Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция четырнадцатая. Перспективы женского труда.



Лекция четырнадцатая. Перспективы женского труда.

В прошлой беседе мы остановились с вами на революции нравов в области семейно-бытового уклада. Сегодня мы закончим наш цикл бесед выводом о том, в каких областях хозяйственного и социального строительства труд женщин может быть наиболее целесообразно применяем в период рабочей диктатуры. Этот вывод важен, как для самой России, так и для пролетариата других стран, кому еще суждено совершить рабочую революцию.

С того момента, как в трудреспублике все граждане, без различия пола, оказались привлеченными к общественному труду, намечается быстрый процесс раскрепощения женщины. Одна существенная оговорка: все отмеченные явления касаются преимущественно пролетариата, жителя города, населения промышленных районов. Деревни революция быта и нравов коснулась в относительно слабой степени. В крестьянстве, где хозяйство покоится на началах семейно-частного производства, где крестьянка является лишь, как правило, подсобницей мужа в хозяйстве, где физическая мускульная сила все еще играет большую роль, неравно большую, чем при механизации труда в промышленности, положение крестьянки лишь мало изменилось. И, тем не менее, и в деревне произошел некоторый сдвиг в сторону признания известной доли самостоятельности и равноправности женщин. В Советской России на 8 миллионов крестьянок больше, чем крестьян. Этот факт влечет за собой необходимость считаться с одинокими крестьянками, как с представительницами хозяйственных единиц. Обычно – это вдовы павших воинов на фронте гражданской войны, вдовы солдат империалистической войны, жены и матери красноармейцев, вдовы рабочих. Трудповинность, к которой привлечена и крестьянка, гужевая и иная повинность заставляет волость и село считаться с этими одинокими крестьянками, брать в расчет их голос. Семенная кампания, разверстка или продналог – все это требует соучастия крестьянок и не только одиноких, но и членов семьи крестьянина. Гражданская война остро полоснула по крестьянке, вывела „бабу“ из её вековой пассивности. Крестьянки, особенно на Украине, на Дону и на Кубани явились активными участницами гражданской войны, ретиво защищая, смотря по разумению, „красных“ или „белых“. Во Франции, в Вандее и Бретани, во время великой революции, крестьянки являлись душою контрреволюционных выступлений; так, и в Советской России всякого рода украинские „батько“ находили в несознательных крестьянках опору и поддержку. Но так было лишь первые годы революции. За последнее время, наоборот, замечается определенный поворот настроения крестьянок в сторону поддержки Советской власти. С тех пор, как Советская власть практически стала оказывать помощь женщине, способствуя ее раскрепощению, с тех пор, как Р. К. П. стала созывать повсеместно, даже в глухих волостях, делегатские собрания, съезды работниц и крестьянок по уездам и губерниям и учить крестьянок, что надо делать, чтобы облегчить участь трудящейся женщины, симпатии широких кругов крестьянок определенно повернулись в нашу сторону. Два явления служат показателем того, что крестьянки не только начинают задумываться над своей судьбой, но и связывать раскрепощение с делом революции: тяга молодых крестьянок в город, в целях получения образования; в Свердловском университете, напр., на 402 курсанток приходится 58 крестьянок. В рабфаках насчитывается 10-15% крестьянок. На местах, в провинции, процент крестьянок в совпартшколах еще выше. Второй показатель роста крестьянок, работающих в советских учреждениях и избираемых в члены уездного и губернского совета или исполкома. В первые годы революции членами советов являлись исключительно работницы, сейчас, местами, число крестьянок превосходит число работниц, членов совета. Только во Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов – нет ни одной крестьянки.

Крестьянки являются деятельными работниками отделов советов на местах. Они занимают нередко в уезде весьма ответственные посты по земельному и продовольственному делу, по рабоче-крестьянской инспекции.

