Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Божественный ребенок 22 страница



 

' Ср. ?????? — отступать, удаляться.

 

2 Ср. мои высказывания в: Geist und Leben // Seelenprobleme der Gegenwart, 1931. S. 369.

 

'Volatile (фр.) — улетучивающееся, легко испаряющееся. — Примеч. пер.

 

 

О феноменологии духа в сказках              

 

 

с ним нечто психическое, которое кажется ему чужеродным, то это какой-то другой дух, вызывающий одержимость. В первом случае дух соответствует субъективной установке, в последнем — общественному мнению, духу времени или первоначальной, еще нечеловеческой, антропоидной диспозиции, которая называется также и бессознательным.

 

В соответствии с исконной ветровой природой духа последний есть уже активная, окрыленная, оживленная. взволнованная, так же как и живительная, возбужденная. волнующая, воодушевляющая, вдохновенная сущность Дух, выражаясь современно, — что-то динамическое, и поэтому он составляет классическую противоположность материалу, а именно его статике, инертности и неоживленносги. Это — в конечном счете — противоположность жизни и смерти. Последующая дифференциация этой противоположности приводит к поистине достопримечательному противопоставлению духа природе. Хотя сущностно дух — это оживленное и оживляющее, нельзя все же ощущать природу как недуховную и мертвую. Стало быть, здесь скорее всего говорится о (христианской) гипотезе духа, жизнь которого так превосходит жизнь природы, что последняя относится к нему как смерть.

 

Эта особая разработка представлений о духе зиждется на признании того, что невидимое присутствие духа есть психический феномен, т. е. собственно дух, и что этот дух существует не только в жизненных всплесках, но и в содержательных формациях. Среди первых особенно выделяются образцы и отображения, заполняющие внутреннее поле зрения, а среди последних — мышление и рассудок, упорядочивающие мир образов. Сверхдух превозносится над первоначальным природным духом жизни и даже противопоставляется последнему, как только лишь природному. Сверхдух стал сверхприродным и надмировым, космическим принципом порядка, он получил, в качестве такового, обозначение «бог» или же стал, по крайней мере, атрибутом единой субстанции (как у Спинозы) или личностью божества (как в христианстве).

 

 

 

 

 

 

 

 

К. Г. ЮНГ

 

 

 

 

Соответствующее развитие духа в обратном, гилозоическом направлении, a maiori ad minus', имело место в материализме под знаком антихристианства. Предпосылкой такой инволюции является (достигшая исключительной уверенности) идентичность духа с психическими функциями, зависимость которых от мозга и обмена веществ становилась все более ясной. По всей вероятности, «единой субстанции» дали только другое имя и назвали ее «материей», чтобы породить понятие «дух», которое, безусловно, зависело от питания и внешнего мира и чьей наивысшей формой были интеллект, или разум. Тем самым первоначально духовное присутствие очутилось как бы полностью в области человеческой психологии, и только один Клагес сумел выдвинуть свое обвинение против «духа как противника души». Дело в том, что при таком понимании духу отказывалось в праспонтанности, после чего он был низведен до несвободного атрибута вещества. Где-нибудь, конечно же, свойственное духу качество deux ex machina2 осталось сохранным — если не в нем, то все же в его первоначальном синониме, в душе, в переливающейся разными цветами3 и напоминающей бабочку духовной сущности (anima, ????). Хоть материалистическое понимание духа распространилось не повсеместно, все же понятие духа застряло вне религиозной сферы, в рамках феноменов сознания. Дух в качестве «субъективного духа» стал обозначением для эндопсихических феноменов как таковых, в то время как «объективный дух» означал совсем не объективный дух или божество, а совокупность интеллектуальных достояний — достояний, которые составляют наши человеческие институты и содержимое наших библиотек. Дух повсеместно лишился своей изначальной сути, своей автономии и спонтанности; редкое

 

? maiori ad minus (лат.) — от большего к меньшему. — Примеч. ред. id е u х ex machina (лат.) — бог из машины; неожиданно, внезапно, вдруг. — Примеч. пер.

 

Душа, др. — германское saiwalo, родственна, вероятно ????? (блистающий, подвижный, изменчивый). Это слово имеет также значение лукавого и обманчивого, благодаря чему алхимическая дефиниция Анимы как Меркурия получает некоторое правдоподобие.

