Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 5 страница



После череды непродуктивных эмоциональных разговоров Дона начала эмоционально отдаляться от него. Джон все больше недоумевал. Думая, что же делать, Джон вспомнил, как у них с Доной были горячие разногласия во время обеда с ее сестрой Маршей. Присутствие Марши помогло Джону контролировать свой темперамент; Марша выступала в качестве спокойного адвоката Доны, который, казалось, помогал Доне настаивать на своем. Джон решил, что неплохо было бы пригласить Маршу на поздний завтрак в воскресенье, объяснив -этсР тем, что ему нужна ее помощь в обсуждении работы Доны. Он обсудил идею с Маршей и после ее одобрения позвал Дону. Они втроем договорились хорошо провести время, и после приятной' трапезы Джон осторожно предложил, чтобы Марша села рядом с Доной, когда он рассказывал ей, что чувствовал. Джон знал, что если он выпустит эмоции наружу при менее спокойных обстоятельствах, то может рассердиться и Дона будет потрясена. Он мог бы заставить ее проводить меньше времени на работе, но без серьезных эмоциональных последствий.

Марша отлично подходила на роль посредника, потому что любила их обоих и не боялась Джона. Ее уверенное успокаивающее влияние дало Джону возможность говорить четко и уверенно и давало Доне силы противостоять его требованиям, не будучи запуганной.

С другой стороны, если бы Дона была другой и не боялась бы выслушать Джона, когда он возбужден и повышает голос, ситуация была бы совсем иной и использовался бы другой, возможно, более прямой подход, который не требует привлечения сестра Доны в качестве посредницы. Джон в равной степени был осведомлен о своих чувствах и склонностях и о чувствах Доны. Он по опыту знал, как их разные стили поведения будут взаимодействовать, а именно что от волнения он повысит голос, а она, скорее всего, подчинится, но позже будет несчастной и раздражительной. Он принял меры, чтобы предотвратить проблемы, которые могут возникнуть, если он будет действовать импульсивно. Такой тщательный анализ эмоциональной ситуации в отношениях является отличительной чертой человека, обладающего эмоционально грамотной, интерактивностью.

Интерактивность является часто используемым понятием •в наш век общения. В этом контексте она относится к интеллектуальному взаимодействию, а не к пассивному восприятию Интерактивная осознанность позволяет определять эмоции внутри и вокруг нас и видеть, как они могут быть сформированы для творческих целей, вместо того чтобы не замечать их й давать им выходить из-под контроля. Мы можем использовать нашу эмоциональную осознанность для получения более простых, позитивных и продуктивных интеракций. Интерактивность дает эмпатам возможность использовать их осознанность, чтобы ловко ориентироваться в сложных эмоциональных ситуациях. Интерактивность является связующим звеном между эмоциональной осознанностью, которая является предметом данной главы, и более крупной темой эмоциональной грамотности, которая является предметом изучения этой книги.

???? - Я добавил эту категорию в качестве пока неизвестного уровня или уровней эмоциональной осознанности, чтобы указать, что более высокий аспект эмоциональной осознанности вполне возможен. Может быть, есть понимание эмоций на уровне, свойственном животным или другим живым существам, которое недоступно большинству людей. Возможно, вы, уважаемые читатели, обладаете такой осознанностью. Если это так, я был бы благодарен, если бы вы сообщили мне об этом через мой веб-сайт: www.claudesteiner.com

 

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОСОЗНАНИЯ

 

Неокортекс (neocortical) взрослого человека, кроме речи и символического мышления, отвечает также за модуляцию и даже изменение более простых функций. Рациональное управление продолжением рода, агрессивными, защитными и аффилиативными процессами являются дополнительными продуктами эволюции коры головного мозга. Однако, как отмечает Джозеф Леду (Joseph LeDoux) в своей книге «Эмоциональный мозг», существует явная асимметрия в том, как эти две части мозга влияют друг на друга, а именно комплекс рептилий (the reptilian brain) и лимбическая система (the limbic brain) гораздо больше влияют на неокортекс, чем наоборот, «что позволяет эмоциональному возбуждению доминировать и контролировать мышление». «Хотя мысли могут легко вызвать эмоции, нам не удается эффективно отключать эмоции».

