Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 7. Текст



Урок 7. Текст

 

Вспомните основные признаки текста.

 

Сегодня мы повторим основные признаки текста, типы текста, будем совершенствовать навыки анализа текста.

 

Основное содержание урока

 

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник.

Докажем связь предложений по смыслу.

Тема: лес в мае.

Основная мысль: майский лесной праздник.

Выделим слова, которые говорят о празднике в лесу.

Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташкипоют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник.

Докажем грамматическую связь предложений. Ключевые глаголы стоят в форме прошедшего времени. Для связи предложений используются наречия.

Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник.

Тема – это то, о чём говорится в тексте. А микротема – это наименьшая составная часть общей темы текста. Все микротемы подчинены общей теме текста, раскрывают её. В одном абзаце, как правило, раскрывается одна микротема.

Продолжим чтение текста. Задача – определить микротемы.

Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник.

Засвистел, защёлкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка. Дятел-красношапочник так лихо барабанил по сучку носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь. А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел.

(По В. Бианки)

В тексте 2 микротемы:

1) Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник.

2) головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел.

Все наши высказывания могут быть сведены к трём общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению. Текст Виталия Бианки является описанием майского леса.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

Описание может быть использовано в любом стиле речи.

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно́й последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Разбор типового тренировочного задания

Определите, какому типу речи принадлежат тексты, установите соответствие.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. повествование
Пошёл один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал лезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал. рассуждение
Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они перебиты, превращаются в линзы, концентрирующие свои лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. описание

 

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитать фрагмент, определить коммуникативную задачу автора;

2) найти ключевые слова, определить, какими частями речи они являются;

3) применить приём «фотографирования»: содержание текста-описания можно передать с помощью одной фотографии; содержание текста-повествования – с помощью нескольких, расположенных в определённой последовательности; содержание текста-рассуждения нельзя передать с помощью фотографии;

4) сделать вывод.

 

Выделяем ключевые слова в первом фрагменте.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазамии постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

Коммуникативная задача автора – описать внешность мальчика.

Ключевые слова – существительные и прилагательные.

Содержание текста можно передать одной фотографией – портретом Феди.

Вывод: это описание.

 

Выделяем ключевые слова во втором фрагменте.

Пошёл один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть.

Попробовал лезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал.

Коммуникативная задача автора – рассказать, как генерал яблоки доставал.

Ключевые слова – глаголы.

Содержание текста можно передать несколькими фотографиями: 1) генерал стоит перед плодовыми деревьями; 2) генерал пытается дотянуться до яблока; 3) генерал пробует лезть, но рвёт рубашку.

Вывод: это повествование.

 

Выделяем ключевые слова в третьем фрагменте.

Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они перебиты, превращаются в линзы, концентрирующие свои лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

Коммуникативная задача автора – объяснить, почему стеклянная посуда служит причиной лесных пожаров.

Текст включает тезис и его обоснование.

Содержание текста невозможно передать с помощью фотографии.

Вывод: это рассуждение.

Ответ: 1- описание, 2 – повествование, 3 – рассуждение.

 

Разбор типового контрольного задания

Укажите, какие средства связи использованы в тексте.

Кони шли, нервно подрагивая кожей и всхрапывая. Огромный рыжий жеребец вдруг рванулся и стал на дыбы. Конюхи закричали страшными голосами и повисли на верёвках, как акробаты. Конь проволок их, мотая головой, через двор, тут его скрутили и завели в дверь дома, которая зияла как тёмная пасть.

(Б. Алмазов)

1) однокоренные слова

2) местоимения

3) синонимы

4) лексический повтор

 

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитать текст;

2) найти в тексте средства связи предложений: местоименную замену, слова одной тематической группы, лексический повтор, однокоренные слова и т. п., для этого нужно сравнивать последовательно рядом стоящие предложения и наблюдать, как развивается мысль автора.

3) Сделать вывод.

 

Анализируем первые два предложения.

Кони шли, нервно подрагивая кожей и всхрапывая. Огромный рыжий жеребец вдруг рванулся и стал на дыбы.

Предложения связаны по смыслу (кони, жеребец – слова одной тематической группы) и грамматически (глаголы в форме прошедшего времени).

Продолжаем анализ.

Конюхи закричали страшными голосами и повисли на верёвках, как акробаты. Конь проволок их, мотая головой, через двор, тут его скрутили и завели в дверь дома, которая зияла как тёмная пасть.

Слова конь, конюхи являются однокоренными. Местоимение их используется для замены слова конюхи.

 

Ответ: 1, 2.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.