 

 

О феноменологии духа в сказках              

 

 

исключение составляет область религии, где, по крайней мере, у духа в принципе остался сохранным его прахарактер.

 

В этом резюме была описана сущность, которая предстает как непосредственно психический феномен в противоположность другим психизмам, чье существование каузально обусловлено, по наивному воззрению, физическими влияниями. Отношение духовной сущности к физическим условиям не явствует воочию, почему духовным феноменам и приписывается имматериальность, и даже в большей степени, чем это допускается у душевного явления в узком смысле. Последнему примысливалась не только известная зависимость от физического, но даже некоторая вещественность, о чем свидетельствует идея о subtle body и китайское воззрение о кийя-душе. Все же нельзя себе представить тотальную невещественность душевного при тесной связанности некоторых, пока еще психических процессов с физическими параллельными явлениями. Вопреки этому consensus omnium' настаивает на имматериальное™ духа, при этом за ним, разумеется, не признается не то что вся, но даже собственная субстанциальность. Однако совсем не просто уразуметь, почему реальной должна быть только гипотетическая материя (которая сегодня выглядит уже совершенно иначе, чем 30 лет назад), а дух — нет. Хотя понятие имматериальности само по себе ни в коем случае не исключает реальности, но дилетантское воззрение все же постоянно связывает действительность с вещественностью. Дух и материя являются именно формами трансцендентального в-себе-бытия. Так, например, тантристы точно с таким же правом говорят, что вещество есть не что иное, как определенность мыслей бога. Единственная непосредственная действительность — это психическая действительность содержаний сознания, которые в какой-то мере несут на себе отметину своего духовного или материального происхождения.

 

Духовной сущности, во-первых, свойствен принцип спонтанного движения и деятельности, во-вторых, способность свободного порождения образа помимо чувственного восприятия и, в-третьих, автономное и суверенное мани-

 

'Consensus omnium (лат.) — общее согласие. — Примеч. пер.

 

 

 

 

 

 

 

 

К. Г. ЮНГ

 

 

 

 

 

пулирование образами. Эта сущность противостоит примитивному человеку, но по мере успешного развития она оказывается в области человеческого сознания и становится функцией, которая, будучи ему подчиненной, видимо, утрачивает свой первоначальный автономный характер. Последнего утверждения придерживаются только лишь самые консервативные воззрения, а именно — религии. Нисхождение духа в сферу человеческого сознания отражено в мифе о божественном uou?', который попадает в плен к ?????2. Этот процесс, длящийся тысячелетия, есть все же неотвратимая необходимость, в отношении которой религии оказались бы в безнадежном положении, если бы они уверовали в том, что развитие можно задержать. Но если они руководствуются благими помыслами, то их задача не препятствовать неизбежному ходу вещей, а, скорее, способствовать протекать ему без фатальных ущербов для души. Поэтому религии должны всегда, снова и снова напоминать о первоначале и о первоначальном характере духа, чтобы человек не забывал, что он вовлекает в свою сферу и чём он наполняет свое сознание. Человек ведь не сам сотворил дух, а дух делает то, что творит; дух дает человеку побуждения, счастливые затеи, терпение, воодушевление и вдохновение. И он настолько пронизывает человеческую сущность, что человек стоит перед тяжелейшим искушением вообразить себя творцом самого духа. В действительности же прафеномен духа овладевает человеком точно так же, как физический мир. Будучи уступчивым объектом человеческих помыслов лишь по видимости, дух в действительности сковывает свободу человека тысячью оков и становится навязчивой idee force3. Дух угрожает человеку инфляцией души, что поучительнейшим образом доказало наше время. Опасность будет тем больше, чем больше внешний объект приковывает интерес и чем более забывают, что вместе с дифференциацией наших связей с природой рука об руку будет идти такая же дифференциация с духом, создавая тем

 

'uou^ (греч.) — ум, разум. — Примеч. пер. vi/uou; (греч.) — природа. — Примеч. пер. Idee force— движущая идея. — Примеч. ред.