Определённые эмоциональные расстройства проявляются в ситуациях, когда эмоции выходят из-под контроля. Расстройства, связанные с тревожностью, такие как фобии и социальная тревожность, связаны с тем, что события, которые обычно вызывают легкую тревогу, начинают вызывать неконтролируемый страх. Глубокая депрессия является печалью, которая вышла из-под контроля. Вышедший из под контроля гнев может привести к патологически антисоциальному поведению. В таких случаях эмоциональная грамотность стремится снять доминирование эмоций путем уравнивания влияния неокортекса и нижних отделов мозга и включения контроля Взрослого над эмоциями. Когда проблема заключается в том, что эмоции подавлены, целью является высвобождение чувств из сферы доминирования Взрослого или Родителя. Осознанность является важным аспектом личностной силы, но, как мы видим, она не является достаточной сама по себе, для изменений, которых требует эмоциональная грамотность. Когда эмоциональная осознанность человека увеличивается, он или она получает возможность изучать дополнительные навыки эмоциональной регуляции, необходимые для того, чтобы действовать все более и более эмоционально грамотно. Обучение грамотности и повышение осознанности являются важными уроками этой книги.

 

выводы

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ

 

Эмоциональная осознанность - это неотъемлемая часть эмоциональной грамотности. Вы можете проверить себя по шкале эмоционального осознания и узнать, на какой позиции находитесь.

Эта шкала снизу вверх выглядит следующим образом:

ОНЕМЕНИЕ. Вы не осознаете свои чувства.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ. Вы испытываете хаотические эмоции, но не знаете, какие именно. Вы не можете говорить о них или понимать их.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ХАОС ИЛИ ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ На этом уровне люди осознают эмоции, но воспринимают их как более высокий уровень энергии, который нельзя понять и выразить словами, он похож на эмоциональный опыт младенцев и низших млекопитающих, которые явственно испытывают эмоции, но не могут назвать их.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Преодолевая вербальный барьер и говоря о своих чувствах, вы учитесь различать гнев, любовь, стыд, радость и ненависть.

ПРИЧИННОСТЬ. Вы не только различаете эмоции, вы также понимаете их причины.

ЭМПАТИЯ. Вы понимаете эмоции других людей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Вы чувствительны к изменениям эмоций окружающих и знаете, как они взаимодействуют.

 

Глава З
ОБУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Вы не должны жить в состоянии эмоционального онемения, идти по жизни удрученным, раздражительным, беспокойным, страдая от импульсов или теряя контроль над эмоциями. И если вы — отзывчивый эмпат, то не должны становиться рабом чувств других людей. При благоприятных обстоятельствах и с помощью транзактных методов, изложенных в этой книге, вы можете превратить свои эмоции в источник силы.

Исследования показывают, что человек может преодолеть эмоциональный хаос вызванный даже сильной травмой, если будет находиться в такой среде, где сможет выражать свои сильные чувства. Если вас будут окружать эмоционально грамотные люди, вы сумеете разобраться в сути своей проблемы и медленно, но верно бороться с подавляющими эмоциями. Чувства, которые являются результатом эмоциональной травмы (воспоминания, ночные кошмары, приступы тревоги и депрессии), со временем отступят или даже исчезнут, если обсудить их с сочувствующими друзьями, членами семьи, консультантами или членами групповой терапии. И это еще не все — вы откроете свое новое эмоциональное и ваши отношения с окружающими изменятся.

Может показаться, что развитие своего эмоционального «Я» — безрассудный поступок в таком мире, как наш. Может показаться, что у людей, которые не показывают свои сильные чувства, есть преимущество: они остаются непреклонными, в то время как другие охвачены чувствами. Но, в конце концов, для действительно продуктивной жизни мы должны учитывать информацию об эмоциях, когда нам предстоит делать выбор. Начиная обсуждением новостей за завтраком и заканчивая ответственным решением, таким как женитьба, вам жизненно необходимы знания об эмоциях для всестороннего и эффективного подхода к жизни.

