Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УПРАЖНЕНИЯ. УКАЗАНИЯ К ИХ РАЗУЧИВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



7.УПРАЖНЕНИЯ. УКАЗАНИЯ К ИХ РАЗУЧИВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Осваивание ребенка в воде является необходимой посылкой для обучения плаванию. Его целесообразно начинать в домашних условиях (рис. 8). Прежде всего ребенку надо помочь преодолеть чувство недоверия при погружении в воду лица, всего тела. В результате осваивания ребенок начинает чувствовать себя в воде совершенно непринужденно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные целенаправленные движения. В то же время он знакомится с некоторыми свойствами воды — сопротивлением, поддерживающей силой и др. Осваивание в воде основано на разнообразных подготовительных к плаванию движениях в воде. Хорошо освоившись в воде, получив большую двигательную подготовку в воде и некоторую общеукрепляющую закалку, дети гораздо легче и лучше овладевают плаванием.

Вхождение в воду и ознакомление с сопротивлением воды.Прежде всего детей надо научить без колебаний входить в воду и окунаться, если они раньше никогда не купались. Подготовить их к этому можно заблаговременно, даже в домашних условиях.

Многие дети 3—6 лет сначала очень нерешительно, нехотя входят в воду. Они с опаской посматривают по сторонам и не хотят передвигаться,в ней. В подобных случаях, взяв ребенка за

обе руки лицом к себе, надо войти в воду, стать лицом к берегу, побуждая ребенка также войти в воду, подбадривая его. Когда он , приближается к воспитателю, тот незаметно отходит назад, продолжая манить ребенка к себе. Ребенок в таких случаям будет смотреть на воспитателя, доверчиво тяйуться, идти к нему.

Дети быстро привыкают входить в воду: через одно-два занятия они проделывают это уже совершенно самостоятельно. После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их- к погружению и простейшим передвижениям в воде.

Ходьба, бег в воде, различные движения рук применяются для ознакомления с сопротивлением воды. Выполнение этих упражнений не вызывает трудностей у детей, они выполняют их с удовольствием. Приведем некоторые из этих упражнений (глубина по пояс).

Упражнения в ходьбе группой и в одиночку: «Невод» — группа детей идет по дну, держась за руки; «Лодочка на веслах» 4-. дети ходят по дну в разных направлениях и помогает себе греб-ковыми движениями рук; «Ледокол» — ходят по дну, спрятав руки за спину; «На парусе» — идут на носках, бесшумно; «Задний ход!» — идут спиной вперед, гребут руками.

Передвижения по дну на руках (глубина воды по колено): «Крокодил» — дети передвигаются по дну на руках вперед; «Раки» — передвигаются по дну на руках назад; «Крабы» — передвигаются по дну на руках боком влево и вправо.

Упражнения с бегом (глубина воды до бедер): «Смельчаки» — дети бегут в воду с берега и, падая с разбега в воду, окунаются; «Вода догонит» — выбегают из воды на берег; «Лошадки» — бегают по дну, высоко поднимая колени; «Моторная лодочка» — бегают в произвольном направлении по дну, помогая себе гребками рук (вперед и назад), быстро — «полный вперед!» и медленно — «тихий ход».

Движения рук (глубина воды по пояс): «Стираем белье» — дети делают в воде подражательные движения, как при полоскании белья; «Волны на море» — обе руки отводят влево (вправо), переносят их под самой поверхностью воды вправо (влево), так, чтобы на воде появились волны.

Погружение в воду по шею (глубина воды по пояс).В обучении погружению в воду надо соблюдать такую последовательность: предложить сначала детям помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на спину, медленно присесть, погрузившись в воду по шею.

Можно и без предварительной подготовки предлагать детям погружаться по шею: группой, держась за руки, парами, с воспитателем, по одному.

Погружение в воду с головой.Погружение с головой в воду совершается детьми с задержкой дыхания на вдохе. Поэтому перед обучением погружению с головой надо научить их плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе (на берегу).

Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду совершенно самостоятельно. Ни в коем случаенельзя насильно заставлять его проделать это—столкнуть вшоду или позволить другому ребенку толкнуть так, чтобы он упалв воду, и т.д., потому что в таком случае появляется страх перед водой, у ребенка может надолго пропасть желание заниматься в воде.

