Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 3 страница



Онемение - естественная реакция на травму. Когда боль от ранения на время блокируется, у нас появляется возможность убежать или принять жизненно важные решения, чего мы не смогли бы сделать, испытывая сильную боль и ужас. Но физическое онемение, которое следует после ранения, длится недолго, лишь на некоторое время обеспечивая анестезию, до того как нахлынет боль..

Онемение, которое мы чувствуем в результате эмоционального ранения, по своей природе такое же. Физическая травма обычно возникает как единичный случай, и онемение, к которому она приводит, носит временный характер. Но в случае постоянной жестокости и эмоциональной травмы онемение становится хроническим. Мы выживаем, преодолевая психологические травмы, потому что включаются защитные механизмы психологические стены, защищающие нас от болезненных эмоций и отделяющие от неприятных людей и боли, которую они нам причиняют. Эмоциональную травму можно очень ярко пережить заново, если вспоминать о том, что произошло. Эмоциональное онемение уберегает нас от мучительных мыслей, воспоминаний о прошлом, ночных кошмаров. Звучит хорошо, однако этот компромисс довольно проблематичен. Психологические стены, которыми мы ограждаемся от эмоциональной боли, могут стать постоянными и отделять нас от добрых, любящих людей и чувств радости, надежды и любви. То, что не дает нам чувствовать эмоциональную боль, не дает нам чувствовать и эмоциональную удовлетворенность. К тому же эти стены могут случайно рухнуть и нас охватят хаотические, иногда разрушительно сильные эмоции.

Состояние некоторых людей изменяется от онемения до полного отключения повышенной чувствительности косеем эмоциям. Обе эти крайности являются формами эмоциональной неграмотности. Когда эмоций нет вообще или же они представлены слишком ярко, они не выполняют свои полезные функции.

Для восстановления после эмоциональных потрясений важно, чтобы мы могли неоднократно вспоминать травмы, которые способствовали нашему отчуждению, и обсуждать их с понимающими людьми. Но обычно мы не обсуждаем такие травмы и не восстанавливаемся после них. Наоборот, мы привыкаем к состоянию эмоционального безразличия или хаоса. Эмоциональные травмы, такие как жестокое обращение родителей или их алкоголизм, обычно хранят как Позорный секрет и ни с кем не обсуждают. Эмоциональные травмы повторяются потому что мы не знаем, как избежать жестоких, жадных безрассудных и эгоистичных людей, которые причиняют нам боль. Мы, наоборот, продолжаем общаться с ними и модели эмоционального насилия повторяются. Именно поэтому эмоциональные травмы накапливаются в течение жизни и гноятся в дальних уголках души, подрывая эмоциональное здоровье жертвы.

За многие годы наблюдений я пришел к выводу, что не только те, кто переживает сильный посттравматический стресс, но и большинство из нас живут в состоянии полупостоянного эмоционального шока. Так как болезненные переживания повторяются снова и снова, мы теряем связь с большинством наших чувств. Мы забываем болезненные случаи, не помним, что мы чувствовали, и не знаем никого, кто мог бы внимательно и с сочувствием выслушать нас, чтобы разобраться с ними. Получается, мы идем по жизни с «эмоциональной анестезией» и большинство чувств заперты в наших сердцах, потому что мы постоянно разочаровываемся в этом подозрительном и недружелюбном мире.

Конечно, далеко не все в детстве столкнулись с грубостью или пьянством родителей. Но даже самые обычные взлеты и падения во время взросления и в повседневной жизни могут быть довольно болезненными и привести к определенной степени онемения как защитной реакции. Эмоциональные потрясения начинаются в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. На нас кричат, когда мы играем в увлекательную игру («Ты замолчишь хоть на минуту?»), или оставляют нас одних, когда нам страшно («Ты справишься»). Наши родители могут драться или просто не обращать друг на друга внимания. Другие дети насмехаются над нами или бьют нас, а иногда это делают даже те, кого мы считали своими друзьями. По чьим-то прихотям из нас делают козла отпущения или оскорбляют нас.