 

 

О феноменологии духа в сказках              

 

 

самым необходимое равновесие. Если внешнему объекту не противостоит внутренний, то возникает необузданный материализм, спаренный с обманчивым самопревозношением или, напротив, принижением автономной личности, что так или иначе является идеалом тоталитарного народного государства.

 

Как замечено, всеобщее современное понятие духа плохо согласуется с христианским воззрением, поскольку сам дух понимается как summum bonum', как сам Бог. Конечно, существует также понятие злого духа. Однако и им нельзя охватить современное понятие духа, потому что последний не неизбежно является злым; напротив, его следует считать морально индифферентным или нейтральным. Когда в Писании говорится: Бог есть Дух, то это звучит как дефиниция субстанции или как некое именование. Однако черту, по всей видимости, подходит то же самое своеобразие духовной субстанции, хотя злой и испорченной. Исходная идентичность субстанции выражается в мысли об ангельском падении, а также в тесной связи Яхве и Сатаны в Ветхом завете2. Эта примитивная связь, вероятно, отражена в «Отче наш»: «Не введи нас во искушение», чем и подчеркивается подлинное дело искусителя, самого черта. Тем самым мы переходим к вопросу, которого вовсе не затрагивали ранее. До сих пор мы привлекали культурно-исторические и распространенные воззрения человеческого сознания и его рассуждений, чтобы составить себе представление о психическом проявлении «духа». Мы, однако, не учли того, что дух в силу своей первоначальной и психологически также несомненной автономии3 вполне в состоянии обнаружить себя.

 

'Summum bonum (лат.) — высшее благо, добро, Бог. — Примеч. ред. 2 См.: R. S с h а г t. Die gestalt des Satans im Alten Testament // Symbolik des geistes. Zurich, 1953.

 

'Даже если существует представление, что самооткровение духа, например духовное явление, есть не что иное, как галлюцинация, тем не менее это спонтанное (неподвластное нам, произвольное) психическое событие. Во всяком случае, это автономный комплекс, что совершенно достаточно для нашей цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

К. Г. ЮНГ

 

 

 

 

2. САМОИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХА В СНОВИДЕНИЯХ

 

Психическое проявление духа совершенно ясно указывает на то, что оно по природе архетипично. Иными словами, феномен, называемый духом, зиждется на существовании некоего автономного праобраза, который предсознательно существует в качестве универсальной предрасположенности человеческой психики. Как во всех подобных случаях, с этой проблемой я столкнулся у моих пациентов при исследовании их сновидений. Прежде всего меня поразило, что известный всем вид отцовского комплекса имеет, так сказать, «духовный» характер, т. е. от образа отца исходят высказывания, поступки, тенденции, побуждения, мнения и т. д., в отношении которых совершенно не возбраняется использование термина «духовный». У мужчин позитивный комплекс отца приводит нередко к некоторой авторитарной набожности и к выраженной готовности подчиняться всем духовным уставам и ценностям; у женщин — к ярким духовным устремлениям и интересам. В сновидениях — это фигура отца, от которой исходят решительные убеждения, запреты, советы. Невидимость источника часто подчеркивается тем, что он состоит лишь из авторитарного голоса, который выносит окончательный приговор1. В большинстве случаев это фигура старого человека, символизирующая фактор «духа». Иногда же это — «собственно» дух, а именно дух покойника, который играет ту же роль. Реже — это гротескные, гномообразные фигуры или же говорящие и ведающие животные. Карликовые формы, как свидетельствует мой опыт, встречаются главным образом у женщин. Вот почему мне показалось логичным, когда Барлах в «Мертвом дне» приписывает матери карликовую фигуру «хвостатой бороды», тогда как у Карнаха Бес идентифицируется с Богоматерью. Дух может также появляться у обоих полов в образе отрока или юноши. У женщин эта фигура соответствует так называемому «позитивному» Анимусу, который указывает на возможность сознательного духовного предприятия. У мужчин этот образ не столь однозначен. Он

 

'Соответствующий случай представлен в «Psychologie und Alchemic», Q. Auflage. 1952. S. 79.

 

 

О феноменологии духа в сказках              

 

 

может быть позитивным и имеет тогда значение «важной особы», Самости или filius regius, как понимают его алхимики'. Он может быть также и негативным и означает тогда инфантильную тень2. В обоих случаях отрок изображает некоторый дух3. Старец и подросток связаны друг с другом. Эта пара играет также значительную роль в алхимии как символ Мекруия.