Там, где партия уже взрыхлила почву среди населения, коммунизм имеет среди крестьянок более горячих сторонниц, чем крестьяне. Это и понятно, крестьянин, прежде всего, хозяин-собственник; ему важен привычный уклад хозяйства, требующий полного подчинения власти старшего в семье всех домочадцев, включая и жену. Новшества в области быта мало обещают крестьянину практическое улучшение его положения. Крестьянкам же, наоборот, коллективистические формы ведения сельского хозяйства, развитие молочных и всякого рода других коопераций и товариществ, при одновременной реформе быта в духе коммунизма (ясли, центральные пекарни, прачечные и так далее) весьма и весьма улыбаются; эти начинания несут ей непосредственное и практическое облегчение в жизни и труде. Вот почему крестьянки, схватив суть коммунизма легче, чем крестьянин, становятся опорой коммунизма, ярыми его сторонницами в деревне.

Есть еще одно характерное явление, свидетельствующее, что и в деревне пошатнуты прежние незыблемые основы семьи; о разводах в крестьянских семьях не было речи до революции. Муж еще иногда бросал жену, но чтобы крестьянка ушла от мужа, это было явление почти неслыханное, во всяком случае, возбуждавшее удивление и негодование села. Сейчас, с облегчением развода по декрету 17-го года, расхождение супругов стало явлением привычным в деревне, особенно среди более молодого поколения. Факт же ухода крестьянки от мужа перестал вызывать возмущение и удивление соседок. Чем больше крестьянка, в качестве самостоятельного работника и выборного члена Совета, несет ряд общественно-полезных для волости, села или уезда работ, тем естественнее и неизбежнее отмирает прежний взгляд на неравноценность женщины, и тем легче совершается процесс бытового раскрепощения женщины в деревне. Процесс этот еще укрепится с переходом сельского хозяйства России на механический труд (план электрификации земледелия) и укреплением в деревне кооперативного дела. Тогда и в деревне Советской России создадутся условия, при которых неизбежно начнется революция быта и нравов, а с ней и процесс полного раскрепощения женщины.

Правда, с переходом советской политики к новому курсу в области хозяйства, экономики, неизбежно приостановится строительство новых форм быта и нравов. А вместе с тем, замедлится процесс раскрепощения женщины и создание новых более совершенных форм брачных отношений, построенных не на расчете, а на взаимном влечении.

Но, именно поэтому, необходимо и важно сейчас, пока молодые побеги будущего еще свежи, пока враждебная стихия не ослабила их роста и не подрыла их корни, отметить явления, свидетельствующие о том, что за эти годы революции и строительства коммунизма уже успели появиться новообразования в области быта и нравов. Будет в высшей степени полезным учесть опыт того, что дали эти годы, осознать формы, в какие начала выливаться жизнь, разобраться в процессах складывающихся бытовых явлений. Такая работа помогла бы мировому пролетариату, которому предстоит довершить дело, начатое руками русских рабочих и работниц, извлечь полезный урок из нашего живого опыта. В какую бы темную, безрадостную, застойную полосу мы сейчас не вступали, то великое, что достигнуто октябрем 17-го года оставило на человечестве, и особенно на дальнейшей судьбе женщин, неизгладимый след. Задача женотделов сейчас, постольку поскольку практическое строительство новых форм жизни приостанавливается, подытожить громадные успехи в деле революции быта и нравов, дать возможность широким массам осознать эти успехи, помочь массам равняться по передовым слоям пролетариата в своих понятиях, правах, стремлениях, пропагандировать наш живой опыт среди работниц всех стран мира, зажечь их сердца верой в практическую осуществимость всестороннего раскрепощения женщины при переходе к коммунизму. Факт на лицо – русская революция положила начало не формальному, а практическому раскрепощению трудящейся женщины. Этого мало: Советская власть, первая в мире власть, которая к тому же взяла мать и ребенка под свою защиту. Советский строй создал условия, при которых возможно стало изжить одно из позорнейших явлений буржуазного мира – проституцию; в трудовой республике на месте былой, крепостнической по духу, семьи, возникают более свободные, здоровые и гибкие формы брачного общения между полами.

Великая русская революция явилась освободительницей женщины. Но не следует забывать, что сама русская революция явилась делом рук работниц не в меньшей степени, чем рабочих и крестьян.