Вот два примера, иллюстрирующих эти виды внутренней травмы. Одна моя знакомая вспоминает, что, когда ей было 12 лет, две ее самые любимые подруги вручили ей письмо, в котором смеялись над тем, как она выглядит и танцует, называли ее глупой и заносчивой и заявляли, что больше не будут с ней дружить. По сей день ее переполняют чувства печали и злости, когда она вспоминает об этом. Еще один мой приятель рассказывал, что каждый день, когда он стоял в очереди за обедом в младших классах средней школы, мальчик из старшего класса подходил к нему и высмеивал его нос. Он «соглашался» с его шутками, но на самом деле был глубоко оскорблен. Это эмоциональное мучение длилось все время, пока он учился в младших классах.

В детстве ребенок может столкнуться с эмоциональным стрессом, грубостью и даже насилием. Часто нам отказывают в любви или используют ее, чтобы манипулировать нами: выражают ее, только если мы «хорошо себя вели», и отказывают в ней, если вели себя «плохо». Когда это происходит, дома или в школе, мы вынуждены скрывать свои чувства и желания. Нас учат, что раскрывать свои чувства грубо, унизительно или неблагоразумно. Таким образом в нас развивают эмоциональную неграмотность. Чтобы угодить таким воспитателям, нам в первую очередь надо блокировать свои эмоции.

Часто родители заботятся только о самых очевидных наших проблемах: не дразнят ли нас в школе, нет ли у нас проблем с приобретением друзей. Они нечасто интересуются нашими внутренними страданиями: отказами, затруднениями, романтическими разочарованиями или чувством неполноценности. А некоторым родителям просто неловко спрашивать детей об их чувствах и обсуждать их эмоции.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ГОЛОД ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ

 

В основе всех этих эмоциональных замешательств лежит любовь и ее противоположность - ненависть. Все мы хотим любить и быть любимыми. Когда вместо того, чтобы оказаться в атмосфере любви, мы сталкиваемся с ненавистью, мы остаемся наедине со своими потребностями и задетыми чувствами, запертыми внутри нас, мы не знаем, что: делать и с кем поговорить об этом. Мы не можем обсуждать свои чувства, тем более любовь, в которой так нуждаемся. Мы не понимаем ненависть, которую испытываем, и еще меньше понимаем чувства других людей. Мы скрываем эмоции, врем о них или притворяемся, что не испытываем их.

Многие из нас столько страдали, что даже в близких отношениях, когда эмоции обычно можно не сдерживать, предпочитают держаться на расстоянии, несмотря на то, что охвачены страстной любовью. Давно забытые сердечные раны не дают нам полностью довериться другому человеку и не держать дистанцию для самозащиты. Мы редко позволяем себе самое сладкое из эмоциональных переживаний - уязвимое состояние глубокой безоговорочной любви к кому-либо. Наши обиды вытекают из разочарований, и иногда это развивается в полноценную ненависть. Если ненависть выпустить наружу, она заражает все и любовь полностью уходит.

Большинство из нас чувствует, что жизнь должна быть более насыщенной. Мы жаждем интимности глубокого чувства. Мы жаждем связи с людьми, хотим понимать и быть понятыми. Проще говоря, мы хотим любить и быть любимыми.

Но как нам этого достичь? В глубине души мы понимаем, что быть эмоциональным человеком, испытывающим страсти (любить, кричать, радоваться и даже страдать), - значит иметь богатый эмоциональный опыт. На самом деле мы постоянно ищем косвенные, искусственные, компенсаторные способы испытать эмоциональные переживания. Мы принимаем наркотики, ходим на фильмы ужасов, экшены или мелодрамы, смотрим ситкомы и мыльные оперы по ТВ, играем в азартные игры, прыгаем с моста с привязанным к лодыжкам резиновым тросом или выпрыгиваем с парашютом из самолета - и все это в поисках эмоциональной стимуляции. Эти занятия позволяют нам почувствовать то, что нам нужно, когда мы не можем найти это в повседневной жизни, и в итоге мы предпочитаем такие компенсации риску реального эмоционально участия.