 

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЖИЗНИ

 

Мало что может быть таким же увлекательным, как повторное открытие или совершенствование своего эмоционального «Я». Именно это подогревает интерес людей к семинарам и тренингам по эмоциональной грамотности. Когда люди видят результаты эмоционально грамотной жизни, их зачастую поражает ее потенциальная красота. Это заставляет некоторых людей становиться эмоциональными воинами в крестовом походе против эмоциональной неграмотности.

Например, недавно овдовевшая бабушка 55 лет, посетившая один из моих семинаров в Германии, написала мне следующее:

«С детства я знала, что жизнь можно прожить по разному, и у меня было смутное представление о том, что это должно быть связано с честностью в чувствах, отсутствием компромисса в том, что я хочу, а также с сильной любовью к людям. Я пыталась любить людей, я люблю дочерей и внуков, но я вижу теперь, что одной любви недостаточно. Все может пойти не так, как это произошло в моем браке. Отныне я буду борцом за эмоциональную честность. Не меньше. Спасибо, что указали мне путь».

Эта женщина поставила перед собой очень высокую цель. Она может достичь ее - не сразу конечно, со временем. Главное-работать систематически. В конце этой главы я кратко описываю три этапа, которые разработал для обучения эмоциональной грамотности: открытие сердца, анализ эмоциональной обстановки и принятие ответственности.

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

 

Но сначала давайте взглянем на процесс, который следует за обучением. Можно начать изучение эмоциональной грамотности, обращая внимание на любые эмоции, но с годами я обнаружил, что наиболее эффективным преодолением наших эмоциональных барьеров является выражение природы нашей любви. Обучение эмоциональной грамотности начинается и заканчивается сердцем.

Работая с парами, я заметил, что женщины часто жалуются на то, что мужчины не любят их или недостаточно любят, не выражают чувств любви или с удовольствием принимают любовь, но не проявляют ее в ответ (см. статью Ходжи Викофф Hogie Wyckoff «Экономия поглаживаний в женских сценариях» Transactional Analysis Journal 1,3 (1971): рр. 16-30.). Конечно, всегда найдется несколько мужчин, которые просто не любят своих жен (или спутниц). Но чаще всего мужчины все-таки любят их, но страдают от того, что не могут убедительно показать свою любовь. И в конце концов испытывают удивление от того, почему же они не могут проявлять больше любви в своих действиях. Женщины часто жалуются на мужчин, но мужчины тоже могут пожаловаться на женщин: что они холодны и не показывают своей привязанности. Такая неспособность выражать любовь является одним из примеров эмоционального онемения. Эмоциональное онемение не является исключением для мужчин, хотя исследования показывают, что в целом их эмоциональный диапазон более ограничен Однако не важно, о каком поле идет речь, решение одно и то же: снять оковы с сердца.

Приведу пример. Джек и Джина пришли ко мне в офис крайне расстроенными. После долгих ухаживаний и полутора лет счастливого брака их отношения начали рушиться. У них шла борьба по поводу «всего», и их размолвки становились настолько серьезными, что, казалось, отношениям суждено закончиться катастрофой.

Проведя краткую предварительную беседу, я понял, что они все еще любят друг друга, просто не получается эффективно справляться с определенными эмоциональными проблемами. И эти проблемы, связанные с сексом и деньгами, теперь накапливаются. Я мог бы потратить довольно много времени, расспрашивая об их детстве, или быть посредником в их спорах, но вместо этого (я видел, что между ними было много хорошего эмоционального капитала) я предложил им начать говорить о положительных качествах друг друга, которые заставили их влюбиться.

Это их успокоило, и они вернулись к взаимопониманию. Вскоре они говорили друг с другом вежливо, и их любовь ожила, когда они стали вспоминать «старые добрые времена» в их отношениях. В сущности, они снова открыли свои сердца друг другу. В течение следующего месяца они под моим руководством изучали свою эмоциональную составляющую. Применяя транзакции обучения эмоциональной грамотности, я просил их рассказывать о своих чувствах друг к другу, показывая свой гнев, скрытые страхи и самые большие надежды.

