Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





всего 34 часа)



 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................... 4

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».............................................................. 4

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА................................................. 11

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ........................................................ 16

5 класс............................................................................................................ 16

6 класс............................................................................................................ 28

7 класс............................................................................................................ 41

8 класс............................................................................................................ 50

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА........................................................................................................ 58


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство 5-8 классы» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования в редакции 2020 г. и составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для основной школы (авт.Б. М. Неменский и др.)

Цели и задачи курса

Приоритетной цельюхудожественного образования в школе является духовно- нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.

 

Изучение изобразительного искусства на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

· развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;

· совершенствование навыков овладения изобразительной грамотой;

· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

· знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

· формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

· освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

· овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе;

· предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

В соответствии с ООП ООО школы на изучение изобразительного искусства в каждом классе основной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 119 ч: в 5-7 классе - по 34 ч в год, в 8 классе - 17 ч в год.

 

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Обучающиеся научатся:

– характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

– раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

– создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

– создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

– определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

– создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

 


– создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

– умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

– выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

– владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

– распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

– характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

– различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

– различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов;

– находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

– различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

– называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

– классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

– объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

– композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

– создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

– простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

– навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

– изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

– создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

– строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

– характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

– передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

– творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

– выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

– рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

 


– применять перспективу в практической творческой работе;

– навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

– навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

– видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

– навыкам создания пейзажных зарисовок;

– различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

– пользоваться правилами работы на пленэре;

– использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

– навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

– различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

– определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

– пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

– различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

– различать и характеризовать виды портрета;

– понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

– пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

– видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

– видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

– использовать графические материалы в работе над портретом;

– использовать образные возможности освещения в портрете;

– пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

– называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

– навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

– навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

– навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

– рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

– приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

– характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

– объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

– изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

– узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

– перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

 


– характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

– узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

– характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

– рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

– называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

– творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

– творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

– творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

– представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

– называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

– узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

– характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

– рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

– описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

– творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

– анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

– культуре зрительского восприятия;

– характеризовать временные и пространственные искусства;

– понимать разницу между реальностью и художественным образом;

– представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

– опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

– собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

– представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

– опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

– систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

– распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

– понимать сочетание различных объемов в здании;

– понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

– иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно- художественных стилей разных эпох;

 


– понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

– различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

– характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

– понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

– осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

– применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

– применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

– создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

– создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн- проектов;

– получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

– приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

– характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

– понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII-XIX веков;

– называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

– понимать основы краткой истории костюма;

– характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

– применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

– использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

– отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

– использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

– узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

– различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.

Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

– различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

– узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

– характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

– раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

– работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

– различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

– создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

 


– работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

– сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

– рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

– ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII-XIX веков;

– использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII-XIX веков;

– выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

– характеризовать признаки и особенности московского барокко;

– создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

– владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

– различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

– выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

– понимать специфику изображения в полиграфии;

– различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и

др.);

– различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,

живописное, компьютерное, фотографическое);

– проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

– создавать художественную композицию макета книги, журнала;

– называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

– называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

– называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

– называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

– называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

– понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

– активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

– определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

– использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

 


– называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

– создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

– узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

– узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

– осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

– применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

– понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.

Модерн. Авангард. Сюрреализм;

– характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

– создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

– работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

– использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

– характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

– получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

– использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

– понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

– понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

– называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

– различать особенности художественной фотографии;

– различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

– понимать изобразительную природу экранных искусств;

– характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

– различать понятия: игровой и документальный фильм;

– называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

– понимать основы искусства телевидения;

– понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

– применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

– применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

– добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

– использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

– применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

– пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

 


– понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

– применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

– применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

– использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

– применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

– смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

– использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

– реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях мировой и русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью  программы  является  новый  взгляд  на  предмет

«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

– ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

– изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

– декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно- прикладного искусства);

– художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);

– художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

«Изобразительное искусство»является курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

 

 


Программа структурирована на 4 этапа, охватывающие учебный год, и состоит из тематических разделов, которые последовательно решают художественно-пластические, выразительные, технические и психологические задания изобразительного искусства.

Систематизирующим методомявляется выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.

5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

6 класспосвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы изобразительной грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

7 класспредставлен образом человека в искусстве. Изображение фигуры человека в истории искусства, пропорции, строение и моделирование фигуры человека, лепка фигуры человека, набросок фигуры человека с натуры, понимание красоты человека в мировом искусстве.

8 классзнакомит с художественным языком конструктивных искусств, навыками моделирования пространства и объемно-пространственных форм. Использования цвета в архитектуре и интерьере, монументальное искусство (взаимосвязь с архитектурой и интерьером). Дизайн как вид деятельности, взаимосвязь с изобразительным искусством, архитектурой (моделирование, макетирование). Искусство полиграфии Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История»,

«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –

 


целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Различие национальных особенностей русского и слобожанского орнамента (орнаментов народов России). Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Мезенская роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, роспись по дереву). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок

– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Мемориальный комплекс Саур-Могила. Монумент освободителям Донбасса. Монумент Царь-пушка. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

 


Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная партитура Донецка (Здание Донецкого ботанического сада. Здание Центрального рынка. Дом Кроля. Дом Горелика. Здание Научной библиотеки имени Н.К. Крупской. Здания Музыкально- драматического театра, Театра оперы и балета им. А. Соловьяненко). Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Парки Донецка. (Парк кованых скульптур). Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Донбасс духовный. Красота и своеобразие храмов и соборов ДНР (Здание Спасо-Преображенского собора,мозаичные панно Свято-Игнатьевского храма Донецкого металлургического завода , ЦУМа). Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство

«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, ком



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.