Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мыслители о буддизме Толстого. Буддизм у Толстого



Мыслители о буддизме Толстого

- «Уж скорее Толстой буддист, чем христианин» (Бердяев Ветхий и Новый Завет… / ПРО. С. 249).

- «В нем восточная, буддийская настроенность, враждебная христианскому Западу» (Бердяев) (Духовная трагедия. С. 282).

- «О буддизме и Христе он говорит всегда сентиментально: о Христе особенно плохо – в словах его ни единой искры сердечного огня. Думаю, что он считает Христа наивным, достойным сожаления…» (Горький А.М. Лев Толстой // Толстой. Проза. Воспоминания современников. С. 361).

- «Самый факт «неуспокоенности» буддийской мудростью трактуется как признак святости» (Архиепископ Иоанн Шаховской. 12). «Всякое духовное беспокойство – по духу буддизма – блаженно, как свидетельство борьбы человека с косной, усыпляющей дух материей, которая, сама по себе, и есть грех, зло» (13).

 

Буддизм у Толстого

- «Жизнь, сознание, растет бесконечно, приближаясь к Богу (Нирвана)» (дневник 1908 г.) (Божеское. С. 142).

- «Да, я – Л.Н., я – писатель я – нищий, я – царь, это большое заблуждение. От него все страдания. Есть только Один и бесчисленные проявления Его, одно из которых – я. …Жизнь – в слиянии со Всем» (Божеское. С. 153).

 - «Проявление Его везде: в небе, в земле, в камне, песке, в звездах» (Божеское. С. 214).

- «Жизнь – освобождение души от тела, непрестанное уничтожение тела» (Божеское. С. 158).

- «Я есмь Его проявление, один из малых органов Его бесконечного организма» (Божеское. С. 170).

- «Личность есть только воспоминание о прошедшем и желания в будущем. В настоящем – нет личности…» (Божеское. С. 173).

- «Время и пространство, и вещество – обман, и мое я – обман…» (Божеское. С. 189). «Весь материальный мир есть только воображаемое…» (Божеское. С. 191).

Отличие: «Смерть всегда останется возвращением к тому, из чего вышел, но никак не переход к другой жизни» (Божеское. С. 227).

 - «То, что мы называем действительностью, есть сон» (Божеское. С. 305).

- «Жизнь есть сознание отдельности моего ограниченного пространством духовного существа от безграничного духовного существа».

- «Человек есть частица божества, заключенная в известных границах».

 

Понятие бога у Толстого.

- «Богом я называю то, что я сознаю в себе».

- «Бог – начало беспространственное и безвременное, которое во мне» (Божеское. С. 102).

- «Человек осознает в себе безвременное, беспространственное существо и приписывает эти свойства вне себя богу; или тоже из этого сознания выводит бессмертную жизнь за гробом, или воскресение…» (Божеское. С. 122).

- «Я хочу сознание Льва Толстого заменить сознанием всего человечества. Даже всего живого. И это сознание я называю богом. Но это сознание не есть весь бог, а только одно из проявлений его, доступных мне» (Божеское. С. 143).

- «Я – часть, он все. Я себя не могу иначе понимать, как часть его» (Мысли о Боге. 14).

- «Нужно понимать его наполняющим все» (Мысли о Боге. 31).

- «Мы в нем, как в кипятке пузыри, вскакиваем, лопаемся и исчезаем» (Мысли о Боге. 9).

- «Человек осознает себя богом, и он прав, потому что бог есть в нем» (Божеское. С. 312).

- «Бог и я одно и то же. Как только понял это, так и стал богом» (332).

- «Я желаю пойти к тому, от кого я пришел» (Бирюков-2. С. 522).

- «Я есмь орудие, орган бога, и желаю одного: исполнять свое назначение без напряжения, постоянно сознавая, что через меня действует сила божия» (Бирюков-2. С. 155).

 

Толстой совершенно отрицал понятие личности!

- «Сколько бы ни уверял себя человек, что …одна личная жизнь может быть благою и разумною, - человек не может верить в это» (О жизни. 111-112).

- «Ограниченный человек есть часть неограниченного бога, ограниченная материальностью» (Шаховской. 31).

- «Рождение есть пробуждение от сна» (Божеское. С. 256).

- «Если душа будет жит после смерти, то она должна была жить и до жизни» (Божеское. С. 285).

- «Жизнь есть освобождение духа» (Божеское. С. 115).

- «Личность есть то, что мешает слиянию моей души со всем» (Божеское. С. 326).

- «Бессмертия души нет и не может быть, потому что нет души, есть только сознание вечного (бога). Смерть есть изменение формы сознания. Я верю, что я – проявление бога. Истинное я есть божественная сущность. Умирая, эта сущность уходит из личности… Божественное начало опять проявится в личности, но это не будет уже та личность» (Бирюков-2. С. 461). (То есть Толстой представляет бога как океан, а человека, как каплю, которая должна слиться с океаном. Если каплю возьмут из океана, но это будет другая капля).

- «Нынче почувствовал совершенно новое освобождение от личности: так удивительно хорошо! Только бы совсем освободиться» (Божеское. С. 122).

 

Список литературы

1. Толстой Л.Н. Божеское и человеческое. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.

2. Бирюков П.И. Биография Льва Толстого. В двух книгах. М.: Алгоритм, 2000. – (Гений в искусстве).

3. Толстой Левъ, графъ. Мысли о Боге. – Берлинъ: Изданiе Гуго Штейницх, 1901.

4.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.