Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 4 страница



 

ЛИМБИЧЕСКИЙ МОЗГ (The Limbic Brain)

 

He заботясь о своем потомстве, рептилии, лишенные защитной линии поведения, могут бросить или даже, съесть собственные яйца после того, как самка их. Отложит. В процессе эволюции защита потомства стала эффективной стратегией выживания и, как пишет Льюис (Thomas Lewis) и др. в книге «Общая теория любви», для выполнения этой функции развился лимбический мозг. Защита потомства в пределах территории, является задачей лимбического мозга. Защита требовала общего стимула, основанного на жажде контакта и взаимного признания. Эта жажда контактов («поглаживания» в терминологии транзактного анализа) поддерживала связь между матерью и потомством, и с ее помощью образовывались сплоченные группы, каждая из которых максимально обеспечивала выживаемость молодых особей. Источник таких эмоций, как любовь, грусть, ревность и надежда, находится в лимбической системе, их можно увидеть у «высших» видов, таких как кошки,' собаки, лошади и другие теплокровные животные.

С этой точки зрения эмоции являются врожденными, формируются автоматически в самых примитивных частях мозга - мозге рептилии и лимбическом. Страх, гнев, печаль, любовь, надежда и счастье служат постоянным напоминанием о нашем животном происхождении. Эти эмоции изменились и сформировались благодаря переживаниям, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни.

Эмоции необходимы для нашего выживания. Они являются естественной реакцией на ситуации, которые требуют действия. Они нужны нам, чтобы принимать решения, как показал Антонио Дамасио (Antonio Damasio) в своих исследованиях. Тем не менее большинство из нас плохо осведомлены о том, насколько сильны наши эмоции и что их вызывает. На самом деле немногие из нас знают, какие эмоции мы испытываем. Без этого знания мы не можем надеяться развить сочувствие и навыки взаимодействия, которые являются высшим достижением эмоциональной грамотности.

 

ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ

 

Осознанность о наших эмоциях и их функциях в эгосостоянии Взрослый находится в коре головного мозга НЕОКОРТЕКС - и является темой этой главы. Но сначала я представлю Шкалу эмоционального осознания, (рис. 1)


 

Две крайности этой шкалы (нулевая осознанность и абсолютная осознанность) вряд ли встречаются в реальной жизни но расстояние между ними можно плодотворно изучить. Ниже приведены описания каждого уровня шкалы. Если вы хотите узнать, где находитесь на этой шкале, пройдите ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ в конце книги.

ОНЕМЕНИЕ. Люди, находящиеся в этом состоянии, не знают ничего о том, что называют чувствами, — даже если они находятся под влиянием сильных эмоций. Как ни странно, другие люди зачастую знают больше о чувствах такого человека, чем он сам. Человек, находящийся в этом состоянии, не чувствует собственных эмоций, тогда как окружающие могут уловить их с помощью сигналов, таких как выражение лица, его покраснение и тон голоса, хотя он, вероятно, скажет о холоде и онемении, если его спросить, как он себя чувствует. Его эмоции находятся в сильной «заморозке», они недоступны для осознания. Его состояние похоже на состояние пациента, которому сделали анестезию и онемение заглушает боль от стоматологической процедуры.

Приведу в пример ситуацию Лукаса, успешного 38 летнего бухгалтера, и его жены Клары, с которыми я познакомился, помогая разрешить их семейные трудности. Клара в кратком рассказе слезливо поведала о своем гневе и обиде по поводу того, что между ними происходило. Я повернулся к Лукасу. Он выглядел напряженным, и ему явно было неловко.

«Как Вы себя чувствуете, Лукас?»

«Ну, я считаю, что она несправедлива».

«Хорошо. Мы можем поговорить о справедливости ее высказываний позже, когда перейдем к вашей точке зрения. Скажите, что вы чувствуете, когда она так говорит о вас?»

Он колеблется, ерзает в кресле, смотрит на меня недоуменно, задумывается и наконец говорит со смущенным видом: «Думаю, я ничего не чувствую».

«Интересно... Давайте посмотрим, есть ли у вас какие-нибудь ощущения в теле? Некоторые люди чувствуют бабочек в животе, кусок в горле, болезненное покалывание или головокружение».