 

Никогда нельзя констатировать со стопроцентной уверенностью, что фигуры духа в сновидениях нравственно добры. Часто они имеют не только все приметы двусмысленности, но также злостности. Однако я должен подчеркнуть, что большой план, согласно которому сконструирована бессознательная жизнь души, настолько недоступен нашей проницательности, что мы никогда не в состоянии знать, какое зло необходимо, чтоб приблизиться посредством энантиодромии к благу, и какое благо совращает ко злу. «Probate Spiritus»4, которое рекомендует апостол Павел, часто, при всем желании, является не чем другим, как столь же предусмотрительным, как и снисходительным выжиданием, что же из этого в конце концов получится.

 

Образ старого мудреца может появляться в сновидениях, но также и в видениях медитации (или так называемой «активной имагинации») так пластично, что он, как это порой случается в Индии, перенимает роль гуру5. Старый мудрец появляется в сновидениях как маг, врач, священник, ' Сюда относится видение «нагого подростка» у Майстера Экхарта.

 

2 Я припоминаю «подростка» в новелле Бруно Гетца «Das Reich ohne Raum». 0 фигуре божественного подростка ср. также Jaff, A., Hermann Broch. Der Tod des Vergil. Ein Beitrag zum Problem der Individuation // Studium zur Analyt. Psychologie. C. G. Yung. Bd. 2. Zurich, 1959. Festchrift zum 80. Gerurtstag von C. G. Yung.

 

3 Ср. «божественное дитя». Yung, К e ге n g i: Einfubrung in den Wesen der Mythologie, 1941.

 

Probate Spiritus (лат.) — испытание духа. — Примеч. ред. 5 Об этом много диковинных историй в rishis & mahatmas. Один образованный индус, с которым я беседовал о сущности гуру, ответил мне на вопрос, кем был его гуру: «Это был Sankaracharya» (8—9 вв.). Изумленный, я заметил: «Но ведь это известный комментатор». На что он возразил: «Да, это был он, конечно же, его дух», причем его ни в малой степени не беспокоило мое западное удивление.

 

 

 

 

 

 

 

 

К. Г. ЮНГ

 

 

 

 

учитель, профессор, дед или какая-нибудь особа, которая обладает авторитетом. Архетип духа в образе людей, гномов и животных выступает, смотря по обстоятельствам, в ситуации, в которой благоразумие, понимание, добрый совет, решение, замысел и т. д. были бы необходимы, но не могут быть произведены собственными средствами. Архетип компенсирует такое состояние духовного изъяна, заполняя этот пробел содержаниями. Превосходным примером такой компенсации является сновидение о белом и черном маге, о котором я упоминал в сочинении «Об архетипах коллективного бессознательного». Это сновидение пыталось компенсировать духовные .затруднения одного юного студента теологии. Компенсация здесь происходила, конечно, не так, как хотелось бы, но он столкнулся с проблемой, которую я обрисовал выше и подобную которой нам снова и снова преподносит жизнь, а именно сомнительность морального оценивания, сбивающая с толку сыгранность добра и зла, il неумолимое сцепление вины, страдания и избавления. Это — верный путь к религиозному праопыту, однако сколь многие могут его познать? Путь этот — едва слышный голос, который звучит издалека. Этот голос — двусмыслен, сомнителен и темен, он означает опасность и риск; невидимую тропу, по которой могут идти только во имя Бога, без уверенности и без одобрения.

 

3. ДУХ В СКАЗКАХ

 

С величайшим удовольствием я бы представил моему читателю побольше материала из современных сновидений. Боюсь, однако, что индивидуализм сновидений предъявляет слишком большие требования к изложению и займет много места, коим мы не располагаем. Поэтому лучше обратиться к фольклору, где мы избавлены от конфронтации и суматохи индивидуальной казуистики и можем рассматривать вариации мотива духа без необходимости принимать в расчет более или менее неповторимые индивидуальные ус-

 

 

0 феноменологии духа в сказках              

 

 

ловия. В мифах и сказках, так же как и в сновидениях, душа высказывается о себе самой, а архетипы обнаруживаются в своей естественной сыгранности, как «оформление и преобразование вечного смысла вечного содержания».