Особенно ужасающий пример такой жажды эмоциональных переживаний показал Джеймс Гиллиган (James Gilgan) в своей книге «Насилие». Долгие годы Гиллиган работал с заключенными, виновными в жестоких убийствах. Он обнаружил, что эти люди постоянно живут в состоянии сильного эмоционального онемения. Они говорят, что у них нет практически никаких ощущений, эмоциональных или физических, и считают себя живыми мертвецами. Причина возникновения онемения у этих людей понятна — исследования Гиллигана показывают, что почти во всех случаях они сами были жертвами насилия и страдали от повторяющихся эмоциональных и физических травм. Они жили в мире, лишенном любви и наполненном ненавистью.

Эти люди говорят, что совершают неописуемо жестокие поступки, надеясь, что эти крайности избавят их от онемения и они хоть что-то почувствуют. Человек, совершивший жестокое убийство, может ненадолго почувствовать себя так, словно пробудился после глубокой анестезии. Но постепенно эмоции, вызванные преступлением, пропадают, и онемение возвращается.

Это отрезвляющий пример того, как недостаток любви и избыток ненависти ведут к онемению и сильным эмоциональным патологиям. Если эту патологию не выявить, она будет передаваться из поколения в поколение.

Нужно разорвать этот замкнутый круг ненависти, жестокости и эмоционального онемения. Одним из способов является развитие эмоциональной осведомленности, чтобы ощутить любовь и в конце концов развить эмпатию — способность чистосердечно чувствовать то, что чувствуют другие, и реагировать на эти эмоции с пониманием и добротой. Осознание и умение выражать добрые нежные чувства поможет нам справиться с гневом, ненавистью. Чтобы стать эмоционально грамотными, мы должны изучать, понимать и уметь выражать все эти эмоции.

 

ПСИХОПАТЫ И ЭМПАТЫ

 

В мире есть два вида людей, которым, кажется, суждено иметь власть в этом мире, — это психопаты, которые ничего не чувствуют, и эмпаты, которые остро реагируют на чувства других. (Не воспринимайте эти две крайности слишком серьезно - в «чистом виде» они встречаются чрезвычайно редко. Я привел этот пример для иллюстрации.)

Психопаты действуют без ограничений, в отличие от других смертных. Они обманывают, крадут, вымогают, калечат и убивают без чувства вины. Когда они получают власть над людьми, они могут стать очень могущественными. Вспомните римского императора Калигулу, Адольфа Гитлера или Иосифа Сталина. История полна наглядных примеров, которые их можно найти повсюду: в политике, бизнесе, бандах и некоторых семьях.

Эмпаты, наоборот, получают силу из своих эмоциональных навыков. Прирожденные эмпаты обладают даром сопереживания, и по мере их взросления семья и учителя дополнительно развивают их. Иисус Христос, Махатма Ганди, Мать Тереза и множество других имен являются историческими и мистическими примерами эмпатов. Их талант любить других, создавая единство любви, выявлять в людях лучшие качества, дает им возможность получать то, чего люди хотят больше всего, и это больше, чем деньги, политическая власть или статус, - люди хотят любить и быть любимыми.

И снова две крайности: многие влиятельные люди не являются ни абсолютными психопатами, ни абсолютными эмпатами. Но если присмотреться, можно определить, к какому типу относится человек. Я, разумеется, призываю вас работать в направлении идеала эмпата.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (EQ) И КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (IQ)

 

Важность быть эмоциональным экспертом на первый взгляд не так очевидна. Во всяком случае, не так очевидна, как важность быть интеллектуальным экспертом. Исследования показывают, что если у вас высокий уровень IQ (коэффициента интеллекта), то вы, вероятнее всего, будете хорошо учиться в школе и станете продуктивным, успешным и хорошим учеником. И не только: скорее всего, вы будете наслаждаться долгой жизнью и хорошим здоровьем. Кажется, такие приятные результаты обусловлены только высоким уровнем интеллекта, но это не так. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман указывает на то, что для успеха эмоциональное развитие так же важно, как и высокий уровень IQ. Кроме того, он утверждает, что эмоциональное развитие необходимо для того, чтобы прожить хорошую жизнь, позволяющую вам наслаждаться духовными богатствами. Для хорошей жизни вам нужен не только высокий уровень IQ, но и высокий уровень EQ (эмоционального интеллекта).