«Ну, я чувствую какое-то онемение во всем теле. Сейчас не так сильно, а когда она говорила - да».

«Так значит, вы ничего не чувствуете?»

«Не совсем так. На самом деле я чувствую, что я где-то далеко, как будто в тумане».

Для таких, как Лукас, это состояние незнания эмоций является привычным, оно наступает в ситуациях, которые у других могут вызвать сильную эмоциональную реакцию. Но в некоторых случаях эмоциональный барьер, за которым он живет, рушится и его гнев прорывается. Один или два раза в год Лукас ходит на пивные вечеринки. После них дома он становится отвратительным, эмоционально жестоким, а иногда громит мебель. Потом он трезвеет и наступает период отвращения к себе, он чувствует себя потрясенным и виноватым, эмоции сбивают его с толку и он не может распознать их.

В конце концов онемение возвращается, и он снова становится отстраненным трудолюбивым бухгалтером. В психиатрии это состояние эмоционального онемения известно как алекситимия.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ. На этом уровне эмоциональной осознанности физические ощущения, которые сопровождают эмоции, ощутимы, но это не сами эмоции. В психиатрии это называется соматизацией.

Человек может чувствовать учащенное сердцебиение, но не знать, чего он боится. Он может заметить давление в груди, но не идентифицировать его как печаль и депрессию. Он может испытывать горячие приливы, озноб, тяжесть в животе, звон в ушах, покалывание или даже стреляющие боли. Он может испытывать все физические признаки эмоции, но не знать о самой эмоции.

Однако людям можно помочь подняться на более высокий уровень осознанности, на какой бы отметке этой шкалы они не находились.

Например, Лукас обычно пребывает в состоянии: онемения, но он может узнать о физических ощущениях, если спросить его о них. Пока Лукас описывает свое состояние онемения я продолжаю его расспрашивать:

«Хорошо, это четкое описание того, что происходит совами в эмоциональном плане, когда ваша жена на вас жалуется.! Но давайте рассмотрим вашу дальнейшую реакцию. Есть ли 3 у вас какие-нибудь другие физические ощущения, которые я описывал раньше? Еще что-нибудь происходит?»

«Еще у меня такое чувство, что мой лоб плотно обвязан повязкой».

«Что-нибудь еще?» — Я внимательно изучал его лицо. - «Чувствуете головную боль?»

«Не совсем, но такое ощущение, что голова скоро начнет болеть. Обычно у меня довольно сильные головные боли. Мне придется принять двойное обезболивающее, когда мы отсюда уйдем».

Когда люди находятся в таком состоянии эмоциональной неграмотности, они часто принимают лекарства, действие которых направлено на физические ощущения, вызванные эмоциями. Хотя эти лекарства могут иметь вредные побочные эффекты, они действительно на время помогают человеку, который пытается справиться со своими эмоциональными конфликтами. Они устраняют беспокойство, головные боли, боли в животе и другие физические ощущения, которые напомнили бы им об эмоциональных проблемах и на которые стоит обратить внимание. Следовательно, конфликты не исчезают, а эмоциональные проблемы остаются нерешенными. Такие препараты могут на время устранить или облегчить неприятные ощущения, но они нарушают химические процессы, в организме и могут привести к вредным кратко- или долгосрочным последствиям.

Лукас, например, пьет алкоголь и кофе и принимает обезболивающие, продающиеся без рецепта, при болях в спине и головных болях. Его врач предупредил, что ибупрофен, и парацетамол в сочетании с алкоголем могут навредить печени, поэтому он принимает аспирин, от которого у него начинается расстройство желудка, от которого он принимает антацид. Утром он выпивает две чашки крепкого кофе, чтобы проснуться, а потом весь день пьет диетическую колу с кофеином, чтобы поддерживать бодрость. Он курит, чтобы справиться с напряжением и тревогой. Вечером любит выпить «бокал-другой» вина, чтобы расслабиться и заснуть. Такое самолечение не помогает ему лучше себя чувствовать, но, по крайней мере, делает его дискомфорт сносным.

Когда люди регулярно и в больших количествах принимают лекарства и/или алкоголь, то больше не могут точно интерпретировать сигналы своего организма. Относятся ли эти сигналы к эмоциональному состоянию или химическим процессам, преувеличены они или приуменьшены, остаются ли в пределах нормы или говорят о болезни? Когда человек принимает лекарства часто и в больших количествах, очень трудно точно определить, что происходит на его эмоциональном уровне.