К тому времени, как они закончили анализировать свои скрытые эмоциональные составляющие, у них появилось новое понимание отношений и признательность друг к другу. Благодаря этому они поняли, насколько пострадали их отношения из-за череды грубых ошибок, которые нужно исправить. Теперь они были готовы брать ответственность за свои действия. Они с болью признали свои проступки и попросили прощения друг у друга. Это далось им с трудом, но принесло большое облегчение, которое часто сопровождалось со слезами радости и надежды. Их взаимная любовь вернулась, а брак стал крепче. Приведенный пример иллюстрирует процесс в поддержку данной программы. Ниже приводятся описания каждого из трех шагов, осуществляемых в процессе обучения:

1. ОТКРЫТИЕ СЕРДЦА. Этот шаг стоит первым, потому что в сущности сердце является центром наших эмоций. Именно сердцем мы чувствуем счастье, любовь или радость, и сердцем же - грусть, злость и депрессию. Поэтому я начал с освобождения центра наших чувств от сдерживающих импульсов и влияний, которые мешают нам проявлять любовь друг к другу.

2. АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ. Когда основная работа по открытию сердца сделана, оглянитесь и обратите внимание на эмоциональную обстановку, в которой находитесь. Вы можете научиться определять, что чувствуете, насколько сильно и почему. Вы начинаете понимать изменения эмоций. Взяв за опору чувство любви, вы замечаете эмоции, которые переживают другие, и видите, как ваши действия влияют на их чувства. Вы развиваете эмпатию. Вы начинаете понимать, как все эти эмоции взаимодействуют и иногда вызывают чувства, которые могут охватить вас и окружающих. Проще говоря, вы начинаете больше узнавать о своих чувствах и о чувствах других людей.

3. ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Люди совершают ошибки в отношениях, большие и маленькие. Если вы совершили ошибку, которая пагубно отразилась на отношениях нужно извиниться и взять ответственность за свои действия. Вы также должны загладить вину и исправить свое поведение, чтобы ошибка больше не повторилась. Очень немногие люди достаточно эмоционально грамотные, чтобы просто искренне извиниться. К сожалению, большинство людей не желают признаться даже самим себе, что сделали что-то не так. Если они не могут признаться в этом себе, то не смогут признаться и другим. Другие извиняются свободно и неоднократно, но никогда не делают ничего, чтобы изменить свое поведение, поэтому их извинения не имеют смысла. Принятие ответственности за свои действия и исправление поведения является завершающим этапом изучения эмоциональной грамотности.

 

ПРОЦЕСС ДАЮЩИЙ ЭНЕРГИЮ

 

То, что я описал, может показаться нелегкой работой. Вы можете подумать, что этот процесс вас изнурит. Однако на самом деле к концу дня он зарядит вас энергией. Мы растрачиваем огромные запасы эмоциональной энергии, когда блокируем выражение наших эмоций. Умалчиваем ли мы постыдную травму или блокируем болезненные воспоминания, мы теряем колоссальное количество энергии, когда скрываем и подавляем свои чувства. Если освободиться от этих чувств, то мы не только высвободим силу наших эмоций, но и вернем энергию, которую потратили впустую, пытаясь удерживать ее. И если мы будем позволять другим выражать свои эмоции, это приблизит их к нам, подпитывая обе стороны любовью и нежностью. Именно поэтому те, кто изучает эти уроки, говорят о сильном эффекте повышения энергии.

Захватывающая перспектива, не так ли? Но мы не должны слепо бросаться к этой цели - лучшим вариантом будет вдумчивый и системный подход. Я покажу вам, как сделать это с помощью понятных пошаговых транзактных упражнений.

 

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Если вы будете придерживаться трех эмоциональных стратегий, рассматриваемых в этой книге: открытие сердца, анализ эмоциональной обстановки и принятие ответственности, то увидите значительные изменения в своей эмоциональной осведомленности, позиции и эффективности. Итак, вы узнаете следующее:

• Как понять, чего вы хотите и что чувствуете. Как безошибочно распознать свои эмоции. Как продолжить удовлетворять свои эмоциональные потребности.