Термин EQ хоть и модный, но означает меньше, чем вы могли бы подумать. Это маркетинговое понятие, а не научный термин. Эмоциональный интеллект нельзя измерить и высчитать, в отличие от коэффициента интеллекта. Люди измеряют IQ научными методами почти столетие, хотя все время спорят о его значении. Одни говорят, что IQ обозначает врожденное качество, называемое интеллектом. Другие утверждают, что оно измеряет более абстрактные качества людей, которые оказались успешными в школе и в итоге в жизни. В любом случае вы можете надежно и достоверно определить уровень IQ человека, и доказано, что если он высокий, то это хороший показатель.

Эмоциональный интеллект, в свою очередь, не может быть исчисленным. Хотя исследователи пытаются найти способ измерить EQ, на сегодняшний день надежных инструментов для этого не существует. Так что пытаться измерить чей-либо уровень EQ - все равно что угадывать, сколько зерен в кувшине: вы можете предполагать, но не можете быть уверены. Мы можем многозначительно говорить о EQ, пока не заявим, что можем точно измерить его. В конце этой книги вы найдете проверочный тест, пройдя который получите примерное представление, каким мог бы быть уровень вашего EQ, если бы его можно было измерить.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 

Термин «эмоциональный интеллект» ввели психологи Питер Сэловей (Peter Salovey) и Джон Майер (Mayer John D.) -психологи исследователи, медленно приближающиеся к количественному анализу эмоционального интеллекта. Я ввел термин «эмоциональная грамотность» 21 год назад и впервые он был использован в моей книге «Лечение алкоголизма» в 1979 году.

В чем разница между эмоциональным интеллектом и эмоциональной грамотностью? Если коротко, то, как гласит название этой книги, эмоциональная грамотность - это эмоциональный интеллект, находящийся в сердце.

Эмоциональная проницательность помогает решить множество проблем. Чрезвычайно удачно эмоциональный интеллект показан создателями таких анимационных фильмов, как «Русалочка», «Горбун из Нотр-Дам», «Шрек», «Корпорация Монстров». В этих фильмах трогательные нюансы переданы в широкой гамме эмоций при помощи нескольких штрихов на двумерной поверхности. Эти созданные при помощи компьютера эмоциональные сигналы гораздо дешевле и, возможно, правдоподобнее, чем сигналы, переданные актером-человеком. Эти фильмы основаны на многолетних исследованиях: начиная с книги Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 года, в которой он утверждает, что все млекопитающие выражают эмоции одинаково, и таким образом доказывает их генетическое сходство, и заканчивая системой классификации 43 лицевых «единиц действия», которая объединяет виды всех возможных выра-жений эмоций на лице.

Если наша цель - заставить людей покупать или голосовать, мы можем использовать информацию, доступную современным рекламным агентствам, которые довольно успешно используют человеческие эмоции для достижения целей своих клиентов.

Приведу более серьезный пример. Если наша цель - запугать людей и вселить в них страх, мы воспользуемся знаниями об эмоциональном интеллекте, которые применяются с незапамятных времен и постоянно совершенствуются мучителями по всему миру (инквизиция, нацистское гестапо, коммунистический НКВД), достигающие своих целей методами эмоционального насилия.

На личном уровне мы можем использовать свои эмоциональные навыки для развития самоконтроля, обретения эмоционального спокойствия и изоляции или же можем контролировать других, вызывая чувство вины, страха или депрессию. Такие навыки тоже можно рассматривать как форму эмоционального интеллекта.

Я заметил, что люди, которые согласны с тем, что эмоциональный интеллект является важной способностью, упустили из вида то, что мы действительно хотим: овладеть эмоциональными навыками, улучшающими жизнь людей, не одного человека или группы, а всех людей. И единственными эмоциональными способностями, улучшающими жизнь людей, являются навыки, направленные на любовь.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ В СЕРДЦЕ

 

Главная цель развития эмоциональной грамотности - помочь людям сотрудничать, не применяя манипуляцию и насилие, используя эмоции сопереживания для объединения и улучшения качества жизни. Неудивительно, что эта цель вдохновила меня на организацию обучения эмоциональной грамотности, основанного на чувстве любви.