Находясь в состоянии эмоциональной неосознанности, люди могут нанести большой эмоциональный вред другим. Сильные эмоции, оставшиеся непознанными, могут перерасти в иррациональное поведение. Люди ведут себя импульсивно, эмоционально или физически оскорбляют друзей и членов семьи, чувствуют себя чрезвычайно виноватыми, потом замыкаются в себе, ограничивая свою эмоциональную осведомленность и создавая уже привычный круг оскорблений, боли, онемения и увеличившейся эмоциональной неграмотности.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ХАОС, ИЛИ ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ. На этом уровне люди осознают эмоции, но воспринимают их как более высокий уровень энергии, который нельзя понять и выразить словами. Именно поэтому я называю это первичным опытом: он похож на эмоциональный опыт младенцев и низших млекопитающих, которые явственно испытывают эмоции, но не могут назвать их.

Человек в этом эмоциональном состоянии очень уязвим и поддается эмоциям, но не всегда может понять или контролировать их. Находясь на уровне первичного опыта, он чаще сталкивается с постоянными неконтролируемыми эмоциональными всплесками и приступами импульсивности или депрессии, чем человек, чьи эмоции заморожены из-за неосведомленности, даже если периодически они выходят наружу. Люди на стадИн примитивного опыта - это, как правило, те, кто первым сдается, когда стресс давит на всю группу. Они испугаются будут плакать, прогуливать работу, много пить. Лукас, как про! тивоположный пример, работает в условиях крайне высокого давления и стресса. Во время подачи налоговых деклараций его признают как «холодную голову» и доверяют принимать важные решения. Сотрудники и руководители не считают его холодность особо привлекательной чертой, но руководство высоко ценит его за эффективность.

Учитывая очевидный риск эмоциональности, некоторые люди считают, что эмоциональная осознанность и восприимчивость только мешают. Тем не менее, если долго работать, достижение высокого уровня эмоциональной грамотности и знание эмоциональной информации приведет к личной I эффективности и власти, даже в нашем эмоционально неграмотном мире. Это станет возможным, потому что человек с высоким уровнем эмоциональной грамотности будет знать, как контролировать свои эмоции, когда и как их сдерживать или выражать.

Конечно, бывают ситуации, когда безжалостность, отсутствие сочувствия и эмоциональная холодность необходимы: для такой работы, как наемный убийца, инспектор, ответственный за исполнение сокращения штата, или для службы в войсках специального назначения. В таких ситуациях высокий уровень эмоциональной осознанности сделает невозможным эффективное выполнение заданий. Вполне очевидно, что человеку, стремящемуся к овладению эмоциональной грамотностью, нужно избегать таких видов деятельности.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ или ВЕРБАЛЬНЫЙ БАРЬЕР. Эмоции зарождаются глубоко в примитивных частях нашего мозга, а осознание эмоций требует, чтобы мы использовали наш более развитый мозг - неокортекс, необходимый для речи, абстрактного мышления и рассуждения.

Млекопитающие, у которых не развились функции речи, подражания, говорения, письма, планирования и символического рассуждения, не могут преодолеть хаотический или первичный уровень чувств. Человеческое существо, чей неокортекс дзет возможность развить эти вербальные навыки, способно достичь более высоких уровней эмоциональной осведомленности. Антонио Дамасио (Antonio Damasio) в своей замечательной книге «Чувство того, что происходит; Тело, эмоции и формирование сознания» дает отличное описание нейробиологии этого процесса.

Осознание эмоций зависит от способности говорить о том, что мы чувствуем и почему. Язык эмоций тонко связан с обменом поглаживаниями, идентификацией эмоций и определением их причин, а также с выражением сожаления и стремлением к прощению.

Чтобы преодолеть этот языковой барьер, нужно окружить себя людьми, которые положительно относятся к обсуждению эмоций. Как только человек сможет обсуждать свои эмоции с другим человеком, он сможет повысить осознанность о своих чувствах.

