Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Квест-игра как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста



  Квест-игра как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Коноваленко Кристина Александровна

воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Золушка»,

Республика Хакасия, г. Абакан

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста позволяет своевременно преодолевать сложности и способствовать формированию полноценных отношений со сверстниками и взрослыми.

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Образовательная деятельность по формированию коммуникативных навыков у детей в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребёнка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Так появился образовательный квест или квест-технология, который стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяющий индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

Квест (от англ. Quest -поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом, так как направлена  на развитие:

Ø индивидуальности ребенка;

Ø самостоятельности;

Ø инициативности;

Ø поисковой активности.  

Это прежде всего, деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Главное преимущество квест - игры в том, что такая форма организации детей ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми, ставит всех участников процесса на одну волну. Участвуя в квесте, ребята самостоятельно ищут неординарное решение в достижении своих целей, думают, рассуждают, обращаются за помощью друг к другу.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В процессе поиска «сокровищ», дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т. д), воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеские отношения друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.

В процессе игры педагог может проанализировать действия ребят и сделать выводы об умении детей играть вместе, договариваться, советоваться, уступать друг другу, приходить к совместным решениям. Взаимопонимание детей в игре показывают, насколько развиты у них чувства дружбы, ответственности за результат, зависящий от одного ребёнка. Насколько дети умеют активно действовать, использовать свои знания, творческое отношение к выбору использования игрушек и дополнительного материала для осуществления задуманных действий. Таким образом, педагог может скорректировать работу с детьми. Продумать, что читать, о чём рассказывать и беседовать, куда сходить на экскурсию, чтобы обогатить впечатления, затронуть чувства, расширить интересы, чтобы появилось желание отразить в игре интересные события окружающей среды.

Организация деятельности детей через проведение квест-игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

· всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);

·  создание положительного эмоционального настроя;

· развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

· действовать в команде, а не поодиночке;

· побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

· развитие внимания и смелости;

· обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

Продолжительность квест-игры в детском саду составляет:

  • 20–25 минут для младших дошкольников;
  • 30–35 минут для воспитанников средней группы;
  • 40–45 минут для старших дошкольников.

 

 Таким образом, современные требования образования ориентируют педагогов на создание целостной системы построения образовательного процесса. Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная, интересная и нестандартная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании. Квест-игра, это технология, открывающая перед детьми возможности свободного выбора в решении специально организованных задач разной сложности, а также развивает разные виды компетентности ребёнка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.