Работницы и крестьянки не только положили начало русской революции (историческое выступление в международный день работниц 23 февр., 8 марта 17 года), но и активно участвовали в ней все тяжелые, напряженные годы гражданской войны.

Эта сторона вопроса вам достаточно известна, она так же, как и вся история движения работниц, сливается с движением нашей партии. Здесь остается только отметить, что нет такой области строительства советского, в которой работницы и крестьянки с первых дней диктатуры не являлись бы активными участницами. Немало женских имен будет связано с историей смелых начинаний Советской России в деле развития того или другого советского учреждения. С момента образования Советов, еще во времена Керенщины, работницы и крестьянки являлись деятельными членами Советов. Советская Россия – первая страна в мире, где в правительство избрана была бы женщина. Во всероссийском масштабе в первые месяцы по взятию власти женщина была членом Совнаркома, Народным Комиссаром Социального Обеспечения (тогда – государственного призрения); в Украине на том же посту до осени 1921 года находилась тов. Майорова; в областном масштабе мы имеем целый ряд женщин комиссаров ответственных отраслей советского строительства. Многие коммунистки и сейчас состоят членами коллегии наркоматов, не говоря уже о заведующих советскими отделами. Среди них немало работниц и крестьянок, непосредственно оторванных от станка, вспомним хотя бы тов. Климову, Николаеву, Чернышеву, Калыгину, Икрянистову. Таких работников нового, советского, строя мог так поспешно выковать лишь молот коммунизма на жарком пламени революционной борьбы.

Без живого сочувствия, без деятельного участия работниц и крестьянок при общей разрухе Советская власть не смогла бы провести и десятой доли тех начинаний, какие намечены были широким и смелым полетом пролетарского творчества. При общей разрухе и разлаженности жизни немыслимо было бы поставить и пустить в ход советские учреждения, если бы на помощь рабочему не подоспела бы разбуженная революцией работница. Будущий историк, несомненно, отметит, что одной из характерных особенностей нашей революции – это то, что женщины работницы и крестьянки играли в ней не подсобную, как во времена великой французской революции, а активную, действенную роль. Не случайность, а, наоборот, яркий показатель того, что революция находила широкую опору среди работниц и крестьянок представляет Первый Всероссийский Съезд работниц и крестьянок, созванный в ноябре 1918 г. Съезд был задуман только в сентябре, подготовляла его группа инициаторш из 10-15 товарищей, подготовительная работа велась слабо, и все же достаточно было бросить в женские трудящиеся массы клич о выборах своих представительниц на Съезд работниц, чтобы к Съезду прибыло 1147 делегаток со всех концов России, даже из глухих медвежьих углов. Съезд этот – лишь особенно яркий показатель того, как революция покончила сразу с вековой пассивностью женщины. Но стоит внимательно приглядеться к каждому отдельному явлению нашей революционной деятельности, чтобы убедиться в значительности той роли, какую в ней сыграли женщины. Особенно показательно участие работниц в обороне республики. Эта область революционной работы далеко выходит за пределы обычной сферы женской жизни, и, казалось, в этой области женщины окажутся наименее приспособленными и полезными.

Однако, классовый инстинкт оказался достаточно сильным в работнице, чтобы толкнуть её на деятельную поддержку красного фронта. Уже в октябрьские дни мы видим работниц на боевых постах. Они налаживают походные кухни, организуют санитарные отряды, несут службу связи. В области использования женских сил в деле обороны Советская Россия по новому отнеслась к трудящимся женщинам.

Буржуазия всегда исходила из положения, что женщина была и должна остаться хранительницей домашнего очага, в то время как мужчина самой природой предназначен к защите этого очага, или, взявши это понятие шире – отечества, государства. „Дело бранное“ по понятиям буржуазии – дело мужское. Мысль вовлечь женщин в войска казалась буржуазному обществу чудовищной. Этим актом она подрывала бы устои семьи, этого необходимого института частной собственности и классового государства. Совершенно иначе относится трудовое государство к вопросу использования работниц и крестьянок для нужд армии и ее поддержки.