Для того чтобы подготовить ребенка к погружению с головой в воду, надо сначала предложить ему зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо, показать, как он «смывает с лица мыльную пену». ЗЗтем надо показать, как поливать голову водой и брызгать себе в лицо — «делать дождик» (рис. 9). После этого ребенок погружается до уровня подбородка («островок»).

Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду: ребенок наклоняет голову в воду сначала до уровня носа, затем до глаз («нос утонул»), наконец погружает все лицо (лучше — держась за бортик, рис. 11, нижний). Для этого надо наклониться над поверхностью воды, коснуться ее носом («размешаем воду носом»), опустить в воду лицо.

Тем, кто не осмеливается проделать это упражнение, можно его облегчить. Для этого надо, чтобы ребенок опустил сложенные ладони в воду, поднес лицо к воде и опустил его в зачерпнутую воду. В этом случае у ребенка создается впечатление, что он опускает лицо в очень ограниченное количество воды, что придает ему смелости.

Чтобы помочь детям обрести уверенность в выполнении перечисленных упражнений, воспитатель должен выполнять их совместно с детьми. Приседая вместе с ребенком, держа его за руки лицом к себе, воспитатель располагает свое лицо на одном уровне с лицом ребенка, смотрит ему в глаза, одновременно с ним погружается в воду.

Бывает, что ребенок, присев и наклонившись над водой, даже опустив в нее лицо, все-таки не решается окунуть в воду всю голову. В таком положении детям даже кажется, что уже вся . голова погружена в воду. Можно незаметно слегка подтолкнуть голову ребенка в воду и потом сразу же, ободряя и убеждая, сказать: «Ну вот, видишь, совсем не страшно было! Сам ведь сделал, молодец!» Одобрение воспитателя стимулирует последующее самостоятельное выполнение упражнения.

Упражнения для освоения погружения в воду можно вводить с самого первого занятия. Число погружений постепенно увеличивается. Погружение с головой в воду подготавливает к разучиванию выдоха в воду.

Погружение с головой в воду и выдох в воду.Ознакомление с этим упражнением надо начинать на берегу. Важно научить детей делать полный выдох. Детям 4—6 лет освоение выдоха дается не сразу. Они не умеют выдыхать воздух через плотно сложенные наподобие щели губы, а выдыхают широко открытым ртом. По-

этому прежде всего надо научить детей закрывать при выдохе рот до нужного положения. Для этого полезно следующее упражнение. На ладонь руки дети кладут листок, травку и пр. Ладонь располагают на уровне рта и, делая выдох, сдувают с нее помещенный легкий предмет (рис. 10). Расстояние от рта до руки можно менять, увеличивать или уменьшать. Упражнение дает возможность контролировать правильность выполнения выдоха и его интенсивность. Дети получают искреннее удовольствие от выполнения его.

Чтобы дошкольники нс задерживали дыхание при исполнении упражнений в выдохе, никогда не лишне перед вдохом еще раз напомнить им о предстоящем полном выдохе.

Дальнейшее обучение выдоху в воду проводится в ходе освоения детьми ряда упражнений, которые последовательно подводят к полному выдоху в воду. Эти упражнения следует проводить при глубине воды по пояс. Сначала дети располагают губы на уровне поверхности воды и дуют на воду, как на горячий чай. Потом опускают губы в воду и вспенивают ее при выдохе. Затем погружаются в воду до уровня глаз, делают выдох. Только после такой предварительной подготовки приступают к выдоху с погружением в воду всей головы, например в игре «Воротики» (рис. 11).

Дошкольники предпочитают совершать выдох в воду, присев и свободно раскинув руки в стороны. В этом положении равновесие в воде ими сохраняется лучше (рис. 12-13).

Совершенствование выдоха в воду происходит в дальнейшем с поддержкой товарища (рис. 14), у бортика, стоя на дне (рис. 15),

а также при плавании с поддерживающими предметами и скольжении (рис 16). Выполнять это упражнение надо ежедневно, иногда даже и но нескольку раз в одном занятии. Количество одновременных повторений выдоха в воду постепенно должно нарастать. К концу летнего сезона оно может достигать 8 12 выдохов в воду подряд (для детей 6—7 лет). А для пятилетних будет достаточно, если они смогут выполнить это упражнение без перерыва 6- 8 раз.