• Как управлять своими эмоциями, чтобы они приносили пользу. Когда сдерживать свои чувства, а когда выражать их.

• Как бороться с эмоциональным онемением или хаосом.

• Как применять свои знания об эмоциях на работе, дома, в школе, социальных группах, чтобы улучшить и укрепить свои отношения, а также наладить длительные и честные взаимосвязи с людьми.

· Как использовать подход, ориентированный на любовь, для личной власти в обществе, которое движется к недоверию, одиночеству, тревоге и депрессии.

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

 

Далее представлены три этапа, каждый из которых состоит из нескольких шагов обучения эмоциональной грамотности. Эти транзакции эмоциональной грамотности систематизированы по уровням сложности. Может оказаться, что у вас уже есть некоторые навыки транзакций 3 или 4 и вы хотите начать с номера 5. Или, возможно, вы знакомы со всеми пятнадцатью, но нужно улучшить навыки. Но будет полезно знать все компоненты обучения эмоциональной грамотности, прежде чем начать эффективно применять свои знания на практике. Если вы не знаете, куда движетесь, будет тяжело найти путь.

Этапы и транзакции в этом процессе — это как дорожная! карта к эмоциональному преобразованию. Каждый шаг является своеобразной транзакцией эмоциональной грамотности.; Когда вы изучите каждую транзакцию и примените на практике в повседневной жизни, вы ознакомитесь с элементами эмоционально грамотного общения и эмоциональным стилем. Некоторые транзакции будут вам знакомы, а некоторые покажутся странными. Одни будут легкими, а другие - крайне сложными Транзакции в начале списка в основном легче, чем расположенные ближе к концу. Первая транзакция — спросить разрешение - имеет номер «ноль» так как предполагается что она будет использована каждый раз, когда вы планируете эмоциональное общение. Следующие шаги будут рассмотрены детально в следующих главах.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШАГИ ОБУЧЕНИЯ

 

0. СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОТКРЫТИЕ СЕРДЦА.

1. Давать поглаживания.

2. Просить поглаживания.

3. Принимать поглаживания.

4. Отвергать поглаживания.

5. Давать поглаживания самим себе.

ВТОРОЙ ЭТАП: АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ.

6. Заявление действие/чувство

7. Принятие заявления действие/чувство

8. Выявить интуитивные догадки (фантазии)

9. Прояснить интуитивные догадки (фантазии)

ТРЕТИЙ ЭТАП: ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

10. Извиниться за свои ошибки.

11. Принять извинения.

12. Отвергнуть извинения.

13. Попросить прощения.

14. Простить.

15. Отказать в прощении.

 

выводы

ОБУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

 

Вы не должны идти по жизни с чувством эмоционального онемения или порабощенными эмоциями. В окружении поддерживающих вас людей вы можете познать лучшую эмоциональную жизнь.

Вы увидите, что обучение эмоциональной грамотности увлекательное занятие, приносящее удовлетворение. Этот процесс будет заряжать вас энергией, когда вы начнете испытывать силу своих эмоций и перестанете тратить энергию на то, чтобы подавить или скрыть их. Чтобы этого добиться, вы должны тренироваться с теми, кто разделяет ваши эмоциональные цели.

ОТКРЫТИЕ СЕРДЦА. Общаясь с понимающими людьми и друзьями, вы участвуете в простых актах взаимной симпатии.

АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ. Вы сосредоточены на изменениях своих эмоций и эмоций окружающих людей. Воспринимая все с открытым сердцем, вы стараетесь понять эмоции и их причины.

ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Вы понимаете, что ваши мелкие и крупные ошибки делают больно окружающим вас людям. Вы извиняетесь и заглаживаете свою вину.

 

Книга вторая

ОБУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГАРМОТНОСТИ

 

Глава 4
ОТКРЫТИЕ СЕРДЦА

 

Открытое сердце является основой эмоциональной грамотности и необходимым предварительным условием для следующих двух этапов ее изучения: анализа эмоциональной обстановки и принятия ответственности. В части обучения, направленной на открытие сердца, мы применяем результаты оригинального упражнения «Построение поглаживаний»: обмен позитивными поглаживаниями в безопасной обстановке дает нам возможность развить врожденные способности в любви. Поэтому обучение начинается с изучения того, как отдавать и принимать любовь, или, проще говоря, как любить.