Переживаемый нами переходный период тесно и неразрывно сплетает долг каждого члена трудового государства по несению трудовой повинности и повинности по обороне трудовой республики. Великий переворот, совершившийся с октября 17 года в организации производства и системе народного хозяйства России, коренным образом отразился на судьбе женщины и её роли в государстве. Коммунистическое государство, где все наличные силы взрослых граждан берут на учет для более целесообразного их использования и для успешного развития производительных сил страны, уже не в состоянии обойтись без участия женщины. Но точно так же, как основная система хозяйства требует в интересах рабочего класса самого широкого вовлечения в него женщины, так же и самозащита класса от буржуазного господства требует использования работниц и крестьянок для целей армии и флота. Вовлечение женщин-работниц и крестьянок в военное дело диктуется не временными политическими соображениями, какими руководствовались буржуазные правительства в империалистическую войну, а жизненными задачами класса. Рабоче-крестьянская армия может тем успешнее защищать революцию, чем более широкие круги трудового населения будут втянуты в ее боевые задачи.

Красная армия нуждается в активном участии работниц и крестьянок. Женские силы должны быть использованы для обеспечения победы на фронте точно так же, как эта победа необходима самой женщине в целях её всестороннего освобождения и закрепления тех прав, какие октябрьская революция завоевала трудящимся женщинам. Поэтому оценивать участие работниц и крестьянок в работе армии приходится не только с точки зрения практической помощи, какую женщины уже оказали фронту, но и со стороны того неизбежного переворота, какой вносит вопрос о вовлечении женщины в военное дело. Если октябрьская революция положила основу уничтожению былого неравенства между полами, то активным участием женщин на двух основных наших фронтах – трудовом и красном – разбиваются последние предрассудки, питавшие это неравенство. Призывом женщины в войска, окончательно закрепляется представление о ней, как о равноправном и равноценном члене трудового государства. Понятие о женщине, как о придатке к мужчине, уходит в область истории, остается в прошлом вместе с упраздненными принципами частной собственности и господством буржуазии.

Участие работниц и крестьянок в Красной армии сказывалось, прежде всего, в той политической работе, какую несли коммунистки в армии, работая нередко на линии огня в качестве политработников. Были случаи, когда коммунистки назначались членами Реввоенсоветов армий. Политическая работа дополнялась работой красных сестер и санитарок, за 19-20 год было выпущено свыше 6 тысяч красных сестер – все работницы и крестьянки. Женщины привлечены к несению службы связи в армии, к изучению дела снабжения. В единичных случаях женщины в качестве красноармейцев сражались на фронте. Немало курсисток сейчас на командных курсах. Есть даже одна слушательница Академии Генштаба. Всевобуч привлек в свои ряды до 5000 молодых работниц и крестьянок за 20 г. Ни одна призывная кампания не прошла без деятельного содействия работниц и крестьянок. Работницы и крестьянки помогали в борьбе с дезертирством, по сбору необходимого для армии обмундирования, обходили лазареты и сами заботились о судьбе больных и раненых красноармейцев. Призыв красного фронта находил самый горячий отклик в сердце работниц и крестьянок. Особенно много работниц выделили на фронт промышленные центры. Работницы классовым чутьем угадывают неразрывную связь, существующую между полным раскрепощением женщин и каждой первой победой красного фронта... Но, разумеется, самой крупной заслугой трудящихся женщин в деле обороны Советской Республики является их массовая помощь и активное участие в моменты острой гражданской войны, грозившие всем завоеваниям революции.

Наступление белых на Донбасс и Луганск в 1919 году, угроза Деникина и Юденича красному Петрограду осенью того же 1919 года. Луганску удалось отразить повторный натиск на красный город со стороны белогвардейских банд только благодаря массовому активному участию работниц и рабочих во всех областях обороны. Исторически памятно решение тульских работниц, принятое во время наступления Деникина: „В Москву Деникин придет разве только через наши трупы“, заявили работницы, несшие в то время различного рода службу для фронта, от рытья окопов до ответственной службы связи.