Все упражнения, связанные с погружением в воду с головой, не должны быть продолжительными — не более 10 с. Они выполняются с открытыми ушами. Нельзя разрешать детям при погружении с головой в воду прикрывать уши руками или рекомендовать закладывать их ватой. После занятия в воде уши должны быть насухо вытерты, за этим надо тщательно следить.

Открывание глаз в воде. Для плывущего человека умение открывать глаза и смотреть в воде очень важно. Оно помогает сохранить правильное направление во время плавания, облегчает ориентировку в воде во время ныряния, оказания помощи товарищу, разыскивания каких-либо предметов на дне и т. д.

После того как дети научатся погружаться в воду с головой и делать выдох в воду, их надо обучать и этому умению. Упражнения в открывании глаз в воде можно проводить, если в водоеме чистая и прозрачная вода.

Сначала надо убедить детей з том, что в воду можно смотреть, как через стеклышко. Для этого можно предложить с берега или стоя в воде рассматривать различные предметы, находящиеся на дне водоема (камешки, резиновые игрушки и пр.).

Затем следует показать детям, как под водой можно открывать глаза и осматривать все вокруг. Чтобы объяснение было убедительным, воспитатель сам, погрузившись в воду и открыв глаза, поворачивается лицом так, чтобы детям были видны его открытые глаза. Пример воспитателя оказывает хорошее действие: дети, подражая ему, безбоязненно погружаются в воду и открывают глаза.

Многие ребята, научившись открывать глаза в воде, будут впоследствии подражать воспитателю — поворачивать голову вверх, демонстрируя свое умение, а затем спрашивать: «Вы видели, я открыл глаза?» Лучше всего в такой момент обратить внимание на ребенка, похвалить его.

Существуют приемы для проверки выполнения упражнения в открывании глаз в воде. Например, воспитатель предлагает детям рассмотреть положение его руки в воде в различных плоскостях (ладонью вверх, вниз, боком и т.д.) с различным сочетанием согнутых и прямых пальцев. Они рассказывают о том, что видели, аналогично сгибая пальцы своей руки.

Упражнение в открывании глаз в воде с успехом проводится парами: тогда дети смотрят друг другу в глаза, проверяя друг друга (рис. 17). С увлечением считают они и пальцы на руках и

ногах у своих товарищей, стоящих в воде. Считая пальцы на ногах, дети вынуждены глубоко погрузить голову в воду, а это полезно, так как погружение в воду с головой таким образом совершенствуется.

Положительное значение имеет и требование словесного описания детьми виденного под водой. Это оживляет занятия, заставляет каждого ребенка деятельно участвовать в выполнении упражнений (рис. 18).

Дошкольники легко привыкают ориентироваться в воде с открытыми глазами. На небольшой глубине они могут собрать 2—3 предмета, расположенных на дне на расстоянии не более 0,5 м друг от друга. Для этих целей хорошо использовать пестрые камешки, резиновые игрушки, пластмассовые тарелки различного цвета. Можно дать задание вынимать из воды тарелки одного цвета (красные, желтые или другие) или разных цветов.

На первых занятиях не следует проводить более 1 —2 упражнений для открывания глаз в воде. Впоследствии можно рекомендовать все упражнения с погружением головы в воду выполнять с открытыми глазами.

Воспитатель обязан повседневно следить за состоянием глаз детей. Покраснение глазного яблока у ребенка служит сигналом к временному прекращению открывания глаз при упражнениях в воде. Подобные указания детям должны быть строго индивидуальны.

Скольжение. Упражнения в скольжении применяются в обучении плаванию для того, чтобы научить детей поддерживать в воде горизонтальное положение тела и сохранять равновесие в воде в этом положении. Кроме того, при выполнении скольжения у ребят создается чувственное представление о поддерживающей силе воды и динамическом продвижении в ней в безопорном положении. Другими словами, именно при выполнении скольжения ребенок впервые ощущает, что может без особых усилий лежать на воде и не тонуть, а когда скользит по воде, ему кажется, что он уже плывет. Таким образом, ребенок постепенно начинает осознавать, что он действительно научится плавать.

