Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 3. Особенности преподавания мировой художественной культуры



Лекция 3. Особенности преподавания мировой художественной культуры

План

1. Специфика курса «Мировая художественная культура»

2. Принципы преподавания мировой художественной культуры

3. Классификации типов уроков

4. Формы уроков

Литература:

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. М.: Владос, 2002.

Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы. М.: Владос, 2017.

Фурсенко Т.Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства. СПб., 2019.

 

1. Спецификой содержания преподавания курсов «Мировая художественная культура» является передача обучающимся опыта художественной деятельности человека, воспитание эстетической культуры и развитие образного мышления как необходимых личностных качеств.

Мировая художественная культура охватывает все виды, роды и жанры искусства, что даёт возможность изобразить внешний, предметно-природный мир и самого человека и в то же время выразить его внутренний, духовный мир, тончайшие движения души. Необходимым компонентом этой сферы культуры является общение, имеющее специфический характер, та как это общение творцов произведений искусства и зрителей, слушателей, читателей.

В ходе непосредственного общения с искусством, которое осуществляется путем созерцания, любования, восхищения, переживания, прочувствования произведения, постепенно расширяется творческое мышление, формируется умение сопоставлять и анализировать произведения разных его видов, оценивать их художественные достоинства, высказывать о них собственное мнение.

Курс «Мировая художественная культура» – самая объемная дисциплина в школе, объединяющая в себе элементы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино. Он требует большой подготовки от педагога, умения максимально заинтересовать обучающихся содержанием темы, но одновременно не перегружать их информацией.

Чтобы заинтересовать обучающихся результатами художественного творчества, нужно дать им свободу для высказываний и право на субъективную оценку предложенного для обсуждения произведения искусства, даже если эта оценка неверна. При этом важно без раздражения и возмущения принять эту оценку, чтобы впоследствии подвести к пониманию ошибочности суждения. В таких случаях может возникнуть беседа, спор, будут высказаны различные точки зрения. Педагог также представляет своё видение, но выражает его не в категоричной форме; нужно создать атмосферу недосказанности.

Главная задача учителя – научить школьников быть объективными в суждениях, уметь аргументировать свою позицию. Но для этого обучающиеся должны овладеть навыками анализа произведения по предложенной схеме: содержание и форма, тема, идея произведения, проблематика, художественные образы, авторская позиция.

Важно искать особенное, уникальное в произведении, поэтому необходимо двигаться от конкретного к общему, от непосредственного переживания художественных образов к проникновению в духовный мир художника и его историческое время, к пониманию общих закономерностей художественного развития народов и стран. Углубляясь вместе с обучающимися в художественную жизнь эпохи, создавая портреты творцов, которые были её выразителями, учитель старается стимулировать представления обучающихся, разбудить их чувства, стремление прочитать, прослушать, посмотреть.

Процесс эффективен только в том случае, если педагогу удается увлечь школьников живым, подлинным искусством.

Систематическое, последовательное и прочное усвоение учебного материала по мировой художественной культуре в значительной степени определяется тщательным, научно обоснованным планированием учебного материала в каждом классе. Сначала на основе рабочей программы составляется календарно-тематический план на весь учебный год. К каждому уроку составляется план-конспект, технологическая карта.

При планировании работы со школьниками необходимо учитывать следующее:

– соответствие содержания занятий возрастным особенностям детей, их интересам;

– наличие у обучающихся достаточных знаний, на основе которых они могли бы воспринимать и оценивать художественное произведение;

– связь данного занятия с другими уроками;

– возможность приобщения всех школьников к обсуждению темы;

– обеспечение необходимых условий для проведения уроков.

План-конспект и технологическая карта имеют определённую структуру, они перекликаются друг с другом. План-конспект более краткий, им удобно пользоваться на уроке. Технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологическая более подробная, чем план-конспект урока, её удобно использовать при анализе урока. Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

В учебном процессе работа с технологической картой способствует освоению ведущих понятий системно-деятельностного подхода, а также овладению практикой проектирования уроков, отвечающих современным требованиям к обучению.

Тщательно продуманное планирование работы является залогом положительного результата в деле художественно-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения.

Таким образом, специфика преподавания курса «Мировая художественная культура» связана с природой искусства и соответствует законам процесса творчества.

Учитель и обучающиеся находятся в постоянном совместном творческом поиске.

 

2. Содержание и методика преподавания мировой художественной культуры опирается на органическое сочетание принципов педагогики искусства.

