Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТИЛЬ НИВАКИ



СТИЛЬ НИВАКИ

Согласно японским канонам ниваки повторяет стили бонсай только в больших масштабах. Работы проводятся как над формированием ствола и скелетных ветвей, так и кроны дерева. В первом случае к названию стиля прибавляется суффикс шитатэ (仕立て). При этом выделяют восемь основных классических стилей ниваки.

Тёкан (直幹, прямой ствол) – сформированная одним вертикальным прямым утолщающимся книзу стволом классическая форма. Боковые ветви при этом должны располагаться параллельно поверхности земли.
Сокан (双幹, близнецы или раздвоенный ствол) – дерево сформировано с раздвоенным как можно ближе к земле стволом.
Сякан (斜幹, наклонный ствол) – сформированная одним прямым стволом под углом к плоскости поверхности земли наклонная форма. Такие деревья чаще всего располагают на берегу водоемов с наклоном к воде.

 


Кэнгай (懸崖, поникающий ствол или каскадный стиль) – ствол дерева при формировании направляют вниз, ниже уровня его основания. Ниваки в этом стиле располагают возле водопадов, над которыми оно нередко свисает с искусственно созданной скалы.
Монкабури (門かぶり, дерево над входом) – после формировки над входом в сад должна быть горизонтально расположена одна длинная нижняя ветка дерева. В Японии монкабури считается символом успеха и удачи.


Киотосская форма (DaiSugi или Kitayama Sugi)– возникла в свое время в Киото при заготовке древесины криптомерии, когда из поросли на пеньках формировались новые стволы. В Японии для нее используют только криптомерии, но в нашем климате для этого лучше всего подходит ель обыкновенная.
Котобуки (寿, иероглиф «счастье») – форма очертаниями похожа на иероглиф «счастье». Нижние ветки обязательно прикрывают каменный фонарь или камень. По японской традиции формируют в саду как дерево-оберег.
Моёги (模様木, извилистый ствол) – ствол дерева формируется извивающимся в одной плоскости подобно синусоиде. Подстилем моёги является банкан, когда ствол дерева искусственно состарен и довольно сильно закручен в виде спирали.


Помимо основных, также пользуются заслуженной популярностью следующие стили формирования ствола и скелетных ветвей дерева.

Тякан (多幹,многоствольный) – основной ствол дерева не одинок, а разделяется на совокупность идущих с одного уровня лидеров.
Эда-сукаши (枝透かし, прозрачная ветка) – прореженные ветки призваны подчеркнуть природные тенденции роста дерева.
Кобуши (拳, кулак) – прореживание веток осуществляется с целью акцентирования на их архитектуре. Для этого каждую осень срезается весь прирост за текущий год, что в результате приводит к образованию на ветвях узловатых утолщений и наростов в виде «кулаков».


Различие в методах формирования силуэта кроны определяет свои стили, для обозначения которых используется суффикс зукури (造り). Наиболее часто встречающимися в этом случае являются следующие стили.

Тама-зукури (玉造り, стиль шаров или мячей) – «лапы» имеют шарообразную или яйцеподобную форму. Для этого стиля существуют два подстиля или разновидности: плотно упакованные соприкасающиеся шары, которые закрывают ствол; разреженные шары, сквозь которые просматриваются ствол и ветви. Поскольку этот стиль требует использования ножниц для обрезки, то его еще так и называют карикоми-басами (刈込み鋏– ножницы для обрезки).
Мацу-зукури (松造り, стиль сосны) – традиционный стиль для формирования сосны, которая играет одну из ведущих ролей в японских садах. Применяя этот стиль, мастера часто стремятся придать дереву образ горы.


Дан-зукури (段造り, стиль шагов) – ветви с хвоей (листьями) расположены по бокам ствола пошагово в шахматном порядке образуя ступени своеобразной лестницы.
Кай-зукури (貝造り, стиль ракушек) – форма сформированных хвоей (листьями) «лап» напоминает плоскую раковину моллюска.
Хако-зукури (箱造り, стиль коробки) – «лапам» придается форма прямоугольной или квадратной «коробки».


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.