Изучение эмоциональной грамотности похоже на изучение нового языка. На самом деле изучение эмоциональной грамотности похоже на изучение диалектов английского языка, которые отличаются от стандартного разговорного английского, как, скажем, эбоникс (вариант английского языка, на котором говорят люди негроидной расы во всем мире).

В эбониксе, афроамериканском диалекте, используются английские слова, однако он резко отличается от стандартного английского: другие синтаксические структуры и словарный состав, многих его слов нет в стандартных словарях. Все это необходимо, чтобы выразить желаемое значение. То же самое и с языком эмоциональной грамотности: используется другой тон голоса, слова объединяются в странно звучащие предложения, а также используется ряд неологизмов для пере-дачи желаемого эмоционального содержания.

Эмоционально грамотное выражение может показаться бессмысленным слушателю, который не знаком с «эмоциональным языком», и он примет произносимое за абсурд. Человеку, говорящему на эбониксе, легче общаться с другим говорящим на эбониксе, они находят друг друга и общаются с удовольствием. Так же и здесь: в мире, враждебном к эмоциям, уметь говорить эмоционально грамотно позволяет чувствовать себя приятно, безопасно и спокойно.

Теперь перейдем к конкретизации того, как мы можем развить навыки эмоционально грамотного общения.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Когда мы обсуждаем свои эмоции с другими, мы начинаем распознавать различные эмоции и их интенсивность, а также учиться говорить о них с другими. На этом этапе мы начинаем видеть различия между такими основными эмоциями, как гнев, любовь, стыд, радость или ненависть. Мы также понимаем, что любое чувство может быть различной интенсивности. Страх может изменяться от опасения до ужаса. Гнев - варьироваться от раздражения до ненависти. Любовь можно чувствовать на многих уровнях от привязанности до страсти.

Когда мы преодолеваем вербальный барьер (некая виртуальная стена), то начинаем понимать, что зачастую испытываем! несколько чувств одновременно. Некоторые из них сильные и очевидные, а некоторые - слабые и ;скрытые. Одни кратковременные, другие носят долгосрочный характер. Например, когда нас охватывает ревность, мы можем понять, что основным чувством J является гнев в сочетании с более слабыми чувствами - чувством безответной любви и оттенком стыда. Некоторые испытывают ревность как сочетание страха и сильной ненависти.

Вернемся к нашему бухгалтеру Лукасу. Когда я спросил его, почему он так резко отреагировал на обвинения жены, он сказал: «Думаю, потому что я был немного раздражен».

«Как насчет грусти?» - спросил я.

«Думаю, да.Да, и это тоже, - на этом он сделал акцент. -Щ И еще боялся, что потеряю контроль, отвечу неподобающим^ образом и раню ее чувства. Она такая ранимая».

«Вы сильно злитесь?» - снова спросил я.

«Не очень, просто раздражен».

«Но если вы не злитесь, почему вы думаете, что потеряете контроль?»

«Думаю, все-таки злюсь».

Он замолчал на минуту, и я заметил, что он покраснел

«Да, думаю, так и есть».

«До бешенства?»

Последовало долгое молчание. Теперь лицо Лукаса было очень красным. Обращаясь к жене голосом, полным чувства вины и страха, Лукас наконец выговорил: «Да, поразмыслив над всем этим, я могу сказать, что мне очень тяжело».

Я продолжал расспрашивать Лукаса, следя за тем, чтобы не «вкладывать свои слова в его уста». Когда я помог ему осознать свои эмоции, выяснилось, что Лукас чувствовал сильный, ослепляющий гнев по поводу обвинений его жены и очень боялся «перестать его контролировать» и «выплеснуть его на нее». И когда он об этом думал, то ощущал отчаяние и страх. Совсем неплохо для человека, который изначально утверждал, что ничего не чувствует.

ПРИЧИННОСТЬ. Как только мы начинаем понимать истинную природу наших чувств, мы начинаем понимать и причины этих чувств: каково событие, которое вызвало эмоциональную реакцию, почему мы чувствуем гордость или ненависть, почему боимся.

Например, Питер начал ревновать свою подругу Дженнифер в тот вечер, когда заметил, что она смеется над шутками их друга Майкла. Сначала он не хотел признаваться, что ревнует, даже самому себе, потому что гордился своей уверенностью и спокойствием. Но он поймал себя на том, что был раздражительным с Дженнифер, и вынужден был признать, что ревнует ее.