 

Частота, с которой тип духа встречается в сновидениях в виде старика, приблизительно соответствует частоте появления духа в сказках'. Старик всегда возникает там, где герой пребывает в безнадежной и отчаянной ситуации, из которой его может освободить только основательное размышление или счастливый случай, т. е. духовная функция или эндопсихический автоматизм. Так как герой, однако, по внешним или по внутренним причинам не может добиться успеха, то этот изъян компенсируется необходимым знанием, являющимся в форме персонифицированной мысли, а именно в образе приносящего совет и оказывающего помощь старика. В одной эстонской сказке2, например, рассказывается, как один истязаемый мальчиксирота, у которого с пастбища убежала корова, не пожелал более из страха наказания возвращаться домой и сбежал, полагаясь на счастье и на авось. Таким образом, он оказался в безнадежной ситуации, из которой не было видимого выхода. Изнуренный, погрузился он в глубокий сон. Когда он пробудился, «то ему показалось, как будто что-то жидкое было у него во рту, и он увидел, что перед ним стоял маленький старичок с длинной седой бородой, который собирался заткнуть пробку на своем бочонке с молоком. «Дай мне еще попить», — попросил мальчик. «На сегодня с тебя хватит, — возразил старик. — Если бы мой путь меня сюда случайно не вывел, то это был бы твой последний сон, ибо когда я тебя нашел, ты был уже наполовину мертв». Потом старец спросил мальчика, кто он такой и куда он собирается. Мальчик рассказал все, что прежде пережил, из того, что смог вспомнить, вплоть

 

'За материал сказок, используемый здесь, я благодарен дружеской поддержке Frl. Dr. M.-Z. von Franz.

 

2 Finnische und estnische Marchen, 1922, № 68, S. 208. Все, упоминаемые в последующем сказки, взяты из собрания: Die Marchen der Weltliteratur. Diederichs, Jena.

 

 

 

 

 

 

 

 

к. г. юнг

 

 

 

 

до побоев вчерашнего вечера. Тогда старик сказал: «Мое дорогое дитя! На твою долю выпало не лучшее, а худшее как и многим, чьи любимые опекуны и утешители покоят ся в гробу под землей. Вернуться назад ты уже не можешь. Так как ты уже ушел, то тебе следует искать свое новое счастье в мире. Так как у меня нет ни дома — ни двора, а также ни жены — ни детей, то я не могу больше о тебе заботиться, но один добрый совет я хочу тебе дать безвозмездно».

 

До сих пор .старик произносит то, до чего мальчик, герой рассказа, мог бы додуматься сам. Когда он, следуя напору своего аффекта, сбежал просто так, наобум, то ему следовало бы, по крайней мере, сообразить, что потребуется пища. Потом, в какой-то момент, вероятно, настала необходимость поразмыслить о своем положении. Тут-то ему и пришла на ум вся его прежняя жизненная история вплоть до недавнего прошлого, как это обычно и бывает. При таком анамнезисе' речь идет о целесообразном процессе, который нацелен на то, чтобы в критичес кий момент, который взывает ко всем духовным и психи ческим силам, собрать их в целостную личность, активи зировать ее, чтобы объединенными силами распахнуть ворота будущего. Никто ему в этом не поможет, и он дол жен будет рассчитывать полностью на себя. Все пути к отступлению отрезаны. Понимание этого придаст всем его поступкам необходимую решительность. Побуждая его к такой реализации, старик берет на себя хлопоты, связанные с размышлением. Да, сам старик является этим закономерным размышлением и сосредоточением моральных и физических сил, это осуществляется спонтанно, в сверхсознательном психическом пространстве, где «еще» или «уже» невозможно сознательное мышление. Концентрации и напряжению психических сил свойственно нечто такое, что всякий раз появляется как магия; дело в том, что развивается неожиданная пробивная сила, которая зачастую многократно превосходит результат сознательной воли. Это можно наблюдать экспериментально, особенно в ис

 

"Анамнезис (греч.) — воспоминание, припоминание. — Примеч. ред.