Участие петроградских работниц при обороне Петрограда во время наступления Юденича слишком общеизвестно, чтобы на нем здесь останавливаться. Тысячи работниц Петрограда участвовали в пулеметных ротах, в службе связи, в саперных ротах, самоотверженно в холодную осеннюю погоду рыли окопы и помогали окутать Петроград сетью проволочных заграждений. Особенную пользу принесли работницы в качестве заградительных отрядов, останавливающих бегущих с фронта трусов и дезертиров. И то, что этих дезертиров останавливали женщины с винтовкой в руках, готовые сами умереть на посту, заставляло трусов пристыженными вернуться на покинутый боевой пост.

Но если в деле обороны Республики работницы и крестьянки играли хотя и значительную, все же лишь подсобную роль, то есть ряд других областей советского строительства, где творчество и инициатива принадлежит женщинам. Опять-таки, только историк, подводящий итог пройденному нами революционному пути, сможет со всей беспристрастностью отметить, сколько инициативы и живого практического творчества внесли работницы и крестьянки в дело социального воспитания или организации государственной помощи и охраны материнства. Смогла ли бы Советская власть в такой краткий срок, при общей разлаженности хозяйства и отсутствии должных аппаратов, поставить эту работу в таком широком масштабе, если бы сами женские массы не спешили бы им навстречу и не поддерживали бы начинания советской политики? Ответ ясен – не могла бы.

Очень показательно, что трудящиеся женщины прежде всего кинулись на работу в те области советского строительства, которые непосредственно связаны с задачами раскрепощения женщины. Этому нисколько не противоречит тот факт, что очень многие женщины работали и в других областях, состоя членами коллегий наркоматов, Высшего Совета Народного Хозяйства, работая, от низов до верхов, в различных советских учреждениях. Но все же неоспоримым остается факт, что главная масса работниц и крестьянок с момента начавшегося советского строительства хлынула в те отрасли работы, которые были ближе женщине по её трудовым навыкам и привычкам, понятнее ей, теснее связаны с ее природной задачей – материнством.

Женские массы потянулись на работу в отделы охраны материнства, социального воспитания, общественного питания. Меньше – в жилищный отдел; очевидно, преобразование быта путем изменения жилищных условий не так ясно усваивалось трудящимися женскими массами, хотя решение жилищного вопроса не менее важно в смысле бытового раскрепощения женщин, чем организация столовых. И, заметьте, первые годы своей работы Комиссии работниц, позднее Отделы, направляют свою главную заботу на то, чтобы именно к этим областям советского строительства привлечь работниц и крестьянок. Женотделы правильно поняли, что надо начинать с того, чтобы использовать для коллектива труд женщин в привычной для них области работы. А затем уже вовлекать женщин и в другие, менее знакомые им, области строительства.

Благодаря тому, что широкие женские массы с первых месяцев революции с интересом и воодушевлением взялись за преобразование хозяйственно-бытового уклада, сулящего женщине раскрепощение от домашнего рабства, Советская власть смогла проводить в других областях жизни свою широкую и смелую революционную программу – создание трудового государства.

Произошло естественное разделение труда: в областях, более близких и понятных женщине, теснее связанных с её природной задачей – материнством – и с трудовыми навыками, воспитанными в женщине веками, орудуют по преимуществу сами трудящиеся женщины. И здесь работницы и крестьянки не только помощницы мужчин, но и сами проявляют живую инициативу. В остальных отраслях государственного строительства руководящая роль остается за рабочим, за крестьянином. В этих областях женщины по преимуществу (есть и тут исключения) несут работу подсобную. Такое разделение труда, однако, ведет не к разделению интересов пролетариата обоего пола, а к нормальному жизненному скреплению трудовых начинаний в общий неразрывный узел.

