Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 4. Методы и приёмы преподавания мировой художественной культуры



Лекция 4. Методы и приёмы преподавания мировой художественной культуры

 

План

1. Классификация методов преподавания МХК

2. Искусствоведческие методики

3. Приёмы обучения

4. Инновационные технологии в преподавании МХК

 

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. М.: Владос, 2002.

Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы. М.: Владос, 2017.

Фурсенко Т.Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства. СПб., 2019.

 

1. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей. Существуют различные классификации методов обучения. Самая общая классификация выделяет словесные, наглядные и практические методы.

В учебном процессе словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Рассмотрим подробнее методы, наиболее эффективные на уроках мхк.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться с взглядами других.

Работа с книгой также является одним из важнейших словесных методов обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки.

Вторую группу составляют наглядные методы. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

Демонстрация видеоматериалов и музыкальных фрагментов имеет свои особенности.

Во-первых, учителю необходимо свободно владеть аудио- и видеотехникой с тем, чтобы избежать технических сбоев и накладок. Во-вторых, необходимый отрывок должен быть найден до начала урока, чтобы не тратить время на поиск.

До начала показа или прослушивания классу обязательно дается задание аналитического характера или проблемный вопрос; задание записывается на доске. Время воспроизведения фрагментов: видеоматериалы – примерно 3 минуты, аудиоматериалы – 1,5 минуты. В случае необходимости можно продолжить демонстрацию до конца эпизода.

После просмотра или прослушивания необходимо обсудить материал. Первый вопрос обсуждения – впечатление. После этого можно переходить к выполнению данного до показа задания (разрешению проблемного вопроса). По окончании обсуждения желательно вторичное прослушивание аудиоматериала с целью уточнения выводов и заострения впечатления. Необходимо повторное прослушивание и при сопоставлении двух аудиофрагментов. От повтора стоит отказаться, если до конца урока слишком мало времени и прослушивание / просмотр может быть прервано звонком с урока.

Практические методы обучения (методы реализации творческих задач) основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения и практические работы. Они связаны с выполнением различных видов работ, разработкой моделей работ (эскиза), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

В основе другой классификации методов лежит характер познавательной деятельности. В связи с этим выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Согласно другой классификации выделяют общие и специальные методы обучения в процессе преподавания мировой художественной культуры.

К общим методам относят: рассказ, наглядность, метод сравнения и сопоставления, метод углубления знаний; метод структурно-функционального и системного анализа; метод контроля и самоконтроля; метод обобщения. А к специальным методам – метод погружения в эпоху, метод драматизации и метод художественно-педагогической драматургии.

Метод погружения в эпоху требует конкретного исторического подхода к произведениям искусства, помогает лучше проникнуть в содержание и художественный образ произведения, даёт возможность познакомиться с исторической эпохой, прочувствовать жизнь автора и героев того периода, который запечатлён в художественном произведении, выделить своеобразие стиля эпохи.

Метод драматизации (импровизации, инсценирования) используется обычно во время проведения ролевых игр. Например, введение героев произведения или их авторов, от имени которых выступают учащиеся, в дискуссию, проведение пресс-конференции, где проводится обсуждение произведений с позиции автора и критика, автора и слушателя, читателя и зрителя. Примером метода драматизации является театрализованный урок, например, «Салон эпохи Возрождения» или «Салон отверженных» и др.

Метод художественно-педагогической драматургии был разработан Л.М. Предтеченской. Урок строится по законам драматургии. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях. Этот метод позволяет достичь целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т.е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

 

2. Искусство познаёт действительность с помощью художественных образов. Художественный образ – это форма мышления в искусстве. В процессе преподавания мировой художественной культуры должны использоваться методики, направленные на развитие образного, творческого мышления обучающихся, на выявление в произведениях их художественной значимости, определении художественных образов. В связи с этим важное значение приобретает проблема художественно-педагогической интерпретации произведений искусства.

Анализ художественных образов по характеру должен быть эмоционально-содержательным и направлен на раскрытие идейно-образного содержания произведения. Необходимо широко опираться на образное мышление школьников, тогда на основе первичного целостного восприятия обучающиеся приблизятся к собственной интерпретации художественного образа, в своих суждениях раскроют собственное отношение к нему. Анализируя в классе художественное произведение, учитель должен учитывать эти представления и приобщать обучающихся к обсуждению собственных впечатлений. Здесь целесообразно использовать метод эмоционально-смыслового анализа, объединяя объективные знания школьников о художественных произведениях с их художественным опытом.

Художественно-педагогическая интерпретация – это раскрытие духовных ценностей, заложенных в произведении искусства, через анализ средств художественной выразительности.

