются на едином бытие и взаимосвязи всех существ. И ребёнок, получающий такое воспитание, чувствует себя частью этого единого целого и всегда готов помочь другим, кому его помощь потребуется.

Конечно, в будущем ребёнок может не пойти по пути суфия (но в большинстве случаев, всё-таки, идёт). Но важно то, что родитель укоренил в сознании ребёнка заповеди гуманизма, которые направят его по верному пути в жизни и сделают ребёнка нужным для общества. И в этом обществе он всегда будет готов к самопожертвованию ради ближних, если это потребуется.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.