 

 

О феноменологии духа в сказках              

 

 

кусственных состояниях концентрации, в гипнозе: во время лечения одной истерички со слабым телосложением я обыкновенно укладывал ее (в глубоком гипнотическом сне) затылком на один стул и пятками — на другой, как доску, и оставлял ее так лежать примерно минуту. Ее пульс постепенно повышался до 90 ударов в минуту. Один сильный гимнаст, из студентов, тщетно пытался повторить этот эксперимент путем сознательного волевого напряжения. Он сломался вскоре с пульсом в 120.

 

После того как умный старик в общем и целом собрал юношу, он смог приступить к доброму совету, т. е. представил ситуацию не столь безнадежной. Он посоветовал ему спокойно продолжать странствие, все время на Восток, где^ по прошествии семи лет тот достигнет большой горы, которая означает абсолютное счастье. Величина и возвышенность горы предвещают взрослую личность'. Из сконцентрировавшейся силы проистекает уверенность и вместе с тем наилучшая гарантия успеха2. Следовательно, он ни в чем более не будет нуждаться. «Возьми мой хлебный куль и бочонок, — сказал старик, — и ты ежедневно там найдешь столько пищи и питья, сколько тебе потребуется». Он дал мальчику к тому же репейный лист, который мог превратиться в лодку, на случай если отроку нужно будет переправиться по воде.

 

Нередко в сказках старик ставит вопросы, кто, почему, откуда и куда3, для того чтобы подготовить к раздумью о

 

' Гора представляет цель странствия и подъема, поэтому психологически она часто означает Самость. «I-ging» описывает ее как цель: «король представился ему горой» (Hexagram 17. Sui der Nachfolge). У Honorius von Autun (Spec. de Mysteriis Ecd. Minge: Part. Lat. voll CLXXII, col. 945) она называется: «montes patriarchas et prophetae Sunt. Richard von S. Victor vis videre Christum transfiguratum? Ascende in montem говорит istum disce cognoscere tete ipsunt? (Bengamin minor, Migne: Part. Lat vol. CXCVI. col. 53-56.

 

2 В этом отношении следует особенно выделить феноменологию йоги ^ому есть много примеров: Spanische und portugiesische Volkmarchen 1940. S. 158, 199. Russische Volksmarchen, 1914. S. 149. Marchen au! dem Balkan, 1915. S. 64. Marchen aus Iran, 1939. S. 151; Nordisch« Volksmarchen, I, 1915. S. 231.

 

 

 

 

 

 

 

 

к. г юнг

 

 

 

 

себе и к объединению моральных сил, но еще чаще он дает в награду необходимое волшебное средство', т. е. неожиданное и невероятное преуспевание, которое воплощает своеобразие объединенной личности в добре и зле. Кажется, будто вмешательство старика, т. е. спонтанная объективизация архетипа, совершенно неизбежно, так как одна лишь сознательная воля едва ли в состоянии объединить личность в той мере, чтобы она могла достигнуть чрезвычайного преуспевания. Для этого необходимо не только в сказке, но и в жизни вообще объективное заступничество архетипа, который усмиряет чисто аффективное реагирование, связывая в единую цепь процессы внутренней конфронтации и реализации. Последнее позволяет ясно обнаружить: кто, где, как и зачем; тем самым дается возможность познать как нынешнее положение, так и цель. Вызванное благодаря этому уяснение и распутывание клубка судьбы часто имеет в себе нечто прямо-таки волшебное — опыт, не чуждый психотерапевту.

 

Тенденция старика — побудить к размышлению — выражается также в форме призыва сначала просто «обмозговать». Так, он говорит девушке, которая ищет своего пропавшего брата: «Ложись: утро вечера мудренее»2. Он также прозревает мрачное состояние духа героя, очутившегося в бедственном положении, или умеет, по крайней мере, раздобыть ту информацию, которая тому в дальнейшем поможет. Для достижения этой'цели он, как правило, пользуется помощью животных и в особенности птиц. Принцу, который ищет путь в царство небесное, один пустынник говорит: «Я живу здесь уже с три сотни лет, однако еще никто не спрашивал меня о царстве небесном; я тебе этого не могу сказать, однако наверху, на других этажах дома, жи-

 

' Девушке, которая ищет своего брата, он дает клубок, который катится к брату (Estnische Volkmarchen, 1922, 260). Принцессе, которая ищет царство небесное, дается челн, который едет сам по себе (Deutsche Marchen Seit Grimm, 1912). Другой подарок — флейта умеет играть, или шар, указывающий дорогу, или палка-невидимка, или удивительная собака, или книга тайной мудрости.