Для усиления глубины и действенности художественно-педагогической интерпретации применяется метод художественных ассоциаций. Он может использоваться как для сопоставления произведений как разных видов искусства по одной теме, так и одного и того же вида по принципу общности и своеобразия. При этом важно, чтобы художественные ассоциации действовали не в качестве иллюстрации, а как погружение в атмосферу произведения.

Создать ситуацию углубления в художественный образ произведения, живого общения с автором, поможет также обращение к личности художника, уточнение необходимых сведений об эпохе, биографические материалы, взгляды современников. Эта информация значительно обогащает художественное восприятие. Важным моментом анализа художественного образа является его обобщение, так как эмоционально-чувственное освоение целого – это и есть попытка рассмотреть Человека в искусстве, охватить весь образный ряд произведения.

Методика раскрытия художественного образа в различных видах искусства имеет свои особенности.

При анализе литературного произведения рекомендуется использовать метод творческого чтения, эвристический метод, метод создания проблемных ситуаций, исследовательский метод.

Наиболее эффективными методами для раскрытия художественного образа музыкального произведения являются метод наведения, метод наблюдения, метод создания проблемных ситуаций и метод повышения информационной ёмкости занятий и интеграции искусств.

Произведения живописи можно анализировать с трёх точек зрения: эстетической, исторической и композиционной.

Эстетическая точка зрения предполагает характеристику отношения художественного произведения к реальной действительности. Исторический анализ позволяет рассматривать произведение искусства в связи с соответствующей эпохой.

Композиционный анализ основывается на конкретных качествах отдельного произведения или творчества художника: как мастер распорядился красками (колорит, фактура), как он передал форму и контур предметов (рисунок), как разрешил вопрос относительно пространства и разместил предметы (объекты) на плоскости, как организовал движение линий, какие изобразительные средства использовал.

Таким образом, в процессе преподавания мировой художественной культуры неизбежным является обращение к искусствоведческим методам интерпретации художественных произведений.

 

3. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Ни один метод обучения не является универсальным.

Приёмы обучения рассматривают также и как педагогически оформленные действия, посредством которых на учащихся оказываются внешние побуждения, изменяющие их взгляды, мотивы и поведение.

Наиболее важными в процессе преподавания мировой художественной культуры являются коммуникативные приёмы обучения и воспитания школьников, которые составляют первую группу приёмов.

Приём «Ролевая маска» состоит в том, что обучающемуся предлагается войти в определённую роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

«Эстафета мнений». Обучающиеся по «цепочке высказываются на заданную тему. От простых суждений необходимо перейти к аналитическим. Завершается эстафета проблемным высказыванием. Перед началом «эстафеты» учитель выдвигает соответствующие требования к её проведению.

«Самостимулирование». Обучающиеся, разделённые на группы, готовят друг другу определённое количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

«Импровизация на заданную тему тему». Обучающиеся инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания.

«Обнажение противоречий». Этот приём основан на разграничении позиций учащихся по тому или иному вопросу мировой художественной культуры в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений различных точек зрения. Приём предполагает чёткое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно быть проведено обсуждение.

Вторая группа приёмов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на создание специальной ситуации для обучающегося. К таким приёмам относятся инструктирование, распределение ролей, коррекция позиций, самоотстранение учителя, обмен функциями (обучающиеся обмениваются ролями, которые они получили, либо учитель передаёт свои функции группе обучающихся или отдельному ученику), «мизансцена» (активизация общения и изменения его характера по средством распределения обучающихся в классе в определённом сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения работы).

Педагогических приёмов может быть бесконечное множество. Каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

 

4. Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»).

В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим. Поэтому особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать проектные формы организации учения.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.). По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного дня до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ребенок, так и группа ребят. Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

Использование приемов и методов обучения, используемых в рамках современных технологий, таких как РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), «Педагогические мастерские», оказываются очень интересными и эффективными не только в школьном пространстве, но и в дополнительном образовании. Особенно это касается педагогических мастерских, поскольку пространственные и временные рамки занятий здесь гораздо шире.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо имеет в своей основе 3 стадии: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии. На стадии вызова используются следующие приемы и методы: составление списка известной информации по вопросу; рассказ-активизация по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

На стадии осмысления используются методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия рефлексии реализуется следующими приемами: заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе, диаманты; исследования по отдельным вопросам темы; творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Технология педагогических мастерских, как и любой педагогический процесс, проводится в несколько определенных этапов:

1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» – построение этих элементов группой.

4. «Социализация» – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» – вывешивание «произведений» – работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними – все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» – отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Таким образом, существует большое количество разнообразных методов и приёмов преподавания мировой художественной культуры. Основным фактором выбора методов и приёмов обучения служит задача организации продуктивной творческой деятельности обучающихся, ведущей и овладению ими универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.