Не секрет, что любовь занимает центральное место в эмоциональной жизни людей. В классической книге Джозефа Леду (Joseph Le Doux) «Эмоциональный мозг: таинственные основы эмоциональной жизни» ни разу не упоминается любовь, в то время как страх упоминается более 75 раз. В книге «Эмоциональный интеллект» Даниэля Гоулмана (Daniel Goleman). 20 записей, относящихся к гневу, и только три, относящихся к любви, и все ссылки - в первой главе. Хотя мы все в глубине души понимаем важность любви, она остается чувством, которое специалисты редко обсуждают в подробностях.

Обучение эмоциональной грамотности сосредоточено на любви и состоит из пяти основных навыков:

 

1. ЗНАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

 

Знаете ли вы свои истинные чувства? Многие люди не могут определить чувства любви, стыда или гордости, а также не могут назвать причину, почему эти непонятные чувства появляются. Эти же люди не могут сказать, насколько сильны их эмоции, даже если попросить их классифицировать эмоции как слабые, сильные или непреодолимые. Если вы не можете определить эмоции, которые испытываете, их силу и последствия, вы не можете сказать, в какой степени эти чувства влияют на вас и окружающих вас людей.

 

2. УМЕНИЕ ИСКРЕННЕ СОЧУВСТВОВАТЬ

 

Вам знакомы чувства других людей? Вы понимаете, почему люди испытывают те или иные чувства? Вы отождествляете ситуации и мотивы других людей со своими? Это и есть умение «чувствовать» других людей, переживать их эмоции как свои собственные. Большинство людей имеют отдаленное представление о чувствах других людей. Когда мы сочувствуем другим, эмоции людей резонируют внутри нас. Мы интуитивно чувствуем, что это за чувства, насколько они сильны и что их вызвало.

 

3. УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

 

Вы контролируете свои эмоции? Знаний о наших эмоциях и эмоциях других людей недостаточно, чтобы стать эмоционально грамотным. Мы должны знать, когда и как выражение эмоций или их отсутствие влияет на других людей. Мы должны научиться закреплять свои положительные эмоции, такие как надежда, любовь и радость. Мы должны также знать, как выражать негативные эмоции: гнев, страх или вину, чтобы никому не навредить, извлечь пользу из ситуации или отложить решение проблемы до лучших времен.

 

4. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УЩЕРБА

 

Вы знаете, как извиниться и загладить свою вину? Все мы люди, и все мы совершаем эмоциональные ошибки, обижаем других, но не так уж часто принимаем меры для исправления наших ошибок - предпочитаем не обращать внимания. Мы должны научиться признавать, что мы поступили неправильно, и исправлять ситуацию. Для этого нам нужно взять на себя ответственность, попросить прощение и загладить вину. Это нелегко, но если мы не будем это делать, такие ошибки будут постоянно отравлять наши отношения.

 

5. ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕХ НАВЫКОВ

 

В итоге если вы приобретаете достаточно навыков, то развиваете способность, которую я называю «эмоциональной интерактивностью». Это значит, что вы сможете настроиться на чувства окружающих вас людей, понимая их эмоциональное состояние и зная, как эффективно взаимодействовать с ними.

Например, Ханна применила свои навыки эмоционального взаимодействия, чтобы избежать эмоциональной катастрофы за обедом в честь Дня Благодарения, на котором я побывал несколько лет назад.

Когда Ханна и ее муж приехали, она сразу заметила, что что-то произошло. Все --супруги, которые устраивали обед, трое их взрослых детей и четверо маленьких внуков - казались напряженными. Джим, один из зятьев, сидел в углу и разливал напитки. Другие члены семьи напряженно пересмеивались. Хозяева казались грустными и ошеломленными. Ханна отвела в сторону одну из своих подруг и спросила, почему собравшиеся кажутся такими встревоженными. Оказалось, что Джим очень сильно расстроил сестру своей жены — Джудит. Джим, мыслящий консервативно, спорил о воспитании детей с Джудит, имеющей намного более либеральные взгляды.

Дети прыгали вокруг Джима, и он в шутку сказал Джудит, что она портит их и они превратятся в неконтролируемых подрост, ков, наркоманов и сексуально озабоченных. Джудит рассерди, лась и недвусмысленно намекнула ему, что это не его дело. В результате атмосфера на празднике стала напряженной.