Это подчеркивает неизбежность эмоциональной взаимосвязи между людьми. Кто-то может не согласиться, но мы вызываем чувства у других, а они - у нас. Мы начинаем изучать алхимию эмоций: то, как наши эмоциональные склонности (ранимость, агрессия или ревность) сочетаются с эмоциональными склонностями и поведением других людей. В итоге мы можем исследовать и в большинстве случаев понять причины того, что чувствуем.

В данном случае явный флирт Дженнифер с Майклом заставил Питера ревновать. Питер, смущаясь, сказал Дженнифер о своей ревности. Она ответила, что не хотела вызвать у него такое чувство. Она объяснила, что после тяжелой рабочей недели просто была рада от души посмеяться. Теперь когда она знала о ревности Питера, она решила уделять ему больше внимания, когда они находились в компании Майкла.

ЭМПАТИЯ. По мере того как мы изучаем различные эмоции, которые испытываем, и их интенсивность, а также причины их появления, понимание наших эмоций становится структурным и тонким. И потом мы начинаем воспринимать и интуитивно понимать подобные структуры и тонкость в эмоциях окружающих людей.

Эмпатия является одной из форм интуиции, в частности, в плане эмоций. Развитие эмпатии время от времени может напоминать ясновидение. Когда мы сочувствуем, мы не разгадываем, не видим и не слышим эмоции других людей, не думаем о них. Мы просто точно знаем, что чувствует другой человек. Предполагалось даже, что эмпатия на самом деле - шестое чувство, с помощью которого мы воспринимаем эмоциональную энергию, подобно тому как глаз воспринимает свет. Если это так, то эмпатия находится в интуитивном смысловом канале, отдельно от остальных пяти чувств, и непосредственно связана с нашей осведомленностью.

Эмоциональная неграмотность приводит к тому, что в период формирования нашей личности нам не удается развить это шестое чувство. Недостоверная информация о чувствах, обесценивание чувств со стороны родителей или значимых взрослых, которое мы можем получить в детском возрасте, а также систематический отказ признавать интуитивные чувства приводит к ослаблению интуитивного чувства. Некоторые люди - прирожденные эмпаты с высокой чувствительностью к эмоциям, другие же глухи к эмоциям Большинство из нас находятся где-то посередине, и все мы можем обучиться или заново научиться эмпатии.

Существует риск, связанный с эмпатией. Эмпатический ответ - это сложное событие. Мы можем реагировать или не реагировать с сочувствием на эмоции других людей, и, можем не всегда знать собственную реакцию. С этой точки зрения идеальные отношения - те, в которых оба являются эмпатами, разбирающимися в своих эмоциях. Самые тяжелые отношения - это отношения между эмпатом и «антиэмпатом» когда один человек реагирует на эмоции, 6 которых другой даже не знает. Такие отношения могут быть очень неприятными, и, если длятся уже долго, могут стать невыносимыми для эмпата.

Эмпатия, как и все интуитивное, является неточной и имеет небольшую ценность, пока мы не выработаем способы объективно подтверждать достоверность наших ощущений.

Для примера, вернемся к ситуации Питера и Дженнифер. Дженнифер начала подозревать, что Питер чувствует себя все более неловко в присутствии Майкла. Интуиция подсказывала ей, что хотя поначалу Питер и отрицал это, но он ревновал. Она не могла понять, почему, ведь она была очень нежной и внимательной с ним, когда они были наедине. Она думала, что ревность Питера, возможно, вызвана внешней привлекательностью Майкла, и удивилась: неужели Питер не уверен в своей внешности?

Дженнифер читала об эмоциональной грамотности и изучала некоторые приемы, которые она и описала Питеру. Когда Дженнифер решила спросить Питера, ревнует ли он, его первым импульсом было отрицание. Он считал, что его ревность глупа, и ему было стыдно признаться в этом.

«Говори честно, пожалуйста», - попросила Дженнифер Питера.

«Ну, хорошо,, я немного ревную», - признался он наконец.

«Но Майкл меня не привлекает. Гораздо сильнее меня привлекаешь ты».

«Нет, дело не в этом. Ты показала, насколько я тебе нравлюсь, - сказал он, смущенно улыбаясь. - Но ты же знаешь, каким косноязычным я иногда бываю. А Майкл такой непринужденный и веселый. Разве тебя это не привлекает?»