Этим мы не хотим сказать, будто женщины способны выполнять с пользою лишь ту работу, которая теснее связана с домоводством и воспитанием детей. Напротив, мы с вами знаем, какую громадную роль сыграли работницы и крестьянки в революционной борьбе и строительстве. Ни одно начинание в Советской России не обошлось без вовлечения в него женщин. Разве возможно было бы так упорно вести борьбу с контрреволюцией и спекуляцией, если бы в этой борьбе женщины пролетариата не принимали бы самого активного участия? Разве осуществимы были бы все повторные мобилизации на красный фронт, если бы работницы и крестьянки не помогли бы проведению мобилизационных кампаний? Разве не оказали работницы и крестьянки громадных услуг Наркомздраву, участвуя активно в борьбе с эпидемиями? Не раз отмечалось, что все наши многочисленные кампании, политические и хозяйственные, все наши нескончаемые „недели“ имели успех именно потому, что живыми их участницами являлись широкие массы работниц и крестьянок.

И все же, несмотря на всё это, нельзя не учесть того факта, что в период диктатуры силы трудящихся женщин стихийно, отвечая здоровому инстинкту, направляются в те области строительства новых форм жизни, нового уклада, где эти силы могут быть употреблены, использованы с наибольшей пользой для себя и для трудового коллектива. Опыт русской революции позволяет сделать заключение, что подсказанное жизнью и здоровым чутьем всего пролетариата решение разделить между собой области строительства было подсказано правильно. Работая в областях, наиболее знакомых женщине (налаживание общественного питания, детских домов, охраны материнства), женщины тем самым могли дать революционному строительству, всегда спешному, всегда требующему наибольшей затраты сил, максимум своей трудовой энергии, помогая этим достичь максимум строительных успехов и всей трудовой республике. Меньше, чем когда-либо должен пролетариат в эпоху диктатуры становиться на точку зрения буржуазного феминизма, провозглашая равноправность женщин, как голый принцип. Разумно понятый государственный расчет, наоборот, заставляет учитывать физические и духовные особенности женщины, своеобразие обоих полов, их отличительные черты и качества и сообразно с этим распределять между ними различные области единой по своей общей цели работы.

Не равноправность, а целесообразное использование женских сил при соблюдении охраны интересов женщины, как носительницы материнства, должно стать лозунгом работниц в период диктатуры.

Опыт русской революции должен быть учтен нашими товарищами в других странах. Для того, чтобы в момент захвата власти пролетариат мог без промедления приступить к строительству новых форм жизни, надо готовить не только кадры умелых хозяйственников рабочих и работниц, знакомых с основами производства, не только борцов красной армии, но и строительниц нового коммунистического быта, работниц, умеющих поставить детский сад, ясли, общественную столовую, организовать общежития и создать наиболее целесообразный тип домов-коммун. Пролетариат не может творить новых форм жизни без самого деятельного участия в строительстве широких женских трудовых масс. Поэтому вопрос о воспитании широких женских масс в духе коммунизма и приобретает такое важное значение для рабочего класса всех стран. Работа среди женщин перестает быть делом одних работниц. Именно в эпоху современной обостренной классовой борьбы, когда вопрос идет не о мелких преобразованиях, а о коренной революции всего хозяйства и быта, вопрос об умелом использовании женских сил для борьбы на гражданском фронте и для строительства, с момента захвата власти пролетариатом, приобретает серьезное политическое значение. И враги пролетариата это прекрасно учитывают. Недаром буржуазные правительства спешат навстречу женщинам, бросая им подачки в виде политического равноправия или пересмотра брачного законодательства, чтобы этим задержать опасную критику и недовольство со стороны женских масс. В противовес им коммунисты в международном масштабе должны усилить свою работу среди женского пролетариата, задача, предпринятая Международным Женским Секретариатом Коминтерна. Работа эта должна исходить из определенного принципа: единство интересов пролетариата обоего пола, слитность движения и общих целей, но непременный учет особенностей женщины, вытекающих из ее дополнительной социальной обязанности – материнства. Трудовое государство должно использовать трудовые силы женщины, но во-первых, вовлекать ее в те области, которые ближе отвечают её навыкам и где, следовательно, она сможет дать максимум полезности, во-вторых, – всегда помнить, что женщина не только трудовая единица, но и мать. Женщина несет на трудовой коллектив двойную обязанность: она трудится наравне с мужчиной и, сверх того, дарит обществу нового члена, нового работника. Отсюда надо, чтобы трудовое общество, со своей стороны, признало за собою обязанность особой заботы о женщине. Не равноправности должны мы добиваться в эпоху диктатуры, а целесообразного, разумного использования женских трудовых сил, связанных с охраной материнства.