Ханна отвела Джудит в сторону и позволила ей выплеснуть свой гнев по поводу непрошеной критики Джима. Потом она поговорила наедине с Джимом и выслушала его эмоции по поводу своенравных детей и потакающих родителей. После разговора с Ханной Джим понял, что этот спор угрожал испортить всем День Благодарения. Ханна взяла их двоих и Марка, одного из мужей, которому они оба нравились. Между Джимом, Джудит, Марком и Ханной состоялась короткая беседа, в ходе которой задетые чувства были восстановлены и виновники ссоры обменялись извинениями. К тому времени обед уже был приготовлен, и все гости сели и насладились трапезой.

Ханна провела нужные беседы с нужными людьми, чтобы восстановить приятный эмоциональный климат. Она попросила Джима и Джудит сесть рядом с ней за обедом и продолжала говорить с ними. Она сделала все это легко и с чувством любви.

Трудно ли достичь такого уровня эмоциональной интерактивности, как у Ханны? Будет гораздо легче, если вы начнете, пока молоды. Это как научиться говорить по-французски шш играть на скрипке: вы с легкостью можете приобрести эти навыки в молодом возрасте, потому что у вас есть преимущество неврологического «окна возможностей» для /эмоционального обучения. Но если вы не развивали эмоциональные навыки в молодости, не волнуйтесь: вы можете приобрести их и будучи взрослым. На самом деле большинство людей приобретают некоторые навыки эмоциональной грамотности в раннем возрасте и потом добавляют к ним новые. Даже имея средние навыки и с небольшой помощью друзей, вы можете стать не хуже других. Теперь, когда у вас есть эта книга, у вас есть возможность систематически совершенствовать свою эмоциональную грамотность, изучать изложенные здесь уроки и применять их на практике.

 

выводы

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?

 

Если мы эмоционально грамотны, мы можем заставить свои эмоции работать на пользу нам и окружающим нас людям, а не против нас. Мы учимся контролировать сложные эмоциональные ситуации, которые часто приводят к борьбе, лжи, нападкам и ранят других людей, а взамен наслаждаться такими эмоциями, как любовь, надежда и радость.

К сожалению, мы часто подвержены эмоциональным травмам большинство из них вызваны простыми повседневными трудностями жизни, некоторые - предательством и разочарованием. Без эмоционально грамотного выхода эмоций эта эмоциональная боль заставляет нас заморозить свои чувства, чтобы защитить себя. Когда мы прячемся в защитной эмоциональной скорлупе, мы теряем связь с нашими чувствами и уже не можем понимать или контролировать их.

Мы жаждем эмоциональных переживаний и хотим получить их разными способами. Обучение эмоциональной грамотности является прямым и эффективным способом восстановления контакта с нашими чувствами и их силой, особенно силой любви.

 

Глава 2
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ

 

 

Почти все испытывают эмоциональный дискомфорт, когда к ним подходит бездомный нищий. Некоторые сразу пытаются отключить свои чувства, предпочитая делать вид, что нищего не существует или он по какой-то причине заслуживает такой судьбы. Другие чувствуют вину и, возможно, думают, что должны давать больше денег на благотворительность. Третьи будут возмущены и враждебны по отношению к нищим, рассматривая их как нежелательных нарушителей их жизни.

Я реагирую по-разному. Иногда я чувствую страх или смущение, а иногда вину или злость. Если я решаю не помогать, то отворачиваюсь и ускоряю шаг. Если я решаю помочь, то даю несколько монет, не глядя нищему в глаза. Когда он говорит: «Благослови Вас Бог!», я не чувствую себя благословленным. Такая ситуация наводит меня на слишком много неприятных мыслей о том, каково это — быть нищим. Потом я радуюсь, что исключил незнакомца из своих мыслей. Если я не буду этого делать, то некоторое время буду взволнованным и выбитым из колеи. И неудивительно, что изменю свой маршрут, чтобы избежать бездомного, даже если придется перейти на другую сторону улицы.