 

 СИЛА ПОГЛАЖИВАНИЙ

 

Согласно научным данным, для поддержания эмоционального и физического здоровья нам нужны поглаживания, и мы должны знать, как их получить. Неоспоримым доказательством является тот факт, что любовь и близость влияют на здоровье и помогают восстановиться после болезни.

К такому выводу пришел доктор медицинских наук Дин Корниш (Dean Cornish, MD) в своей книге “Любовь и выживание: научная основа целительной силы любви». Он пишет:

 «Любовь и близость лежат в основе наших болезней и наших радостей... Я не знаю ни одного фактора медицины (диета, курение, стресс, генетика, наркомания, операции), который имеет большее влияние на качество жизни, заболеваемость и преждевременную смерть».

Получение поглаживаний является мотивацией для взаимодействия. Люди ищут любовь; они обмениваются ею в транзакциях через поглаживания. Поглаживания бывают физические и вербальные. Физические поглаживания выражаются в любой Форме прикосновения: объятий, поцелуев, ласки, похлопывания по спине, держания за руку. Вербальные поглаживания — это заявления, в которых дается положительная оценка особенностей другого человека. Вербальные поглаживания могут касаться внешности человека, одежды, интеллекта, великодушия, творчества, эмоциональной грамотности, доброжелательности, прямоты трудолюбия, практических навыков, достоинств, способности к лидерству, художественного таланта, сексуальности, честности игривости, практичной мудрости, изящества, такта или любой другой черты, присущей человеку. Внимательно слушать собеседника или дарить кому-то, кто вам нравится, букет прекрасных цветов может быть формой поглаживания, «действенным поглаживанием», если хотите.

Марсель и Керри — хороший пример того, насколько важными могут быть действенные поглаживания. Марсель очень занятой учитель. У него плотный график занятий и много работы в комитете. Он приносит из школы работу на дом и всегда очень занят.

Марселю не очень хорошо даются словесные поглаживания, но его жена Керри приняла этот недостаток и его напряженный образ жизни, потому что он дает ей действенные поглаживания. Она точно знает, что, если ей нужно поговорить с ним, он оторвется от дел и внимательно выслушает ее. Он приносит ей завтрак в постель по выходным и преподносит ей маленькие сюрпризы. В общем, он постоянно показывает ей свою любовь действиями в дополнении к физическим поглаживаниям, которыми они обмениваются, когда позволяет время. Хотя Керри хотела бы больше проводить с ним времени и больше общаться, она дает ему действенные поглаживания, просто находясь рядом, оказывая ему поддержку в работе.

Они оба чувствуют, что получают достаточно поглаживаний, хотя обмениваются меньшим количеством вербальных поглаживаний, чем им хотелось бы. На данный момент они приспособились к ситуации.

Другой пример действенных поглаживаний - Тодд и Луи, которые дружат всю жизнь и обмениваются поглаживаниями почти исключительно на уровне действий. Они часто видятся, говорят о спорте и автомобилях, ходят на рыбалку или могут пропустить пару бокалов пива. В их взаимной симпатии и уважении нет никаких сомнений, и все же они никогда не обмениваются физическими поглаживаниями, а словестными поглаживаниями обмениваются только, делая комплименты друг другу по поводу новой покупки или получения приза. Они оба извлекают поглаживания, в которых нуждаются, из дружбы. Их удивительная дружба могла бы в дальнейшем укрепиться, если бы они больше открыли сердца и научились бы давать словесные и даже физические поглаживания, но их обоих и так все устраивает.

Поглаживания могут варьироваться по интенсивности или по реакции, которую они вызывают. Некоторые поглаживания являются «суперпогпаживаниями», потому что они чрезвычайно желанны. Я знал одного подростка, который очень хотел услышать, что он красивый. Ему потребовалось несколько лет, чтобы спросить об этом у кого-то, и когда он наконец это сделал, это придало ему уверенности в себе на всю жизнь. Суперпоглаживанием также может быть поглаживание, которое исходит от особого человека — например, уважаемого учителя, супруга или человека, который нравится.