Дженнифер задумалась на минуту. «Ну, возможно. Но ты по-своему забавный, когда мы одни. Во всяком случае, гулять с кем-та вроде него, конечно, весело, но ты - тот человек, с которым я хочу иметь отношения. Вокруг нас всегда будут наши знакомые, у которых есть качества, привлекающие нас, но я с тобой, потому что я тебя люблю». Она обняла его, и они счастливо^ обнимались некоторое время.

Но теперь появилось нечто, что Питер хотел прояснить. Могу я задать тебе вопрос по этому поводу?»

Дженнифер с готовностью согласилась. «Я чувствую, что ты немного отстранена от*меня, когда он* рядом. На самом деле я боюсь, что ты теряешь ко мне интерес, когда мы втроем».

Она была шокирована. «Конечно нет!» Но, поразмыслив* над этим, она поняла, почему он себя так чувствует. «Понимаешь, я всегда считала невежливым, что-бы кто-то был нежным со своим спутником в присутствии человека без пары».*

«Я заметил», - Питер задумчиво кивнул.

Она добавила: «Но, возможно, ты и прав, может, я зашла слишком далеко. Я думаю, мы бы могли держаться за руки* иногда или сидеть ближе друг к другу, это не вызовет! у Майкла неловкости. Я постараюсь делать это чаще. Я просто Я очень заботилась о том, чтобы быть тактичной».

Догадка Питера насчет того, что Дженнифер привлекаю что-то в Майкле, подтвердилась. Подтвердилось также и то, что она избегала контакта с Питером, когда они были втроем. Но его страх по поводу того, что у нее был романтический интерес к Майклу или что Майкл затмил его, оказался ложным. Ему, наоборот, было приятно узнать, как сильно она хотела понравиться его друзьям и как старалась быть внимательной к чувствам других людей. Главные догадки подтвердились, опасения не оправдались, и он открыл нечто новое в Дженнифер - ее внимательность к его друзьям, которую он нашел очень привлекательной.

Иногда Питер считал признания Дженнифер в любви преувеличенными, но, услышав, как она спокойно объясняла,] почему выбрала его, он вдруг стал более уверенным в ее любви. Руководствуясь догадкой о ревности Питера и начав обсуждать это с ним, Дженнифер создала более крепкую, эмоционально грамотную связь между ними. Интуиция не подвела ее, Я и это. позволило ей изменить свое поведение так, чтобы Питер чувствовал себя комфортно. Это всего лишь один пример из -многочисленных плодов эмоционально грамотного диалога.

Мы развиваем понимание эмоций других людей, задавая вопросы, и, если человек не хочет раскрываться и честно об этом заявляет, мы не можем добиться прогресса. Честный вопрос и честный ответ является единственным средством усиления своих эмпатических интуитивных способностей. Процесс честного обсуждения и ответной реакции значительно повышает точность наших дальнейших эмпатических ощущений. Осознание собственных эмоций является необходимым условием для эмпатии, и мы учимся понимать интенсивность чувств других людей. Мы также учимся понимать, почему возникают эти чувства, и понимаем их иногда так же ясно, как свои собственные. В итоге, когда уровень нашей эмоциональной грамотности повышается, наше эмпатическое восприятие становится более точным и надежным. Мы учимся доверять своим чувствам и восприятию и быть более честными, говоря о них. Таких изменений можно добиться за счет постоянной коррекции нашего восприятия, анализа ответных реакций и исправления ошибочных истолкований.

Здесь важно различать эмпатию и сочувствие. Сочувствие является интеллектуальным процессом, с помощью которого мы можем судить об эмоциональном состоянии другого человека и даже визуализировать его. Это помогает нам понять и даже предсказать, как он или она может себя чувствовать и как действовать. Тем не менее сочувствие — не эмоциональный, а мыслительный процесс. Оно соотносится с эмпатией как канва, где рисунок закрашен по отмеченным номерам, и работа художника. Мы можем заполнить нужные участки правильным цветом или эмоцией, чтобы получить правдоподобное изображение реальной вещи, фактически не принимая участия в эмоциональном процессе.