Обучение скольжению можно вводить после того, как ребята научатся погружаться в воду с головой, делать выдох и открывать в воде глаза.

Вначале на суше детей надо ознакомить с положением, напоминающим положение тела при скольжении. Для этого предложить поднять руки вверх, потянуться, голову держать между рук, смотреть прямо вперед, подняться на носки. Выпрямляться надо так, чтобы тело было прямым, как «стрелка». Чтобы дети действительно потянулись вверх и поднялись на носки, перед ними можно ставить условную игровую задачу — «сорвать листок с ветки дерева», «поймать птичку, летящую над головой» и т. д.

Приступая к усвоению приемов скольжения, полезно научить детей всплывать и лежать на поверхности воды. Эти приемы дают детям возможность убедиться в том, что если хорошо сделать вдох (набрать в легкие воздух), то тело будет обладать хорошей плавучестью. Подъемная сила воды выталкивает его вверх и поддерживает на поверхности. Вот несколько таких упражнений.

«Поплавок».Дети стоят в воде по грудь. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду с открытыми глазами. Сильно согнуть ноги, охватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову нагнуть как можно ближе к коленям.

В этом положении «поплавком» всплыть на поверхность воды (рис. 19). Плавать на поверхности, не изменяя положения тела, рук, ног и головы. Считать до 8. После этого спокойно встать на дно. Повторять упражнение 2—3, а потом и 5—6 раз.

«Медуза». Глубина воды по пояс. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается в воду, затем всплывает. Лежать на воде без движений (рис. 20). Постараться пролежать так как можно дольше. Повторять упражнение несколько раз.

Дошкольники быстро осваивают эти упражнения. Многим из них очень нравится лежать на воде без движения, с опущенной в воду головой, свободно вытянутыми руками и ногами.

После этого можно переходить к непосредственному обучению скольжению. Скольжение сопряжено с продвижением вперед. Энергию движения тело приобретает за счет сил, возникающих при отталкивании. Толчок ногами — существенный элемент при выполнении скольжения. Дошкольники же, особенно младшие, совершенно не умеют отталкиваться ногами от дна так, как это требуется при выполнении скольжения (в данном случае речь идет о скольжении на груди). Поэтому их надо учить отталкиваться вперед, выпрямляя ноги.

Полезным для освоения выпрямления ног является упражнение «Покажи пятки» (или «Ножки плавают»). Оно выполняется следующим образом. Ребенок становится в воде на мелком месте на четвереньках и, выпрямляя ноги назад, остается в опоре на руках, ноги всплывают, пятки показываются на поверхности воды. Если ребенок самостоятельно не может выполнить задание, надо помочь ему: взять за ноги (за нижнюю часть голеней) и оттягивать их назад до полного выпрямления, придерживая их немного в этом положении, иначе ребенок тотчас же подогнет ноги вновь.

Чтобы дети интенсивно отталкивались от дна, можно исходное положение для скольжения на груди принимать вплотную у стенки бассейна. Тогда, присев, дети упираются пятками в стенку бассейна, и при выпрямлении ног им невольно приходится перемещаться вперед.

Упражнение в скольжении рекомендуется проводить из положения присев, а отталкиваться от дна одновременно двумя ногами (рис. 21).

Раз ощутив продвижение вперед, дети затем уже легко схватывают правильные движения скольжения. Для того чтобы подчеркнуть ощущение передвижения вперед, применяется специальное упражнение. Обучающий поддерживает лежащего на воде ребенка двумя руками под живот и грудь. Тело ребенка выпрямлено, ноги и руки вытянуты, голова между рук приподнята. В следующий момент он опускает голову в воду, а воспитатель как бы сбрасывает тело ребенка с рук, проталкивая его в воде, придавая ему энергию скольжения вперед.

При разучивании скольжения на груди в первый период обучения наиболее часто встречаются следующие ошибки. Тело ребенка чрезмерно глубоко погружено в воду, сильно прогнута спина, провисает живот, ноги сильно разведены или проделывают беспорядочные движения, голова поднята слишком вверх или опущена вниз, напряжены многие мышцы конечностей (например, разгибатели кистей и пальцев); кисти рук отведены, глаза плотно закрыты, губы сжаты. Воспитатель должен тщательно проверять положение тела обучаемого и исправлять ошибки.