Принципы обучения в дидактике понимаются как исходные положения, которые определяют методы, средства и формы обучения. При этом они всегда своеобразно модифицируются применительно к той или иной дисциплине в соответствии с её спецификой.

В процессе преподавания мировой художественной культуры используют общие и частные принципы обучения. К общим принципам относятся принцип воспитывающего обучения; принцип научности; принцип связи художественного обучения с жизнедеятельностью обучающихся; принцип интереса, увлечённости; принцип оптимизации учебного процесса; принцип прочности и действенности; принцип последовательности систематичности.

К частным принципам относятся три: принцип интеграции или взаимосвязи искусств, принцип историзма и принцип опоры на творческий метод.

Сам учебный предмет «Мировая художественная культура» носит интегральный характер. Его структура, отбор произведений, их анализ нацелены на то, чтобы научить обучающихся устанавливать связи, существующие между разными видами искусства. Интегральный принцип открывает широкие возможности для установления глубоких и разносторонних связей со всеми предметами гуманитарного и эстетического цикла.

Принцип историзма состоит в том, что знакомство обучающихся с произведениями искусства необходимо начинать с характеристики конкретных исторических условий, в которых они создавались. Это позволит раскрыть закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечить понимание школьниками зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни, поможет установить причины их возникновения, даст возможность проследить изменения в их оценке в исторической ретроспективе.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед обучающимися широкое полотно поступательного развития различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи. Опора на творческий метод позволяет ввести школьника в мир самого искусства, поскольку в нём сконцентрировано мировоззрение творца, его отношение к действительности, тот принцип отбора художественных средств, который с наибольшей полнотой позволяет ему выразить и донести до современников свои эстетические идеалы.

 

3. Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей: 1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; 2. Урок рефлексии; 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности); 4. Урок развивающего контроля.

Каждому из этих типов соответствует свой набор целей и своя структура. Главных целей две, они определяются современным образовательным стандартом (ФГОС). Это деятельностная, отражающая системно-деятельностный подход в образовании, и содержательная, которая предполагает отбор фактического материала, теоретический понятий, т.е. содержание конкретного урока.

При подготовке урока первого типа – Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков в качестве деятельностной цели ставится научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная цель предполагает сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока включает несколько этапов: мотивационный этап (необходимый этап любого урока); этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия (по сути проверка домашнего задания); выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия; разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения; реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания. Затем первичное закрепление нового знания; самостоятельная работа и проверка по эталону; включение в систему знаний и умений и рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

При подготовке урока второго типа – урок рефлексии. В качестве деятельностной цели ставится формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока будет включать мотивационный этап; актуализация знаний и осуществление первичного действия; выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения; построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии; реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы; обобщение выявленных затруднений; осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу; включение в систему знаний и умений; осуществление рефлексии.

В структуре урока данного типа (урок рефлексии) четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Урок третьего типа – Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний включает следующие этапы: самоопределение; актуализация знаний и фиксирование затруднений; постановка учебной задачи, целей урока; составление плана, стратегии по разрешению затруднения; реализация выбранного проекта; этап самостоятельной работы с проверкой по эталону; этап рефлексии деятельности.

Наконец урок четвертого типа – урок развивающего контроля. Деятельностная цель: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля предполагает наличие следующих этапов: мотивационный; этап актуализации знаний и осуществление пробного действия; фиксирование локальных затруднений; Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности.

На самом первом мотивационном этапе урока учащимся сообщается, почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1. Создание учебно-проблемной ситуации. 2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. 3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.

С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий.

 

4. Для каждого типа урока ФГОС определены виды или формы. Для урока открытия нового знания (тип 1) приемлемыми считаются лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. Для урока рефлексии (тип 2) предлагаются сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. Для урока общеметодологической направленности (тип 3) – конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. Уроку развивающего контроля (тип 4) соответствуют письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Структура ФГОС вводит новое понятие – «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, педагоги понимают, что процесс обучения не должен сводиться к простой передаче суммы знаний от учителя к ученику. Обучение подрастающего поколения должно быть мотивированным, развивающим, личностно – ориентированным, учитывающим способности, потребности и особенности обучающихся. В этой ситуации особая роль отводится нетрадиционным урокам, которые имеют ряд преимуществ: вносят оживление в деятельность обучающихся на уроках; позволяют вовлекать в учебный процесс всех обучающихся; способствуют активизации познавательной деятельности школьников; создают прямые и обратные связи между субъектами учебного процесса; способствуют оптимизации и интенсификации учебного процесса.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.