На этом, товарищи, мы закончим цикл наших лекций. Надеюсь, после наших 14 бесед для вас ясно, что положение женщины и её права определяются ее ролью в общественном хозяйстве.

При капитализме, построенном на системе частных хозяйств, тесно сплетающихся с семейным бытом и неразрывно связанных с частно-семейным потреблением, женщина обречена вести непроизводительную работу по хозяйству. Раскрепощение ее при капитализме неосуществимо, даже если буржуазные правительства бросят женщинам в области формально-правового равноправия и еще несколько подачек. Только коренным образом изменяющаяся уже в переходную эпоху диктатуры роль женщины в самом хозяйстве, в производстве, а значит и в социальной жизни, как показывает опыт Советской России, ведет за собой непременное и неизбежное превращение женщины в полезного общественного работника, а это создает фундамент для её раскрепощения. Неразрешимый в пределах буржуазного мира женский вопрос в Советской России находит разрешение путем приобщения всех взрослых и трудоспособных женщин к общественно-полезному труду, с одной стороны, путем строительства коммунистических форм хозяйства и быта с другой. Вам, работникам среди женщин в Советской России, теперь должно быть ясно, что если работница и крестьянка томится неволей, своей горькой „бабьей долюшкой“, то выход для нее найден: чем больше приложит она сама сил и труда к созданию новых форм производства и быта, тем скорее спадут с нее вековые цепи женского рабства. Русская революция широко раскрыла перед трудящимися женщинами возможность раскрепощения женщины. Теперь все дело в воле и осознании своих задач со стороны трудящихся женщин. Фундамент создан. Путь намечен. Вехи расставлены. Остается: строить, строить и строить...

Диктатура частной собственности навеки закабалила женщину, диктатура трудящихся её освободит!

 

Пособия слушателям по прочитанной лекции:

1. Деятельность Отделов по работе среди женщин РКП.

2. Сборник Инструкций Отдела по работе среди женщин ЦКРКП.

3. „Три года диктатуры пролетариата" (Сборник статей М. Отд. раб.).

4. А. Коллонтай „Работницы и крестьянки и красный фронт“.

5. Путиловская „Оборона Петрограда и работница“.

6. К. Самойлова „Организационные задачи отдела работниц“.

7. Р. Блонина „Очередные задачи Отдела работниц“.

8. А. Коллонтай „Работница и крестьянка в Советской России“.

Приложения


[1] Греческий историк Геродот, писавший 2½ тысячи лет тому назад, рассказывает, что в Египте жена по брачному договору приобретала власть над мужем, муж же обязывался ей подчиниться. Девушки получали приданое не от отца, а от матери. Содержание престарелых родителей возлагалось не на дочерей, а на сыновей. Египетский самодержец фараон состоял по закону под опекой своей матери.

[2] Основателем этих домов был крестоносец Гуго де-Бег. В Италии дома бегинок процветали уже в XII веке и стали хиреть к концу XIII века.

[3] До войны только в 17 отраслях промышленности Германии преобладал женский труд; во время войны таких отраслей было уже свыше 30.

[4] В Англии, Германии, Австрии, Швеции, Норвегии, Чехо-Словакии, Финляндии, Дании, не считая, разумеется, советской России.

[5] Прочтите о них в „Подпольной России“ Степняка-Кравчинского.

[6] См. таблицу в конце книги.

[7] В конце книги приложена таблица сравнительной оплаты мужского и женского труда.

[8] В интересах частной собственности буржуазия не могла признать за внебрачными детьми право на содержание их внебрачными отцами. Такое признание права повлекло бы за собою „распыление“ имущества – явление, совершенно неприемлемое при капиталистическом накоплении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.