Продвижение вперед в этом периоде незначительно (1—2 м), так как сразу после начала скольжения ребенок разводит руки в стороны, опускает их, пытается достать дно, старается встать.

У детей дошкольного возраста в начальной стадии обучения

скольжению на груди особенно часто отсутствует чувство равновесия в воде. Для поддержания его они производят добавочные поперечные движения туловища. С той же целью дети нередко инстинктивно разводят ноги вверх-вниз, отводят одну или обе ноги в сторону, совершают поддерживающие движения рук (разведение, опускание вниз и пр.).

С течением времени, по мере овладения движением, выполнение упражнения становится более совершенным. Тело ребенка легко и свободно лежит у самой поверхности воды, ноги и руки соединены, вытянуты без лишней напряженности. Величина продвижения вперед в скольжении увеличивается до 4 м. Даже завершив движение вперед, ребенок спокойно и расслабленно лежит на поверхности воды, не пытается встать. Устанавливается равновесие в воде, отпадают вынужденные побочные движения. Приобретается способность следить за положением своего тела и выравнивать его в случае необходимости.

Иногда дети самостоятельно отталкиваются, ложатся на воду, пытаются совершить скольжение, но плохо продвигаются вперед. Тогда сразу после толчка воспитатель должен подхватить ребенка обеими руками С боков за талию и проводить его по поверхности воды вперед. Такое активное вмешательство обучающего в выполнение упражнения помогает усилить представление о передвижении в воде в положении для скольжения. Этой же цели служит упражнение «На буксире».

«На буксире». Глубина воды по бедра. Дети парами берутся за руки, стоя лицом друг к другу, один из них ложится на воду, другой — идет спиной вперед, затем ускоряет шаг, бежит, тащит за собой лежащего на воде («буксир тащит за собой баржу») (рис. 22). Через некоторое время дети меняются ролями.

Обучение скольжению на груди проходит параллельно с обучением скольжению на спине. Начиная обучение скольжению на спине, детей надо поддерживать под поясницу, затылок, так как большинство из них садятся в воду, боясь наклонить голову назад и опустить ее в воду. При этом не должно смущать, если некоторые ребята сперва будут стараться схватиться за руки воспитателя. Это стремление временное и быстро проходит. Через 1—2 занятия дети, ложась.на воду спиной с поддержкой, уже вытягивают руки вниз у бедер (рис. 23). Они научаются лежать на спине, зажав доску или резиновый круг между бедрами (рис. 24), опустив руки вниз или подняв их через стороны вверх.

Дети могут выполнять задание «Сможешь ли? Попробуй». Глубина воды по грудь. Сделать глубокий вдох, спокойно лечь на спину на воду. Лежать спокойно, свободно раскинув руки вверх — в стороны. Дышать спокойно. Если ноги очень глубоко погружаются в воду, можно слегка ими подвигать вверх-вниз (рис. 25).

Другой вариант: сделать глубокий вдох, спокойно лечь на спину на воду; лежать спокойно, вытянув руки вдоль туловища

вниз. Если ноги погружаются в воду очень глубоко, слегка нажимать ладонями на воду сверху вниз. Регулярно упражняясь, дети вскоре самостоятельно проделывают скольжение «стрелой» на спине, удерживая руки у бедер или подняв их вверх (рис. 26). В одном занятии они легко выполняют упражнение подряд 8— 10 раз.

После того как ребята освоят скольжение на груди и на спине, можно показать, как в скольжении поворачиваться с груди на спину, и наоборот, как выполнять прием скольжения «торпеда».

«Торпеда». Упражнение выполняется парами. Дети ложатся спиной на воду друг против друга, берутся за руки, сгибают ноги и упираются ступнями. В следующий момент оба отпускают руки, прижимают их к телу и одновременно отталкиваются ногами, скользят по поверхности воды на спине.

Если упражнение в скольжении выполняется одновременно группой ребят, то надо следить за тем, чтобы оно выполнялось всеми в одном направлении. Это позволит избежать нежелательных столкновений в воде.

Для проведения упражнения в скольжении с группой детей можно использовать разнообразные исходные положения, например из одной шеренги, из колонны по одному, по два и т. д. Если скольжение выполняется поочередно из шеренги или колонны по одному, по два, то нельзя разрешать выполнившему упражнение возвращаться к исходному построению путем скольжения. Встречное передвижение, если оно необходимо, должно выполняться шагом.