Эмпатия же - совсем другое. Она затрагивает наши собственные эмоции: мы понимаем, что другие чувствуют, потому что мы чувствуем это в своих сердцах, а также визуализируем в сознании. Многие люди не могут сопереживать определенным эмоциям других людей. В таких случаях выражение сочувствия будет гораздо лучше, чем полное отсутствие осведомленности о чужих чувствах и эмоциях. Но сочувствие -это наименьшая форма эмоциональной грамотности. Чтобы перейти на следующий уровень эмоциональной осведомленности, требуется настоящая эмпатия.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Как я уже говорил, в том, чтобы быть “просто” сочувствующим человеком, “эмпатом”, если хотите, есть сови свои недостатки. Эмпат четко осознает сложную вселенную эмоциональной информации, которую другие в основном не воспринимают; какая-то информация болезненная возможно даже очень.

Если мы знаем, как другие себя чувствуют, это не обязательно означает, что мы знаем, что с этим делать. Кажется, что эмоциональное поведение людей требует ответной реакции, но ответ может не быть желанным или возможным. Обладание эмпатическими способностями в эмоционально неграмотном мире может буквально свести человека с ума; человек, обладающий даром эмпатии, должен знать, что делать со своими знаниями.

Эмоциональная интерактивность требует знаний того, как люди будут отвечать на эмоции друг друга и когда это взаимодействие может измениться в лучшую или худшую сторону. Эго означает, что надо знать эмоции людей достаточно! хорошо, чтобы предвидеть, как один человек отреагирует на гнев, страх или печаль и как другой ответит на любовь, проявление сексуальности, радость и оптимизм. Эмоциональная интерактивность основана на самом продвинутом уровне осознанности, на способности понимать, что вы чувствуете, что чувствуют другие, и предвидеть, как будут взаимодействовать эмоции. В дальнейшем это позволит вам предугадана как два разных человека, учитывая свойственные им эмоциональные наклонности, будут реагировать в определенной! ситуации.

Эмоции сливаются, исчезают, нарастают и уменьшаются в присутствии друг друга и с течением времени. Интерактивная. осведомленность помогает понять, как эмоции, подобно химическим веществам, объединяются, чтобы создать новые вещества, таким образом, чтобы никто не смог определить эти конечные вещества, изучая составные части. Эти комбинации могут быть творческими, инертными или взрывными как в химической лаборатории. Способность предсказывать эти реакции может развиться благодаря накопленному опыту и мудрости. Сложное понимание того, как эмоции сочетаются (друг с другом, в человеке, между людьми), - это самый высокий уровень знаний об эмоциях.

Хотя все это звучит довольно сложно, простой пример применения этой мудрости на практике можно увидеть в ситуации, когда мой друг Дэвид представил свою новую возлюбленную Рамонту своей дочери-подростку Робин, которая была застенчивой и возмущалась по поводу пассий своего отца. Дэвид знал, что встреча лицом к лицу за ужином может быть тяжелым испытанием для Робин, и вместо этого он решил, что его новая подруга должна поехать с ним, когда он будет везти свою дочь в другой город навестить ее мать. Это дало Робин возможность наблюдать за ним и его новой подругой, сидя на заднем сиденье и будучи не на виду. Таким образом, Робин могла понаблюдать за своей потенциальной мачехой. В такой ситуации у нее было больше шансов узнать Рамону поближе и начать симпатизировать ей, чем за неловким ужином, когда она нервничала бы из-за того, что находится в центре внимания. Знания Дэвида о том, что заднее сиденье машины - более подходящий вариант, чем ужин, основаны на высоком уровне осведомленности об эмоциональных взаимодействиях.

Другой, более сложный пример - ситуация Джона и Доны, пары, которая конфликтовала уже месяц. Джон злился из-за того, что Дона проводит все больше времени на своей новой работе; это была первая работа в ее жизни, которая действительно нравилась ей и давала возможность проявить себя. Джон привык быть основным кормильцем и чувствовал необъяснимую ревность и зависть. Он всегда был склонен к эмоциональным вспышкам и в последнее время чувствовал себя в опасной близости от потери самообладания. У Джона и Доны были хорошие отношения уже много лет, и Джон знал, что Дона любит его и доверяет ему. Но она боялась его проявлений гнева.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.