Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовила студентка КубГУ. Факуьтета журналистики. Кафедры Реклмаы и связей с общественностью. курс 3 группа. Шамарова Юлия



Подготовила студентка КубГУ

Факуьтета журналистики

Кафедры Реклмаы и связей с общественностью

1 курс 3 группа

Шамарова Юлия

 

Тема: Коммуникация в малых группах

 

Цель: изучить коммуникацию в малых группах

Задачи:

 

- определение и признаки малой группы;

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.

 

- особенности малой группы;

1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;

2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;

3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;

4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;

5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;

6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;

7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;

8) организованность – способность группы к самоуправлению;

9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;

10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:

а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;

б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;

11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;

12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;

13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);

14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.

 

- примеры первичной и вторичной группы;

К первичным социальным группам относятся общности, характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.

Характерными признаками первичной группы являются:

  • немногочисленный состав;
  • пространственная близость членов группы;
  • относительная устойчивость и длительность существования;
  • общность ценностей, норм и форм поведения;
  • добровольный характер связей людей;
  • моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции. Разделяется на формальные и неформальные.

 

- формальные и неформальные группы;

Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. В некоторых случаях к типу формальных групп относят и учреждения массового характера, создаваемые властями или гражданами с разрешения властей для реализации некоторых определенных задач. Среди таких учреждений называют школу, армию, предприятие, банк и т. п. Такие учреждения имеют четкую структуру, иерархию, строгое разделение труда, а отношения между людьми регламентируются правилами и внутренними регламентами.

Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. Неформальные группы возникают спонтанно на основе инициативы одного или нескольких лиц.

 

- референтные группы и группы членства;

- временные и стабильные группы;

Временные – созданы для выполнения определённых задач, которые носят временный характер. Пример: организация зимней олимпиады в 2014 году в Сочи. Это событие, которое не происходит постоянно, поэтому рабочие, которые были вовлечены в проект, на данный момент там не работают.

Стабильные – созданы для выполнения задач, которые происходят ежедневно. Рабочие получают стабильную заработную плату, их место работы не меняется. Пример: любая организация (школьный преподаватель, работник офиса косметологии, бухгалтер, юрист, медицинский работник, продавец).

- искусственные и естественные группы.

Искусственные: будучи группами реальными со всеми чертами подобной общности, в то же самое время являются группами искусственными, поскольку создаются в соответствии с замыслом исследователя, который предусматривает их состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик.

 

 

Ход работы

Разбор конкретной ситуации (проанализировать коммуникативную структуру малой группы, описать функции, формирование групповой сплоченности, технологии принятия групповых решений)

Пример: подросток, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда и др., начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (сомнительная компания с улицы и др.). Это, скорее всего, означает, что группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Однако, как ни прискорбно, пока в рамках социальной психологии еще нет ответа на вопрос - почему так произошло, то есть почему именно эта группа потеряла, а именно та приобрела для него важное значение.

В малых группах существуют следующие виды централизованных коммуникативных структур (сетей):

o Фронтальная - участники не вступают в контакт, но находятся в иоле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия.

o Радиальная - вся информация передастся членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию.

o Иерархическая - структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть - нет. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника.

А - фронтальная, Б - радиальная, В – иерархическая

 

В малых группах существуют следующие виды децентрализованных коммуникативных структур:

o Цепочка - информация передается последовательно от одного члена группы к другому.

o Круговая - в ней одинаковыми возможностями располагают вес без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их.

o Полная - отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

А - цепочка, Б - круговая, В - полная

 

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.