Лучше всего скольжение выполнять, двигаясь вдоль берега. Ребятам, не умеющим плавать, нельзя разрешать выполнять эти упражнения по направлению от берега. Их надо выполнять по направлению к берегу.

Если дети сначала выполняют скольжение, задерживая дыхание, то впоследствии надо добиться, чтобы они выполняли его одновременно с выдохом в воду.

Это упражнение можно в дальнейшем проводить и в форме соревнования «Кто дальше!». Следует также научить детей скользить на груди и на спине, оттолкнувшись от стены (рис. 27).

 

Методика обученияплаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы — сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания — принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы прл обучении плаванию детей.

Ведущее место должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно-ласкового подхода к детям, обусловливает живое участие воспитателя в процессе обучения.

Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плава нию упражнения. В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению.

Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения.

Дошкольники на основе подражания лучше овладевают, целостными двигательными актами. Поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. Для этого как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно показывать этот способ в исполнении умеющего плавать ребенка или взрослого.

В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.) показ имеет очень большое значение при обучении плаванию. Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны воспитателем. Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде).

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что выполнение этого движения в воде вполне возможно. Это в свою очередь порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему образованию новых навыков.

Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.

Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво, без напряжения.

Надо всегда давать возможность ребятам показывать свои достижения в исполнении тех или иных заданий воспитателю или другим детям. Это активизирует их участие в процессе обучения и может служить дисциплинирующим . фактором.

Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться. Такие названия упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно. Но надо иметь в виду, что ориентация только на имитационные упражнения или чрезмерное увлечение занимательностью образа отрицательно влияют на общую организованность занимающихся и четкость выполнения упражнений. Поэтому не надо злоупотреблять ими.

Объяснение, рассказ воспитателя на занятиях плаванием должны быть облечены в четкую выразительную форму. Тон разговора должен быть всегда ровным, спокойным, но достаточно внушительным. Авторитетно предъявленное требование безоговорочно выполняется дошкольниками.

В работе с ребятами 4—6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов в разучивании упражнений. Главное на групповых занятиях — это авторитет воспитателя: его взгляд, выражение лица, тон, жест призывают детей к порядку. Они должны ощущать контроль за своим поведением. Это по-

могает детям сосредоточить внимание, приучает исполнять задание по первому слову воспитателя. В процессе занятий детям надо напоминать, что за ними наблюдают, делать замечания, часто повторять: «смотрю», «покажи», «сделай», «послежу» и т. д.

Отношение воспитателя к детям в группе должно быть чутким, ласковым, одинаково ровным ко всем. По возможности одинаковыми должны быть и выдвигаемые требования, но, разумеется, нельзя забывать об индивидуальных данных детей.

Требования воспитателя не должны навязываться детям, их надо предъявлять тактично, корректно. Важно создавать у детей ощущение самостоятельности в своих действиях.

Занятия плаванием очень эмоционально воспринимаются детьми. Они с удовольствием плескаются, брызгаются, плавают. Но иногда их поведение в воде становится слишком, шумным, чрезмерно возбуждаясь, дети лишаются способности реагировать на требования воспитателя. В таких случаях можно применить и наказание.

Одной из мер наказания является выговор с точным указанием причин недовольства воспитателя. Детей, грубо нарушающих дисциплину занятий, можно выводить из воды, не допускать к занятиям. Наказывая ребенка-дошкольника, надо сохранять уважение к его личности. Напроказившего надо вывести из воды, велеть ему одеться и в назидание другим посадить во время занятий на скамеечке на глазах у всей группы. На следующем занятии надо сделать вид, что ничего не случилось, и разговаривать с ребенком по-прежнему дружески.

Такое отношение, как правило, несколько смущает наказанного, он старается выполнять все требования как. можно лучше и внимательнее. Дети очень любят купаться, плавать, поэтому в большинстве случаев уже одно напоминание о возможности лишиться этого удовольствия дает необходимые результаты.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников. В связи с этим в обучении их плаванию надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.