 

^innische und estnische Volkmarchen. № 83, p. 260.

 

 

О феноменологии духа в сказках             

 

 

вут всевозможные птицы, которые непременно смогут тебе это сказать»'. Старик знает, какие пути ведут к цели, и указывает их герою2. Он предостерегает о грядущих опасностях и дает средство им эффективно противостоять. Он наставляет, например, мальчика, который хочет заполучить серебряную воду, что источник охраняется львом, который имеет обманчивое качество: спать с открытыми глазами, с закрытыми же глазами — стоять на страже3; он советует юноше, который хочет поехать верхом к магическому источнику, чтобы там заполучить целебный напиток для короля, что воду можно зачерпнуть только на скаку, потому что ведьмы поджидают там всех, приходящих к источнику, и набрасывают на них лассо4. Он заставляет принцессу, которая ищет своего превращенного в оборотень возлюбленного, развести огонь и поставить на него котелок со смолой. Затем ей следует бросить свою любимую лилию в кипящую смолу, а когда придет оборотень, то велит ей нахлобучить на голову волка этот котелок, после чего ее возлюбленный будет расколдован5. Иногда старик выделяется своими критическими суждениями, как в той самой кавказской сказке о младшем принце, который намеревался — чтобы унаследовать империю — построить своему отцу безупречную церковь. Он строит ее, и никто не может обнаружить ни одной ошибки, однако появляется старый человек и говорит: «Ах, что за прекрасную церковь они построили! Жаль только — фундамент чуть-чуть искривлен». Принц велит снести церковь и строит новую. Однако и здесь старик обнаруживает ошибку, и все повторяется три раза6.

 

Итак, с одной стороны, старик представляет собой знание, познание, размышление, мудрость, ум и интуицию, а с другой стороны, моральные качества, такие, как доб-

 

' Deutsche Marchen Seit Grimm, 1912, p. 382. В одной балканской сказке (1915. С. 65) старик является «царем всех птиц». Ср. также мистических «Господ голубятни» в новелле Meyrink'a «Белый доминиканец».

 

2 Marchen aus Iran. 1939. S. 152.

 

3 Spannische und portugiesische Marchen. 1940. S. 158.

 

-Ibid. C. 199.

 

'Nordische Volksmarchen. I. S. 231

 

6 Kaukasische Marchen. 1919. S. 35

 

 

 

 

 

                                                      К. Г. ЮНГ

 

рожелательность и готовность помочь, что, вероятно, вполне достаточно разъясняет его «духовный» характер. Так как архетип — это автономное содержание бессознательного, то в сказке, которая обычно конкретизирует архетипы, старик может появляться в сновидениях, и именно так, как это примерно происходит в современных сновидениях. В одной балканской сказке старик является во сне к гонимому герою и дает ему хороший совет, как лучше справиться с возложенными на него невыполнимыми задачами'. О связи старика с бессознательным прямо говорит его обозначение как «лесного царя» в одной русской сказке. Когда крестьянин устало уселся на ствол дерева, то из него выполз маленький старичок. «Он был совершенно сморщенный, и совершенно зеленая борода свешивалась у него до колен». «Кто же ты?» — спросил крестьянин. «Я — лесной король ??», — сказал человечек. Крестьянин отдал ему в услужение своего безалаберного сына. «И лесной царь с ним удалился, и повел он юношу в тот другой мир под землей и привел его в зеленую хижину... В хижине было все зеленое... Стены были зеленые и скамьи, жена Оха была зеленая и дети... и ундины, которые ему служили, были настолько зелены, как руты (оконницы)». Даже еда была зеленая. Лесной царь описан здесь как растительный нумен (numen)2 или как нумен деревьев; с одной стороны, он доминирует в лесу, однако, с другой стороны, через русалок, имеет отношение к водному царству, из чего можно отчетливо заключить о его принадлежности к бессознательному, поскольку последнее часто предстает в виде леса, а также в виде воды.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.