Черты, которые освещаются в положительных комментариях, не всегда очевидны. Мы узнаем о себе нечто новое из поглаживаний, которые получаем. Например, Джейн попросила Дэвида дать ей несколько поглаживаний о чем-то, кроме ее внешности. Она удивилась, когда он сказал: «Я завидую твоей эмоциональности. Я бы хотел быть уверенным в том, что чувствую как ты. Мне нравится, что у тебя такие сильные эмоции». Джейн всегда предполагала, что ее склонность плакать в кино или во время ссоры действовала на Дэвида раздражающе. Поэтому она была удивлена и рада узнать, что Дэвид восхищается ей благодаря этой сильной эмоциональности.

С другой стороны, есть негативные поглаживания. Это могут быть явные оскорбления, такие как «Почему ты не можешь ничего сделать правильно?» или же тонкие, обидные замечания, замаскированные под шутку. Иногда негативные поглаживания могут преподноситься под видом комплиментов, когда они основаны на сравнении двух людей. Например, мать Джины часто говорила ей: «Ты в семье самая красивая, а твоя сестра Сара — самая умная». Такое заявление имело пагубное влияние на обеих девочек, которые начали возмущаться, что их мать навешивает им ярлыки. Прошло несколько лет, прежде чем Джина поняла, что они обе красивые и умные, а их мать сбила их с толку своим непрямыми комплиментами. Ее сестра Сара до сих пор думает, что она некрасивая.

Другим примером поглаживания, которое звучит хорошо, но может быть с неприятным подтекстом, является сравнение: «Ты мой самый верный друг». И снова может показаться, что это положительное поглаживание, но на самом деле оно обидное, потому что порочит других друзей этого человека. Гораздо лучше было бы сказать что-то вроде: «Я ценю твою преданность. Она на вес золота».

Иногда поглаживание, которое мы очень хотим получить, может быть дано слишком резко, что сделает его неприятным. Любящая бабушка, которая покрывает внуков мокрыми поцелуями, или супруг, который одаривает жену физическим вниманием больше, чем ей порой хочется, - это примеры искаженных позитивных поглаживаний.

И, наконец, поглаживания иногда даются неискренне. Предполагается, что эти поглаживания должны приносить радость, но это бывает редко. Их иногда называют «пластиковые пушистики» (как противоположность «теплым пушистикам»).

Возможно, вы захотите прочитать «Сказку о Пушистиках» — мою сказку о «теплых пушистиках» и «холодных колючках», где четко объясняются эти понятия. Хотя негативные поглаживания и утоляют наш голод по признанию и нам лучше с ними, чем без поглаживаний вообще, такие поглаживания все же вредны. Факт того что термин «теплые пушистики», который я «изобрел» используют политики, бизнесмены, а также психологи, учителя, актеры — это супер-поглажиание для меня.

 

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ПОГЛАЖИВАНИЙ

 

Наша природа требует обилия поглаживаний. К сожалению, позитивные поглаживания не всегда даются легко, даже людям, которые любят друг друга. Давать и получать поглаживания должно быть простым и приятным процессом. Но когда большинство из нас пытаются давать поглаживания, когда надо и не надо, это выглядит как неумелое обращение. Пример такой неприятной проблемы привел один из моих клиентов, Томас, который обнаружил, что всякий раз, когда он пытается сказать что-то приятное своей жене, то чувствует себя так, будто его душит невидимая рука. Несмотря на то, что он знает, что хочет сказать, он буквально не может выговорить слова. Однажды, когда жена поставила ему свой частый вопрос: «Ты меня любишь?», ему все же удалось выдавить из себя ответ. Все, что он смог, - это нечленораздельно промямлить что-то, отдаленно напоминающее «Я люблю тебя».

К счастью, у его жены отличное чувство юмора, и, к его облегчению, она расхохоталась.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.