С каждым упражнением дети знакомятся вначале на берегу, а потом разучивают его в воде. Ознакомление с новым учебным материалом на берегу важно, так как время пребывания детей в воде ограничено (10—15 мин), а водная среда чрезвычайно их возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Кроме того, находясь во время объяснений и показа нового материала в.воде без движений, дети из-за повышенной теплоотдачи быстро охлаждаются.

Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2—3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.

Дозировка нагрузки при выполнении упражнений для девочек и мальчиков одинакова, но изменяетсяв зависимости от возраста детей: детям 3—4 лет нагрузка дается несколько ниже, чем детям 5 и тем более 6 лет.

Приводимые ниже указания по дозировке нагрузки в каждом конкретном случае могут меняться воспитателем. Так, например, при низкой температуре воды и воздуха количество повторений упражнений может быть уменьшено, а интенсивность их выполнения увеличена (меньшее количество упражнений, проделанных в более высоком темпе).

Занятия в воде следует всегда начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать же их надо спокойными погружениями в воду с головой и выдохом в воду. В зависимости от возраста детей это упражнение надо повторять в конце занятий от 4—5 до 10—12 раз и более. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы в исполнении тех или иных технических приемов, попытках плавать. Для развития активности, инициативы у ребят необходимо в занятия вводить свободное плавание.

Трех-четырехлетние малыши (младшая группа в детском саду), подражая старшим детям во время купания, хорошо усваивают и самостоятельно выполняют такие подготовительные упражнения, как погружение в воду с головой, скольжение и др. При купании им можно показывать и объяснять различные подготовительные к плаванию упражнения, последовательно обучать навыкам движения1 ног.

Исправлять ошибки ребят нужно в процессе занятий в определенной последовательности. Естественно, что вначале ребенок допускает в плавании кролем значительные ошибки. Чаще всего у дошкольников они зависят от степени общей физической и координационной подготовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности нервных процессов детям дошкольного возраста с трудом даются точные, четкие движения. Не надо требовать от них сразу же точности ц технике плавания. Ее возможно выработать лишь в результате длительного времени. Но некоторые грубые нарушения в плавании кролем на груди и на спине у дошкольников надо своевременно и последовательно исправлять.

Высокое положение головы вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание. Поэтому прежде всего надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания. При низком положении таза глубоко в воду погружаются ноги, нарушается равновесие в воде, ноги работают вяло, а иногда даже тянутся без движения. Или, наоборот, дети делают резкие, неритмичные, плохо согласованные движения ног, ноги сильно согнуты (рис. 6). На исправление движений ног надо обращать много внимания: до тех пор пока ребята не научат-

ся правильно работать ногами, не следует торопиться с исправлением других ошибок. После того как ошибки в движениях ног будут устранены, можно приступить к исправлению в движениях рук, а затем и в согласовании всех движений.

Сперва надо заметить основную ошибку. Исправление ее часто ведет к устранению мелких второстепенных ошибок. Нельзя исправлять одновременно несколько ошибок — это рассеивает внимание ребят. Исправлять ошибки следует, давая установки на правильное исполнение движения и уточняя исполнение движения по ходу действия. При этом воспитатель должен активно использовать повторный показ, фиксировать внимание на правильном выполнении движений отдельными детьми, организовывать выполнение их в парах, для взаимного самоконтроля.

8.Как обеспечить безопасность занятий плаванием.Для предупреждения несчастных случаев и травматических повреждений на занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Проводить занятия в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности. Они ограждаются, и детям категорически запрещается заплывать за пределы обозначенных границ.

2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину. Не допускать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. Не разрешать детям толкать друг друга с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги.

3. До начала занятий в группе необходимо обучить всех воспитателей навыкам плавания, оказания первой помощи. Заведующей детским садом строго контролировать эти умения.

4. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.

5. Проводить групповые занятия на мелком месте.

6. Не проводить групповые занятия по плаванию при слишком низкой температуре воды — ниже 18° С.

7. В местах проведения занятий иметь принадлежности для спасания тонущих по согласованию с ОСВОД.

8. Проводить поименную перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее. Внимательно наблюдать за детьми, находящимися в воде.

9. Проводить занятия с группами, не превышающими 12— 15 человек на одного воспитателя.

10. Соблюдать методически правильную последовательность обучения.

11. Для проведения занятий выбирать такое ме



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.