В такие моменты моя эмоциональная реакция может показаться ненормальной и преувеличенной, но подумайте о своей реакции. Многие ли из чувств, которые я описываю, вы испытываете, когда оказываетесь в похожей ситуации? Что из описанного вы ощущаете, возможно, не осознавая этого? Большинство из нас не знает о той первой реакции, которую мы быстро подавляем в таких ситуациях. У вас бывают эмоциональные последствия после таких встреч? После них вы потрясены или остаетесь равнодушными? А может, испытываете злость, вину или становитесь самодовольными? Они наталкивают вас на мысли о «бессердечных» республиканцах, демократах, чей лозунг «облагай налогом и трать», или о богатых мошенниках?

Обычно мы не замечаем этого' но большинство из нас каждыи день лавирует в таких сложных эмоциональный морях. Водитель подрезает нас на оживленной магистрали, продавец грубит, друг держится холодно и отстраненно, партнер не принимает наши достижения. Нас переполняют эмоции, и мы можем знать или не знать о них. Рассмотрим причины этих переживаний, чтобы увеличить нашу осведомленность о них.

 

ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ

 

Пятьдесят лет назад психоаналитик Эрик Берн положил начало трансактному анализу, когда разделил поведение людей (в психо-аналитической терминологии - Эго) на два вида: архео-психика (он назвал это «Ребенок») и неопсихика («Взрослый»). Состояние Ребенка связано с нашей эмоциональной природой, а Взрослый рационален и свободен от эмоций.

Берн считал, что эти два эгосостояния, а позже и третье, которое он назвал «Родитель», имеют «особые анатомические отображения» в мозгу: «Взрослый» расположен в коре головного мозга, а «Ребенок» находится в более примитивной его части. Через какое-то время он допустил, что эгосостояния чередуются; и обычный человек может легко их выявить.

Теория эгосостояний Берна прочно основывается на двух основных научных направлениях: эволюции и неврологии Совсем недавно авторы работ в области эволюционной психологии предположили, что мозг состоит из «модулей», который развились благодаря своим адаптивным качествам. Эти модули впервые были предложены Ноамом Хомским (Noam Chomsky), когда он предположил, что у всех людей грамматические навыки заложены на генетическом уровне, что порождает весь, человеческий язык. Этот языковой модуль был подтверждая дальнейшими исследованиями в неврологии и эволюционном теории. Исследования показали, что подобные модули существуют для. многих других способностей, таких как обработка визуальной информации или отношение к биологическому потомству. Стивен Линкер (Steve Pinker) в своей книге «Как! работает разум» представляет прекрасный отчет об умственных модулях эволюционной психологии. Эго-состояния - это три отдельных модуля, которые следует добавить в арсенал адаптивных способностей человека.

 

ТРИЕДИНЬЙ МОЗГ

 

В 1973 году, через четверть века после того, как Берн 'Исследовал три эго состояния, Пол МакЛин (Paul ’МасLean) старший научный сотрудник Национального института психиатрического здоровья в своей книге «Триединый мозг» предположил, что мозг состоит из трех отдельных подразделений соответствующих трем последовательным фазам развития: комплекс рептилий (the reptilian), лимбическая система (the limbic) и неокортекс (neocortical). Это предположение, остававшееся очень популярным в течение нескольких лет, недавно подвергли сомнениям нейробиологи, которые указывают на» то, что мозг функционирует не как набор отдельных функциональных единиц, а скорее как совокупность переплетенных сетей, которые развиваются в тесном взаимодействии. Несмотря на это опровержение, можно сказать, не нарушая никакой постулат неврологии и анатомии, что две стадии развития - комплекс рептилий и лимбическая система - отличаются друг от друга, а также от неокортекса, который развился позже. На современном этапе развития человека увеличивающийся размер мозга привел к полному развитию неокортекса.

 

МОЗГ РЕПТИЛИИ (The Reptilian Brain)

 

Мозг рептилии, первый сложный нейронный узел, появившийся в истории эволюции, поддерживает основные физиологические функции: кровообращение, дыхание, пищеварение, выделение. Он также контролирует спаривание и территориальное поведение - соблюдение социальной иерархии, защиту, агрессию и эмоции гнева и страха. У человека он находится в верхней части спинного мозга, и, так как первоначально он развился у ящериц и змей, он выполняет аналогичные функции, одновременно сообщаясь с двумя последовательно развившимися частями мозга: лимбической и неокорковой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.